Как написать аналитическую справку учителю

Как выглядит аналитическая справка для аттестации и как правильно ее оформить

Страница обновлена: 16.01.2017

Аналитическая справка для проведения аттестации – это официальный документ, где указываются выводы о профессиональной деятельности сотрудника. В аналитическом отчете работнику следует указать про все свои достижения на работе за межаттестационный период.

Что такое и цели справки

Аналитическая справка необходима для проведения аттестации и присвоения определенной квалификации педагогу. Обязательная аттестация для учителей проводится раз в 5 лет. Однако по личной инициативе учитель может подать заявку на присвоение ему категории ранее этого срока.

Освобождаются от проведения обязательной аттестации только беременные педагоги и сотрудники, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком.

Назначение аттестации должно проводиться не позже 60 дней с момента подачи заявления руководства или самого педагога. Кроме того, в учет берется и срок действия ранее полученной квалификационной категории.

Процедура проведения аттестации в ТК РФ не обозначена. Однако в ст.195 ТК определяется понятие квалификации: степень познаний, навыков, умений и опыта определенного сотрудника.

Составляется отчет лично педагогом, который аттестуется. При этом оценка результатов должна быть произведена в соответствии с поставленными в межаттестационный период задачами. Объем самоанализа не может превышать 12 страниц.

Как написать и структура

При составлении аналитической справки педагог, прежде всего, заполняет анкетные данные о себе. Анкета состоит из 13 пунктов:

  1. ФИО преподавателя (воспитателя, учителя);
  2. Данные об образовании;
  3. Стаж в сфере образования;
  4. Стаж на должности, которая аттестуется;
  5. Стаж в учебном заведении, где проводится аттестация;
  6. Квалификация для работы на данной должности.

Справка для аттестации должна иметь четкую структуру:

  • Аннотация;
  • Аналитическая составляющая;
  • Проектная часть;
  • Заключение;
  • Приложение.

В аналитическом отчете должна в обязательном порядке указываться такая информация:

  1. Цели и задачи, которые реализовывает в процессе своей деятельности педагог;
  2. Какие цели уже достигнуты педагогическим работником;
  3. Внедряются ли в процессе работы новые технологии (рассказать какие именно);
  4. Информация о результатах профессиональной деятельности: сколько у педагога обучается школьников, студентов; положительная динамика в развитии личностных и нравственных качеств учащихся; результаты учеников на олимпиадах, соревнованиях, различных конкурсах; экспертная деятельность педагога; ведение внеурочной деятельности;
  5. Какие психологические методы используются во время обучающего процесса;
  6. Положительные отзывы о работе педагога от родителей и учеников. Конечно же, педагог обычно представляет положительные отзывы о своей работе, однако аттестационная комиссия обязательно перепроверяет эти сведения;
  7. Данные о проведении мероприятий, связанных с сохранением здоровья учащихся и ведением здорового образа жизни;
  8. Обучение педагога: участие в научной деятельности, прохождение курсов повышения квалификации, профессиональных конкурсах;
  9. Взаимодействие с общественностью, наличие публикаций учителя;
  10. Умение работать с документацией и наличие других навыков, которые необходимы на занимаемой должности;
  11. Определение планов в будущей работе и повышению уровня профессионального развития;
  12. Дата и подпись составителя аналитической справки.

На аналитическом отчете также проставляется печать учебного учреждения и виза руководителя организации.

Критерии оценки

При изучении аналитической справки и других документов, которые поданы для получения первой или высшей категории, педагог имеет право присутствовать на заседании аттестационной комиссии. Для вынесения решения по отчету берутся во внимание такие критерии:

  • Обоснованность аналитической справки и предоставление актуальных данных;
  • Определена цель и главные задачи работы педагога, представлены основные проблемы и предлагаются способы их решения;
  • Имеется методологическое основание отчета;
  • Аналитическая справка подкреплена нормативно-правовыми основаниями;
  • Есть психолого-педагогическое основание: в документе указаны условия развития учащихся; показано, какие для учеников созданы условия; обосновано избрание приемов, методов и способов в процессе педагогической деятельности.

После проведения проверки отчета другой документации педагога, аттестационная комиссия выносит решение, которое заносится в протокол. На основании вывода комиссии в аттестационный лист педагогического работника заносится запись: присвоена первая или высшая категория либо оставление без категории.

