Закон о сми устав сми

Закон о сми устав сми

Рекомендации по соблюдению отдельных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций для редакций сетевых изданий

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере средств массовой информации направляем в Ваш адрес разъяснения по отдельным актуальным вопросам.

  1. 1.Соблюдение требований статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

Согласно ч.1 ст. 20 Закона о СМИ, устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

В процедуре принятия устава участвуют только штатные сотрудники, то есть лица, замещающие определенную должность в штатном расписании редакции.

Для принятия устава необходимо провести общее собрание, причем на нем должен быть кворум в количестве не менее двух третей штатных сотрудников. Устав принимается простым большинством голосов. После этого он представляется учредителю на утверждение.

Учредитель не несет обязанности утвердить именно предлагаемый общим собранием коллектива журналистов устав. Однако законодательством не предусмотрены последствия отклонения предложенного варианта. При этом и учредитель, и редакция средства массовой информации должны принимать во внимание, что устав должен быть принят в течение трех месяцев с момента первого выхода в свет средства массовой информации.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о СМИ, если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации, то свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным.

Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации создается в качестве организации, то она подлежит также регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и, помимо производства и выпуска средства массовой информации, вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.

Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

В отличие от устава как учредительного документа организации, устав редакции не подлежит государственной регистрации, а направление копии устава редакции в регистрирующий орган, предусмотренное статьей 20 Закона о СМИ, не является процедурой государственной регистрации устава.

Таким образом, у редакции может быть один устав, одновременно служащий и учредительным документом, представленным на государственную регистрацию в налоговый орган, и уставом редакции, представленным в Роскомнадзор. В данном случае учредительный документ должен содержать также все вопросы, которые должны быть урегулированы в уставе редакции
(ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ).

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные Законом о СМИ и другими законодательными актами.

Данный перечень является обязательным для включения в устав редакции СМИ, но не исчерпывающим.

Поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное перечисление в уставе организации всех его участников поименно, то вносить изменения в действующую редакцию устава в случае изменения состава участников организации, в том числе в связи с вступлением в силу Федерального закона от 14.10.2014 года № 305-ФЗ
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», не требуется.

Однако устав редакции и устав юридического лица могут быть абсолютно разными документами.

Нарушение порядка принятия и (или) утверждения устава, отсутствие какого-либо из обязательных положений, предусмотренных ст. 20 Закона о СМИ, свидетельствует о несоответствии устава требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о СМИ: до утверждения устава редакции или если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором), включающим вопросы, перечисленные в пунктах 1 – 5 ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ.

В первом случае договор прекращает свое действие с момента утверждения устава редакции СМИ учредителем.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Закона о СМИ копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации.

За непредставление или несвоевременное представление устава редакции в регистрирующий орган ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

— на граждан — в размере от двухсот до пятисот рублей;

— на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;

— на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Необходимо при этом учитывать, что в качестве регистрирующего органа для сетевых изданий выступает Роскомнадзор, а не его территориальные органы.

На официальном сайте Роскомнадзора размещен примерный шаблон устава редакции средства массовой информации.

В соответствии с п. 5.8. примерного устава в составе редакции предусмотрено создание коллегиального совещательного органа — редакционной коллегии. Поскольку создание редакционной коллегии в соответствии со ст. 19, 20 Закона о СМИ не является обязательным требованием, ее отсутствие не является нарушением.

Если в составе медиа-холдинга объединены редакции различных средств массовой информации, которыми руководят редакторы, необходимо создавать такой орган управления как главный редактор и указывать в уставах редакций и выходных данных сведения о главном редакторе.

  1. 2.Соблюдение требований статьи 27 Закона о СМИ.

В соответствии со ст. 27 Закона о СМИ зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

Необходимо учитывать, что допускается указание в выходных данных СМИ в качестве наименования регистрирующего органа сокращенной формы — «Роскомнадзор».

Закон о СМИ не содержит требования об обязательном указании в выходных данных сетевого издания его наименования (названия).

Кроме того, на сетевые издания не распространяется обязательное требование об указании в выходных данных знака информационной продукции.

Решение о размещении вышеперечисленных сведений редакция сетевого издания принимает самостоятельно, исходя из собственных убеждений.

