Предмет организация и безопасность движения

Отдельного учебного предмета, посвященного изучению ПДД, в школах не будет

По данным МВД России, в прошлом году 20 928 детей получили травмы в ДТП, 737 погибли. За семь месяцев текущего года на дорогах пострадали 11 тыс. детей, 353 погибли. При этом более 40% этих происшествий связаны с нарушением ПДД со стороны детей-пешеходов. Экспертное сообщество считает одной из основных причин такой высокой аварийности несовершенство существующей системы обучения школьников основам безопасности дорожного движения.

Изменить данную ситуации, по мнению общественников, можно либо путем введения в школах отдельного учебного предмета, посвященного изучению ПДД, и проведения по нему экзамена или зачета без оценки, либо увеличением количества часов, предусмотренных образовательными программами на изучение данной темы (в настоящее время по результатам анализа образовательных программ, проведенного общественными организациями, на изучение ПДД отводится в среднем четыре часа). Так, весной текущего года некоммерческое партнерство «Гильдия автошкол» направляло в Минобрнауки России предложение о дополнении программы обучения школьников факультативным предметом «Правила дорожного движения» (36 или 18 часов), который мог бы стать частью профильной подготовки для получения впоследствии профессии водителя. В полученном от министерства ответе указано, что темы, посвященные безопасности дорожного движения, включены в такой обязательный предмет, как «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), а дополнительное изучение ПДД может быть реализовано самими школами в рамках организации плана внеурочной деятельности, сообщил председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев в ходе организованного для обсуждения данной темы круглого стола, прошедшего 24 августа в Общественной палате РФ.

Примерная общеобразовательная программа основного общего образования предполагает, что выпускники школ, изучавшие ОБЖ, умеют адекватно оценивать ситуацию дорожного движения и соблюдают правила безопасности дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира транспортного средства. Кроме того, темы, посвященные ПДД и безопасному пользованию транспортом, изучаются и в начальных классах в рамках предмета «Окружающий мир», отметил директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» при Минобрнауки России Владимир Зарецкий.

Крайне проблематично будет увеличить количество часов на изучение ПДД в связи с высокой загруженностью школьников – общий объем недельной образовательной нагрузки старшеклассников составляет 37 академических часов, подчеркнула в свою очередь начальник отдела стандартов и содержания в сфере общего образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Данута Чернышова. По ее мнению, предусмотренного действующими нормативами времени вполне достаточно, а качество обучения школьников зависит непосредственно от руководителей конкретных образовательных организаций и квалификации педагогов.

Другой точки зрения придерживается заместитель начальника Управления координации воспитательной работы и профилактики правонарушений Департамента образования г. Москвы Наталья Кондратенко. Она отметила, что до тех пор, пока министерство не закрепит какие-либо определенные требования к тому, как должно быть организовано изучение ПДД, качественного освоения учащимися соответствующего материала во всех школах добиться будет невозможно. Общественники поддержали эту идею и указали на необходимость определения процедуры проверки исполнения данных требований в случае их утверждения.

Тем не менее некоторые образовательные учреждения не просто уделяют особое внимание обучению школьников основам безопасности дорожного движения, в том числе в рамках внеклассной работы, но и сотрудничают с подразделениями МВД России в части реализации предлагаемых ими новых проектов, сообщил представитель Управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России Сергей Хранцкевич. Так, например, проводились эксперименты по интеграции ПДД в другие учебные предметы (например, на уроках физики детям объясняли, как рассчитывается тормозной путь автомобиля, чтобы показать невозможность его резкой полной остановки и тем самым доказать необходимость убедиться в отсутствии ТС перед переходом дороги, и т. д.). Также ряд учреждений активно используют так называемые паспорта дорожной безопасности, в которых прорисованы безопасные маршруты от школы до дома для учащихся начальных классов.

Еще одно перспективное направление сотрудничества – между общеобразовательными организациями и автошколами, которые заинтересованы в том, чтобы приходящие к ним кандидаты в водители уже имели знания в сфере безопасности дорожного движения. Исполнительный директор НПО «Ассоциация автомобильных школ» Светлана Зайцева рассказала, что автошколы готовы разработать методические рекомендации по повышению квалификации преподавателей ОБЖ и по использованию для обучения школьников учебно-материальной базы автошкол и автогородков.

