Служебная квартира в социальный найм

Рубрика “Социальный найм”

Категория: Социальный найм

Термин «социальный найм» наверняка слышали многие из нас, но мало кто задумывался над его смыслом. Точного и краткого определения у понятия нет. Говоря в общих чертах, найм – это вид договора, целью которого является удовлетворение потребности в жилье нанимателя.

Существует два вида такого рода договоров – коммерческий и социальный. Основное различие заключается в законодательной базе, на которую опираются юристы при составлении договора. Коммерческие наймы регулируются гражданским законодательством, а социальные жилищным кодексом РФ. Остановимся подробнее на последних.

Кто может осуществить найм

Собственником квартир, предоставляемых по социальному найму, является государственный или муниципальный фонд жилья. Согласно условиям, установленным в 60 статье ЖК, собственник обязуется передать квартиру нанимателю, то есть гражданину РФ для бессрочного пользования. Документ (договор) подписывается обеими сторонами.

Обычно от имени собственника действует (подписывает договор) Управление имуществом – орган самоуправления, относящийся к местной администрации.

Нанимателем выступает исключительно гражданин Российской Федерации, относящийся к категории малоимущих, принятый на учёт и признанный нуждающимся в жилье.

У всех членов семьи нанимателя одинаковые права и обязанности – они несут коллективную ответственность по обязательствам договора. В случае смерти нанимателя, договор заключается с членом семьи, проживающим в квартире (согласно статье 672 ГК РФ, пункт 2).

Условия предоставления квартиры:

  1. Жилое помещение предоставляется по месту проживания, то есть, в том же населённом пункте, где до этого проживал наниматель.
  2. Жилое помещение должно быть изолированным и пригодным для проживания (соответствовать всем санитарным и техническим нормам).
  3. Общая площадь согласно статье 15 ЖК (п. 2) рассчитывается на всех членов семьи в соответствии с нормой, установленной для одного человека.

Объектом найма не могут быть: отдельные комнаты или их части, подсобные помещения (например, кухня) и помещения общего пользования – то есть, неизолированные и непригодные для жилья площади.

С малоимущих не взимается плата за наём! Но в их обязанности входит оплата коммунальных услуг и содержание помещения – обеспечение ремонта, плата за работы по управлению домом.

Обязанности и права сторон

Согласно договору собственник (наймодатель) обязан:

  1. передать в найм помещение, на которое не имеют прав другие граждане;
  2. участвовать в ремонте и содержании дома, в котором сданы квартиры;
  3. предоставлять качественные коммунальные услуги;
  4. проводить капитальный ремонт дома и отдельных жилых помещений;
  5. предоставлять семье нанимателя помещение из резервного фонда в случае проведения капитального ремонта квартиры.

Также собственник имеет право требовать своевременной оплаты коммунальных услуг. В случае неуплаты в течение 6 месяцев недобросовестные наниматели могут быть выселены согласно постановлению суда (с предоставлением иного жилья).

Выселению без предоставления жилья подлежат граждане, бесхозяйственно относящиеся к жилому помещению, использующие его не по назначению, лишённые родительских прав и не могущие согласно судебному решению жить вместе с детьми.

В обязанности нанимателя (статья 67 ЖК, пункт 3) входит:

  • использование помещения исключительно по назначению – как жилого;
  • поддержание квартиры в порядке;
  • проведение регулярного ремонта;
  • внесение платежей за коммунальные услуги и предоставленное помещение.

Приём жилья должен быть произведён по акту в течение десяти дней со дня подписания договора.

Наниматели имеют возможность поселить посторонних людей, сдать квартиру в аренду временным жильцам, обменять жилое помещение. Также они могут потребовать проведения капитального ремонта и предоставления качественных коммунальных услуг от собственника (наймодателя).

Как получить жилье по социальному найму

На праве социального найма. Жилье в безвозмездное пользование – реальность

Жилищный кодекс предусматривает выделение городскими властями жилья на безвозмездной основе по договору социального найма

Условия и порядок постановки на учет для получения жилья из соцфонда

Увеличивающиеся темпы жилищного строительства, программы ипотеки и госпомощи снизили число нуждающихся в жилье. Но еще много людей, кто не имеет возможностей приобретения жилплощади. Как же им быть?

