Ст59 гк рф с комментариями 2018

Статья 59. Передаточный акт

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Комментарий к Ст. 59 ГК РФ

1. Устанавливаемые в комментируемой статье требования к передаточному акту и разделительному балансу имеют целью как четкое урегулирование отношений при реорганизации юридического лица (например, между выделяемым, вновь возникшим лицом и ранее созданным), так и обеспечение прав и интересов кредиторов. Интересы последних заключаются в том числе в установлении порядка правопреемства и в выявлении лица (лиц), к которому (к которым) кредитор мог бы обратить свои требования.

2. Содержание передаточного акта или разделительного баланса должно отражать все права и обязанности, переходящие в результате правопреемства. В этом смысле положения комментируемой статьи несколько неточны, поскольку речь в них идет о правопреемстве «по всем обязательствам» реорганизованного юридического лица. Однако не менее важно для кредиторов знать и о судьбе вещных прав, а также иных прав и обязанностей, переходящих в результате реорганизации. Поэтому законодатель возлагает на составителей передаточного акта и разделительного баланса (учредителей (участников) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридических лиц) обязанность указать в этих документах все права и обязанности реорганизованного юридического лица, в том числе права и обязанности по оспариваемым обязательствам.

3. Утвержденный передаточный акт или разделительный баланс представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц либо внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. В соответствии со ст. 14 Закона о регистрации юридических лиц при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации ;

———————————
Форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— решение о реорганизации юридического лица;

— договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

— передаточный акт или разделительный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины;

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Вместе с тем нельзя не заметить того, что содержание представленных в регистрирующий орган разделительного баланса или передаточного акта никоим образом не влияет и не может повлиять на дальнейший ход процедуры реорганизации, поскольку регистрирующий орган не наделен полномочиями по проверке указанных документов на предмет учета в них всех прав и обязанностей, переходящих в порядке правопреемства. В этом смысле положения абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, закрепляющие такое основание для отказа в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, как отсутствие в передаточном акте или разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица, вряд ли могут быть применены на практике. Регистрирующий орган не обладает, да и не может обладать информацией обо всех требующих отражения в этих по существу учетных документах правах и обязанностях каждого из юридических лиц.

Ст. 59 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 59. Передаточный акт.

18 июня 2010

31 июля 2007

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО по вопросу определения базы для начисления страховых взносов при реорганизации юридического лица в форме преобразования и сообщает следующее.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о возможности учета выплат в пользу работников присоединяемой к ООО организации в целях определения базы для исчисления страховых взносов после реорганизации данного общества и сообщает следующее

Акционерное общество, в целях правильного исчисления налога на прибыль просит разъяснить порядок начисления амортизации по имуществу, полученному в порядке правопреемства при реорганизации. АО создано в результате реорганизации в форме выделения. Обществу в порядке правопреемства, по разделительному балансу от реорганизованного юридического лица передано имущество (ст.58, 59, 218 ГК РФ). Согласно п.5 ст.259 НК РФ, если организация в течение какого-либо календарного месяца была реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со ст.55 НК РФ налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется с учетом следующих особенностей:

  • амортизация начисляется реорганизуемой организацией по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация;
  • амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация.

Пунктом 2 ст.55 НК РФ установлено, что, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. Регистрационная запись о создании АО внесена в ЕГРЮЛ 1 сентября 2015 года. Следовательно, первым налоговым периодом по налогу на прибыль созданной организации является период с 1 сентября по 31 декабря. Соответственно, амортизация созданной организацией должна начисляться начиная с сентября месяца. Однако данный вывод напрямую не следует из нормы п.5 ст.259 НК РФ. На основании вышеизложенного общество просит разъяснить порядок начисления амортизации организацией, образующейся в результате реорганизации, если она создана 1-го числа.

Суммы полученные по решению суда — это пени, штрафы и компенсация морального вреда, подлежат налогообложению в виде 13%, т.е являются ли эти суммы доходом?

Мой муж, получил травму правой руки, на производстве, где он к сожалению, еще не был устроен официально. Ближайшие пол года работать он не сможет точно! На производстве, где он работал третий месяц, сказали, что не оформлен он был из-за обычной халатности отдела кадров, и что они обещают (устно) выплачивать все пол года 100% зарплату, но гарантий у нас никаких нет! В связи с этим хотела у вас спросить, как вы считаете, есть смысл куда-либо обращаться и если да, то куда? Заранее благодарю!

Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории

СТ 59 ГрК РФ.

1. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов документов территориального планирования Российской Федерации, документации по планировке территории, утверждаемых в соответствии с настоящим Кодексом федеральными органами исполнительной власти, осуществляется Российской Федерацией в полном объеме.

2. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документации по планировке территории, утверждаемых в соответствии с настоящим Кодексом органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется субъектами Российской Федерации в полном объеме.

3. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, утверждаемых в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления, осуществляется муниципальными образованиями в полном объеме.

Комментарий к Ст. 59 Градостроительного кодекса РФ

1. Деление гражданско-правовой (имущественной) ответственности на виды осуществляется по различным критериям, в том числе по основаниям возникновения. В связи с этим различают договорную и внедоговорную ответственность. Одним из принципиальных отличий между ними является то, что формы и размер внедоговорной ответственности устанавливается только законом, а формы и размер договорной ответственности – как законом, так и договором. Последнее означает, что стороны договора вправе установить повышенный или пониженный размер ответственности по сравнению с установленным законом, если последним не указано иное. Необходимость разграничения договорной и внедоговорной ответственности обусловлена еще и тем, что они подчиняются различным правилам. Так, если вред причинен лицом, не состоящим в договорных отношениях с потерпевшим, он возмещается в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ. В случае причинения вреда в связи с неисполнением (не надлежащим исполнением) обязанности по договору, вред возмещается в соответствии со ст.393-406 ГК РФ и законодательством, регулирующим это договорное отношение.

Под вредом в юридической науке понимаются неблагоприятные изменения в охраняемом законом благе, которые могут быть как имущественными, так и неимущественными (включая моральный вред). В комментируемой статье речь идет об обеих разновидностях охраняемых законом благ.

Вред имуществу физических и юридических лиц (имущественный вред) именуется убытками. Это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п.1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Указанный принцип полного возмещения вреда носит универсальный характер и применяется также к градостроительным отношениям. Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования выступают в деликтных обязательствах в лице органов государственной власти РФ или субъекта РФ, а также в лице органов местного самоуправления только в случаях, прямо указанных в законе. ГрК РФ как раз и выступает в качестве такого специального закона. При этом в комментируемой статье не указаны субъекты, на которых возлагается обязанность по полному возмещению вреда. Однако, учитывая, что схемы территориального планирования Российской Федерации утверждаются Правительством РФ (ч.1 ст.11 ГрК РФ); схемы территориального планирования субъектов РФ утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч.1 ст.15 ГрК РФ), а схемы территориального планирования муниципальных районов представительным органом местного самоуправления муниципального района (ч.1 ст.20 ГрК РФ), обязанность по полному возмещению вреда будет возложена на государственную казну РФ или субъекта РФ либо муниципальную казну.

Согласно ст. 1085 ГК РФ, при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

В случае причинения вреда жизни гражданина, то есть действий, повлекших смерть потерпевшего, лицо, несущее за это гражданско-правовую ответственность становится должником тех граждан, которым данные действия нанесли имущественный ущерб. Последними являются граждане, находившиеся на иждивении потерпевшего. Их перечень указан в ст.1088 ГК РФ, а размер возмещения вреда, понесенного в случае смерти кормильца – в ст.1089 ГК РФ.

Конкретный расчет суммы возмещения вреда жизни, здоровью или имуществу производится самим истцом, равно как и подготовка обоснований таких требований, и подлежит доказыванию им в суде (ст.56 ГПК РФ).

2. В указанных ч.3 комментируемой статьи случаях, Российская Федерация может нести субсидиарную ответственность. ГК РФ в зависимости от распределения ответственности между несколькими лицами различает долевую, солидарную и субсидиарную ответственность. Согласно ст.399 ГК РФ, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника. Лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, — привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора. Данные положения ГК РФ распространяются и на субсидиарную ответственность Российской Федерации, предусмотренную ч.3 комментируемой статьи.

Конструкция субсидиарной ответственности Российской Федерации по обязательствам, использованная в ГрК РФ, является достаточно распространенной в российском гражданском праве. Например, согласно п.5 ст.115 ГК РФ, собственник имущества казенного предприятия (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. В соответствии со ст.49 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ред. от 29 декабря 2004 г.), в определенных случаях возврат части вкладов физических лиц обеспечивается субсидиарной ответственностью РФ по требованиям вкладчиков к банку и т.д.

3. Появление ч.3 комментируемой статьи обусловлено ст.53 Конституции России, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В целях реализации конституционных норм ГК РФ и упоминает два случая возмещения вреда за счет казны РФ.

Согласно ст.214 ГК РФ, казна представляет собой средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. В случае, если в соответствии с ГК РФ или иными нормативно-правовыми актами возмещение вреда должно осуществляться за счет казны, данная обязанность возлагается на соответствующий финансовый орган.