Если же данная информация размещена, необходимо особое внимание обратить на то, что:

— наименование (название) средства массовой информации должно полностью соответствовать наименованию (названию), указанному в свидетельстве о государственной регистрации средства массовой информации;

— знак информационной продукции должен соответствовать содержанию распространяемой информации и классификации, установленной Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Действующим законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо требования к месту размещения выходных данных.

Размещение на страницах сетевого издания web-ссылки на выходные данные средства массовой информации, при переходе по которой открывается файл копии свидетельства о регистрации средства массовой информации, и указанные в копии данные совпадают с информацией, имеющейся в регистрационном деле средства массовой информации, свидетельствует о соблюдении сетевым изданием требований ст. 27 Закона о СМИ.

Дополнительно сообщаем, что в случае размещения сетевым изданием материалов, подготовленных информационным агентством, они должны сопровождаться его наименованием (названием).

Для сведения сообщаем, что статус информационного агентства определен ст. 23 Закона о СМИ: на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

Закрепляя статус информационного агентства, Закон о СМИ не дает определения данному термину. Действующее федеральное законодательство вообще не содержит трактовки информационного агентства. До 2005 г. определение данного понятия можно было найти в Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», понимающем под информационным агентством «организацию, осуществляющую сбор и оперативное распространение информации». Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ данный нормативный акт признан утратившим силу с 1 января 2005 г.

Специфика информационных агентств заключается в том, что информацию они распространяют не периодически, а по мере появления.

Основными потребителями информации информационных агентств являются средства массовой информации.

Закон распространяет на информационные агентства правовой режим средства массовой информации.

Информационные агентства создаются, регистрируются, действуют и ликвидируются по общим правилам, предусмотренным для всех средств массовой информации.

Выпуск (изготовление) или распространение продукции СМИ без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными в соответствии со ст. 13.22 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на должностных лиц — от 500 рублей до 1 тысячи рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на юридических лиц — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.

  1. 3.Соблюдение требований статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

В соответствии со ст. 11 Закона о СМИ смена:

— изменение состава соучредителей;

— изменение наименования (названия);

— изменение формы периодического распространения массовой информации;

— изменение территории распространения продукции СМИ

допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.

Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.

При этом переименование юридического лица — учредителя СМИ не рассматривается как смена учредителя.

Изготовление или распространение продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, в соответствии с ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от 2 до 3 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

В ч. 4 ст. 11 Закона о СМИ указаны случаи, при которых отсутствует необходимость производить перерегистрацию средства массовой информации. Однако она обязывает учредителя уведомить регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:

— изменении местонахождения (адреса) редакции;

— смене доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для сетевого издания и электронно-периодического издания;

— изменение периодичности выпуска средства массовой информации;

— изменение максимального объема средства массовой информации.

Уведомление осуществляется в письменной форме в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений. Указанная норма не содержит каких-либо исключений из общего правила, в связи с чем регистрирующий орган необходимо уведомлять о любых изменениях.

Необходимо учитывать, что в качестве регистрирующего органа для сетевых изданий выступает Роскомнадзор, а не его территориальные органы.

Изменение, исключение, добавление литера, корпуса, этажа, номера дома, комнаты также являются изменениями местонахождения (адреса) редакции.

Отдельно отмечаем, что Законом о СМИ не предусмотрено, что средства массовой информации с определенной периодичностью распространения («ежеквартально», «один раз в месяц», «два раза в неделю») и так далее должны выходить в свет в определенный день. Конкретная дата выхода в свет очередного выпуска издания определяется редакцией средства массовой информации.

Максимальный объем сетевых изданий указывается в соответствующих единицах измерения информации (например, в байтах).

Непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор уведомления влечет административную ответственность предусмотренную
ст. 13.23 КоАП РФ в виде административного штрафа:

— на граждан — в размере от двухсот до пятисот рублей;

— на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;

— на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Дополнительно сообщаем, что в целях актуализации сведений, содержащихся в свидетельствах о регистрации СМИ, в случаях:

— изменения наименования учредителя (соучредителей);

— изменения местонахождения учредителя и (или) редакции

учредитель может воспользоваться правом на внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ и обратиться в Роскомнадзор с заявлением по форме, утверждённой Приказом Минкомсвязи России от 29.12.2011 № 362 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации» (приложение № 2 к Административному регламенту), с приложением комплекта документов, указанных в п.п. 44, 47 Административного регламента, и уплатой государственной пошлины в размере 350 рублей по реквизитам, указанным на официальном сайте Роскомнадзора.

Рассмотрение заявления о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ осуществляется в течение одного месяца с момента поступления заявления в Роскомнадзор.

В случае внесения изменений в свидетельство о регистрации СМИ выдается новое свидетельство о регистрации СМИ.

Время публикации: 15.04.2016 15:21
Последнее изменение: 15.04.2016 15:34

Что нужно знать учредителю СМИ

«Права и обязанности учредителя возникают с момента регистрации средства массовой информации. СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации СМИ регистрирующим органом (Роскомнадзором). Не путайте учредителей СМИ и учредителей юридического лица, осуществляющего выпуск СМИ. Они могут быть совершенно разными лицами и уж точно имеют разные права и несут разные обязанности.

Посмотрим, какие права и обязанности имеют учредители СМИ в соответствии с Законом РФ «О СМИ»:

1) Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции СМИ в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации СМИ признается недействительным.

2) Учредитель (соучредители) обязан в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации утвердить Устав редакции средства массовой информации, который принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава.

Если редакция маленькая и состоит менее чем из 10 человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем (соучредителями) и редакцией (главным редактором).

Несколько слов об Уставе:

Не забудьте направить копию Устава редакции или заменяющего его договора в Роскомнадзор. Если Устав (договор) не принят и (или) не утверждён в течение указанного срока, и его копия не получена регистрирующим органом, то свидетельство о регистрации СМИ признается недействительным. Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее 3-х месяцев со дня первого выхода в свет данного СМИ.

В уставе редакции либо в заменяющем его договоре должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения её организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации и другими законодательными актами.

4) Учредитель имеет право прекратить или приостановить на срок не более одного года деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или заменяющим его договором.

5) Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О СМИ», уставом редакции, договором между учредителем и главным редактором.

6) Очень важно знать, что соучредители выступают в качестве учредителя совместно, поэтому все предусмотренные законодательством документы от имени соучредителей должны быть подписаны всеми соучредителями без исключения!

В случае принятия учредителем решения о прекращении деятельности СМИ он направляет в регистрирующий орган письменное уведомление о своём решении с приложением оригинала свидетельства о регистрации данного средства массовой информации.

В случае принятия учредителем решения о приостановлении деятельности СМИ он письменно уведомляет об этом регистрирующий орган с указанием начала приостановления деятельности СМИ и предполагаемых сроков её возобновления. При изменении срока возобновления деятельности приостановленного СМИ обязательно письменное о том уведомление регистрирующего органа.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа (Роскомнадзор и его территориальные органы), в том числе в случае, если средство массовой информации не выходит в свет более 1 года.

7) Судиться с Роскомнадзором невыгодно. При рассмотрении судом исковых заявлений регистрирующего органа в отношении прекративших деятельность СМИ без соответствующего уведомления регистрирующего органа, судебные издержки относятся на счёт учредителя СМИ.

8) Учредитель может передать свои права и обязанности другому лицу (одному из соучредителей, новому учредителю) с согласия редакции и соучредителей. Данное решение должно быть оформлено документом (протокол, решение, соглашение, договор и т.п.), который подписывают все заинтересованные лица, от имени редакции документ подписывает главный редактор СМИ.

9) В случае ликвидации или реорганизации учредителя – объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции или заменяющим его договором.

10) Смена учредителя, изменение состава соучредителей, а равно названия, языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции в соответствии со статьёй 11 Закона «О СМИ» допускается только при условии перерегистрации СМИ.

11) При изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема СМИ учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган.

12) Нарушение порядка представления письменных уведомлений влечет за собой административную ответственность (ст. 13.23 КоАП РФ).

Подготовлено юридической службой Центра защиты прав СМИ

Статья 18. Статус учредителя

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).

Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.

Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя — объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 18 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья закрепляет основы правового статуса учредителя средства массовой информации. Основная часть статьи посвящена взаимоотношениям учредителя и средства массовой информации.

Закон предоставляет учредителю правомочие утверждать устав. Взамен устава или одновременно с ним учредитель может заключить договор с редакцией СМИ или главным редактором.

2. Устанавливая принцип свободы массовой информации, законодатель ограничивает вмешательство в деятельность СМИ не только государственных органов и должностных лиц, но и самого учредителя СМИ. Закон предусматривает всего 1 возможный случай вмешательства учредителя, право на которое не должно оговариваться в уставе или договоре: публикация заявления учредителя. Конкретное содержание заявления Законом не ограничено. Поэтому учредитель вправе разместить в СМИ абсолютно любую по форме и содержанию информацию. Возможный объем заявления учредителя должен быть предусмотрен в уставе редакции или в договоре между редакцией и учредителем, либо ином соглашении. Средство массовой информации публикует заявление учредителя бесплатно, от имени учредителя и в установленные учредителем сроки. Поскольку публикация заявления учредителя для средства массовой информации обязательна для редакции, то и ответственность по возможным претензиям и искам не может быть возложена на редакцию. Ответственность несет сам учредитель. В качестве примера применения этой нормы на практике см. ч. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. N 46.

3. Если при публикации не было указано авторство учредителя, редакция привлекается к судебному разбирательству в качестве соответчика. Пленум Верховного Суда в ч. 5 Постановления от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» указал, что надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения. Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. Если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком. При опубликовании или ином распространении не соответствующих действительности порочащих сведений без обозначения имени автора (например, в редакционной статье) надлежащим ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации, то есть организация, физическое лицо или группа физических лиц, осуществляющие производство и выпуск данного средства массовой информации.

4. Необходимость привлечения автора публикации к судебному рассмотрению дел по защите чести, достоинства и деловой репутации неоднократно подчеркивалась при рассмотрении конкретных дел судами и арбитражными судами. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указывал: «В силу статьи 56 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. Авторы обязаны проверять достоверность сообщаемой ими информации (п. 2 ст. 49 того же Закона).

Исходя из этих требований Закона, автору должна быть предоставлена возможность лично доказывать в суде достоверность распространенных сведений. Именно автор, а не иные сотрудники редакции средства массовой информации наиболее полно осведомлен о тех данных, материалах, которые были использованы им в распространенных сведениях. Поэтому, когда сведения, порочащие деловую репутацию юридического лица, распространены средством массовой информации и указан автор этих сведений, он вместе с органом массовой информации должен быть ответчиком по иску об опровержении этих сведений. Таким образом, привлечение автора распространенных сведений в качестве одного из ответчиков является необходимым, поскольку он является заинтересованным лицом в деле и решение суда может повлечь для него определенные правовые последствия».

Дополнительные случаи вмешательства учредителя в деятельность редакции средства массовой информации могут быть предусмотрены в уставе, договоре или ином соглашении. В частности, к таким правам вмешательства относятся полномочия учредителя по прекращению или приостановлению деятельности средства массовой информации.

5. Учредитель может передать свои права и обязанности в отношении редакции средства массовой информации другому лицу, но только с согласия редакции и соучредителей. Новый учредитель несет все обязанности и обладает всеми правами предыдущего учредителя. Закон также предусматривает последствия реорганизации и ликвидации юридического лица, являющегося учредителем средства массовой информации. Под реорганизацией понимается прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей к иному лицу. Реорганизация возможна в форме слияния (объединения юридических лиц с образованием нового юридического лица), присоединения (поглощения одним юридическим лицом другого), разделения (образование из одного юридического лица нескольких новых), выделения (из состава юридического лица «отпочковывается» новое, действующее одновременно со старым), преобразования (изменения организационно-правовой формы организации). По общему правилу:

— при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;

— при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;

— при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;

— при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом;

— при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица — это его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Комментируемый Закон, в изъятие из общих правил, закрепляет, что если иное не предусмотрено уставом редакции, ликвидация или реорганизация юридического лица — учредителя СМИ не влечет прекращения деятельности средства массовой информации. Права и обязанности учредителя переходят в таком случае к редакции. На практике зачастую владелец нового реорганизованного юридического лица пытается использовать статус прежнего учредителя средства массовой информации в своих интересах.

6. Учредитель может совмещать функции редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

В некоторых случаях принятие решения о выходе из состава учредителей может быть расценено как воспрепятствование деятельности средства массовой информации. Так, например, в решении Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ от 22 января 1998 г. N 2(136) рассматривалась ситуация, возникшая в связи с односторонним отказом от соучредительства одной из сторон в издании газеты. Закон не препятствует намерению соучредителя средства массовой информации отказаться от своих прав. Однако в данном случае Судебная палата расценила отказ от соучредительства как способ фактического закрытия газеты. Кроме того, Судебная палата посчитала необходимым отметить, что решение о выходе из состава учредителей, сопряженное с возможным прекращением финансирования газеты, существенным образом нарушает права подписчиков газеты, авансировавших издание этой газеты в текущем году.

Таким образом, в приведенном примере даже при принятии решения о выходе из состава учредителей бывший учредитель обязан был продолжать финансирование средства массовой информации.

Статья 20. Устав редакции

Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

В уставе редакции должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1 — 5 части второй настоящей статьи, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.

Статья 17. Возникновение прав и обязанностей

Права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные настоящим Законом, возникают с момента регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции — с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 17 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья определяет порядок возникновения прав и обязанностей редакции и учредителя средства массовой информации. Закон устанавливает три комплекса прав и обязанностей:

— права и обязанности, закрепленные в самом комментируемом Законе;

— права и обязанности, закрепленные в уставе средства массовой информации;

— права и обязанности, регламентированные в договоре между редакцией и учредителем.

У каждого из указанных комплексов свои основания и порядок возникновения.

2. Первый комплекс правомочий возникает после регистрации средства массовой информации, то есть после получения свидетельства о регистрации. К правам, входящим в данный комплекс, относятся:

— право учредителя приступить к выпуску средства массовой информации в течение года с момента его государственной регистрации (ч. 5 ст. 8 комментируемого Закона);

— права учредителя, являющиеся содержанием его статуса по смыслу ст. 18 комментируемого Закона;

— права редакции, входящие в ее статус (ст. 19);

— права редакции на запрос информации (ст. 39);

— право редакции на использование писем, адресованных в редакцию, в сообщениях и материалах данного средства массовой информации (ч. 2 ст. 42);

— право редакции подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов (ст. 48);

— право редакций, профессиональных объединений журналистов на участие в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями (ст. 53);

— права на обжалование, предусмотренные ст. 61 комментируемого Закона.

Можно также выделить следующие предусмотренные комментируемым Законом обязанности учредителей и редакций:

— обязанность не допускать злоупотреблений свободой массовой информации (ст. 4);

— обязанность проводить перерегистрацию СМИ в случае смены учредителя, изменения состава соучредителей, а равно названия, языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции (ч. 1 ст. 11);

— обязанность учредителя в месячный срок уведомлять регистрирующий орган в случае изменения местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации (ч. 4 ст. 11);

— обязанность редакции при распространении сообщений и материалов информационного агентства делать ссылку на источник получения информации (ч. 3 ст. 23);

— соблюдение правил указания выходных данных (ст. 27);

— обязанности редакции по хранению материалов радио- и телепередач и бесплатно предоставлять копии радио- и телепрограмм, содержащих предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, по требованию избирательных комиссий, комиссий референдума (ст. 34);

— обязанность редакции публиковать бесплатно и в предписанный срок обязательные сообщения (ст. 35);

— обязанность соблюдения режима конфиденциальной информации (ст. 41);

— соблюдение авторских прав (ст. 42);

— реализация прав граждан на опровержения и ответы в том же средстве массовой информации (ст. ст. 43, 46).

3. Второй комплекс правомочий представляет собой взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора, определяется в уставе редакции средства массовой информации на основании ч. 1 ст. 20 комментируемого Закона. Данный комплекс вступает в силу после принятия устава. В частности, именно устав редакции СМИ определяет правомочия учредителя приостановить или прекратить выпуск СМИ.