Статус малоимущего и возможность получения социального жилья в этом качестве

Хотите узнать, как получить статус малоимущего и какие привилегии можно при этом получить? Тогда читайте нашу статью!

Отдельная квартира для сироты – требования Федерального Российского законодательства

Дети-сироты имеют право на жилье. Как его получить и какие документы для этого потребуются?

Служебное жильё

Служебные помещения предоставляются только на период работы (в том числе и на государственной должности) либо прохождения службы. Увольнение со службы или прекращение работы приводит к расторжению договора по найму жилья.

Согласно новому ЖК, такое жильё оставить в пользовании не получится. Расторжение договора производится в судебном порядке по требованию наймодателя. Молодые семьи, имеющие детей, в этом случае получают финансовую поддержку, рассчитанную от стоимости жилья: 30% для семьи с одним-двумя детьми, 40% – для трёх и больше детей. Основанием для социального найма может послужить постановка на учёт жильцов, как малоимущих и нуждающихся в квартире. Также муниципальное жильё может получить категория лиц, установленная законом (например, кадровые военнослужащие).

Перевести служебное помещение в категорию муниципального можно, подав заявление администрации предприятия. В случае согласия со стороны администрации можно остаться в квартире и подписать договор с новым наймодателем. Это самая распространённая на сегодняшний день практика, так как, действующих правовых норм, регулирующих вопрос получения служебного жилья в социальный найм просто не существует.

Как правильно подписывать договор аккредитива при покупке недвижимость, что необходимо учесть? Читайте об этом в нашей статье.

Если у пожилого человека нет родственников, то он может заключить договор о пожизненной ренте. Что это такое, читайте в статье по http://zakonometr.ru/nedvizhimost/pokupka/pozhiznennaja-renta.html ссылке.

Программы социального найма в Москве

Столица – один из немногих регионов, где всё ещё предоставляется бесплатное жильё гражданам, стоящим в очереди на его получение.

Право на получение квартиры имеют две категории очередников:

  • люди, вставшие до 1 марта 2005 года – в список входят не малоимущие жители Москвы, поскольку ЖК тогда не требовал признания очередника малообеспеченным;
  • и граждане, вставшие на учёт после указанной даты – в списке находятся люди, признанные Управлением социальной защиты, как малоимущие.

Чтобы попасть в очередь на бесплатное жильё, семье необходимо относиться к категории малоимущих. Соответствующая справка выдаётся в Управлении социальной защиты. С этим документом следует обратиться в управление района по месту жительства.

Социальный найм предоставляется исключительно в порядке очерёдности. В первую очередь жильё получают ветераны Второй Мировой войны, дети, оставшиеся сиротами, инвалиды (или больные тяжёлыми хроническими недугами), переселенцы из ветхих домов.

На одного человека полагается 18 кв. метров жилой площади. Но по факту в Москве одному человеку дают однокомнатную квартиру площадью до 36 кв. метров (меньших размеров квартиры такого типа сейчас не строят). Плата составляет до 1,8 рубля за квадратный метр. Передавать по наследству или продавать помещение нельзя. Все перепланировки в квартире производятся только по согласованию с администрацией города.

Как сделать служебную квартиру собственной

Автор: Надежда Швырева

Председатель Ростовской областной коллегии адвокатов «Паритет»

В последнее время москвичам, проживающим в квартирах, расположенных в муниципальных домах, которые ранее относились либо к ведомственному жилому фонду, либо же обладали статусом специализированного жилья, все чаще приходится сталкиваться с проблемами при оформлении договора социального найма. Департамент городского имущества выискивает все возможные поводы для того, чтобы отказать в заключении такого договора. Именно с такой проблемой столкнулись мои клиенты.

В 1976 г. на основании решения исполкома райсовета отцу моих клиентов, как работнику Ж/У, был выдан ордер на право занятия служебной жилой площади, состоящей из 2-х комнат. В ордер в качестве членов семьи включены жена и 2 сына. Впоследствии сам квартиросъемщик из квартиры выехал, снялся с регистрационного учета, супруга его умерла. И в квартире остались зарегистрированными только два его сына, которые решили свои жилищные отношения с государством узаконить и заключить с Департаментом городского имущества г. Москвы (ДГИ) договор социального найма.