Кстати, по мнению экспертов, активное использование автогородков могло бы существенно повысить качество изучения ПДД детьми, поскольку позволяет сразу прививать им практические навыки. По приведенным заместителем начальника столичной Госавтоинспекции Алексеем Диокиным, в Москве оборудовано 65 автогородков и 125 детских площадок по безопасности дорожного движения. Однако они фактически простаивают, поскольку не определен порядок их использования в образовательном процессе.

Кроме того, необходимо обеспечить непрерывное обучение детей, начиная с дошкольного возраста – дети в детских садах не так загружены, как школьники, и поэтому в рамках игровых курсов могут получать базовые знания ПДД – до выпуска из школы, уверены эксперты.

Подводя итоги обсуждения, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Лариса Фальковская напомнила, что министерство является соисполнителем Федеральной целевой программы
«Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» и отвечает за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. В связи с этим оно ведет соответствующую работу: разрабатывает учебные пособия, организует разнообразные конкурсы и т. д. Таким образом, главная проблема, по мнению представителя Минобрнауки России, заключается в недостаточности взаимоинформирования о проводимых мероприятиях между министерством, Госавтоинспекцией, МВД России и общественными организациями. Она сообщила, что в регионы будет направлен календарь мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма и призвала всех заинтересованных лиц предлагать свои проекты.

Также Лариса Фальковская подчеркнула, что по действующему законодательству часть образовательной программы могут определять участники образовательных отношений, и родительское сообщество конкретного учреждения вправе принять решение о включении в программу отдельного курса по ПДД. Кроме того, предусмотрена возможность взаимодействия образовательных организаций любого уровня (ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), то есть школы и автошколы могут заключать договоры о совместной реализации образовательных программ на некоммерческой основе.

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Организация и безопасность движения» | О кафедре

Кафедра «Организация и безопасность движения» | О кафедре

Подготовка дипломированных специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения ведется в МАДИ с 1974 года.

Первоначально, подготовка специалистов велась на кафедре «Автомобильные перевозки и безопасность движения», которую возглавлял выдающийся ученый, ректор института Леонид Леонидович Афанасьев. В 1985 году, после разделения кафедры организовалась кафедра «Организация и безопасность движения», первым заведующим которой был утвержден профессор Георгий Ильич Клинковштейн. В настоящее время кафедру возглавляет профессор, доктор технических наук Жанказиев Султан Владимирович.

Сегодня на кафедре работают 19 преподавателей, в том числе 5 профессоров и 11 доцентов. Практически все привлекаемые к обучению студентов преподаватели имеют ученые степени. Организовано привлечение к обучению специалистов-практиков.

Кафедра имеет четыре хорошо оснащенные специализированные лаборатории, в которых студенты могут получить и практически освоить те знания, которые они получили на теоретических занятиях.

1) Лаборатория систем организации дорожного движения. В данной лаборатории находятся уникальные технические средства управления дорожным движением, собранные от ведущих фирм, занимающимися этими вопросами;

2) Лаборатория проблем активной и пассивной безопасности. В данной лаборатории смонтированы стенды, позволяющие студентам знакомиться с элементами активной и пассивной безопасности автомобиля, в этой же лаборатории размещен компьютерный класс с оригинальными методиками по углубленному изучению курсов лекции по организации дорожного движения, автотранспортной психологии, методологии подготовки водителей и др.

3) Лаборатория психофизиологии поведения водителя. В данной лаборатории установлен комплекс изучения психофизиологии поведения водителя работающий по принципу полиграфа с трекингом взгляда водителя, а также автотренажер с панорамным экраном. Данная лаборатория задействована в учебном процессе в рамках изучения поведенческих особенностях водителя в различных ситуациях, а также оценка восприятия водителем современных систем управления дорожным движением и иных технических решений в области организации, безопасности дорожного движения и интеллектуальных транспортных системах.

