Свидетельство о праве собственности на полигон тбо

Лицензия на полигон отходов (ТБО)

Каждый человек, решивший начать строительство полигона ТБО для ведения бизнеса по переработке и утилизации мусора, должен непременно знать, что данная сфера деятельности в России подлежит обязательному лицензированию.

Лицензирование деятельности связанной со сбором, использованием, обезвреживанием и размещением на полигонах отходов 1-4 класса опасности производится в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» N 99-ФЗ от 4 мая 2011 года. Рассмотрим, как происходит порядок получения лицензии на данный тип коммерческой деятельности.

Порядок получения лицензии на отходы

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Давайте разберемся, какой пакет документов необходимо предоставить для получения лицензии в Росприроднадзоре. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются следующие документы:

  • а) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
  • б) перечень заявленных для выполнения работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов);
  • в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);
  • г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;
  • д) сведения о наличии у соискателя лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;
  • е) сведения о наличии у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • ж) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам юридического лица;
  • з) копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;
  • и) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;
  • к) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
  • л) опись прилагаемых документов.

Документы предоставляются в картонном скоросшивателе с описью документов с указанием номеров страниц.

В течении 5 рабочих дней Росприроднадзор осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке установленным ст. 19 Федерального закона и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Если пакет документов был оформлен правильно и соискатель лицензии соответствует требованиям, то в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Лицензионные требования к осуществлению деятельности в области обращения с отходами.

  • 1. Лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санит арным правилам на строения, сооружения (в том числе на объекты размещения отходов) и помещения, принадлежащих заявителю на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям
  • 2. Лицензии на оборудование (в том числе специального) и установки, принадлежащих заявителю на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям
  • 3. Лицензии у индивидуального предпринимателя, а так же у работников, с которыми заключены трудовые договоры, наличие профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами
  • 4. Наличие у юридического лица в штате должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами и имеющего профессиональную подготовку.
  • 5. Наличие у заявителя разработанной и утвержденной системы производственного контроля в области обращения с отходами;
  • 6. Проведение заявителем мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;
  • 7. Рекуперация веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды». наличие у лицензиата паспортов отходов I — IV класса опасности, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению;
  • 8. Наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I — IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления.

Ответственность за деятельность без лицензии

За осуществление подобного рода деятельности предусматривается административная ответственность по статье 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная статья (Осуществление предпринимательской деятельности без наличия специального разрешения (лицензии) на данный тип деятельности) предусматривает наказание в виде крупного денежного штрафа, и в ней предусмотрена ответственность как физических, так и юридических лиц.

Также, при нанесении существенного ущерба, возможно возбуждение уголовного дела ответственность по 171 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации (Незаконное предпринимательство).

Как видите, риски, сопряженные с нелегальной переработкой и утилизацией отходов достаточно высоки, поэтому осуществление такой деятельности должно происходить только по лицензии. Которую, воспользовавшись услугами специализированных компаний, получить не так уж и сложно.

Рустэм Хамитов рассказал, в каких районах Башкирии могут построить полигон ТБО

Рустэм Хамитов рассказал, в каких районах Башкирии могут построить полигон ТБО Фото: Олег Яровиков

УФА, 21 дек 2017. /ИА «Башинформ», Наталья Овчарук/.

Сегодня, 21 декабря, на встрече главы Башкирии Рустэма Хамитова с журналистами была поднята тема строительства полигона твердых бытовых отходов. В частности, вопрос коснулся территории в поселке Черкассы.

«Полигон в Черкассах достался по наследству. Он использовался в качестве обычной свалки десятилетия тому назад. Еще в начале 1950-х годов туда складывали и выбрасывали отходы химической промышленности — всё это было. Сегодня этот полигон при существующем темпе заполнения может существовать еще порядка 15-20 лет. Идет работа по сортировке твердых коммунальных отходов. Сегодня все уже по-другому осуществляется, технологии захоронения соблюдаются. На самом деле, конечно, полигон находится в городской черте, кроме того, он стоит выше уфимского южного водозабора. Самое лучшее — это законсервировать полигон и провести работы по рекультивации, исключению стоков с этого огромного объема отходов в реку Шугуровку, а дальше в нашу Уфимку. Сегодня это сделать невозможно», — объяснил глава республики.