Для этого они обратились в ДГИ и получили ответ со ссылкой на Постановление Правительства Москвы от 05.08.2008 № 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счёт средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключённому на условиях субаренды или по служебному ордеру», из которого следует, что договор социального найма не может быть заключён, если занимаемое жилое помещение превышает норму предоставления жилой площади в г. Москве (18 кв. м. на человека). При этом учитывается суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности.

Несмотря на то, что в квартире зарегистрированы только братья, Департамент включил в расчёт имущества жен и детей моих клиентов и пришёл к выводу о том, что в случае предоставления их семье квартиры по договору социального найма с учётом суммарной площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых их члены семьи обладают самостоятельным правом пользования либо правом собственности, размер площади жилого помещения будет составлять более 18 кв. м. на каждого члена семьи. В связи с этим моим клиентам было предложено выкупить данную жилую площадь по договору купли-продажи с рассрочкой платежа.

Не согласившись с данной позицией, мы обратились в Тушинский районный суд г. Москвы. В своём иске мы указали, что пункт 1.1. Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17 апреля 2013 г. № 5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вынесения решения. При этом в своём определении Судебная коллегия Верховного Суда РФ по административным делам указала, что анализ положений ст. 50-59 Жилищного кодекса РФ, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяет сделать вывод, что такой критерий, как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений. А не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения. Соответственно, обеспеченность жилыми помещениями более нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьёй 20 Закона города Москвы № 29, не влияет на заключение договора социального найма на жилое помещение, предоставленное ранее по служебному ордеру и занимаемое на законных основаниях.

Все это означает, что при рассмотрении такого рода заявлений граждан Департамент городского имущества г. Москвы не должен учитывать суммарную обеспеченность жильём, поскольку в рассматриваемых случаях это не имеет никакого правового значения.

Казалось бы, что все очевидно. Но не тут-то было. В судебное заседание Департамент предоставил отзыв, из которого следовало, что помимо всего прочего, отец моих клиентов не проработал 10 положенных лет в ведомстве (это действительно было так, не хватило 6 месяцев до 10 лет), предоставившем ему жилое помещение, либо в организациях, финансируемых за счёт средств бюджета г. Москвы. И это дополнительное основание для отказа в заключении договора социального найма. Однако и эту сложность нам удалось разрешить и убедить суд в своей правоте. Основывали мы свою позицию на следующих нормах закона.

В соответствии со статьёй 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Как разъяснил Верховный Суд РФ, исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации), к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных. Согласно п. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Согласно ст. 62 ЖК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне — гражданину жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом РФ.

Удовлетворяя заявленные нами требования, суд дополнительно указал, что анализ положений статей 50-59 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяет сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений. А не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения.

При изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении, само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечёт изменения предмета договора. Оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением. И потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, ибо объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, пусть и находящиеся в собственности города Москвы, но ранее предоставленные гражданам на законных основаниях и с учётом существующего на момент предоставления жилых помещений норматива предоставления, и право на которые у граждан возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Очевидно, что сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее при аналогичных обстоятельствах в связи с договорами служебного найма жилых помещений.

Указанные жилые помещения при передаче в муниципальную собственность утрачивают статус служебных. И к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, не лишены возможности приобрести их в собственность в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Предпосылки для такого вывода даёт и правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Обзоре Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года и указывающая на то, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных. И к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

С учётом изложенного можно выделись три основных основания отказа в заключении договора социального найма на помещение, ранее предоставленное как служебное:

Превышение суммарной площади, приходящейся на всех членов семьи (т.е. свыше 18 кв.м. на человека);

Отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда;

Отсутствие необходимого 10-летнего стажа работы в организации/учреждении, предоставившем служебное жилое помещение, либо отсутствие стажа работы в организациях/учреждениях, финансируемых за счёт бюджета г. Москвы.

Если вы попали в этот перечень, то не нужно отчаиваться. Настройтесь на борьбу. Результат будет, возможно, не очень скоро с учётом загруженности московских судов, но будет однозначно.