Так, как объем аналитической справки около 12 листов, поэтому приведем только пример заполнения анкетных данных:

Белгородской СОШ № 11

Красовицкой Елены Владимировны

Я, Красовицкая Елена Владимировна, работаю учителем географии I квалификационной категории в Белгородской СОШ № 11.

В 1996 году поступила в Московский государственный горный университет. В 2000 году окончила МГГУ с красным дипломом по специальности «горное дело».

13.10.2000 году была принята на должность учителя географии, где работаю уже 16 лет. Являюсь классным руководителем 7-а класса.

Учебная нагрузка – 23 часа в неделю.

Обжалование решения аттестационной комиссии

В течение 3 дней после вынесения решения аттестационной комиссией, руководитель обязуется уведомить об этом сотрудника. Если педагог не согласен с вердиктом комиссии, можно подать жалобу в Департамент по аттестации научно-педагогических и научных работников.

Аналитическая справка учителя

Эффективность обучения я, как учитель, повышаю через учебно-исследовательскую деятельность школьников, что является инновационной педагогической технологией.

Использование современных образовательных технологий (технология организации исследовательской деятельности учащихся, игровые технологии, технология проектного обучения, интерактивные технологии, технологии кейс-метода) в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственногоразвития учащихся

В процессе учебной деятельности педагог применяет различные методы и приемы обучения, в том числе инновационные: проблемный, эвристический, поисковый

Образовательные технологии и их результативность.

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время.

Презентация результатов в виде реферата, слайд-фильмов, исследовательской работе, индивидуальных и групповых проектов. Участие в олимпиадах, конкурсах, НПК. Развитие навыков публичного выступления .

Технология игрового обучения

Активизация деятельности учащихся.Урок-ролевая игра, урок-путешествие, урок-театрализация, литературное кафе и др.

Отработка коммуникативного аспекта .

Обучение в сотрудничестве

Групповые задания, технология кейс-метода, групповые проекты.

Развитие коммуникативных навыков.

Сознательно стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Развивает навыки, необходимые для общения. Критическое мышление, навык публичного выступления .

Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.

Развитие языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенций.

Разработка учащимися обучающих презентаций. Запрос на расширение доступа к ИНТЕРНЕТ. Использование электронных версий тестов по русскому языку.

слайд-презентации, просмотр эпизодов фильмов.

Метапредметные результаты обучения .

Лекционно-семинарско-зачетная система, тестирование

Помогает адаптироваться в дальнейшем в вузах. Предусматривает формирование общеучебных умений и навыков.

Системно — деятельностный подход

Введение интерактивных форм обучения.

Написание творческих работ на основе личных впечатлений.

Использование системы упражнений.

Введение особого подхода к пониманию текста.

Комплексный анализ текста

Развитие коммуникативных компетенций.

Планируя применение образовательных технологий, исхожу из того, что каждый ученик на протяжении периода обучения должен поработать во всех педагогических технологиях. При этом учитываю:

— возрастные особенности учащихся;

— особенности классных групп в параллелях;

В рамках перехода к профильной школе слежу за новыми линиями учебно-методических комплексов. С 2008 года в преподавании литературы чётко выдержан принцип деления на базовое и профильное содержание образования.

Профильное обучение позволяет за счёт изменения в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся.

В течение последних пяти лет выпустила профильные классы (в том числе и социально-гуманитарной направленности — 2009- 2010 годы).

В 2012-2013 году преподавала в трех 9 –х классах предпрофильной подготовки. В 2013-2014 учебном году работаю в 10-х профильных классах.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности

Аналитическая справка учителя для аттестации

Аналитическая справка учителя начальных классов

Ф.И.О учителя, дата окончания образования, специальность,

Общий трудовой стаж – лет. Педагогический стаж- лет.

Категория. Дата последней аттестации

Критерий I . «Образовательные достижения обучающихся при освоении программ начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС»

1. 1. Показатель «Динамика учебных достижений обучающихся»

Знания в области педагогики, возрастной психологии, использование актуальных методик и современных образовательных технологий (проблемно — диалогической, информационно-коммуникационной) позволяют учителю выстраивать учебно-воспитательный процесс на основе личностно-ориентированного подхода, развивать устойчивый интерес учащихся к обучению через применение активных форм сотрудничества. Каждый ученик включен в учебную деятельность, что способствует формированию общеучебных умений и навыков, дает возможность проявлять познавательную активность.