По словам Рустэма Хамитова, специалисты сейчас ищут вариант по размещению новых полигонов. Рассматриваются Иглинский и Благовещенский районы. Однако местные жители начали протестные акции.

«Никто не будет переступать через мнения людей, «ломки через колено» не будет. Будем слушать людей, обсуждать эту тему. Тем более, такой острой необходимости закрытия полигона в Черкассах прямо сегодня и сейчас у нас нет. Ведется мониторинг, оценивается поступление загрязненных сточных вод с этого полигона. Как утверждают специалисты, все пока в пределах допустимых норм. Так это или не так, надо еще раз проверять и смотреть, мониторинг должен быть постоянным. Тем не менее, нужны и другие паллиативные варианты работы с твердыми коммунальными отходами — еще большая сортировка, работа по разделению бытовых отходов на уровне сбора в наших городах, и переходить к цивилизованным вариантам», — сказал руководитель региона.

Также сегодня есть территории, которые хотят построить мусоросжигательные заводы. Однако сегодня от этого в мире отказываются, особенно те субъекты, где нет земли для складирования. В нашей же республике такие возможности есть.

«Надо просто-напросто найти их, подумать. Да, что-то, может быть, будет подальше от Уфы. Хотя в Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае уже, практически, мощности по переработке отходов достаточны. Будет подальше от Уфы, ну и что? Будет чуть затратнее, ну и что? Можно регулировать тарифами. Тем более, сегодня министр сказал о том, что в коммунальных платежах 50-60 рублей на переработку твердых коммунальных отходов — это не самые главные статьи расходов. Мы знаем, что 60% — это тепло и горячее водоснабжение. Мы знаем, как дорого стоит электроэнергия или газ. Поэтому если мы хотим жить чисто, то, действительно, придется платить за это», — уточнил глава республики.

Рустэм Хамитов признал, что Уфа нуждается в новых полигонах, так как сегодня среднестатистический горожанин в год производит один кубометр отходов. А всё потому, что 15 лет назад не было такого количества оберток, упаковок, глянцевых журналов, которые в конечном итоге отправляются в мусор.

В пригороде Симферополя загорелся мусорный полигон: видео

В пригороде Симферополя загорелся мусорный полигон: видео

Крымские пожарные тушат возгорание на полигоне ТБО, который расположен в пригороде Симферополя.

Сообщение о задымлении на территории свалки поступило в службу спасения в 6:25 по местному времени (совпадает с московским). По информации регионального управления МЧС, пожар локализован, площадь возгорания достигает 800 квадратных метров.

В районе полигона вспыхнули трава и кустарник, пламя начало распространяться в сторону леса, передает «Интерфакс». Тлевшие кучи коммунальщики разгребали экскаваторами и бульдозерами, после чего проводили рекультивацию.

По словам начальника ГУ МЧС России по Республике Крым Сергея Шахова, одной из причин ЧП стало бездействие собственников полигона ТБО, которые не приняли меры, обеспечивающие пожарную безопасности объекта.

Сергей Шахов, руководитель ГУ МЧС России по Республике Крым: «Эта работа включает целый комплекс мер: контроль за температурой массы, которая, как правило, при гниении самовозгорается, регулярная обваловка территории специальной техникой, а также уплотнение слоя отходов. Нерегулярное или некачественное выполнение этих работ приводит к воспламенению газа (метан 76–80%), который выделяется при разложении органики и активно поддерживает горение».

В районе полигона работает передвижная радиационно-химическая лаборатория, специалисты сделали заборы воздуха, чтобы определить концентрацию вредных химических веществ в атмосфере. Сообщается, что предельно допустимых концентраций вредных химических веществ не зафиксировано, жалоб и звонков от населения не поступало.