По такой категории дел практика вполне сложилась. Среди положительных решений особо можно обратить внимание на апелляционное определение Московского городского суда от 24 августа 2015 г. по делу № 33-27614 (отменено решение Преображенского районного суда г. Москвы и суд обязал Департамент городского имущества г. Москвы заключить договор социального найма), апелляционное определение Московского городского суда от 28 апреля 2015 г. по делу № 33-12261 (решение Преображенского районного суда г. Москвы об обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить договор социального найма оставлено без изменения), апелляционное определение Московского городского суда от 10 марта 2015 г. по делу № 33-7292/15 (решение Таганского районного суда г. Москвы об обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы предоставить жилое помещение на основании договора социального найма и признании незаконным отказа предоставить по договору социального найма жилое помещение оставлено без изменения), определение Московского городского суда от 4 августа 2014 г. по делу № 33-30681 (решение Зюзинского районного суда г. Москвы об обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы предоставить жилое помещение на основании договора социального найма и признании незаконным отказа предоставить по договору социального найма жилое помещение оставлено без изменения).

Но основа всей судебной практики — это, конечно же, определение Судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2013 г. № 5-АПГ13-8.

Обстоятельствами, подлежащими доказыванию и имеющими значение для правильного рассмотрения спора, являются:

Определение статуса жилого помещения на момент его предоставления и основания его предоставления;

Наличие трудовых отношений с организацией, предоставившей жилое помещение, либо с организацией, финансируемой из бюджета г. Москвы, и стаж работы в этих организациях;

Определение статуса жилого помещения на момент обращения с требованиями в суд.

Исходя из вышеизложенного, для обращения в суд необходимо будет собрать следующие документы:

Документы, подтверждающие первоначальное предоставление жилого помещения (ордер, решение жилищной комиссии, постановление/решение исполкома и др.);

Документы, подтверждающие вашу регистрацию в жилом помещении на момент обращения в суд (выписка из домовой книги, финансово-лицевой счёт, единый жилищный документ);

Документы, подтверждающие факт несения обязанности по оплате коммунальных платежей за период вашего там проживания (квитанции об оплате ЖКУ, справки об отсутствии задолженности по ЖКУ);

Документы, подтверждающие факт нахождения в трудовых отношениях с организацией, предоставившей жилое помещение (трудовая книжка, трудовой договор, справка с места работы);

Письменное обращение в Департамент городского имущества о заключении договора социального найма;

Письменный отказ в заключении договора социального найма;

Выписка из ЕГРП о том, что жилое помещение находится в собственности г. Москвы.

В зависимости от конкретной ситуации могут понадобиться и иные документы. В силу ст. 30 ГПК РФ иски о правах на жилые помещения предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов. Рассматривают такую категорию дел районные суды.

Служебная квартира в социальный найм

Опять наши юристы добились через суд признания права на договор социального найма квартиры, которую когда-то предоставили в качестве служебной.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2016 года город Москва

Зюзинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Т.В. Соленой,

при секретаре О.С. Ивановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3739/2016 по иску фио, фио и в интересах фио к Департаменту городского имущества города Москвы, наименование организации о возложении обязанностей заключения договора социального найма

Истцы фио, фио и в интересах фио, паспортные данные обратились в суд к ответчикам Департаменту городского имущества города Москвы, наименование организации о возложении обязанностей заключения договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, мотивируя тем, что указанное жилое помещение было предоставлено фио и членам ее семьи на основании договора передачи квартиру в пользование от дата. В настоящее время по месту жительства по адресу: адрес зарегистрированы истцы. Истец фио обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения. Департаментом городского имущества города Москвы письмом № ДГИ- Гр-телефон/15-1 от дата истцу было отказано в заключении договора социального найма жилого помещения в связи с отсутствием основания для заключения указанного договора. Истец полагает, что указанный отказ нарушает и существенным образом ущемляет законные права и жилищные интересы, поскольку истец проработала в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы и предоставившей жилое помещение более 10 лет. Истец фио и члены её семьи были вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях, имеют право пользования данным жилым помещением, и соответственно, право на заключение договора социального найма жилого помещения (л.д. 4-5).

Истцы фио, фио и в интересах фио, паспортные данные в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещены надлежащим образом.

Представитель истцов Кузнецова П.В. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика — Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, представил возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика наименование организации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя, не возражал против удовлетворения исковых требований.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенном в определении от 22.03.2011 года № 435-О-О, статья 167 ГПК РФ предусматривает обязанность суда отложить разбирательство дела в случае неявки кого – либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, а также в случае неявки лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, при признании причин их неявки уважительными. Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня в законе не представляется возможным. Данное полномочие суда, как и закрепленное ст. 118 ГПК РФ право суда считать лицо в упомянутом в ней случае надлежаще извещенным вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда этих полномочий приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом.

Исходя из изложенного, принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд, в соответствии со ст. 118 ч. 3, 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истцов, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы, представителя ответчика наименование организации, по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.

Выслушав представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 62 ч. 1 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В соответствии с пп. 1.1 п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП), с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Из объяснений представителя истцов, письменных доказательствам в судебном заседании судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой отдельную двухкомнатную квартиру, общей площадью . 9 кв.м., жилой площадью . 8 кв.м., расположенную по адресу: адрес, правообладателем права собственности на которую, является город Москва .

На основании договора о передаче квартиры в пользование от дата (л.д. 7-9), жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, расположенное по адресу: адрес было предоставлено фио и членам её семьи : сын – фио В соответствии с п. 1.2. договора, срок пользования жилого помещения устанавливается согласно трудовому договору.

В соответствии с единым жилищным документом по адресу: адрес с дата по месту жительства по указанному адресу зарегистрированы фио, фио, с дата – фио, паспортные данные (л.д. 10-11).

Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 13 ноября 2008 года № 2840, жилые помещения – 115 квартир, в том числе и жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, находящиеся в собственности города Москвы и в хозяйственном ведении наименование организации были включены в специализированный жилищный наименование организации по договорам найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений.

Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы № Д-РП-2200/3 от дата, 115 квартир, в том числе и жилое помещение, расположенное по адресу: адрес исключены из специализированного жилищного фонда города Москвы и включены в фонд социального использования.

Истец фио обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры по адресу: адрес.

Департамент городского имущества города Москвы письмом № ДГИ- Гр-телефон/15-1 от дата сообщил об отсутствии оснований для заключения договора социального найма на занимаемое жилое помещение, поскольку занимаемое жилое помещение по площади превышает норму предоставления жилой площади, и семья истца не состоит на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (л.д. 28).

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 05 августа 2008 года № 711-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 N 158-ПП) « О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти г. Москвы, или организациям (предприятиям), финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру», при прекращении или расторжении в установленном порядке договоров аренды (субаренды) жилых помещений, в том числе по основаниям нарушения условий договора, наличия просрочек и задолженностей по оплате за жилые помещения гражданами, а также в случае утраты оснований для проживания граждан в жилом помещении, предоставленном по служебному ордеру, принимать необходимые меры к своевременному освобождению жилых помещений, в том числе путем предъявления в суд по месту нахождения указанных жилых помещений исков о признании арендатора (субарендатора) или нанимателя жилого помещения утратившим право пользования занимаемым им помещением.

Из объяснений представителя истцов, представленных письменных доказательств судом установлено, что фио работает в организации, предоставившей жилое помещение, а также организациях финансируемых за счет средств бюджета города Москвы более 10 лет – в период с дата по настоящее время, что подтверждается копией трудовой книжки на имя фио (л.д. 12-27).

Таким образом, суд приходит к выводу, что фио работает в организации , предоставившей жилое помещение, а также финансируемой за счет средств бюджета г. Москвы, и имеет стаж трудовой деятельности в указанной организации более 10 лет ( с дата по настоящее время).

Пункт 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 158-ПП) не содержит в качестве условия для предоставления жилого помещения по договору социального найма нахождение гражданина на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий. При этом, приведенное положение регулирует правоотношения и предусматривает основания для заключения договора социального найма в отношении предоставленных жилых помещений, имеющих статус служебных или ранее предоставленных на основании договора субаренды.