На своих уроках организовывает самостоятельную поисковую работу учащихся через подбор заданий различной степени трудности для проведения обобщений, исследований. Большое внимание уделяю развитию интеллектуальных, познавательных навыков детей, развитию речи, навыка чтения, памяти. Дети обладают коммуникативной культурой, высокой работоспособностью, умением критически мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения, проводить рефлексию своей деятельности.

1. 1. Показатель «Динамика учебных достижений обучающихся»

Таким образом наблюдаем положительную динамику учебных достижений обучающихся.

Достижения в учебной части доказывают эффективность проводимых уроков, целенаправленной систематической работы по повышению качества обучения и всестороннего развития ученика.

1.2. Показатель «Формирование универсальных учебных действий»

Выписки из рабочих программ по предметам отражают систему работы по формированию универсальных учебных действий. (Выписки из рабочих программ по русскому зыку, математике прилагаются).

1.2.2. Система мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий и коррекции дальнейшей деятельности у обучающихся 1 ступени образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

1.Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.

2.Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД: системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

3.Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД

4.Анализ сформированности УУД обучающихся.

5.Корректировка педагогической деятельности по формированию УУД.

Для реализации поставленных целей и задач были разработаны технологические карты мониторинга сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обучающихся начальных классов. В картах отражены виды и основные характеристики групп УУД. Для каждого УУД были отобраны методики, соответствующие возрастным психологическим особенностям младших школьников, а также методы и диагностики, апробированные ранее в рамках формирования и мониторинга ОУУН.

(Система мониторинга сформированности УУД, результативность прилагается)

1.3. Показатель «Мотивация к изучению учебных предметов»

Именно мотивационная составляющая определяет способность школьника ставить и успешно решать учебные задачи. Анализ данных, полученных в результате проведения исследования, выявляет качественные и количественные показатели мотивации учения. Полученные результаты позволяют учителю наметить пути решения выявленных проблем, направить внимание на способы повышения учебной мотивации у учащихся определенного возраста.

Анализ результатов диагностики учебной мотивации школьников позволяет выявить влияние образовательного процесса на формирование и развитие учебной мотивации на различных возрастных этапах.

(Результаты методики мотивации прилагаются)

Критерий I I . «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в урочной и внеурочной учебной деятельности»

2.1. Показатель «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся»

2.1.1.Система работы по применению проектных технологий.

Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

вводит элементы исследовательской деятельности в структуру своих уроков.

(Описание системы работы по применению проектных технологий прилагается)

2.1.2. Выполнение учащимися творческих и исследовательских проектов предметного и межпредметного характера.

2.1.3. Участие учащихся в конкурсах проектов

В школе в 2015 году проходил конкурс проектов, в котором принимали участие 1-4 классы. Участники проекта провели исследовательскую работу, выступили с защитой проекта.

( Перечень тем проектов, выполненных учащимися 3, 4 классов прилагается, описание проектной работы прилагается)

2.1.4. Список учащихся, принимавших участие в конкурсе проектов.

2.2. Показатель «Участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах»

Обучающиеся участвуют в различных конкурсах, олимпиадах

2.3. Показатель «Организация внеурочной деятельности»

в организации внеурочной деятельности обучающихся направляет свою деятельность на достижение результатов освоения программы. В первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.

(Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мир здоровья» прилагается)

2.4. Показатель «Авторские публикации учащихся

Обучающиеся участвуют в конкурсах, публикуют свои материалы в сети Интернет.

(Сертификат о публикации прилагается).

Критерий III. «Создание учителем условий для формирования гражданской позиции и приобретения позитивного социального опыта»

3.1. Показатель «Благоприятный психологический климат в классном коллективе»

Воспитательная работа организуется по разработанной программе развития классного коллектива, которая направлена на создание условий успешного развития личности каждого ребенка, через КТД, внеклассную работу по предметам, исследовательскую и проектную деятельности, интерактивные формы организации коллектива и ИКТ.

Результатом работы является то, что учащиеся класса отличаются воспитанностью, хорошей успешной учебой, имеют активную жизненную позицию и продолжают такими быть в основной и старшей школе. Результаты тестирования детей показывают положительную динамику в межличностных отношениях между детьми, в развитии коммуникативных навыков; отношения в классе конструктивные, доброжелательные.

Результаты анкетирования показали, что детям комфортно учиться в своем классе. Они с удовольствием общаются с учителем и друг с другом.