Получение разрешения на ввод в эксплуатацию

Вопрос-ответ по теме

У нашей организации имеется полигон твердых отходов на земельном участке с разрешенным использованием: под размещение твердых бытовых отходов. Нами был направлен запрос в Госкомитет строительного надзора и госэкспертизы Ленинградской области на получение разрешения на строительство. Госкомитетом строительного надзора и гос. экспертизы Ленинградской области был дан ответ: Получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта полигон не требуется (ссылка на п. 2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Из-за отсутствия такого разрешения нам отказывают в государственной регистрации данного объекта. Правомерно ли это? Да, хотелось бы дополнить, что в сообщении об отказе в гос. регистрации сделан вывод о том, что: право собственности на сооружение: Полигон твердых отходов, не являющиеся объектом недвижимости, государственной регистрации не подлежит.

Ответ на данный вопрос зависит от конкретных характеристик полигона твердых отходов.

Полигоны для хранения (захоронения) твердых бытовых отходов являются объектами размещения отходов — специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов (ст.1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Но является ли полигон объектам недвижимости или нет, определяется в каждом случае индивидуально, с учетом конкретных характеристик объекта.

Основной признак недвижимого имущества (ст.130 ГК РФ) присутствие прочной связи с землей (т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба их назначению невозможно).

В Письме Минфина России от 11.03.2013 № 03-05-05-01/11960 дополнительно разъяснено, что под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта невозможно.

Судебная практика, как правило, не признает оборудованную (бетонную/асфальтированную) площадку самостоятельным объектом недвижимости, поскольку площадка представляет собой улучшение земельного участка.

Но на практике, в ряде случаев полигоны признаются объектами недвижимости (см. Постановление ФАС СЗО от 15.10.2008 № А13-1190/2008). В случае судебных споров, данные вопросы разрешаются с учетом конкретных характеристик полигон. К примеру, в Постановлении ФАС ВВО от 17.07.2012 № А17-5403/2009, Постановлении ФАС ВВО от 07.03.2012 № А17-720/2011, Постановлении АС ЗСО от 21.09.2015 № А46-15672/2014 с учетом характеристик, был сделан вывод, что полигон по захоронению твердых бытовых отходов является временным объектом и не относится к объектам капитального строительства. Таким образом, если полигон не обладает признаками объекта недвижимости, отказ Росреестра в регистрации прав на него может быть признан правомерным.

«38. Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.*

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).

Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.

При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ)*».

2.Различия между движимым и недвижимым имуществом

«Расчет налога на имущество организаций зависит от того, является ли актив движимым имуществом. На практике может возникнуть проблема с тем, относить имущество к движимым активам или недвижимости. Рассмотрим этот вопрос подробней.

В некоторых случаях определить вид имущества поможет ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359). Несмотря на то, что основное предназначение классификатора — это распределение основных средств по амортизационным группам. В письме от 20 декабря 2013 г. № 03-05-05-01/56232 финансовое ведомство ответило на вопрос компании: должна ли та платить налог на имущество с микротурбинной установки? Представители Минфина России сверились с техническим описанием объекта и сообщили, что установка относится к оборудованию (код ОКОФ — 140000000 «Машины и оборудование»). Поэтому она признается движимым имуществом и налогом не облагается. С 2016 года начнет действовать новый классификатор основных фондов ОК 013–2014.

Какие объекты относятся к недвижимости, а какие — нет, прописано в статье 130 Гражданского кодекса РФ. Однако на практике возникают вопросы, ответы на которые кодекс, увы, не дает. Допустим, вы приобрели в этом году и установили в офисных помещениях пожарные сигнализации. Уплачивать ли с их стоимости налог? Сразу подскажем, что не надо. Такие установки, по мнению чиновников, являются движимым имуществом.

Вообще к недвижимости принято относить все, что неразрывно связано с землей: участки, недра, а также различные постройки. Словом все то, что невозможно передвинуть без ощутимого ущерба для самого имущества. Кстати, объекты незавершенного строительства также относятся к недвижимости (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ).

К недвижимости точно относят те объекты, которые зарегистрировали в государственном кадастре. Записи в кадастр недвижимости делают в Росреестре. Там же регистрируют право собственности на объекты недвижимости. Соответственно, свидетельство о таком праве однозначно подтвердит, что постройка считается недвижимым имуществом.*

Вносить сведения в такой кадастр в обязательном порядке по каждому объекту начали лишь с начала 2013 года. Поэтому не исключено, что часть недвижимости ( какие-нибудь небольшие постройки), которая давно в собственности вашей компании, пока нигде не записана. Даже если какого-то из объектов пока нет в реестре, это не повод освобождать здания и сооружения от налога на имущество. Конечно, при условии, что по всем параметрам такое имущество соответствует как минимум требованиям пункта 4 ПБУ 6/01. То есть вы учли его как основное средство (письмо Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5317).

Составные части одного основного средства с разными сроками полезного использования можно учесть по отдельности (п. 6 ПБУ 6/01). Тогда можно ли признать обособленными (движимыми) объектами лифт, водопровод, отопление и другие инженерные системы здания, чтобы не платить налог? Чиновники считают, что как бы вы ни учитывали подобные конструкции, все это часть объекта недвижимости. А значит, налог надо платить. Об этом — письмо Минфина России от 16 октября 2012 г. № 07-02-06/247.

Далее рассмотрим, какие признаки свидетельствуют о том, что актив является недвижимостью. В помещении проведены коммуникации — это признак недвижимости. Такое решение стало итогом спора, детали которого описаны в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25 февраля 2011 г. по делу № А27-24716/2009.

Объекты, возведенные на специальной территории. Вот другой признак, по которому можно отнести объект к недвижимости: это назначение участка, на котором он расположен. Здание вы возвели на территории, отведенной специально под строительство недвижимости, и к тому же получили на это разрешение? Тогда объект, скорее всего, признают недвижимым. По крайней мере даже в суде этот подход подтверждается (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2012 г. по делу № А74-3839/2011).

Все, что не отвечает признакам недвижимости, по умолчанию считается движимым имуществом. Такое правило закреплено в пункте 2 статьи 130 Гражданского кодекса РФ. Конечно, в неоднозначных ситуациях вам выгоднее признать объект движимым. Особенно если на учет его поставили в 2013 году. Такое имущество и налогом не облагается, и в отчетности его показывать не надо (письмо ФНС России от 12 февраля 2013 г. № БС-4-11/2301).

Далее рассмотрим подробно примеры распространенных активов. А в таблице ниже мы привели кратко выводы чиновников, какие объекты считать движимым имуществом, а какие — недвижимостью.

Какое имущество можно считать движимым, а что отнести к недвижимости

Такого имущества, как полигон для скопления ТБО не существует, в этом разбирался астраханский суд.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Закрытое акционерное общество «АстраханьЭкоСервис» (далее по тексту ЗАО «астраханьЭкоСервис») и Управление муниципальным имуществом администрации г. Астрахани.

Представитель третьего лица (Управления муниципальным имуществом администрации г. Астрахани) возражает против удовлетворения заявленных требований, просит в иске отказать. Пояснил, что договор не может быть оспорен истцом, так как земельный участок принадлежит Муниципальному образованию «Город Астрахань», право собственности на который зарегистрирован в установленном порядке. Истец не представил доказательства права собственности на земельный участок.

Суд, выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела,

Как следует из материалов дела, на основании решения Астраханского городского совета народных депутатов от 11.06.1992года «Об утверждении перечня объектов народного образования, культуры, здравоохранения, спорта и коммунального хозяйства, передаваемых в муниципальную собственность города Астрахани» в муниципальную собственность передано Спецавтохозяйство по уборке города (с производственной базой, техникой, оборудованием и другими основными фондами).