4. Третий комплекс прав может возникнуть в двух ситуациях:

— если количество сотрудников редакции не превышает 10 человек до момента принятия и утверждения устава, то редакция и учредитель могут заключить договор о взаимных правах и обязанностях, действующий вместо устава;

— на основании ст. 22 комментируемого Закона учредитель (соучредители), редакция, издатель и распространитель могут заключать между собой договоры о взаимных правах и обязанностях. Договором между соучредителями средства массовой информации определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними. Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе. Договором между редакцией и издателем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон. Учредитель, редакция (главный редактор) и издатель могут заключать также иные договоры между собой, а также с распространителем.

Права и обязанности, предусмотренные договором, начинают действовать с момента заключения договора.

При подготовке и утверждении уставов, а также заключении договоров необходимо соблюдать принцип законности, то есть положения данных актов не должны противоречить нормам комментируемого Закона и иному законодательству.

Устав редакции СМИ

В этом материале мы рассмотрим порядок принятия устава СМИ, разберем перечень обязательных положений устава и разъясним возможности реализации прав учредителем и редакцией СМИ, расскажем о санкциях за нарушение порядка предоставления устава СМИ в Роскомнадзор.

Практика показывает, что учредители отдельных средств массовой информации считают устав редакции СМИ документом скорее формальным и, как следствие, принимают документ на основе шаблона, найденного в интернете, или, того хуже, забывают о нем. Последняя ошибка, не замеченная на этапе запуска СМИ, может сильно осложнить процесс его функционирования в дальнейшем. Помимо того, что за отсутствие устава существуют штрафы, о которых мы поговорим позже, могут возникнуть и другие сложности, например, при перерегистрации СМИ. А может быть и вообще фатальная ситуация, когда отсутствие устава редакции СМИ делает невозможным выпуск СМИ редакцией под тем же названием.

Устав редакции СМИ или устав СМИ? Разберемся в терминологии

Часто устав редакции СМИ называют уставом СМИ, что неверно. Закон о СМИ в статье 20 говорит о необходимости принятия устава редакции СМИ, так как именно редакция СМИ осуществляет выпуск СМИ и устав как раз определяет ее статус. Непосредственно у СМИ — газеты, журнала, сайта, телепрограммы и т. д., — устава быть не может и не должно.

Когда же может понадобиться устав редакции СМИ?

Самое важное — это то, что устав — тот самый документ, который определяет, кто же является редакцией СМИ. Варианты могут быть различны: редакция — юридическое лицо, редакция — структурное подразделение юрлица, редакция — физическое лицо или ИП, редакция — объединение граждан.

Напомним, что цель устава редакции СМИ, согласно ст. 20 Закона о СМИ, — урегулировать отношения между хозяйствующим субъектом (учредителем — физическим либо юридическим лицом) и редакцией (сотрудниками, творческими работниками и др. участниками процесса выпуска и распространения СМИ).

Рассмотрим наиболее распространенные схемы.

1. Юридическое лицо создается одновременно со СМИ для обеспечения его работы, становится после регистрации СМИ — редакций СМИ. При этом учредителем СМИ может быть физическое лицо либо другое юридическое лицо.

Но и в этом случае устав редакции СМИ остается необходим. Устав ЗАО «Московские ведомости» не заменяет устав редакции газеты «Московские ведомости» (если только в Уставе юридическое лица не предусмотрены положения, обязательные для устава редакции СМИ), — это два разных документа. Если все же устав юрлица и редакции СМИ объединен в одном документе, необходимо, чтобы этот документ быть принят на собрании журналистского коллектива и утвержден учредителями СМИ (не путать с учредителями юридического лица, часто это разные субъекты).

2. Уже существующее юридическое лицо учреждает СМИ и само же становится редакцией СМИ и обеспечивает хозяйственную деятельность СМИ.

3. Физическое лицо совмещает функции учредителя, редакции СМИ и главного редактора, то есть редакция СМИ состоит из одного лица. Стоит обратить внимание, что осуществлять предпринимательскую деятельность редакция-физлицо сможет лишь зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя.

Принятие и утверждение такого учредительного документа как устав не наделяет редакцию СМИ статусом юридического лица. Закон определяет СМИ только как форму распространения массовой информации.

В случае смены редакции СМИ (например, сначала выпуск СМИ осуществлял ИП, а потом было создано ООО для этой цели) надо будет внести изменения в устав редакции СМИ.

А если устава нет? Кажется, ну какие правовые проблемы могут стоять за этим? Расскажу историю из нашей практики.

У СМИ один учредитель — ООО. Подготовку, выпуск СМИ осуществляет другое юридическое лицо. По факту обоими юридическими лицами управляет (пусть не лично, а через других физических лиц, но это не важно) один человек, поэтому конфликтов нет и не ожидается, настоятельной потребности урегулировать отношения между редакцией и учредителями СМИ не возникло, устав не был принят и представлен в регистрирующий орган. Так продолжалось не один год, СМИ благополучно печаталось, учредитель занимался своими делами. Но в определенный момент ООО-учредитель ликвидировали, при этом печатное издание продолжало выходить в свет еще не один год. Однако с 1 января в Законе «О СМИ» вступили в силу поправки, предусматривающие, что Роскомнадзор может по своей инициативе исключать из реестра те СМИ, учредители которых прекратили свое существование. Таким образом, это издание могут в любой момент исключить из реестра СМИ. Этот момент показал редакции СМИ всю шаткость положения, и журналисты обратились в «Право в сети» за консультацией.

По закону в случае ликвидации учредителя СМИ — юридического лица — его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции. Или в уставе редакции можно предусмотреть, что права переходят какому-то другому лицу. Но, как вы помните, устава-то нет, а без него доказать, что стороннее юридическое лицо является редакцией СМИ оказалось фактически невозможно. В итоге редакция СМИ решила зарегистрировать новое СМИ.

В уставе прописывается процедура назначения и прекращения полномочий главного редактора, а он далеко не последнее лицо в редакции, так как именно редактор отвечает за выпуск СМИ. От того, какая в уставе будет закреплена процедура, будет зависеть, сможет ли учредитель СМИ единоличным решением поменять главного редактора или для этого нужно будет согласие журналистского коллектива.

Думаю, я вас убедила, что устав редакции СМИ — это не простая бумажка, а важный документ.

Устав редакции СМИ еще может быть нужен, если:
— Роскомнадзор потребует его предоставить;
— вы решите перерегистрировать СМИ, т. к. в пакете подаваемых документов вам надо будет предоставить копию устава редакции СМИ;
— подан иск, и суд потребует предоставить устав редакции СМИ.

В уставе редакции СМИ должны быть раскрыты существенные условия, а именно:

1) определены взаимные права и обязанности редакции, учредителя, главного редактора, журналистского коллектива;

2) определен круг полномочий коллектива журналистов;

3) установлен порядок формирования органов управления редакцией: редакционной коллегии, главного редактора и других;

4) указаны основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ;

5) определен порядок передачи права на название СМИ;

6) установлен порядок принятия, утверждения и изменения устава редакции и другие положения, предусмотренные Законом о СМИ.

После того как устав полностью готов, а именно: вы удостоверились, что в нем отражены все необходимые разделы, прописаны права, обязанности учредителя СМИ и редакции СМИ, оговорены условия их взаимоотношений, — осталось принять устав, оформить его надлежащим образом и направить в Роскомнадзор.

Устав редакции СМИ должен быть направлен в Роскомнадзор

Для того чтобы выполнить требования законодательства, необходимо не просто принять устав, но и направить его в Роскомнадзор (для сетевых СМИ всегда в центральное подразделение) или его территориальный орган, в зависимости от того, где вы регистрировали свое СМИ. Закон о СМИ говорит, что срок предоставления устава — 3 месяца с момента начала выпуска СМИ. Но если, например, ваш сайт уже действует и в какой-то момент вы решаете, что надо зарегистрировать СМИ, то вы обязаны направить устав не позднее трех месяцев после даты регистрации. Если же вы регистрируете сайт, еще находящийся в процессе разработки или еще не запущенный по разным причинам, то трехмесячный срок на предоставление устава в Роскомнадзор начинает течь с момента, когда сайт начал работу. На начало выпуска СМИ по Закону о СМИ у учредителя есть один год с момента регистрации. Таким образом, в любом случае устав должен быть предоставлен в Роскомнадзор не позднее 1 года 3 месяцев с момента регистрации СМИ.