4) Лаборатория имитационного моделирования транспортных и пешеходных потоков. В данной лаборатории оборудован компьютерный класс оснащенный специализированным программным обеспечением PTV Visim и Visum позволяющим студентам обучиться основам микро и макро моделирования транспортных потоков. Данная лаборатория используется в учебном процессе с целью освоения обучающимися компетенций в области транспортного моделирования в программном продукте актуальном на Российском рынке как в государственных структурах, так и в коммерческих организациях занимающихся разработкой проектов организации дорожного движения, транспортным планированием, а также внедрением современных систем организации дорожного движения.

5) Проблемная лаборатория безопасности дорожного движения имени Л.Л. Афанасьева. Данная лаборатория осуществляет разработку политики в области безопасности дорожного движения и развитие сотрудничества с промышленными предприятиями и научными организациями Российской Федерации и иностранных государств на основе результатов научной и образовательной деятельности.

6) Полигонно-тестовый комплекс «Умная дорога». Данная лаборатория расположена на полигоне МАДИ (34-ый километр Ленинградского шоссе) и предназначена для отработки практических знаний в области организации и безопасности движения и интеллектуальных транспортных систем. Данная лаборатория оснащена современным оборудованием, устанавливаемым на дорогах Российской Федерации. Целью данной лаборатории является проведения практических испытаний дорожного оборудование и подсистем с целью оценки их эффективности перед внедрением на реальную дорогу.

На кафедре сформирована современная база с необходимыми для учебного процесса методическими материалами (квалификационная характеристика специальности, учебные планы, программы профилирующих дисциплин, лабораторный практикум, тематика курсовых и дипломных проектов).

Выпускники кафедры решают такие профессиональные задачи, как: участие в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ; оказание методической и практической помощи при реализации проектов и программ; осуществляет экспертизу дорожно-транспортных происшествий; составление планов размещения оборудования, технического оснащения средств организации дорожного движения; выполнение работ по организации и безопасности дорожного движения; изыскание резервов сокращения цикла выполнения работ; развития кооперативных интеллектуальных транспортных систем и автономного движения.

На кафедре создана структура и учебно-методическая база подготовки бакалавров, инженеров, магистров, кандидатов и докторов наук нового профиля. Кафедрой было выпущено более 3000 инженеров по организации и безопасности движения, более 100 студентов получили звание бакалавра, около 10 звание магистра, в аспирантуре и докторантуре подготовили и защитили диссертации более 80 человек.

Специальность 190702 «Организация и безопасность движения»

Квалификация выпускника: инженер.

Развитие автомобильного транспорта вызывает необходимость решения многих проблем, среди которых наиболее актуальной является проблема обеспечения безопасности дорожного движения, поэтому особо важное значение приобретает специальность «Организация и безопасность движения».

Ежегодно на дорогах мира в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибают сотни тысяч и получают ранения миллионы людей, экономике страны наносится огромный материальный ущерб. Значительную часть ДТП обусловливают неблагоприятные дорожные условия.

В ближайшей перспективе, с учётом развития автомобилизации, приоритетным в организации дорожного движения в городах будет более широкое внедрение АСУД для реализации различных методов организации движения и контроля за его состоянием в режиме реального времени с целью оперативного вмешательства в процесс в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

Работники Государственной инспекции безопасности дорожного движения должны быть хорошо подготовлены. И именно для структуры ГИБДД, в первую очередь, в нашем институте готовятся соответствующие инженеры-специалисты.

Инженер по специальности «Организация и безопасность движения» может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • проектно-исследовательскую (проектирование организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах);
  • согласование схем безопасности движения в особых условиях;
  • экспертно-исследовательскую (исследование безопасности автомобилей и дорожных условий, производство технической экспертизы при расследовании дорожно-транспортных происшествий);
  • инженерно-эксплуатационную (сертификация автомобилей и диагностирование автомобильных дорог, обоснование и выбор технических средств организации дорожного движения);
  • инженерно-педагогическую (совершенствование методов отбора, подготовки и повышения квалификации водителей в автошколах и автотранспортных предприятиях);
  • организационно-управленческую (осуществление маркетинговых исследований в транспортной деятельности).