До вступления в силу с 1 января 2000 г. БК РФ не возникало вопросов о том, какой орган должен выступать в суде, например, от имени казны Российской Федерации, поскольку таковым являлось Министерство финансов РФ. В силу же п. 10 ст.158 БК РФ, в суде от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности, а также по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.

Выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета. Следовательно, в нашем случае федеральный орган, выступающий в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета и представителя федеральной казны в суде еще предстоит определить.

Комментируемую ч.3 необходимо также рассматривать и в контексте ст.29 ГрК РФ. Из указанной статьи следует, что органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также органы местного самоуправления могут по собственной инициативе и за свой счет направлять проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу проектов документов территориального планирования, которая проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, или подведомственным ему государственным учреждением. Направление проекта документа территориального планирования на государственную экспертизу или получение отрицательного заключения государственной экспертизы проекта документа территориального планирования не является препятствием для утверждения документа территориального планирования (ч.6).

Из этого можно сделать следующий вывод: в случае, если документы были направлены на экспертизу и было получено положительное заключение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования (то есть заключения о его соответствии требованиям технических регламентов), которое на самом деле оказалось ложным и причинило по этой причине вред жизни, здоровью или имуществу (ч.ч. 1,2 комментируемой статьи), Российская Федерация несет субсидиарную ответственность. В случае же наличия отрицательного заключения, которое не помешало утвердить указанную документацию, например, субъекту Российской Федерации, Российская Федерация субсидиарной ответственности нести не будет. Такая позиция законодателя обусловлена тем, что государственная экспертиза является дополнительной гарантией качества проектов документов территориального планирования, за недостоверность которой субсидиарно и отвечает Российская Федерация, создающая и контролирующая уполномоченный федеральный экспертный орган.

Следовательно, субсидиарную ответственность Российская Федерация несет за причинение вреда проектами документов территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку за качество федеральных документов территориального планирования в силу ч.1 комментируемой статьи она отвечает на общих основаниях.

Статья 59 ГК РФ. Передаточный акт

Новая редакция Ст. 59 ГК РФ

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Комментарий к Статье 59 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Передаточный акт составляется при присоединении, слиянии или преобразовании, а разделительный баланс — при выделении или разделении. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства.

Перед составлением передаточного акта и разделительного баланса необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств, чтобы установить их наличие, состояние и оценку (ст. 12 Закона о бухгалтерском учете).

2. Передаточный акт и разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление передаточного акта или разделительного баланса влечет за собой отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Статья 59. Передаточный акт

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Комментарий к статье 59 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена документирующим правопреемство при реорганизации ЮЛ передаточному акту и разделительному балансу. Данные документы должны содержать положения о правопреемстве по всем существующим обязательствам реорганизованного ЮЛ в отношении всех его кредиторов и должников, при этом не составляют исключения и те обязательства, которые на момент составления передаточного акта (разделительного баланса) оспариваются сторонами, а потому их судьба остается неопределенной и зависит от судебного решения. В передаточном акте (разделительном балансе) не отражаются обязательства, погашенные в процессе реорганизации, в том числе досрочно исполненные и прекращенные реорганизуемым ЮЛ в результате реализации его кредиторами соответствующих прав (п. п. 2, 3 ст. 60 ГК).

2. Согласно абз. 1 п. 2 ст. 59 (и с учетом п. п. 1, 2 ст. 57 ГК) при добровольной реорганизации ЮЛ передаточный акт (разделительный баланс) утверждают его учредители (участники) или уполномоченный орган ЮЛ, принявший решение о реорганизации, при вынужденной реорганизации — уполномоченный госорган, принявший решение о реорганизации, при принудительной реорганизации — суд. Передаточный акт (разделительный баланс) представляется вместе с учредительными документами в регистрирующий орган для регистрации вновь возникших ЮЛ (в результате слияния, разделения, выделения и преобразования) или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (сохранившихся в результате выделения и присоединения).

Кроме того, в заявлении о регистрации каждого вновь возникающего ЮЛ заявитель должен подтвердить, что их учредительные документы соответствуют предъявляемым законом требованиям, а содержащиеся в них сведения достоверны и что передаточный акт (разделительный баланс) содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего ЮЛ в отношении всех его кредиторов. В числе документов, представляемых для регистрации вновь возникших хозяйственных обществ, — договор о слиянии (подробнее о документах, представляемых в регистрирующий орган, при регистрации ЮЛ, создаваемого путем реорганизации, см. п. 1 ст. 14 Закона о регистрации юридических лиц); в свою очередь, договор о присоединении (учитывая, что при присоединении новое ЮЛ не возникает) представляют для внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного ЮЛ (п. 3 ст. 17 Закона о регистрации юридических лиц).

Правило абз. 2 п. 2 ст. 59 касается случаев слияния, разделения, выделения и преобразования: непредставление передаточного акта (разделительного баланса) или отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного ЮЛ влекут отказ в регистрации вновь возникших ЮЛ (см. также п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц). Эта санкция не касается случаев присоединения за отсутствием здесь нового ЮЛ. Если в унитарных предприятиях, обществах с ограниченной (дополнительной) ответственностью разделительный баланс (а в акционерных обществах — разделительный баланс или передаточный акт) не позволяет определить правопреемника реорганизованного ЮЛ, вновь возникшие ЮЛ несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного ЮЛ перед его кредиторами (абз. 2 п. 8 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях, абз. 3 п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, абз. 3 п. 6 ст. 15 Закона об акционерных обществах).

Статья 59. Передаточный акт

СТ 59 ГК РФ

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Комментарий к Ст. 59 Гражданского кодекса РФ

1. Согласно положениям ст. 58 ГК РФ и комментируемой статьи, действующим с 01.09.2014 в новой редакции (в силу изменений, внесенных ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ), документом, определяющим права и обязанности юридических лиц при реорганизации, стал являться только передаточный акт. При этом передаточный акт предусмотрен не для всех форм реорганизации юридических лиц. Для реорганизации, осуществляемой в формах слияния, присоединения, преобразования, положения ст. 58 ГК РФ не содержат требований о необходимости составлять передаточный акт.

Обратим внимание, что ни до 01.09.2014, ни после форма передаточного акта законодательно не утверждена. Продолжают действовать Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н, в которых определен порядок составления передаточного акта, заключительной бухгалтерской отчетности и отражения полученного имущества в бухгалтерском учете предприятия-правопреемника.

Комментируемой статьей закреплено, что передаточный акт разграничивает объем прав и обязанностей всех участников реорганизации:

— определяет объем имущества и обязательств, передаваемых правопреемнику;

— регламентирует степень его ответственности по обязательствам юридических лиц, прекративших свою деятельность.

Передаточный акт должен отражать в своем содержании:

— полный перечень имущества, принадлежащего реорганизуемым субъектам;

Формирование передаточного акта основывается на инвентаризации имущества и обязательств всех реорганизуемых юридических лиц.

2. Передаточный акт подлежит обязательному утверждению:

— либо учредителями (участниками) юридического лица;

— либо органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица.

Передаточный акт относится к числу обязательных документов, представляемых заявителем наряду с другими документами для:

— государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации;

— внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Отсутствие передаточного акта, равно как и отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица, является основанием для отказа в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

3. Судебная практика:

— Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.03.2016 N Ф03-145/2016 по делу N А24-2109/2015 (об обязании составить разделительный баланс, передаточный акт, уведомить регистрирующий орган, Пенсионный фонд РФ о реорганизации, предоставить документы в регистрирующий орган, опубликовать сообщение о реорганизации и уведомить кредиторов);

— Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 N 05АП-3663/2016 по делу N А51-28666/2015 (о признании ненормативного правового акта недействительным);

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 N 12АП-6585/2016 по делу N А06-7798/2015 (о взыскании задолженности за обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома и пени с ФГКУ, а при недостаточности денежных средств — с Российской Федерации).

Еще по теме:

  • Мировой суд щигры Мировой суд щигры Судебный участок №2 судебного района г. Щигры и Щигровского района Курской области Аппарат мирового судьи МИРОВОЙ СУДЬЯ Горбунова Ирина Николаевна Помощник мирового […]
  • Банкротство физических лиц проект закона Минэкономразвития считает, что процедуры банкротства имеющих и не имеющих имущество физических лиц должны различаться По состоянию на 1 марта текущего года примерно 702 тыс. человек […]
  • Конституция российской федерации статья 59 Статья 59 Конституции России Текст Ст. 59 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год: 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. […]
  • Устав при реорганизации зао в ооо Каков порядок проведения реорганизации в форме преобразования ЗАО в ООО? Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), который вступил в силу с 01.09.2014, были […]
  • Личный прием граждан понятие Делопроизводство от А до Я. Работа с обращениями граждан При правильной организации работа с обращениями граждан из каждодневной рутины может превратиться в кладезь ценной информации. […]
  • Протокол 61 заседания совета по железнодорожному транспорту Протокол 61 заседания совета по железнодорожному транспорту Поделитесь пожалуйста протоколом 56 заседания комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного […]