Трудовой кодекс конституция рф

Оглавление:

Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права

Конституция РФ занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям. Действующая Конституция РФ предполагает организацию определенного правопорядка, в том числе и в сфере труда. С принятием Конституции РФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. До появления данного правила в Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не применялись. Например, Конвенция МОТ о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, хотя и ратифицирована в 1956 году, на территории России не применялась. Вплоть до 7 октября 1992 года норма рабочего времени в России составляла 41 час в неделю. Казалось бы, работники могли потребовать на основании данной Конвенции МОТ оплаты одного часа как сверхурочной работы за весь период с 1956 по 1992 год. Однако до принятия Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не были включены в правовую систему России. Поэтому их применение стало возможным с момента принятия Конституции РФ, то есть с 1993 года. В связи с изложенным следует признать, что нормы Конституции РФ имеют приоритет и перед международно-правовой регламентацией труда.

С точки зрения формального выражения организации общего правопорядка в сфере труда, Конституция РФ является источником трудового права. Материальное выражение Конституции РФ в конкретных отношениях при регулировании труда связано с применением ее отдельных норм. При регулировании отношений, составляющих предмет трудового права, применяются, а следовательно, и проявляются в материальном смысле отдельные конституционные нормы.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина должны стать высшей ценностью, охрана которых объявлена обязанностью государства. Данная конституционная норма позволяет применить предписания трудового законодательства, наиболее полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Причем обязанность обеспечить их реализацию возложена на полномочные государственные органы.

В ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей. Государством, исходя из перечисленных требований, должен устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда. Названная конституционная норма применима во всех случаях оценки условий труда, их влияния на здоровье людей, а также при рассмотрении заявлений о величине минимальной заработной платы.

Включение в правовую систему Российской Федерации норм международно-правовой регламентации позволяет при каждом случае их материализации в конкретные отношения делать ссылку и на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

В ч. 3 ст. 15 Конституции РФ закреплено правило, согласно которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Данное требование применимо ко всем без исключения нормативным актам, направленным на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. В частности, локальные акты, в том числе приказы работодателя, имеющие нормативный характер, должны быть доведены до сведения работников организации. До момента ознакомления работников с ними они не должны применяться.

В ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина объявлены непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием. Из данной нормы следует, что само существование системы судов общей юрисдикции обусловлено обеспечением правосудием прав и свобод человека и гражданина. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления также должна быть подчинена обеспечению непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Поэтому каждое решение органов государственной власти и местного самоуправления, судов должно получать оценку с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда. С данных позиций следует оценивать прежде всего законность вынесенных решений, связанных с применением трудового законодательства.

В ст. 19 Конституции РФ провозглашены равенство всех перед законом и судом, недопустимость дискриминации по перечисленным в этой статье признакам. Рассматриваемая конституционная норма не позволяет устанавливать различные подходы к регламентации труда в зависимости от должностного положения. В частности, запрещено устанавливать различные коэффициенты и надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от должностного положения.

В ч. 3 ст. 35 Конституции РФ запрещается лишение имущества, в том числе и заработной платы, без вынесения судебного решения.

В ст. 37 Конституции РФ провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда. Содержание данной конституционной нормы позволяет применять ее непосредственно при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Например, никто не может ограничить право работника на свободу выбора места работы, а также на выражение добровольного волеизъявления при расторжении трудового договора по инициативе работника. Отсутствие подобного волеизъявления, подтвержденного письменным заявлением работника об увольнении, не позволяет работодателю ни при каких обстоятельствах издать приказ о расторжении трудового договора по инициативе работника, поскольку отсутствует свободное распоряжение им своими способностями к труду.

В ч. 5 ст. 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право на участие в отправлении правосудия. В связи с чем при возникновении трудовых споров заинтересованные лица вправе требовать участие в их разрешении не только профессиональных судей, но и представителей общественности.

В ст. 39 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение, в том числе при утрате трудоспособности. Данное право реализуется и при получении работником трудового увечья или профессионального заболевания.

В ст. 43 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на образование. Указанная конституционная норма может применяться при реализации обучающимися предоставленных трудовым законодательством льгот в связи с обучением. Отказ работодателей предоставить такие льготы необходимо рассматривать и как нарушение права на образование.

В ч. 3 ст. 41 Конституции РФ представителям работодателя запрещено скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей. Невыполнение представителями работодателя данного запрета является основанием для прекращения работниками работы, создающей угрозу для жизни и здоровья, а также для предъявления требований о возмещении причиненных работодателями убытков и компенсации морального вреда.

В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В связи с чем следует признать, что данный в ст. 379 ТК РФ перечень форм защиты работниками трудовых прав и свобод не является исчерпывающим. С целью самозащиты трудовых прав и законных интересов работники могут использовать любые не запрещенные законом способы.

В ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется право на судебную защиту, в том числе и прав в сфере труда. Реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от должностного положения. В связи с чем следует признать незаконным отказ судебных органов в защите трудовых прав всенародно избранного Президента Мордовской ССР Гуслянникова В. Д. на основании решения Верховного Совета МССР об упразднении занимаемого им поста. Несмотря на то что 5 июля 2002 года Закон МССР от 7 апреля 1993 года «Об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской ССР и о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Мордовской ССР» отменен, Гуслянников В. Д. не может быть лишен права требовать в судебном порядке компенсации морального вреда и возмещения убытков, причиненных нарушением трудовых прав.

При ограничении трудовых прав и свобод следует руководствоваться требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, позволяющей проводить такие ограничения лишь путем принятия федерального закона и только для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей, перечень которых является исчерпывающим.

При разработке и принятии нормативных правовых актов на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях должны быть соблюдены требования ст. ст. 72, 76 Конституции РФ, в которых определена компетенция органов государственной власти по регулированию отношений, составляющих предмет трудового права.

В свою очередь, органы местного самоуправления, работодатели не могут вторгаться в сферу предоставленных органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов прав.

При применении норм трудового права следует учитывать, что в ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное право отнесено к ведению Российской Федерации. Переход от формального к материальному проявлению источников трудового права строится на нормах гражданского процессуального законодательства. Поэтому новые способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права, как минимум, не могут противоречить установленным в гражданском процессуальном законодательстве правилам. Данные в нем правила не могут обеспечить переход от формального к материальному выражению подавляющего большинства норм трудового права. Конституционные нормы, которые могут быть применены к отношениям в сфере труда, также далеко не всегда переходят в материальное воплощение в конкретные отношения, так как в содержании гражданского процессуального законодательства способов для их реализации явно недостаточно. В связи с изложенным требуется разработка специального нормативного правового акта, создающего самостоятельную процессуальную базу для реализации источников трудового права, в том числе и конституционных норм. Таким актом может стать Трудовой процессуальный кодекс РФ.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Конституция РФ как источник трудового права. Общая характеристика Трудового кодекса РФ и других законов о труде

Конституция РФ является специфическим источником трудового права. Она провозглашает базовые права человека в сфере труда, составляющие основу соответствующих институтов трудового права:

– право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 30);

– право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

– право на груд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37);

– право на вознаграждение за труд без какой бы то пи было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ (ч. 3 ст. 37);

– право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);

– право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37);

– право на отдых (ч. 5 ст. 37);

– запрет принудительного труда (ч. 2 ст. 37).

Кроме указанных положений, непосредственно закрепляющих права человека в сфере труда, Конституция РФ содержит еще ряд норм, имеющих значение для правового регулирования трудовых отношений:

– гарантируются охрана труда и здоровья людей и МРОТ (ч. 2 ст. 7);

– установлен приоритет международных договоров РФ над правилами, предусмотренными законом. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ включены в ее правовую систему (ч. 4 ст. 15);

– трудовое законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (подп. «к» ч. 1 ст. 72), что означает право субъектов РФ принимать законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76).

В силу вышеуказанных норм Конституции РФ трудовое законодательство подразделяется на федеральное и региональное. Среди федерального законодательства основополагающим, важнейшим законом в сфере труда является Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г. и введенный в действие 1 февраля 2002 г. Он является кодифицированным источником трудового права. Принятие Кодекса закрепило сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования сферы труда и существенно повысило роль федерального кодифицированного акта в этой системе.

Трудовой кодекс РФ призван решить несколько задач: с одной стороны, он закрепляет исходные положения в сфере правового регулирования труда, с другой – подробно решает вопросы, возникающие в данной сфере между работниками и работодателями.

Трудовой кодекс РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все они должны соответствовать ТК РФ. Трудовой кодекс РФ определил механизм, гарантирующий соблюдение указанного приоритета в жизни. Его ст. 5 предусматривает, что в случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ. Более того, в случае принятия нового федерального закона, противоречащего ТК РФ, он будет применяться, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК РФ. Наличие данного механизма обеспечивает единство нормативной базы, регулирующей трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных коллизий, отрицательно влияющих на правоприменительную практику.

Трудовой кодекс РФ определяет содержание практически всех институтов российского трудового права, он содержит понятийный аппарат отрасли, развивает, конкретизирует и расширяет перечень основных принципов правового регулирования трудовых отношений, провозглашенных в Конституции РФ, определяет правовой статус сторон трудового договора, устанавливает способы защиты прав работников.

Значение ТК РФ в иных, кроме юридического, аспектах: социальном, политическом, экономическом и пр., сформулировать достаточно сложно, практически каждый «оценщик» будет видеть что-то свое, давать интерпретацию, что называется, «со своей колокольни». Не так давно было принято считать, что ТК РФ – это компромисс между интересами работника и работодателя, в нем найден определенный баланс противоречивых интересов сторон трудовых отношений. Однако сейчас все больше высказывается мнений о том, что ТК РФ в его нынешнем виде недалеко ушел от КЗоТ, бо́льшая часть норм осталась практически в неизменном виде с советских времен, что не очень хорошо.

Значение судебной практики в правовом регулировании трудовых отношений

В России судебный прецедент, под которым мы понимаем решение суда по конкретному делу, формально не является источником права и вряд ли им станет, поскольку это потребовало бы изменения существующей правовой системы. Однако понятие «судебный прецедент» стало замещаться понятием «судебная практика», и этот процесс уже практически завершен. Под судебной практикой понимается сформированная каким – либо судом (судами) (здесь возможны самые различные варианты, начиная от какого-то конкретного суда, всех судов какого-либо субъекта РФ и заканчивая Верховным Судом РФ) правовая позиция, исходя из которой разрешаются все сходные между собой споры.

Процессуальным законодательством установлена обязанность высших судебных органов обеспечивать единообразие в толковании и применении судами норм права (п. 3 ст. 391.9 ГПК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 304 АПК РФ).

Более того, данный термин упомянут даже в Конституции РФ, которая возлагает на Верховный Суд РФ обязанность по даче разъяснений по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). Легальной формой указанных разъяснений являются постановления Пленума этого Суда. Однако в практике работы Верховного Суда РФ применяется и такой инструмент, как обзоры законодательства и судебной практики, в которых приводятся судебные акты этого суда, имеющие общее значение для всех аналогичных дел. Существовавший до недавнего времени Высший Арбитражный Суд РФ в этом направлении зашел гораздо дальше Верховного Суда РФ и, помимо указанных инструментов, издавал также информационные письма, содержащие на основе судебных решений конкретные рекомендации по применению той или нормы закона, решению какой-либо правовой коллизии.

В настоящее время в системе арбитражных судов действует институт «правовых позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ», которые являются новыми обстоятельствами – основанием для пересмотра судебных актов, т.е. ВАС РФ [1] получил право придавать даже обратную силу своим правовым позициям (прецедентам).

В системе судов общей юрисдикции, которые и рассматривают трудовые споры, судебная практика также приобретает все большее значение в связи с тем, что все (за редким исключением) судебные акты стали обязательными для опубликования в сети Интернет в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

  • [1] В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ были объединены в единый Верховный Суд РФ. Сформированные Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ правовые позиции сохраняют свое действие и значение.

10. Конституция Российской Федерации как источник трудового права.

Конституция РФ, принятая 12.12.1993г. всенародным голосованием, является актом высшей юридической силы. Основной закон РФ устанавливает основные положения российской правовой системы, закрепляет исходные начала всех отраслей права, в том числе и трудового права. В ч.1 ст.7 Конституции закреплено направление социальной политики государства: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из средств осуществления такой политики является свобода трудовой и предпринимательской деятельности (ст.37, 34 Конституции).

Основы правового регулирования труда заложены в ст.37 Конституции, которая определяет главным образом реализацию права на труд как работу по найму, выполняемую на основании трудового договора. Текст статьи начинается с закрепления свободного характера труда. Свобода труда означает прежде всего свободный для гражданина выбор — работать или не работать. Вместе с тем согласно ч.1 ст.37, свобода труда означает для гражданина свободный выбор рода деятельности и профессии. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а принудительный труд согласно ч.2 ст.37 запрещен. Выбор граждан в пользу работы подкрепляется материальными стимулами, т.к. для большинства граждан работа является основным источником существования.

Следует добавить, что в ст.37 Конституции закреплен ряд других важных положений согласно которым:

каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч.3);

признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч.4);

каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч.5).

Важно так же заметить, что Конституция определяет компетенцию РФ и субъектов Федерации в области трудового законодательства. Согласно ч.1 ст.72 Конституции трудовое законодательство отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, т.е. трудовые законы могут приниматься как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом о труде и законами о труде, принятыми субъектами РФ, действует федеральный закон (ч.5 ст.76 Конституции).

11. Общая характеристика Трудового кодекса рф

Трудово́й ко́декс— кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон (Россия) от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.

. Он содержит более 400 статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей.

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

Новый Кодекс, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др

Статья 60.1. Работа по совместительству

СТ 60.1 ТК РФ

Работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 60.1 Трудового кодекса РФ

1. Конституционный принцип свободы труда, предполагающий право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 КРФ), проявляется в возможности лица определять те организационно-правовые формы, в которых оно намеревается реализовать свою способность к труду, а также в возможности их свободного комбинирования. Работы в рамках гражданско-правовых или трудовых договоров могут выполняться в пользу одного лица (заказчика, работодателя) или в пользу разных лиц. Совместительство имеет место в случае, если работник осуществляет трудовую деятельность в рамках как минимум двух трудовых договоров. Выполнение работ в силу трудового и гражданско-правовых договоров вне зависимости от того, является заказчиком (работодателем) одно и то же лицо или это разные лица, совместительством не считается. Работой по совместительству в силу комментируемой статьи является регулярная оплачиваемая работа, осуществляемая согласно трудовому договору в свободное от основной работы время.

2. Законодательство о труде периода реального социализма всячески ограничивало совместительство. Такое ограничение осуществлялось как в количественном отношении (по числу трудовых договоров, заключаемых в порядке совместительства), так по субъектному составу и содержанию трудовой функции (по совмещаемым видам труда и его качеству).

Провозглашаемый Конституцией РФ принцип свободы труда предполагает свободное определение лицом, реализующим свою способность к труду, круга работодателей, видов и качества труда (квалифицированности), выполняемого в рамках соответствующей трудовой функции. Ограничение свободы труда в этой области осуществляется исключительно законом и только в той мере, в какой это соответствует общесоциальным интересам (см. ст. 282 ТК РФ и комментарий к ней).

Действующее законодательство о труде не ограничивает совместительство с точки зрения круга работодателей, различая только внутреннее и внешнее совместительство. Работой в порядке внутреннего совместительства является регулярная оплачиваемая работа, выполняемая по трудовому договору, заключенному с тем же работодателем, который является стороной в основном трудовом договоре. Внешним совместительством считается работа по трудовому договору, заключенному с другим работодателем.

Основным трудовым договором считается тот, который определяет место работы работника в качестве основного. С формально-юридической точки зрения именно по основному месту работы хранится трудовая книжка работника (этот признак имеет значение для определения основного места работы при внешнем совместительстве). Признак работы по совместительству: она осуществляется в свободное от основной работы время, т.е., как правило, за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Указанные признаки должны рассматриваться во взаимосвязи, ибо каждый из них по отдельности не всегда имеет значение. Возможна ситуация, когда работник в том месте работы, где у него хранится трудовая книжка, работает на условиях неполного рабочего времени (например, четыре часа в неделю), а по второму трудовому договору занят полный рабочий день. При таких условиях основным будет считаться первое из названных место работы.

В настоящее время не устанавливаются нормативно и ограничения по видам и качеству (квалифицированности) совмещаемого труда, т.е. по содержанию трудовой функции, возлагаемой на работника по основной и совмещаемой работе. Точно так же в настоящее время не подлежит нормированию и количество рабочих часов, которое может выполняться работником в порядке совместительства.

3. Об особенностях регулирования труда лиц, работающих по совместительству, см. гл. 44 ТК РФ, ст. ст. 276, 348.7 ТК РФ и комментарии к ним.

Статья 13 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве

Новая редакция Ст. 13 ТК РФ

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Комментарий к Статье 13 ТК РФ

Статья 13 Трудового кодекса РФ разграничивает действие трудового законодательства в пространстве. Согласно части 1 комментируемой статьи федеральные законы и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории России. Согласно части 4 комментируемой статьи локальные нормативные акты действуют в отношении работников конкретного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Другой комментарий к Ст. 13 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 13 определяет действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве.

Общая идея данной статьи состоит в том, что сфера властных полномочий органа или лица, принявшего (издавшего) закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, определяет и сферу действия соответствующих правовых норм. С этой точки зрения на всей территории России действуют акты, принятые только федеральными органами государственной и исполнительной власти. На территории субъекта РФ в дополнение к ним действуют акты государственной и исполнительной власти субъекта РФ. Рамками муниципального образования ограничивается сфера действия нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Локальные нормативные акты действуют в пределах хозяйственной сферы конкретного работодателя.

2. Государственный суверенитет РФ охватывает всю ее территорию, в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют юридическое верховенство над всеми иными источниками норм трудового права (ст. 4 Конституции РФ). В сфере трудового права таким юридическим верховенством обладают, помимо норм, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах и актах международного права, нормы трудового права, содержащиеся во всех других нормативных правовых актах, принимаемых федеральными органами государственной власти и управления (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней). В то же время отдельные нормы трудового права, содержащиеся в законах и нормативных правовых актах РФ, могут действовать не на всей территории страны. Такая ситуация, в частности, возможна в том случае, когда сам закон ограничивает пространственную сферу своего применения определенным регионом страны. Примерами данного законодательства могут служить: Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статьи гл. 50 ТК РФ (см. комментарий к ним).

Государственной территорией РФ считается пространство, в пределах которого она осуществляет свою верховную власть (суверенитет). В состав территории России входят суша, недра, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Существует также понятие «условная территория» государства, которое обозначает объекты, расположенные вне пределов государственной территории. Применительно к нашей стране к ним следует относить воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств России за рубежом. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 67) территория РФ включает в себя и территории ее субъектов.

Действие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, естественно распространяется на всю государственную территорию России, которая окружена государственной границей (см. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1). Однако только этим пространством их действие не ограничивается, поскольку предметом нормативно-правового регулирования являются и те трудовые отношения, которые возникли за пределами границ России на ее так называемой условной территории. Примерами прямого распространения законодательства России на трудовые отношения данной группы могут служить: а) ст. ст. 337 — 341 ТК, устанавливающие особенности регулирования труда работников, направляемых в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (см. статьи гл. 53 ТК РФ и комментарий к ним); б) ст. 57 Кодекса торгового мореплавания РФ, распространяющая действие законодательства РФ о труде на экипаж морского судна.

3. По общему правилу региональные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются только на территорию того субъекта РФ, в котором они приняты. В то же время возможна ситуация, при которой работник, заключивший трудовой договор в одном субъекте РФ, трудится по заданию работодателя в другом субъекте. В таком случае регулирование его отношений должно осуществляться с помощью норм, находящихся в законах и нормативных правовых актах, действующих по месту нахождения работодателя, обязанного соблюдать местные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Исключение из этого правила составляют нормы федерального законодательства, которые распространяются на конкретный регион страны. Они фактически действуют по месту приложения труда конкретного работника. Например, нормы о гарантиях и льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, должны применяться ко всем работникам, занятым в таких местностях, безотносительно к тому, где с ними был заключен трудовой договор и где находится работодатель, направивший их на работу в данный регион.

4. Действие нормативных правовых актов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права, всегда ограничивается пределами местности, на которую распространяются властные функции соответствующих органов. Аналогичным образом сфера действия локальных нормативных актов ограничивается рамками хозяйственной сферы работодателя, который их принял, при этом они распространяются на работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

5. Правила, изложенные в ст. 13 ТК, адресованы только нормам, содержащимся в законах и иных нормативных правовых актах, в силу этого они не распространяются на другие источники норм трудового права, например на коллективные договоры и соглашения (см. ст. ст. 43, 48 ТК РФ и комментарий к ним).

Трудовое законодательство РФ 2017

Трудовое законодательство помогает решать вопросы, которые возникают между работником и работодателем по поводу трудовых отношений, которые имеются между ними. Есть несколько важных законов и нормативных актов, без которых нельзя обойтись в своей трудовой деятельности.

Трудовой кодекс

Главным документом по трудовому праву является Трудовой кодекс. Он регулирует общие основы трудовых отношений, без конкретики и специфики. Например, в одной из его статей сказано, что работодатель обязан оплачивать своему работнику ежегодный отпуск, а размеры и порядок оплаты регулируется другим законом.
Этот закон состоит из 424 статей, которые объединены в 62 главы. Каждая глава кодекса имеет важное значение при решении трудовых вопросов.
Трудовой кодекс важен и для работника, и для работодателя.

Гражданский кодекс

Если речь идёт о гражданско-правовых отношениях, то нормы ТК РФ применять нельзя. Для регулирования таких отношений необходимо ориентироваться на положения Гражданского кодекса, а в частности:

  • На главу 37 «Подряд»;
  • На главу 38 «Выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ»;
  • На главу 39 «Возмездное оказание услуг»

Конституция РФ

К трудовой деятельности прямое отношение имеет Конституция нашей страны. В п. 2 ст. 7 сказано, что «труд охраняется государством», посредством установления минимального размера оплаты труда.
Также в ст. 37 сказано, что каждый гражданин нашей страны имеет право выбирать себе профессию и трудовую деятельность по своему усмотрению.
В Конституции говорится о преступности трудовой дискриминации по какому-либо признаку.

Административный кодекс

В ст. 37 Конституции сказано, что каждый гражданин имеет право на получение вознаграждения за свой труд. Если работодатель, который и должен выплачивать вознаграждение (то есть заработную плату и другие выплаты) не соблюдает своих обязанностей, то он подвергается административной ответственности по ст. 5. 27 и 5. 31 КоАП РФ за административное правонарушение.

Уголовный кодекс

В случаях регулярного нарушения трудового законодательства работодателем, то работодатель может быть подвергнут и уголовному наказанию в соответствии со ст. 145. 1 УК РФ.

Налоговый кодекс

Это федеральный закон связан с трудовым законодательством главой 23, в части исчисления и выплат подоходного налога с каждого работника, который работает по трудовому договору.
Положениями этой главы чаще пользуются бухгалтеры, чем работники. Однако последним нужно знать положения ст. 218 НК РФ о предоставлении стандартных налоговых вычетов лицам, имеющим детей.

Закон О занятости населения

В Законе РФ от 19. 04. 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» даётся определение занятого и безработного гражданина, подходящей и неподходящей работы.
Этот закон регулирует предоставление гарантий со стороны государства занятым и безработным гражданам нашей страны.

Закон Об охране труда

Федеральный закон от 17. 07. 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» говорит о том, что каждый работник имеет право на труд в приемлемых и безопасных условиях.
Если одна из сторон трудовых отношений нарушает условия по охране труда, то она подвергается гражданской ответственности в соответствии с положениями главы 59 ГК РФ.

Закон О профсоюзах

Профсоюзы и подобные организации начали возрождаться на предприятиях после 2008 года. Но руководствоваться в своей деятельности они по-прежнему должны Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Это закон рассказывает о правах профсоюзных организаций, гарантиях, которые они предоставляют работникам, о защите их прав и ответственности.

Закон О персональных данных

Существует такой Федеральный Закон от 27. 07. 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Всего в этом законе 25 статей, и они объединены в 6 глав.
Каждый работодатель, принимая работника на работу, получает доступ к его персональным данным – ФИО, паспортные данные, номера и серии дипломов и другие сведения. Работодатель не имеет права разглашать эти сведения. Об этом должны знать обе стороны трудовых отношений.

Закон О коммерческой тайне

Работодатель имеет право отнести некую информацию, касающуюся деятельности его предприятия к коммерческой тайне. Делать это нужно в соответствии с Федеральным Законом от 24. 07. 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Работник же в свою очередь не имеет права разглашать сведения, которые составляют коммерческую тайну у работодателя, если он имеет к ней доступ, в силу исполнения своих трудовых обязанностей.
Такой работник может быть подвергнут дисциплинарной ответственности со стороны работодателя. Однако и работодатель должен ознакомить каждого работника с положение о такой тайне.

О переносе выходных дней

Каждый год Правительство нашей страны разрабатывает новое Постановление о переносе выходных дней. В 2015 году действует Постановление Правительства РФ от 27. 08. 2014 года № 860 «О переносе выходных дней».
С этим Постановлением необходимо ознакомиться и работникам, и работодателю, с целью эффективного использования имеющегося рабочего времени.

О средней заработной плате

Каждый работник должен знать, что выплаты по больничному листу, за отпуск и другие выплаты, рассчитываются, исходя из средней заработной платы этого сотрудника.
Но не все знают, как эта средняя величина рассчитывается. Для этого существует Постановление Правительства РФ от 24. 12. 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Этим Постановлением руководствуются бухгалтеры, но и работнику нужно с ним ознакомиться.

О пособиях по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком

Нет таких организаций, где бы не работали женщины. Для расчёта среднего заработка для выплаты пособий женщинам, уходящим в декретный отпуск или уже имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, существует Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1100.
Это Положение играет важное значение, как для работника – женщины, так и для работодателя.

Законы, регулирующие отношения с определёнными категориями работников

Кроме вышеперечисленных нормативных актов и законов, существует ещё множество, которые регулируют специфические трудовые отношения. Например, Федеральный закон № 125-ФЗ от 22. 10. 2004 года «Об архивном деле в Российской Федерации» или Положение «Об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13. 10. 2008 года № 749.

Об условиях работы

К законам, которые регулируют специфические условия работы можно отнести Закон РФ от 19. 02. 1993 года № 4520 — I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В этом законе говорится о спецификации начисления заработной платы тем лицам, которые работают в тяжёлых климатических условиях, с учётом районных коэффициентов и северных надбавок.

О выполняемых трудовых функциях

К законам, которые регулируют выполнение отдельных трудовых функций можно отнести Закон РФ от 11. 03. 1992 года № 2487 — I»О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Закон РФ от 26. 06. 1992 года № 3131- I «О статусе судей в Российской Федерации».

Региональное законодательство

Власти регионов имеют право выпускать свои нормативные акты, которые не могут противоречить федеральному законодательству. Например, Закон г. Москвы от 22. 10. 1997 года № 41 «Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы» с последними изменениями и дополнениями.

Еще по теме:

  • 1817 ч 4 коап Определение Конституционного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. № 1817-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шагапова Марата Махмутовича на нарушение его конституционных […]
  • После службы в армии два года Сколько лет призывники служили в армии в СССР Для того чтобы ответить на вопрос сколько служили в армии в СССР, нужно понять, что становлению этого срока предшествовала длинная история […]
  • Коллективный договор и его роль в охране труда Понятие коллективного договора Понятие коллективного договора определено в Трудовом кодексе РФ. Ниже приводятся выдержки из главы 7 ТК РФ, дающие общее представление о коллективном […]
  • Система налогового законодательства рф курсовая работа Понятие налогового права Курсовая работа по финансовому праву Выполнена в 2013 г., 29 стр. ОГЛАВЛЕНИЕ Понятие налогового права. Предмет и метод налогового права 4 Налоговое право как […]
  • Юрга воинская часть кемерово 74-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (в/ч 21005) Местом дислокации 74-й отдельной гвардейской Звенигородско-Берлинской ордена Суворова 2 степени мотострелковой бригады, или […]
  • Город юрга кемеровской области воинская часть 21005 74-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (в/ч 21005) Местом дислокации 74-й отдельной гвардейской Звенигородско-Берлинской ордена Суворова 2 степени мотострелковой бригады, или […]