Коап рф 2018 года ст 24

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 24.1 КоАП РФ

Комментируемая статья закрепляет следующие задачи производства по делам об административных правонарушениях:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении.

Всесторонность предполагает рассмотрение дела во всей совокупности обстоятельств в их взаимосвязи.

Полнота означает, что совокупность всех обстоятельств, доказательств, фактов по делу должна быть достаточной для принятия органом или лицом, рассматривающим дело, решения.

Объективность связана с положением органа или лица, рассматривающего дело, по отношению к другим участникам производства по делам об административных правонарушениях, напрямую вытекающим из принципа равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ).

Своевременность означает, с одной стороны, рассмотрение дела в процессуальные сроки, установленные КоАП РФ, с другой стороны, рассмотрение дела в такие сроки, что бы это не повлекло за собой негативные последствия как, например, утрата доказательств, нивелирование обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, истечение срока привлечения лица к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ);

— разрешение дела в соответствии с законом — данный принцип является общеправовым и вытекает из ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Рассмотрение дела в соответствии с законом означает, во-первых, соблюдение процессуальной формы, закрепленной в КоАП РФ, во-вторых, правильное применение действующего законодательства при разрешении дела, в-третьих, соблюдение в процессе дела прав лиц, участвующих в деле;

— обеспечение исполнения вынесенного решения — вытекает из общеправового принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение и направлено на реализацию целей административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ);

— выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений — данная задача носит превентивный характер и направлена на предупреждение совершения аналогичных административных правонарушений в будущем.

Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях

СТ 24.2 КоАП РФ

1. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

2. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Комментарий к Ст. 24.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении по общему правилу ведется на русском языке. В то же время Конституция РФ предоставляет возможность республикам устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с государственным языком РФ (ч. 2 ст. 68). Эти положения нашли свое отражение в ч. 1 комментируемой статьи. Слово «наряду» означает наравне, одновременно, вместе. То есть в случае ведения производства по делу на национальном языке республики одновременно по этому же делу производство ведется и на государственном языке РФ — русском. Одновременное ведение производства на двух языках может быть необходимо при пересмотре постановления и (или) решения в порядке надзора в Верховном Суде РФ, где судопроизводство по всем делам ведется на русском языке (ч. 1 ст. 10 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»), а также в случае удовлетворения ходатайства лица о рассмотрении дела по месту его жительства (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). Вместе с тем правило двух языков действует только на территории республик, на другие субъекты РФ оно не распространяется.

2. Право каждого на пользование родным языком закреплено в ч. 2 ст. 26 Конституции РФ. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, разъяснить и обеспечить участвующим в деле лицам право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, подавать жалобы и выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика. Таким правом наделены граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Процессуальные документы участвующим в деле лицам должны быть вручены на языке, которым они владеют. Услугами переводчика вправе воспользоваться не только лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, но также и потерпевший, и их законные представители, защитник и представитель, свидетели. Глухим или немым участникам производства по делу об административном правонарушении должен быть предоставлен сурдопереводчик.

Обеспечение участия в производстве по делу переводчика (сурдопереводчика) является гарантией защиты прав участников производства, в связи с чем несоблюдение такого права является существенным процессуальным нарушением и влечет за собой отмену постановления и (или) решения, вынесенных по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 30.7, п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 103-ФЗ “О внесении изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (не вступил в силу)

Принят Государственной Думой 10 апреля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 18 апреля 2018 года

Внести в часть 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2006, N 50, ст. 5281; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 24, ст. 3367; N 41, ст. 5642; 2016, N 26, ст. 3864; 2017, N 17, ст. 2450; N 22, ст. 3069) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.».

Москва, Кремль
23 апреля 2018 года
№ 103-ФЗ

Обзор документа

Внесены поправки в КоАП РФ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении отдельных должностных лиц.

Решено прекращать производство по делу в отношении высшего должностного лица субъекта Федерации, иного должностного лица органа исполнительной власти субъекта Федерации и руководителя государственного учреждения, если ими вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта регионального бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий или выполнение соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись.

Ранее аналогичные основания прекращения производства были установлены в отношении главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, иных должностных лиц органа местного самоуправления, руководителя муниципального учреждения.

Тем самым решено уравнять положение должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также руководителей государственных и муниципальных учреждений при рассмотрении дел о неисполнении (ненадлежащем исполнении) соответствующих полномочий, причиной которого явилось отсутствие бюджетного финансирования.

Коап рф 2018 года ст 24

Вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 05.02.2018 № 13-ФЗ.

Данным законом в КоАП РФ введены две новые статьи: 14.15.2 и 14.15.3, которые устанавливают административную ответственность за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу или документов, дающих право на их получение, а также за реализацию поддельных входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или поддельных документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

В соответствии с со ст. 14.15.2 КоАП РФ реализация (продажа, перепродажа, распределение, распространение, обмен либо иное использование, связанное или не связанное с извлечением прибыли) входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение, без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA и (или) изменение при реализации входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение, установленной стоимости входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года являются административным правонарушением и влекут наложение административного штрафа:

на граждан от двадцатикратной до двадцатипятикратной стоимости входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, явившемся предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей;

на должностных лиц— от двадцатипятикратной до тридцатикратной стоимости входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, явившемся предметом административного правонарушения, но не менее ста пятидесяти тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцатипятикратной до тридцатикратной стоимости входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, явившемся предметом административного правонарушения, но не менее ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под стоимостью входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимостью входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, явившемся предметом административного правонарушения, понимается цена входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, установленная FIFA и указанная на входном билете на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

В соответствии со ст. 14.15.3 КоАП РФ реализация поддельных входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или поддельных документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей;

на должностных лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

на юридических лиц — от одного миллиона до полутора миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Дела о данных административных правонарушениях будут рассматриваться судом в 10-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Разъяснения подготовлены старшим помощником Белгородского транспортного прокурора Е.Н. Поповой

Административные дела по ст. 20.29 КоАП. Август 2018

В связи с ростом количества административных дел по ст. 20.29 КоАП (производство и распространение запрещенных материалов) мы объединяем в единый список подобные дела за каждый месяц.

  • 7 августа 2018 года Первомайский районный суд Пензы оштрафовал местного жителя М. Агафонова, опубликовавшего в 2013 году в социальной сети «ВКонтакте» песню неонацистской группы «Коловрат» «Футбольный хулиган». Песня была запрещена в феврале 2015 года и занесена в Федеральный список экстремистских материалов (п. 2782). Агафонов с решением суда не согласился и обжаловал его. 6 сентября 2018 года Пензенский областной суд оставил жалобу без удовлетворения, а приговор — без изменений, указав на то, что Агафонов не удалил запись со своей странички после признания ее экстремистской.
  • В августе 2018 года в трое жителей Ики-Бурульского, Яшалтинского и Сарпинского районов Республики Калмыкия были оштрафованы за распространение запрещенных материалов. Подробности, к сожалению, не сообщались.
  • 21 августа 2018 года Сармановский районный суд Республики Татарстан оштрафовал на 1 тысячу рублей 27-летнего местного жителя, который опубликовал на своей странице во «ВКонтакте» видеоролик «Русские против кавказа 1488» (п. 1970 Федерального списка экстремистских материалов).

  • 24 августа 2018 года прокуратура Курганского района сообщила, что суд оштрафовал 22-летнего местного жителя, признанного виновным в публикации в соцсети запрещенных аудиороликов.
  • 24 августа 2018 года Заинская городская прокуратура Республики Татарстан сообщила о том, что на 1500 рублей суд оштрафовал 34-летнего местного жителя, опубликовавшего некий запрещенный видеоролик в соцсети. Подробности не сообщались.
  • 23 августа 2018 года прокуратура городе Томска сообщила о том, что Октябрьский районный суд оштрафовал на 2 тысячи рублей 27-летнего местного жителя, опубликовавшего в сети «ВКонтакте» два видеоролика из Федерального списка экстремистских материалов. Ролики со своей странички молодой человек уже удалил.
  • 21 августа 2018 года стало известно, что во Владимирской области к административной ответственности был привлечён житель Гороховецкого района Максим Давлятов, в 2013 году опубликовавший на своей странице во «ВКонтакте» песни «В нашем доме поселился замечательный скинхед» и «Слава России» группы «Коловрат» (из-за многочисленных повторов в Федеральном списке экстремистских материалов эти песни запрещены несколько раз — под пп. 2435, 2441, 2893, 3003, 3608, 3616). Суд оштрафовал Давлятова на 1 тысячу рублей.

  • 17 августа 20018 года Заинский городской суд Республики Татарстан оштрафовал местную жительницу О. Утяганову на 1000 рублей за публикацию в соцсети видеоролика с запрещенной песней неонацистской группы «Коловрат» «Россия» (п. 1224 Федерального списка экстремистских материалов).
  • 15 августа 2018 года стало известно, что в Рязанской области к административной ответственности был привлечён житель Захаровского района Ш., разместивший на своей странице в социальной сети аудиозаписи, включённые в Федеральный список экстремистских материалов под пп. 691 и 2055 (в обоих пунктах запрещено сразу несколько песен Тимура Муцураева). Местный житель был оштрафован — размер штрафа, к сожалению, не сообщается.
  • 10 августа 2018 года УМВД РФ по Костромской области сообщило о том, что к административной ответственности был привлечен 26-летний житель города Солигача, опубликовавший в соцсети некий запрещенный видеоролик. Какое именно наказание было назначено молодому человеку, к сожалению, не сообщалось. Также против него был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 20.3 КоАП (пропаганда и публичное демонстрирование нацисткой символики) (подробнее см. здесь).
  • 10 августа 2018 года Прокуратура Советского района города Липецка сообщила о том, что 42-летний местный житель был оштрафован на 1000 рублей за публикацию запрещенной песни, признанной экстремистской по решению Курганского городского суда Курганской области. Вероятно речь идет о одной из песен сторонника отделения Чечни от России, участника первой чеченской войны со стороны сепаратистов, Тимура Муцураева. Напомним, несколько его композиции были внесены в список (п. 2055) по решению Курганского городского суда Курганской области, еще несколько запрещены по решению Юргинского городского суда Кемеровской области (п. 691 Федерального списка экстремистских материалов); еще одна (п. 2561) — по решению Ленинского районного суда Тюмени и еще одна (п. 2793) – по решению Первомайского районного суда Ростова-на-Дону.
  • 9 августа 2018 года прокурора Инжавинского района Тамбовской области сообщила о том, что местный житель был оштрафован за публикацию в марте и мае 2017 года в соцсети «ВКонтакте» двух запрещенных песен из Федерального списка экстремистских материалов. Подробности, к сожалению, не сообщались. Песни уже удалены со странички молодого человека.
  • 7 августа 2018 года в Туле суд оштрафовал на 1000 рублей местного жителя Павла С. за публикацию запрещенной песни ультраправой группы «Банды Москвы» «Иммигрант, убирайся вон!» (п. 1786 Федерального списка экстремистских материалов).
  • 3 августа 2018 года стало известно, что в городе Сочи Краснодарского края суд оштрафовал 30-летнего местного жителя Е. Минеева. Согласно материалам дела, на своей странице в социальной сети он опубликовал два ксенофобных материала, внесённых в Федеральный список экстремистских материалов.
  • 2 августа 2018 года стало известно, что в городе Темрюке Краснодарского края суд оштрафовал 21-летнего местного жителя Л. Залевского на 1 тысячу рублей. Согласно материалам дела, на своей странице в социальной сети он опубликовал аудиозаписи, внесённые в Федеральный список экстремистских материалов.
  • 2 августа 2018 года стало известно, что в городе Йошкар-Ола Республики Марий Эл суд оштрафовал местного жителя на 1 тысячу рублей. Согласно материалам дела, на своей странице во «ВКонтакте» он опубликовал изображения, внесённые в Федеральный список экстремистских материалов.

    1 августа 2018 года стало известно, что в Саратове суд оштрафовал местного жителя 1998 года рождения на 1 тысячу рублей. Согласно материалам дела, под именем «Вячеслав Кунденко» он опубликовал в социальной сети видеозапись «Sel’Mi – На стягу Коловрат», текст которой внесён в Федеральный список экстремистских материалов под п. 3012.

    1 августа 2018 года Сортавальский городской суд Республики Карелия оштрафовал на 1000 рублей местного жителя В. Клопова за публикацию в соцсети запрещенного видеоролика «Русские парни режут хачей» (п. 1965 Федерального списка экстремистских материалов).

    Статья 13.11 КоАП РФ. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных (действующая редакция)

    1. Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    2. Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

    3. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

    4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

    5. Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.

    6. Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    7. Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 13.11 КоАП РФ

    1. Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

    Порядок сбора, хранения, использования, распространения информации о гражданах (персональных данных) установлен Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно ст. 2 данного Федерального закона под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информацией о гражданах (персональными данными) являются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

    2. В соответствии с п. 1 — 3 ст. 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

    Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

    Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан РФ. Ограничение прав граждан РФ на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

    Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

    При толковании указанных предписаний ст. 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» следует иметь в виду, что федеральный закон, устанавливающий перечни персональных данных, включаемых в состав информационных ресурсов, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, пока еще не принят Государственной Думой.

    Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

    Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. N 86-О по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой персональная информация Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» отнесена к сфере конфиденциальной. Она не может быть засекречена от того лица, с которым идентифицируется. В противном случае это будет являться полным отрицанием его права. По судебному решению сбор персональной информации может быть допустим негласно, конспиративно от объекта наблюдения.

    3. В соответствии с п. 1, 2 ст. 14 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

    Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    По смыслу ст. 2 указанного Федерального закона под документированной информацией (документом) понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

    4. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по технической защите конфиденциальной информации (в том числе и персональных данных), а также деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации вправе осуществлять только лицензиаты. Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации отнесено к ведению Гостехкомиссии России. Лицензирование деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации осуществляется Гостехкомиссией России.

    Согласно Положению о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2002 г. N 290 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 689), конфиденциальной является информация, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ.

    Под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по защите ее от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на нее в целях уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

    Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации являются:

    — осуществление лицензируемой деятельности специалистами, имеющими высшее профессиональное образование по специальностям «компьютерная безопасность», «комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» или «информационная безопасность телекоммуникационных систем», либо специалистами, прошедшими переподготовку по вопросам защиты информации;

    — соответствие производственных помещений, производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования техническим нормам и требованиям, установленным государственными стандартами Российской Федерации и нормативно-методическими документами по технической защите информации;

    — использование сертифицированных (аттестованных по требованиям безопасности информации) автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации;

    — использование третьими лицами программ для электронно-вычислительных машин или баз данных на основании договора с их правообладателем.

    Лицензиатами по указанному виду деятельности являются юридические лица и предприниматели.

    В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 348, лицензирование деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации осуществляет Гостехкомиссия России.

    Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, отнесенных к компетенции Гостехкомиссии России, являются:

    — выполнение требований государственных стандартов РФ, конструкторской, программной и технологической документации, единой системы измерений, системы разработки и запуска в производство средств защиты конфиденциальной информации, а также иных нормативных правовых актов;

    — осуществление лицензируемой деятельности специалистами, имеющими высшее техническое образование или прошедшими профессиональную подготовку в области защиты информации;

    — соответствие производственного, испытательного, контрольно-измерительного оборудования и производственных помещений техническим нормам и требованиям, установленным государственными стандартами РФ и иными нормативными правовыми актами;

    — использование программ для электронно-вычислительных машин или баз данных третьими лицами (пользователями), осуществляемое на основании договора с правообладателем.

    Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, отнесенных к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области правительственной связи и информации (см. п. 1 комментария к ст. 23.45), являются:

    — соблюдение нормативных правовых актов и стандартов РФ, относящихся к лицензируемой деятельности, нормативных и методических документов, регламентирующих осуществление лицензируемой деятельности;

    — соблюдение лицензиатом режима конфиденциальности при обращении со сведениями, которые ему доверены или стали известны по работе; обеспечение ограничения круга лиц, допущенных к конфиденциальной информации, установление порядка допуска лиц к работам, связанным с использованием конфиденциальной информации, организация обеспечения безопасности ее хранения, обработки и передачи по каналам связи и установление обладателем конфиденциальной информации требований к обеспечению безопасности этой информации;

    — наличие условий, предотвращающих несанкционированный доступ к средствам защиты конфиденциальной информации, обеспечивающих хранение нормативной и эксплуатационной документации, инсталляционных дискет и дистрибутивов программных и программно-аппаратных средств защиты конфиденциальной информации в металлических шкафах (хранилищах, сейфах), оборудованных внутренними замками, а также хранение дубликатов ключей от металлических шкафов (хранилищ, сейфов) и входных дверей в сейфе ответственного лица, назначенного руководством лицензиата;

    — соответствие помещений (производственная площадь, состояние помещений, обеспечиваемые в них условия) требованиям технической и технологической документации на оборудование, размещаемое в этих помещениях и используемое для осуществления лицензируемой деятельности;

    — соответствие производственного, технологического, испытательного и контрольно-измерительного оборудования требованиям, установленным государственными стандартами РФ и нормативными правовыми актами, относящимися к лицензируемой деятельности;

    — аттестование средств обработки информации, используемых для разработки средств защиты конфиденциальной информации, а также для автоматизированного учета, в соответствии с требованиями по защите информации с использованием лицензионного программного обеспечения для электронно-вычислительных машин и баз данных;

    — выполнение требований государственных стандартов РФ, конструкторской, программной и технологической документации, единой системы измерений, системы разработки и запуска в производство средств защиты конфиденциальной информации, в соответствии с которыми конструкторская документация лицензиата имеет номер, зарегистрированный в государственном реестре разрабатывающих предприятий;

    — наличие системы учета изменений, внесенных в техническую и конструкторскую документацию, и системы учета готовой продукции;

    — наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего образования и (или) профессиональной подготовки в области защиты информации с квалификацией «специалист по защите информации» и производственным стажем в области лицензируемой деятельности не менее 5 лет;

    — наличие у инженерно-технического персонала, осуществляющего работы в области лицензируемой деятельности, высшего образования и (или) профессиональной подготовки со специализацией, соответствующей выполняемым работам.

    Лицензиатами по указанному виду деятельности являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

    Совершение лицензиатом проступка, предусмотренного комментируемой статьей, квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой применение санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, установленных ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей.

    5. Осуществление предпринимательской деятельности по лицензируемым видам деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (т.е. дохода, сумма которого превышает 200 МРОТ), квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 171 УК).

    6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями.

    Дела о комментируемых правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, — мировыми судьями (ср. ч. 1 и абз. 2, 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; о случаях проведения административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).

    Еще по теме:

    • Снос аварийного жилья в архангельске Архангельской области на 2018 год выделено 130 млн рублей на расселение аварийного жилья АРХАНГЕЛЬСК, 24 января. /ТАСС/. Архангельская область получит 130 млн рублей в 2018 году из Фонда […]
    • Севастопольский военный комиссариат Военкоматы в Севастополе Военкоматы армии РФ в Севастополе по районам: как встать на учет в военкомат, какие нужны документы для военкоматов, часы работы и приема, телефоны, адреса […]
    • Замена паспорта свидетельство о заключении брака Нужно ли представлять свидетельство о рождении для замены паспорта в связи со сменой фамилии после вступления в брак? ГУ МВД России по г. Москве сообщило, что для замены паспорта […]
    • Закон по защите прав потребителей 2014 Полный текст закона о защите прав потребителей Закон "О защите прав потребителей" 2016 с комментариями Ответственность за нарушение Закона "О защите прав потребителей" […]
    • Система федеральных органов исполнительной власти 2014 Анализ изменений системы и структуры федеральных органов исполнительной власти (2004 - 2016 гг.) (Занко Т.А.) Дата размещения статьи: 07.02.2017 Уже на протяжении более 12 лет […]
    • Ск рф по новокузнецку Ск рф по новокузнецку Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области завершено расследование уголовного дела в отношении 21-, 20-, 39- 32-летнего […]