Главой администрации Приволжского района Астраханской области вынесено постановление «О регистрации границ землепользования Спецавтохозяйства по уборке города Астрахани общей площадью 37,05 га» от 22.07.1993 г. № 538. На основании данного постановления Спецавтохозяйству по уборке города Астрахани выдано свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 37,05 га, расположенного восточнее бугра Тас-Тобе под горполигон по обезвреживанию твердых бытовых отходов (л.д. 22).

Постановлением главы администрации муниципального образования «Приволжский район» от 14.02.2008 № 318 внесены изменения в постановление от 22.07.1993 № 538, а именно: слова «горполигон по обезвреживанию твердых бытовых отходов» заменены словами «предоставленного для эксплуатации городского полигона по обезвреживанию твердых бытовых отходов»; слова «расположенного восточнее бугра Тас-Тобе» заменены словами «из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального, расположенного по адресу ориентира: Астраханская область, Приволжский район, бугор «Тастобе, в 3.5 км северо-восточнее с. Фунтово в 3,5 км восточнее п. Кирпичного завода №1» (л.д. 16-17).

Комитет имущественных отношений г.Астрахани (учредитель) на основании договора о праве хозяйственного ведения имуществом от 04 мая 2001года передал в соответствии с актом приема-передачи МП «Специализированное автохозяйство по уборке города Астрахани» на праве хозяйственного ведения имущество на общую сумму 19 238 937 руб. Перечень имущества является неотъемлемой частью договора ( приложения 2,3) (л.д. 80-82).

В перечне имущества также указан полигон по обезвреживанию отходов (л.д. 89-97). Имущество передано на основании акта приема-передачи.

Администрация города Астрахани в ответ на письмо МУП г.Астрахани «Специализированное автохозяйство по уборке города» от 21.05.2008г. сообщила, что не имеет принципиальных возражений против передачи в установленном порядке в краткосрочную аренду муниципального нежилого административного здания на городском полигоне с.Фунтово, общей площадью 152,52 кв.м. и полигона по обезвреживанию бытовых отходов в Приволжском районе , общей площадью 370 500 кв.м., находящихся у МУП г.Астрахани «Специализированное автохозяйство по уборке города» в хозяйственном ведении (л.д. 117).

МУП г.Астрахани «Специализированное автохозяйство по уборке города» (арендодатель) и ЗАО «АстраханьЭкоСервис» 28.04.2008г. заключили договор аренды недвижимого имущества №А-25/08, согласно которому арендодатель предоставляет за плату во временное владение и пользование, а арендатор принимает следующие объекты недвижимости: административное здание, расположенное по адресу: Астраханская область, Приволжский район, бугор Тос-Тобе, общей площадью 152,52 кв.м; полигон по обезвреживанию бытовых отходов, расположенный по адресу: Астраханская область. Приволжский район, бугор Тос-Тобе, общей площадью 370500 кв.м.

Письмом от 21.05.2008 г. за № 01-15166/08 администрация г.Астрахани выразила свое согласие на ередачу в аренду муниципального нежилого административного здания на городском полигоне с.Фунтово общей площадью 152,52 кв.м. и полигона по обезвреживанию бытовых отходов в Приволжском районе (бугор Тастобе) общей площадью 370500 кв.м., находящихся у МУП г.Астрахани «специализированное автохозяйство по уборке города» в хозяйственном ведении (л.д.117).

На основании свидетельства о Государственной регистрации права от 04.06.2008г. право собственности на земельный участок. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения- для эксплуатации городского полигона по обезвреживанию твердых бытовых отходов., площадью 370 501 кв.м. зарегистрировано за Муниципальным образованием «Город Астрахань».(л.д.79).

Согласно Выписке из реестра муниципального имущества г.Астрахани административное здание, расположенное в Приволжском районе Астраханской области с.Фунтово, площадью 152,52 кв.м. является собственностью Муниципального образования «Город Астрахань» и находится в хозяйственном ведении МУП г.Астрахани «Специализированное спецавтохозяйство по уборке города.