Устав можно предоставить в Роскомнадзор лично, в этом случае не забудьте попросить поставить отметку о получении на втором экземпляре устава редакции СМИ. Или устав редакции СМИ можно направить Почтой России с описью вложения и уведомлением о получении, а также курьерской доставкой.

Уплата штрафа не освобождает учредителя СМИ от предоставления копии устава редакции СМИ в Роскомнадзор. А за дальнейшее нарушение сроков предоставления устава регистрация СМИ может быть признана недействительной в судебном порядке.

Договор вместо устава, возможно?

Законом о СМИ предусмотрена возможность замены устава редакции договором между учредителем и редакцией СМИ. Во время составления и перед принятием устава редакции на общем собрании коллектива журналистов именно на этот случай имеет смысл обратить внимание. Заключить договор между учредителем и редакцией СМИ проще, чем утвердить на общем собрании устав редакции.

Заключение такого договора правомерно, если в составе редакции не более 10 человек. На этот факт прямо ссылается статья 20 Закона «О СМИ». Но вы можете выбрать и принятие устава, это ваше право, вы не обязаны заключать договор, даже если у вас очень маленькая редакция. А что делать, если редакция не маленькая, а очень маленькая, где один человек и учредитель СМИ, и редакция, и главный редактор? В случае с интернет-СМИ, по своим клиентам знаем, это не редкость. По Закону о СМИ устав редакции обязателен и в том случае, когда в составе редакции всего один человек, он же главный редактор и учредитель. Это правило касается и сетевых изданий.

Возвращаясь к возможностям физического лица в создании устава, отметим, что если учредитель СМИ совмещает функции главного редактора, то устав редакции он утверждает как учредитель и подписывает как главный редактор.

Заменяющий договор между учредителем СМИ и редакцией здесь использовать нельзя, т. к. одно и то же лицо не может подписывать договор за каждую сторону, согласно статье 420 ГК РФ.

Поэтому если после прочтения этой статьи у вас появились сомнения, а соответствует ли устав вашего СМИ нормам действующего законодательства, то специалисты «Право в сети» могут провести аудит вашего документа. В итоге вы получите перечень конкретных рекомендаций, какие пункты или разделы устава или учредительного договора необходимо изменить или дополнить.

Чтобы оставить заявку на услугу или получить более подробную информацию по данному вопросу, заполните форму ниже, мы свяжемся с вами в течение суток.

Или вы можете позвонить нам по телефонам 8 800 550 60 39, + 7 (950) 768-52-77, или связаться с нами по электронной почте [email protected]

Если же вы счастливый учредитель нового зарегистрированного СМИ и устава у вас еще нет, то вы можете заказать его подготовку «под ключ», т. е. с учетом индивидуальных нюансов вашего СМИ.

Если вы на этой страничке оказались случайно и еще только размышляете, а надо ли вам оно, это СМИ, то предлагаю начать с изучения теории в статьях этого раздела. А затем наша команда поможет вам оформить все необходимые документы для регистрации СМИ и получить необходимый статус СМИ для редакции.

Еще по теме:

  • Коллективный договор увольнение по соглашению сторон Выплаты при увольнении по соглашению сторон Трудовой договор может быть расторгнут по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ) с обязательным расчетом сотрудника в последний день увольнения. В […]
  • Изменение ук рф в 2014 году Актуально: изменения в УК РФ, УПК РФ и УИК РФ 20 марта 2015 года вступает в силу новая редакция всех уголовных кодексов России - УК РФ, УПК РФ и УИК РФ. Федеральный закон от 08.03.2015 N […]
  • Решения суда по ст205 ук рф Статья 205. Террористический акт Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ в наименование статьи 205 внесены изменения О некоторых вопросах судебной […]
  • Договор аренды автомобиля 1с Договор аренды автомобиля 1с Как отразить в 1с аренду автомобиля Хозяйственная деятельность предприятий нуждается в транспортном обеспечении. Сегодня руководители приобретению […]
  • О защите прав потребителей ст 20 п 1 Статья 20 ЗоЗПП РФ. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) Последняя редакция […]
  • Признать право собственности на квартиру за умершим Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2014 г. по делу N 33-6857/2014 (ключевые темы: порядок наследования - наследники - […]