Подпунктом 1 пункта 1 названного выше Положения предусмотрено, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения:

— договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»;

— договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышает размеры площади жилого помещения, указанные в пункте 1.1 настоящего Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и статье 35 указанного Закона города Москвы.

В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона города Москвы, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.

Однако, определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2013 года за N 5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения настоящего решения пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП). Так, судебная коллегия пришла к выводу, что пункт 1.1 Положения противоречит положениям статей 1 и 13 Жилищного кодекса РФ, поскольку при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора. Оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, как это следует буквально из оспариваемого Положения, ибо объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, пусть и находящиеся в собственности города Москвы, но ранее предоставленные гражданам на законных основаниях и с учетом существующего на момент предоставления жилых помещений норматива предоставления и право на которые у граждан возникло до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

На основании изложенного, вопрос о предоставлении спорного жилого помещения истцу и членам её семьи по договору социального найма не ставится в зависимость от соответствия площади занимаемого ими жилого помещения размеру общей площади жилого помещения, приходящегося на истцов исходя из минимального размера площади жилого помещения указанного в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Поскольку спорное жилое помещение предоставлено фио и членам её семьи, организацией, финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, фио работает в организации, финансируемой за счет бюджета города Москвы более 10 лет, суд приходит к выводу, что отказ Департамента городского имущества города Москвы , выраженный в письме от дата, является незаконным, а фио. и члены её семьи занимают спорное жилое помещение на законных основаниях, это право возникло у них до введения в действие Жилищного кодекса РФ и не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма.

При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что фио работает в организации, предоставившей занимаемое жилое помещение и финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, имеет стаж трудовой деятельности в указанной организации более 10 лет, суд приходит к выводу, что в соответствии постановлением Правительства Москвы № 711-ПП от 05 августа 2008 года, истец имеет право на заключение с ним договора социального найма жилого помещения по адресу: адрес, и считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку указанное жилое помещение предоставлено истцу фио и членам её семьи до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации, истец фио и члены её семьи проживают в указанном жилом помещении, не утратили права пользования жилым помещением, суд приходит к выводу, что на Департамент городского имущества города Москвы должна быть возложена обязанность по заключению с фио договора социального найма жилого помещения по указанному адресу согласно постановления Правительства Москвы № 711 –ПП от 05 августа 2008 года с включением в договор социального найма челнов семьи: фио, фио, паспортные данные.

Таким образом, оценивая представленные доказательства в их совокупности, учитывая действующее законодательство, конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с фио договор социального найма в отношении жилого помещения в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью. м., жилой площадью . кв.м., расположенной по адресу: адрес с включением в договор в качестве членов семьи: фио (сын), фио, паспортные данные (внучка).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда через Зюзинский районный суд г. Москвы в течение одного месяца.

Еще по теме:

  • Вид на жительство уведомление о проживании бланк Уведомление о подтверждении проживания иностранного гражданина После получения ВНЖ или РВП каждому резиденту другого государства требуется раз в году предоставлять уведомление о […]
  • Ходатайство на статью 80 ук рф образец Институт проблем современного общества ИССЛЕДОВАНИЕ «ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ ХОДАТАЙСТВ О ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ В РОССИЙСКИХ СУДАХ» 2.6. Ходатайства о замене неотбытого срока […]
  • Дам денег в долг под расписку челябинск Деньги в долг под расписку в Челябинске: помощь в получении и частные кредиторы Появилась острая необходимость в деньгах? Не на что жить до зарплаты? Есть решение — получите деньги в долг […]
  • Мировой суд киров нововятский район Мировой судья судебного участка № 60 Нововятского района города Кирова 610008, г. Киров, Нововятский район, Опарина, 8 Показать на карте +7 (8332) 31-30-20 МИРОВОЙ СУДЬЯ […]
  • Кому предоставляется отпуск за свой счет Кому отпуск без содержания положен по закону как льгота Некоторые категории работников (так называемые льготники) могут на законных основаниях ежегодно брать неоплачиваемый отпуск […]
  • Малые предприятия аудиторское заключение Ваша организация должна пройти аудиторскую проверку? Обязательный аудит малого предприятия любой сложности от 45 000 руб. ! Субъектами малого предпринимательства признаются […]