3.2. Показатель «Воспитательная система учителя»

Как учитель и классный воспитатель ведет целенаправленную работу по формированию ученического коллектива. Ее работа направлена на приобретение учащимися необходимых умений и навыков учебной деятельности, обучение выразительному чтению и правильному письму, культурной речи и поведения, основам личной гигиены и здорового образа жизни, возможности для реализации физиологического, психологического и социального положения обучающихся, а также возможности для укрепления самоуважения. Классный руководитель культивирует хорошее отношение преподавателя с учащимися и учащимися между собой, между школой и семьей воспитывает любовь к природе, животным, к своей Родине.

(План воспитательной работы прилагается)

3.3. Показатель «Просветительская работа с родителями»

Большое значение учитель уделяет систематической просветительской работе с родителями. В плане воспитательной работы отводится место индивидуальной работе с родителями.

По данным опроса родителей. пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди родителей обучающихся.

(План просветительской работы с родителями прилагается)

Критерий IV . «Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся»

В своей работе выявляет различные категории обучающихся, ею создана картотека для адресной работы с высокомотивированными обучающимися, со слабоуспевающими обучающимися.

По данным мониторинга можно проследить стабильные результаты работы преподавателя по данному направлению.

(План работы с высокомотивированными, низкомотивированными обучающимися прилагается, справка ВШК прилагается)

Критерий V . «Личный вклад учителя в повышение качества образования»

5.2. Показатель «Эффективное использование современных образовательных технологий»

В своей работе использует современные образовательные технологии, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. В классе созданы се условия для плодотворной работы учителя, используются цифровые образовательные ресурсы, создан банк собственных цифровых образовательных ресурсов. Конспект урока математики «Единицы времени. Сутки. Месяц. Год», Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи» опубликованы в сети Интернет.

имеет собственный сайт.

( ScreenShot сайта прилагается, справка ВШК прилагается)

Применяет дистанционные образовательные технологии для коррекционной работы с обучающимися, пропускающими учебные занятия по причине болезни.

Создание здоровьесберегающей среды – неотъемлемая часть работы каждого учителя в урочное и внеурочное время проводит целенаправленную работу с обучающимися по сохранению и укреплению здоровья обучающихся при организации образовательного процесса.

(Текст разработки по использованию творческих и познавательных способностей обучающихся на уроках математики прилагается)

В своей работе учитель использует современное высокотехнологичное оборудование: компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, экран). Это позволяет создавать и собственные образовательные ресурсы.

(Аннотированный список цифровых образовательных ресурсов прилагается)

Проблемы сохранения здоровья стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников активно работает по сохранению и укреплению здоровья обучающихся при организации образовательного процесса.

(План работы по сохранению и укреплению здоровья прилагается, справка ВШК прилагается)

5.4. Показатель «Обобщение и распространение собственного педагогического опыта»

Ежегодно как учитель начальных классов, проводит работу по распространению собственного педагогического опыта. За 1,5 года она давала открытые уроки во время декадников учителей начальных классов:

— «Единицы времени. Сутки. Месяц»;

— «Выражение величин в единицах одного наименования».

в 2015 году проводила открытый урок для районного семинара директоров и заместителей директоров по УВР образовательных учреждений района «Местоимение как часть речи»;

выступает на школьном методическом объединении учителей начальных классов, на совещаниях при руководителе.

— «Формирующее оценивание как требование ФГОС»;

— «Конструирование уроков в соответствии с требованиями ФГОС».

(Таблица публикаций прилагаются, справки прилагаются)

В сети Интернет публикует свои материалы.

(Свидетельства о публикации прилагаются)

Критерий VI . «Непрерывность профессионального развития учителя»

«Содержание обучения и современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС» — 2013 г.

Участвует в вебинарах.

6.3. Показатель «Профессиональное саморазвитие учителя»

как современного учитель, дает детям не только образование, но и развивает познавательные и творческие возможности учеников, воспитывает личность.

Тема по самообразованию: «Формирующее оценивание как требование ФГОС».

Целью своей работы ставит: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; разработку системы формирующего оценивания действий по достижению планируемых предметных результатов по курсу «Математика»;

добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;

развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить;

разработать систему формирующего оценивания по достижению планируемых предметных результатов;

Учитель внедряет в своей практике инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

в своей педагогической практике использует личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.

Для реализации поставленных целей большую роль играет наличие материально-технической базы. В школе оборудован кабинет начальных классов, который оснащен компьютером, мультимедийной установкой. В кабинете есть справочная и методическая литература, таблицы, раздаточный материал, тем, карточки.

В своей работе Мухина. добивается хороших результатов.

(План самообразования прилагается, текст выступления по теме самообразования прилагается)

Критерий VII . «Общественное признание педагогической деятельности учителя»

7.1. Показатель «Взаимодействие с учреждениями профессионального образования и методическими службами.

На школьном уровне неоднократно включалась в состав жюри по оцениванию конкурсов, олимпиад, проводимых в начальных классах.

Аналитическая справка педагогической деятельности учителя нач. классов

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛУГАНСКА

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Луганская специализированная школа I-III ступеней №54»

Аналитическая справка

педагогической деятельности

за последние три учебных года

учителя начальных классов МАРЬЯНЫ ИВАНОВНЫ ДЕМЧЕНКО

Введение

Образование высшее, закончила Луганский педагогический институт им. Т.Г.Шевченко в 1997 году по специальности учитель начальных классов.

С 2000 года работаю учителем в государственном учреждении «Луганская специализированная школа I-III ступеней №54». Имею высшую квалификационную категорию, педагогический стаж 15 лет, из них в данной школе — 15 лет.

Социально-экономические изменения, которые нас окружают, приводят к обязательности модернизации системы образования. Современные образовательные тенденции обусловили необходимость обновления образовательного процесса в школе. Ориентируясь на современные проблемы системы образования, и учитывая специфику времени перехода начальной школы на ВГОСы (приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт»), я так определяю цель своей педагогической деятельности: подготовить выпускников начальной школы, владеющих такими универсальными учебными способами деятельности и такими технологиями саморазвития личности и коллектива, которые определены стандартами нового поколения.

При реализации данной цели ставлю перед собой задачи:

помочь ученикам освоить такие приёмы и виды УУД, которые позволят добывать и расширять полученные знания самостоятельно;

создать условия для развития творческого потенциала учащихся;

создать условия для формирования у учащихся навыков саморазвития, самовоспитания и адекватной самооценки;

способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде;

способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Поставленную перед собой цель и задачи реализую последовательно, начав за год до введения ВГОСов. Свою деятельность выстраиваю в рамках образовательных программ, в которых определены специфические предметные цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.

Сейчас я работаю в 1 классе. В прошлом учебном году я выпускала очередных четвероклассников. В течение многих лет я регулярно провожу мониторинг текущих и итоговых результатов учебно-воспитательного процесса. Это позволяет мне сегодня без труда представить результаты своей деятельности, как учителя-предметника, так и классного руководителя за последние три учебных года по ряду показателей, необходимых для прохождения внеочередной аттестации.

Критерий I

Владение современными образовательными технологиями и методиками

Как учитель начальных классов, который идет в ногу со временем и понимает, что при обучении в начальном звене в наше непростое время, когда осуществляется переход к стандартам нового поколения и началась с прошлого учебного года реализация ВГОСов, невозможно работать без использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, не только в учебном, но и воспитательном процессе. Для меня такими технологиями стали следующие:

здоровьесберегающая технология В.Ф Базарного;

технология саморазвития личности Г. Селевко;

технология КТД И. Иванова

1.1.Обоснование выбора современных образовательных технологий для внедрения их в практику

Попытаюсь обосновать выбор именно этих современных образовательных технологий для внедрения их в свою практику. (см. Приложение 1. Буклет)

Во-первых, все они, действительно, актуальны в период перехода к стандартам нового поколения и в период реализации ВГОСов, потому что дают возможность обеспечить в УВП мыследеятельностный подход в образовании. Учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную или воспитательную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Всё это и есть одно из главных требований современной школы.

Во-вторых, все они достаточно универсальны, т.к. с одинаковой эффективностью могут быть использованы как в учебном, так и в воспитательном процессах. И это делает их востребованными и интересным учителю и классному руководителю, особенно учителю начальной школы.

В-третьих, все применяемые мной современные технологии интегральны, т.к. не взаимоисключают, а легко дополняют друг друга. И это делает их применение достаточно мобильным и легким в реализации, не создаёт новых трудностей учителю.

В-четвертых, все они являются здоровьесберегающими, т.к. обеспечивают сохранение здоровья детей через получение положительных эмоций в учении, создают условия для выбора и ситуацию успеха, учение без перегрузок и в зоне ближайшего развития ребёнка, обеспечивают в достаточной мере двигательную активность учащихся на уроке. Очень важны здоровьесберегающие технологии и в наш век компьютеризации.

В-пятых, все они личностно-ориентированные и, позволяя ученику работать в зоне ближайшего развития, давая ему право выбора, а также дифференцированный подход в обучении и воспитании, эти технологии способствуют эффективному развитию способностей и возможностей каждого ученика.

В-шестых, все выбранные и применяемые мной технологии помогают оптимизировать учебно-воспитательный процесс и делают его увлекательным и интересным. А это очень важно в наше время, когда информационное пространство сегодня настолько возросло, что требует эффективных средств обучения и учитель вынужден искать такие средства обучения, которые помогут и оптимизировать УВП, и сделать его увлекательным и интересным для ученика. Особенно велика роль в решении этой проблемы средств обучения и информационно-коммуникативных технологий.

1.2 Описание деятельности по реализации современных образовательных технологий

дано во многих работах, представляющих опыт моей работы на различных уровнях.

(см. Приложение 2. Таблица Комплексное оценивание профессиональной деятельности)

Познакомившись с этой таблицей и работами, в которых я на протяжении ряда лет описывала свой опыт, можно получить хорошее представление о моей деятельности по реализации современных образовательных технологий, используемых и применяемых мной в учебно-воспитательном процессе.

Критерий II

Эффективность применения современных образовательных технологий и методик

Об эффективности использования современных образовательных технологий можно говорить тогда, когда есть результативность внедрения этих технологий. А результативность, действительно, есть. Она прослеживается во многом и её можно оценить по многим показателям:

  1. Интерес к предметам, которые я преподаю.

У моих учащихся проявляется высокий устойчивый интерес к предметам и имеет позитивную динамику: 8.9—9.0 —9.1. Баллы указаны по десятибалльной шкале.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Она тоже стабильно достаточно высокая: 45%—55%—57%. Показано в процентах количество учеников, имеющих хороший уровень учебной мотивации. Прослеживается позитивная динамика.
  2. Комфортность моих учеников в школе составила соответственно: 79 %—83%—89%. Это хороший показатель.

В процентах указано то количество учеников, которым комфортно в школе. Дети на уроках активны, жизнерадостны, у них отсутствует чувство боязни выходить к доске и отвечать, выступать перед аудиторией, они умеют уже в первом классе задавать умные и правильные вопросы и грамотно отвечать на них.

  1. Владение компьютеромна уровне технологии на базовом уровне: 79%—100%—100%.

Дети могут с моей помощью или самостоятельно моделировать, конструировать или что-то проектировать с помощью компьютера. Отрадно, что в период введения ВГОСов обучение этому виду деятельности стало необходимой реальностью. Вот почему уже к концу 1 класса все мои первоклассники работают технологично с компьютером, правда, каждый на своем уровне. Высокого уровня владения этим средством среди моих первоклассников пока еще нет.

  1. Умеют работать с интернетом и находить там информацию для своих проектов и сообщений: 95%—100%—35%

Критерий III

Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ

Прослеживается положительная (позитивная) динамика показателей в учебно-воспитательной деятельности учащихся. (см. Приложение 3. Таблицы с критериальным оцениванием, графики)

Общая успеваемость класса: 100%—100%—100%;

Качество знаний по преподаваемым предметам: 77%—83% (в 1 классе не аттестуются);

Результаты выполнения итоговой комплексной работы за полугодие по определению уровня сформированности в 1 классе УУД:

— с работой справились все 100%;

— детей группы риска нет;

— качество выполнения основной части — 86 %;

— качество выполнения дополнительной части — 77 %

Работе с одарёнными и мотивированными на успешность и достижения в учебе детьми мной уделяется тоже большое внимание. Не мало важную роль в освоении обучающимися образовательных программ играет участие в олимпиадах. Наличие победителей и призеров предметных олимпиад — это тоже один из важных показателей учебных достижений. Олимпиады начальных классов в разное время существовали всегда. В разных школах, разных городах. Пока существуют учителя-энтузиасты, будут существовать и различные олимпиады.