Спектр предприятий, на которые распределяются выпускники специальности ОБД, достаточно широк: ГИБДД, службы безопасности движения на автотранспортных предприятиях, дорожно-эксплуатационные и проектные организации, предприятия по профессиональной подготовке водителей, службы технической экспертизы ДТП и т. д. Подготовка таких специалистов в стране осуществляется в 44 вузах, в том числе в Тихоокеанском государственном университете.

В нашем институте уже состоялось пять выпусков инженеров по этой специальности. Это свыше 200 выпускников. Такого количества явно недостаточно, чтобы удовлетворить потребности региона в базовых специалистах для ГИБДД, дорожных и автомобильных организаций. Нужен приток молодых энергичных людей, способных овладеть компьютерными технологиями управления дорожным движением.

Работая в ГИБДД, на автотранспортном предприятии, в дорожно-эксплуатационной, проектной организации от специалиста данного профиля ждут обоснованных инженерных решений на основе анализа дорожных условий, существующей организации движения и статистики ДТП. Инженер по организации и безопасности движения свободно ориентируется в нормативно-правовой сфере, знает основные государственные стандарты, строительные нормы и правила, Правила дорожного движения РФ, инструкции, определяющие деятельность в данной области. Это всесторонне подготовленный специалист, хорошо понимающий физическую сущность дорожного движения и его закономерности.

Безопасность движения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

©Кузбасский государственный технический университет®

Кафедра автомобильных перевозок

ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальности 190701.01

©Организация перевозок и управление на транспорте (Автомобильный транспорт)®

заочной формы обучения

Составитель В. Л. Жданов

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Протокол № 86 от 09.04.2009

Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 190701.01 Протокол № 86 от 09.04.2009

Электронная копия хранится в библиотеке ГУ КузГТУ

2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ………………………………. 3

2.1. Основные проблемы в области организации

и безопасности движения………………………………………3

2.2. Дорожно-транспортные происшествия, их учет и анализ…. 3

2.3. Водитель и безопасность движения………………. …4

2.4. Транспортные средства и безопасность движения……….…..5

2.5. Характеристики дорожного движения………………………. 5

2.6. Методы исследования дорожного движения………………. 6

2.7. Организация дорожного движения……………………..……..7

2.8. Технические средства регулирования движения………….…8

2.9. Организация работы по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте.…………………………..….…8

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ……………..………………….9

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ………………………..……..…. 28 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………. …. 33 ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………. ….….34

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Современные высокие темпы автомобилизации требуют усиления работы по обеспечению безопасности движения. По мере того, как автомобиль все глубже проникает в различные сферы жизни общества, возрастает угроза увеличения человеческих и материальных потерь, связанных с аварийностью и экологической нагрузкой на окружающую среду, а повышение уровня безопасности движения все более усложняется.

Особенно ярко данные проявляются в крупных городах, где организация движения представляет собой совокупность мероприятий, имеющих целью активно воздействовать на формирование и направление транспортных и пешеходных потоков для обеспечения скорости и безопасности движения, наибольших удобств и экономичности перевозки людей и грузов.

Организация и безопасность движения складываются из планировочных, реконструктивных, организационных и управляющих мероприятий. Все это в комплексе требуют от специалиста в области организации и безопасности движения значительных и обширных знаний по закономерностям функционирования дорожно-транспортного комплекса. Главной задачей в организации и безопасности движения является исследование природы и характерных явлений дорожного движения, что позволяет определить различные свойства и взаимосвязь движения с окружающей социальной и окружающей средой. Это служит основой для разработки комплексных мероприятий по повышению безопасности движения в городах.

Студенты изучают курс самостоятельно, используя рекомендованную литературу, учебные пособия, методические указания и различную справочную информацию. При изучении каждой темы необходимо ознакомиться с материалом, уяснить задачи, содержание, выводы, ответить на контрольные вопросы.

Студенты изучают курс в течение одного семестра. При изучении курса они выполняют контрольную работу по индивидуальному заданию. После защиты контрольной работы студент допускается к зачету.

2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по организации и управлению на транспорте по специальности 190701.01 €Организация перевозок и управление на транспорте (Автомобильный транспорт)™.

2.1. Основные проблемы в области организации

и безопасности движения

Характеристика процесса автомобилизации и его негативных последствий – дорожно-транспортных происшествий (ДТП), высокой экологической нагрузки на окружающую среду, снижение эффективности транспортного процесса. Понятие о дорожном движении и системе ©Водитель–Автомобиль–Дорога–Среда движения®.

Предмет, цель и задачи курса ©Организация и безопасность движения®, научное содержание и значение подготовки специалистов автомобильного транспорта. Развитие научных исследований в области организации и безопасности дорожного движения. Нормативные документы в области организации и безопасности движения. Понятие об общегосударственной системе обеспечения безопасности дорожного движения.

2.2. Дорожно-транспортные происшествия, их учет и анализ

Определение дорожно-транспортного происшествия, его основные признаки. Классификация дорожно-транспортных происшествий по различным признакам: по механизму образования, тяжести последствий, месту возникновения.

Правила и порядок учета дорожно-транспортных происшествий. Сбор сведений и формирование государственной статистической отчетности о ДТП. Учетная карточка ДТП как основной документ государственной статистической отчетности. Необходимые сведения, содержащиеся в карточке учета ДТП.

Анализ ДТП: общая методология и методы проведения. Различный масштаб анализа ДТП в пространстве и времени. Исходные данные и выходные параметры при проведении анализа ДТП.

Основы автотехнической экспертизы ДТП. Судебная экспертиза ДТП. Единоличная, комиссионная и комплексная экспертизы ДТП. Первичная, дополнительная и повторная экспертизы ДТП. Компетенция, права и обязанности эксперта-автотехника. Исходные материалы для экспертизы ДТП. Участие специалистаавтотехника в следственных действиях. Этапы экспертизы ДТП. Содержание заключения эксперта-автотехника.

Экономические потери от ДТП. Виды и методы расчета экономических потерь от ДТП, возможные направления их снижения.

2.3. Водитель и безопасность движения

Водитель как ключевой элемент системы ©Водитель– Автомобиль–Дорога–Среда движения®, определяющий уровень ее безопасности.

Психофизиологические особенности деятельности водителя. Ощущения и восприятие. Ощущения зрительные, слуховые, мы- шечно-двигательные, вестибулярные и их влияние на деятельность водителя. Внимание и его качества. Мышление и память. Эмоции и воля. Основные факторы, вызывающие эмоциональную напряженность водителя. Понятие о простой и сложной сенсомоторной реакциях.

Надежность работы водителя. Основные свойства надежности как комплексного свойства водителя. Основные факторы, определяющие уровень надежности водителя и ее составляющих. Стратегия и тактика управления автомобилем. Процесс принятия решения водителем в различных дорожно-транспортных ситуациях.

Понятие о профессиональном отборе и подборе водителей. Система отбора и подбора профессиональных водителей в автотранспортных предприятиях. Система обучения и повышения квалификации водителей.

Влияние различных психофизиологических и социальных качеств водителя на безопасность движения.

2.4. Транспортные средства и безопасность движения

Определение безопасности транспортного средства, ее виды. Основные эксплуатационные свойства автомобиля, определяющие его безопасность. Тяговая и тормозная динамичности автомобиля, их значение для безопасности. Измерители и показатели тяговой и тормозной динамичности.

Устойчивость и управляемость автомобиля, их влияние на безопасность. Измерители и показатели устойчивости и управляемости.

Понятие информативности транспортного средства. Внешняя и внутренняя информативность, активная и пассивная информативность. Метод оценки уровня информативности транспортного средства.

2.5. Характеристики дорожного движения

Общая номенклатура характеристик дорожного движения. Основные показатели дорожного движения – интенсивность, плотность, состав транспортного потока, скорость, задержки.

Интенсивность как основная характеристика транспортного потока, определяющая уровень загрузки. Изменение интенсивности движения в течение года, месяца, недели, суток. Пространственная неравномерность интенсивности движения на различных участках транспортной сети. Методы оценки временной и пространственной неравномерности интенсивности движения. Понятие объема движения, его связь с интенсивностью.

Плотность транспортного потока как основная пространственная характеристика движения. Оценка степени стесненности условий движения через плотность транспортного потока.

Понятие об уровне загрузки дороги. Влияние состава транспортного потока на условия движения. Динамический габарит транспортных средств. Коэффициенты приведения транспортных средств к условному легковому автомобилю. Применение коэф-

фициентов приведения для определения реальной транспортной загрузки.

Изменение качественного состояния транспортного потока с ростом интенсивности движения. Наиболее типичные виды ДТП при различных уровнях состояния транспортного потока.

Понятие скорости, мгновенная и пространственная скорости. Скорость движения и скорость сообщения, методы их определения. Скорость сообщения как основной параметр оценки эффективности организации дорожного движения. Влияние дорожных условий и параметров транспортных потоков на скорость. Взаимосвязь скорости и аварийности. Нормирование скорости движения. Разновидности ограничений скорости. Методика ограничения скорости на опасном участке дороги. Регулирование скорости по фактическим условиям движения.

Зависимость между интенсивностью, плотностью и скоростью транспортного потока. Основное уравнение и основная диаграмма транспортного потока, их значение для понимания объективных законов дорожного движения.

Понятие пропускной способности дороги, ее разновидности. Методы определения пропускной способности дороги. Классификация условий движения по уровню использования пропускной способности. Методы повышения пропускной способности.

Планировочные особенности и геометрические параметры улично-дорожной сети (УДС). Параметры оценки уровня развития УДС. Геометрические схемы построения УДС, их виды, преимущества и недостатки.

Интенсивность, плотность, скорость пешеходного потока. Состав пешеходного потока. Факторы, влияющие на скорость движения пешеходов. Критерии дифференциации условий движения пешеходов на свободные и стесненные.

2.6. Методы исследования дорожного движения

Классификация методов исследования дорожного движения по трудоемкости, объекту исследования, применяемому оборудованию. Общие требования к объему необходимой информации.

Общая характеристика документального исследования дорожного движения. Использование различных материалов при

документальном исследовании. Анализ отчетных данных о перевозках, анкетные обследования, анализ статистической информации о ДТП, анализ проектной документации по УДС как основные аспекты документального исследования системы дорожного движения.

Общая характеристика натурных исследований дорожного движения. Основные методы натурного исследования на стационарных постах. Изучение транспортных корреспонденций в городских и загородных условиях. Исследование работы общественного транспорта. Исследование характеристик транспортного потока с помощью дорожной лаборатории. Необходимое оборудование дорожной лаборатории при исследовании дорожного движения.

Общая характеристика моделирования движения. Преимущества моделирования по сравнению с другими методами исследования дорожного движения. Виды моделей, методы микро- и макромоделирования дорожного движения. Алгоритмы построения моделей дорожного движения.

2.7. Организация дорожного движения

Основные задачи и методические направления оперативной организации дорожного движения, их общая характеристика. Практические мероприятия по организации дорожного движения, их классификация. Проектирование организации дорожного движения.

Организация движения на перекрестках и примыканиях. Организация одностороннего движения. Организация кругового движения на пересечениях. Организация движения пешеходов. Организация движения маршрутного общественного транспорта. Организация временных автомобильных стоянок. Организация движения на площадях.

Организация и обеспечение безопасности движения в особых условиях. Движение в темное время суток и организация искусственного освещения путей сообщения. Движение в зимних условиях. Движение в горной местности. Организация и оборудование железнодорожных переездов. Организация движения в

местах ремонта дорог. Организация движения в условиях транспортных заторов.

Система оценки эффективности организации дорожного движения. Требования, предъявляемые к оценочным критериям. Группы критериев по оценке различных аспектов дорожного движения. Энергетические критерии оценки качества условий движения, их свойства.

2.8. Технические средства регулирования движения

Общая классификация технических средств регулирования дорожного движения. Понятие контура управления движением, его составляющие и разновидности. Свойства транспортного потока, учитываемые при выборе методов и средств регулирования.

Общая классификация и назначение дорожных знаков. Принцип нумерации дорожных знаков. Правила применения дорожных знаков в различных условиях движения.

Общая классификация и назначение дорожной разметки. Принцип нумерации дорожной разметки. Правила применения дорожной разметки в различных условиях движения.

Общая классификация и назначение светофоров. Принцип индексации светофоров по ГОСТ Р 52282–2004. Светофорная сигнализация. Обоснование введение светофорного регулирования в транспортных узлах.

Основы расчета цикла светофорного регулирования. Жесткий и адаптивный принципы светофорного регулирования на изолированных перекрестках. Условия устойчивости координированного светофорного регулирования. Автоматизированные системы управления дорожным движением, их разновидности, оборудование и общие характеристики.

2.9. Организация работы по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте

Характеристика обязанностей служб безопасности движения, эксплуатационной и технической по предупреждению аварийности на автотранспортных предприятиях. Содержание должностной инструкции инженера по безопасности движения.

Организация кабинета по безопасности движения на автотранспортных предприятиях, его необходимое оборудование и требования к размерам в зависимости от размера предприятия.

Организация служебного расследования ДТП на предприятиях. Компетенция, права и обязанности служебного эксперта. Состав комиссии при проведении служебного расследования. Содержание журнала учета ДТП на предприятиях. Номенклатура основных мероприятий по профилактике аварийности на автотранспортных предприятиях.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методические указания систематизируют основные положения дисциплины ©Организация и безопасность движения®, помогают студентам расставить акценты при самостоятельном изучении каждого раздела дисциплины.

3.1. Основные проблемы в области организации и безопасности движения

При изучении этого раздела следует обратить внимание на противоречия и диспропорцию в темпах развития автомобилизации, протяженности УДС и совершенствования организации дорожного движения, подробно проанализировать характерные черты автомобилизации, определяющие низкий уровень безопасности дорожного движения. Следует выявить, каким образом организация дорожного движения связана с проблемами защиты окружающей среды и высоким уровнем экологической нагрузки транспортных потоков.

Необходимо охарактеризовать специфические особенности системы ©Водитель–Автомобиль–Дорога–Среда движения® и какие факторы каждой ее подсистемы оказывают решающее значение на надежность системы в целом. При этом, поскольку создание абсолютно надежных систем невозможно, ставится задача обосновать допустимый уровень надежности ©Водитель– Автомобиль–Дорога–Среда движения®, в которой ключевую роль играет водитель. Именно он, выбирая режим движения своего автомобиля на основе учета динамических характеристик автомобиля и сложившихся условий движения, в конечном счете, и определяет уровень безопасности.

23.03.01 Организация и безопасность движения

Технология транспортных процессов (по видам деятельности)(Организация и безопасность движения)– перспективное направление подготовки, формирующее системные знания и практические навыки в области организации и управления автотранспортным предприятием, а также автодорожным комплексом на муниципальном и региональном уровне.

Профессиональные навыки:

  • Проектирование организации дорожного движения.
  • Обоснование схем и выбор технических средств организации дорожного движения.
  • Проектирование и оптимизация деятельности предприятий по перевозке пассажиров и грузов.
  • Организация эффективного перевозочного процесса.
  • Обеспечение безопасности дорожного движения.
  • Разработка и реализация программ оптимизации перевозок.
  • Экспертиза безопасности автомобилей и дорожных условий.
  • Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий.

Преимущества образования: Вы сможете:

  • Стать специалистом в области технологии, организации, планирования и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем; организации рационального взаимодействия различных видов транспорта, составляющих единую транспортную систему; организации системы взаимоотношений по обеспечению безопасности движения на транспорте.
  • Влиять на безопасность дорожного движения путём внедрения программно-целевого подхода к организации дорожного движения и управлению транспортными потоками.
  • Продолжить образование в магистратуре по экономическому или юридическому направлению.

Получить дополнительное образование по программам, реализуемым во ВГУЭС.

Актуальность образования: Востребованность профессии в Приморском крае обоснована высоким уровнем автомобилизации при недостаточном развитии улично-дорожной сети, большим объемом грузовых и пассажирских перевозок, необходимостью профессиональных решений в области организации перевозок и управления дорожным движением.

Инженеров по организации и управлению на транспорте ждут в крупных и средних перевозочных предприятиях, в транспортно-эксплуатационных подразделениях крупных компаний, в проектных организациях, в ГИБДД и органах государственного дорожного надзора, в органах лицензирования и сертификации, в автоэкспертных бюро и страховых компаниях.

Особенности реализации образовательного процесса во ВГУЭС:

  • Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав (профессоры, доктора и кандидаты наук; специалисты-практики).
  • Передовая лабораторно-практическая база (лаборатории компьютерной диагностики и инструментального контроля, технических средств организации дорожного движения, моделирования дорожного движения, оценки технического состояния транспортных средств).
  • Организация производственных практик в подразделениях ГИБДД, РТИ и на крупнейших компаниях-перевозчиках Приморья.
  • Дополнительное образование и повышение квалификации по профилю (программы «Преподаватель автошколы», «Инструктор автошколы», «Обеспечение безопасности дорожного движения на автотранспортных предприятиях», «Выпуск на линию автомобилей на автотранспортном предприятии», «Организация эффективной работы диспетчерской службы» и другие).
  • Участие в краевых и городских мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма и пропаганде законопослушного поведения среди различных категорий участников дорожного движения.
  • Использование активных методов обучения (тренинги, деловые игры, кейсы), которые позволяют формировать востребованные на рынке труда компетенции.
  • Наличие конференц-связи и конгресс-системы (on-line режима) для прослушивания лекций профессоров ведущих мировых университетов и участия в дискуссиях со студентами российских и зарубежных вузов.
  • Практико-ориентированная модель обучения, признанная ведущими университетами мира, с целью приобретения опыта профессиональной и предпринимательской деятельности на предприятиях реального сектора экономики в процессе обучения в вузе;
  • Использование технологий электронного обучения (очные занятия + самостоятельная работа обучающихся с электронными учебными курсами и иными образовательными ресурсами, размещаемыми в электронной образовательной среде ВГУЭС).

23.04.01 Технология транспортных процессов (Профиль «Организация и безопасность движения»)

Основная задача магистратуры – подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

Область профессиональной деятельности магистров включает: технологию, организацию, планирование и управление технической и коммерческой эксплуатацией транспортных и транспортно-технологических средств в рамках транспортной системы страны; организацию на основе принципов логистики рационального взаимодействия видов транспорта, составляющих единую транспортную систему; организацию системы взаимоотношений по обеспечению безопасности и организации движения для функционирования транспортного комплекса.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются: организации и предприятия транспорта общего и не общего пользования, занятые перевозкой пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, предоставлением в пользование инфраструктуры, выполнением погрузочно-разгрузочных работ, независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм; службы безопасности движения государственных и частных предприятий транспорта; службы логистики производственных и торговых организаций; транспортно-экспедиционные предприятия и организации; службы государственной транспортной инспекции, маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг; производственные и сбытовые системы, организации и предприятия информационного обеспечения производственно-технологических систем; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, занимающиеся деятельностью в области развития техники транспорта и технологии транспортных процессов, организации и безопасности движения; образовательные учреждения по подготовке водительского состава, высшие и средние специальные образовательные учреждения.

Еще по теме:

  • Военный комиссариат в ссср Энциклопедия Рекрутская повинность для того периода времени была самой передовой системой комплектования, просуществовавшей в России до 1874 г. По своим морально-боевым качествам русская […]
  • Регистрация ооо новые формы образец заполнения НОВЫЕ ФОРМЫ .РФ • Регистрация • Внесение изменений • Ликвидация Сайт используетгоссервисы: Необходимая при заполнении форм информация:  Требования, предъявляемые к заполнению […]
  • Соглашение об отступном по договору займа образец передача автомобиля Соглашение об отступном Заключение соглашения об отступном будет означать прекращение обязательства, возникшего между сторонами. Применяется оно тогда, когда исполнение договоров и иных […]
  • 2-4 статья 164 нк рф Ставки НДС в 2018 году НДС (налог на добавленную стоимость) является одним из главных источников бюджета Российской Федерации, наряду с налогом на прибыль. Поэтому, ему уделяется всегда […]
  • Продажа жилья с долей несовершеннолетнего при разводе родителей Ребенок-собственник: если опека не разрешает… По закону дети от 14 до 18 лет могут совершать сделки только с согласия своих законных представителей (родителей), а дети до 14 лет вообще не […]
  • Воинская часть в камышине Приглашаем на военную службу по контракту Войсковая часть 74507 приглашает граждан мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет для прохождения военной службы по контракту. Свободные […]