Согласно письму Приволжского отделения Астраханского филиала ФГУП «Ростехипвентаризация — Федеральное БТИ» от 31.08.2012 г. указанное предприятие не располагает сведениями о наличии зарегистрированных прав на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Астраханская область, Приволжский район, бугор Тастобе, в 3.5 км северо-восточнее с. Фунтово-1. в 3,5 км восточнее п. Кирпичного завода №1.

Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в Уведомлениях от 28.08.2012 г. также сообщило истцу о том, что сведениями о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: земельный участок и сооружение, расположенные по адресу: Астраханская область, Приволжский район, бугор Тастобе, в 3.5 км северо-восточнее с. Фунтово-1. в 3,5 км восточнее п. Кирпичного завода №1 не располагает.

Согласно доводам искового заявления по спорному договору в аренду фактически был передан не объект недвижимости сооружение — полигон по обезвреживанию бытовых отходов, а земельный участок, находящийся у арендодателя на праве постоянного (бессрочного) пользования. Договор от 28.04.2008 г. № А25/08, заключенный между МУП г. Астрахани «Специализированное автохозяйство по уборке города» и ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» в части передачи в аренду полигона по обезвреживанию бытовых отходов заключен в нарушение требований закона.

Согласно доводам искового заявления собственник не имеет права на взыскание с фактического пользователя земельным участком неосновательного обогащения в размере платы, установленной ничтожной сделкой, поскольку последствия этой сделки устраняются в результате применения двусторонней реституции между ее сторонами.

В связи с этим, ответчику было направлено требование до 01.09.2012 г. оплатить сумму неосновательного обогащения и предложено заявить отказ от права постоянного (бессрочного) пользования.

На момент подачи искового заявления указанная сумма ответчиком истцу не оплачена, отказ от права постоянного (бессрочного) пользования не заявлен.

В связи с неисполнением требования истца, истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон, обстоятельства по делу и доказательства, суд считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

К указанному выводу суд приходит на основании следующего.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством.

Статья 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество: «Государственной регистрации подлежат права собственности и другие иные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 1, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.»

Статья 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления муниципальным имуществом администрации г.Астрахани пояснил, что такого имущества, как полигон не существует. Фактически речь идет о земельном участке, собственником которого является Муниципальное имущество администрации г.Астрахани.

Право муниципальной собственности г.Астрахани на земельный участок. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения- для эксплуатации городского полигона по обезвреживанию твердых бытовых отходов., площадью 370 501 кв.м. подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.06.2008г (л.д.79).

Выпиской № 35301 из реестра муниципального имущества г.Астрахани по состоянию на 19.10.2012г. подтверждается, что собственником административного здания, которое также передано в аренду, является Муниципальным образование «Город Астрахань».

Из материалов дела не усматривается, что право собственности муниципального образования «Город Астрахань» на указанное выше имущество было оспорено либо признано недействительным.

Таким образом, свидетельство о праве собственности на земельный участок кадастровый номер 30:09:110403:4 является единственным доказательством существования права собственности муниципального образования «Город Астрахань» на указанный земельный участок.

Как следует из пояснений представителя Управления муниципального имущества администрации г.Астрахани истец не заявлял Муниципальному образованию «Город Астрахань» о своих правах на земельный участок и иное имущество, указанное в договоре аренды.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Вместе с тем, в силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что правом на обращение в суд обладает заинтересованное лицо с целью защиты своих нарушенных прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений.

Истец не доказал, что является собственником имущества, являющимся объектом аренды по договору аренды недвижимого имущества № А 25/08 от 28.04.2008 г. и совершенная сделка нарушила его права и законные интересы.

Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании неосновательного обогащения в сумме 7 479 661 руб., полученных истцом по договору аренды.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Из диспозиции нормы статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в предмет доказывания по иску о взыскании стоимости неосновательного обогащения (неосновательного сбережения) входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества истца, отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, и размер взыскиваемой суммы.

Обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий.

1. Имело место приобретение или сбережение имущества. Имеется в виду увеличение стоимости собственного имущества приобретателя

2. Приобретение или сбережение произведено за счет другого лица. Это означает, что имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать, например неполучение платы за произведенную работу либо потеря собственником владения вещью и т.п.

3. Третьим необходимым условием является отсутствие правовых оснований, а именно приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, т.е. происходит неосновательно.

В соответствии со статьей 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей возмещение стоимости неосновательного обогащения, в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.

Из содержания указанных норм следует, что лицо, обратившееся в суд с требованиями о взыскании неосновательного обогащения, должно доказать факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца без установленных законом или сделкой оснований, период и размер неосновательного обогащения.

Таким образом, на истца по данному делу возложена процессуальная обязанность доказать наличие у него права на взыскание, отсутствие у ответчика оснований для сбережения денежных средств, сам факт неосновательного обогащения и его размер.

Поскольку истец не доказал право на взыскание неосновательного обогащения, то требование в этой части также не подлежит удовлетворению.

Истцом заявлено также требование о прекращении права постоянного бессрочного пользования МУП г.Астрахани «Специализированное автохозяйство по уборке города» на земельный участок площадью 37,05 га из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенного по адресу ориентира: Астраханская область, Приволжский район, бугор «Тастобе», в 3,5 км. северо-восточнее с.Фунтово в 3,5 км. восточнее п.Кирпичного завода № 1.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по основаниям, указанным в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращаются:

при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращаются принудительно при: использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неустранении совершенных умышленно земельных правонарушений; неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование; изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; реквизиции земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Решение о прекращении прав на земельные участки в принудительном порядке принимается судом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Истец не указал, по каким основаниям право постоянного бессрочного пользования подлежит прекращению.

Кроме того, принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком в силу статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Истец доказательств соблюдения требований указанной нормы права не представил.

При таких обстоятельствах, а также учитывая то, что истец не является собственником земельного участка, являющимся объектом аренды, оснований для прекращения права постоянного бессрочного пользования земельным участком в судебном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

В удовлетворении иска Администрации муниципального образования «Приволжский район» к Муниципальному унитарному предприятию г. Астрахани «Специализированное автохозяйство по уборке города» о признании недействительным договора аренды недвижимого имущества от 28.04.2008 г. № 25/08, заключенного между МУП г.Астрахани «Специализированное автохозяйство по уборке города» и ЗАО «Астрахань Эко Сервис», взыскании неосновательного обогащения в сумме 7 479 661 руб. и прекращения права постоянного бессрочного пользования МУП г.Астрахани «Специализированное автохозяйство по уборке города» на земельный участок площадью 37,05 га из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенного по адресу ориентира: Астраханская область, Приволжский район, бугор «Тастобе», в 3,5 км. северо-восточнее с.Фунтово в 3,5 км. восточнее п.Кирпичного завода № 1 отказать.

Еще по теме:

  • Некоммерческие юридические лица могут создаваться в формах дней О порядке создания некоммерческих организаций В соответствии со ст. 50 Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), юридические лица в зависимости от целей их создания могут […]
  • Устав ооо в редакции 99-фз Примерная форма решения единственного участника общества с ограниченной ответственностью о приведении устава общества в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (подготовлено экспертами […]
  • П4 ст 153 НДС по сделкам в условных единицах у продавца Правила определения налоговой базы по НДС по договорам в условных единицах теперь отражены непосредственно в Налоговом кодексе. Рассмотрим […]
  • Исковое заявление в мировой суд о взыскании коммунальных платежей Исковое заявление в мировой суд о взыскании коммунальных платежей Мировому судье участка № 78 САО г. Омска 644033, г. Омск, ул. 1 Затонская, 24 Истец: Жилищно-строительный кооператив "С" […]
  • Программа выделение земли многодетным семьям Квартира вместо земельного участка многодетным семьям Главная » Земля » Квартира вместо земельного участка многодетным семьям В 2011 году началось всеобщее внедрение государственной […]
  • Закон по защите прав потребителей 2014 Полный текст закона о защите прав потребителей Закон "О защите прав потребителей" 2016 с комментариями Ответственность за нарушение Закона "О защите прав потребителей" […]