В 2014 году, принимая участие во II этапе (городском) олимпиад для учеников начальной школы (математика, окружающий мир), мой ученик 3 класса занял по двум предметам 2 места. 2015 год для моих четвероклассников стал только годом участия в городских олимпиадах. По 4 предметам дети вошли в пятёрку лучших. Также, с 2015 года у меня и моих учеников появилась возможность участия в конкурсе дистанционных олимпиад! Довольны все: и я, и ученики, принявшие участие в мероприятии, и родители учеников, и администрация школы.

Эта возможность у нас появилась потому, что зимой 2014 года мною был создан учительский сайт, на котором так грамотно продумана организация предметных олимпиад! Всё доступно, понятно и конкретно. (см. Приложение 4. Папка с дипломами и сертификатами)

Все выше представленные показатели доказывают хорошую результативность внедрения мной современных образовательных технологий в УВП.

Считаю, что мне удалось передать свое увлечение современными технологиями, в том числе и информационно-коммуникативными не только ученикам, но и своим коллегам, потому что я постоянно участвую в обобщении и распространении собственного педагогического опыта на разных уровнях. Доказательств этому много. (см. Приложение 2. Таблица Комплексное оценивание профессиональной деятельности)

Критерий IV

Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. На мой взгляд, формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

А к современным образовательным технологиям относится и технология организации проектной деятельности.

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта я понимаю комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

У меня накоплен большой опыт по применению образовательных технологий в процессе обучения и воспитания, и я готова поделиться технологией организации проектной деятельности.

Последний мой набор детей (это период обучения с 2011 по 2015 год) отличался тем, что для каждого ученика было очень важным обучение самостоятельной «добыче», подчёркиваю, самостоятельной, нужной информации, им хотелось самостоятельно определять (исходя из своих интересов) проблему и находить пути её рационального решения. А мне, как учителю, оставалось научить детей критично анализировать полученные знания и применять их при решении новых заданий.

Я не случайно выбрала для себя метод проектов. Он интересен тем, что с одной стороны, помогает создавать условия для развития интеллектуальных способностей одарённых детей, а с другой – проект даёт возможность участвовать в интересной и результативной работе всем детям. Кроме этого, типология проектов помогает детям выбрать себе комфортный характер деятельности. Большинству моих учеников, а я их называла «я сам», очень интересно было всё делать самостоятельно от начала до конца. Поэтому для них лучшим вариантом были индивидуальные проекты. Некоторые дети отдавали предпочтение работе в группе. Но, на практике мне пришлось наблюдать за тем, как идеи отдельных индивидуальных проектов трансформировались в групповую проектную деятельность.

За четыре года обучения детьми были исследованы многие темы по разным учебным предметам. А начинали мы из проекта «Хотим всё знать и уметь». Именно этот проект послужил «стартовой площадкой в космос». Потом были проекты на экологическую тематику, затем дети путешествовали дорогами «Великих людей мира». Но, на мой взгляд, большей самоотдачи дети показали в работе над проектом «Удивительный мир растений».

Сейчас, работая в 1 классе, я продолжаю внедрять проектную технологию. Так, мои первоклассники за I семестр исследовали три темы.

Работая над индивидуальным проектом по математике «Числа вокруг нас» см. Приложение 5. Портфолио проекта), ребята пополнили свой активный словарный запас пословицами и поговорками, уточнили значения некоторых из них. У меня появилась ещё одна возможность развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело, а также учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников.

«От школьного проекта – к научному открытию» — девиз нашего фестиваля групповых проектов «Хочу все знать» (см. Приложение 6. Портфолио проекта), который проводился во время внеурочной деятельности. На мой взгляд, это первый шаг ученика к самостоятельному поиску, к умению ставить и решать задачи исследовательского и поискового характера.

С большим удовольствием ребята рассказывали о членах своей семьи, о традициях семьи в рамках презентации проекта по окружающему миру «Моя семья». А в декабре мною был организован проектный день в 1 классе (см. Приложение 7. Проектный день).

На мой взгляд, использование проектного метода позволяет развивать у учащихся:

— познавательные навыки и способность к самообразованию;

— способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

— целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;

— критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.

Использование современных образовательных технологий как условия достижения нового качества образования даёт возможность учащимся получать огромный позитивный опыт, как коллективного творческого дела, так и самостоятельной работы над исследованием; даёт возможность приобретать такие умения, которые понадобятся им не только для получения новых знаний в средней и старшей школе, но и во взрослой жизни.

Справка составлена учителем начальных классов ГУ «ЛСШ I-III ступеней «54» Демченко М.И.

Еще по теме: