Статья номер 60

Оглавление:

Статья 60 Конституции РФ

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Комментарий к Статье 60 Конституции РФ

Граждане Российской Федерации являются лицами, наделенными правосубъектностью. Правосубъектность представляет собой юридически защищенную возможность иметь права и обязанности, самостоятельно реализовывать их в рамках конституционного правоотношения, а также нести юридическую ответственность за свои поступки.

Правосубъектность складывается из правоспособности и дееспособности. Правоспособность — это потенциальная возможность лица иметь субъективные права и обязанности. Дееспособность — это фактическая способность лица своими осознанными, волевыми действиями реализовать субъективные права и исполнять юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.

Дееспособность субъектов — индивидов возникает при условии их вменяемости и достижения совершеннолетия. Совершеннолетием является закрепленный в законодательстве возраст, с достижением которого связывается фактическая возможность человека реализовать свои права и обязанности, а также отвечать за совершаемые поступки. Комментируемая статья устанавливает полную дееспособность гражданина России с достижением 18 лет. Надо сказать, что в России возраст совершеннолетия один из самых «молодых». Во многих странах этот возраст выше: например, в Японии — 20 лет, в Германии и Италии — 21 год и т.д.

Однако полнота данного вида дееспособности с юридической точки зрения в достаточной степени условная, поскольку в ряде случаев устанавливаются дополнительные условия для занятия определенными видами деятельности. Так, в ряде отраслей права устанавливаются иные возрастные пределы. Например, в нормах конституционного права закрепляются положения, в соответствии с которыми быть избранным в представительные органы государственной власти РФ может лицо не моложе 21 года, Президентом России может стать человек, достигший 35-летнего возраста, а по нормам административного права юридической ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Гражданское законодательство устанавливает объем частичной дееспособности несовершеннолетних. Так, несовершеннолетние до 14 лет могут совершать мелкие бытовые сделки. Значительно шире дееспособность лиц от 14 до 18 лет. Поскольку в этом возрасте они могут осуществлять трудовую деятельность или иметь другой доход, то вправе распоряжаться своим заработком, гонораром или стипендией сами.

Частичная дееспособность несовершеннолетних связана и с ответственностью за свои действия. За возмещение вреда, причиненного малолетним до 14 лет, отвечают родители (усыновители), опекуны. Если же вред причинен несовершеннолетним, имеющим свой заработок или иной доход, то вред возмещается за его счет.

По общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Однако в ст. 20 УК перечислены составы преступлений, уголовная ответственность за совершение которых наступает с 14-летнего возраста.

Кроме перечисленных факторов на индивидуальную дееспособность в ряде случаев влияют такие обстоятельства, как образовательный уровень, физическое состояние, законопослушность и т.п. Например, стать судьей в Российской Федерации может только лицо с высшим образованием; в ряде профессий (моряки, летчики и т.д.) выдвигаются особые требования к состоянию здоровья претендента на ту или иную должность; нарушение требований правовых норм влечет за собой ограничение или изъятие определенных субъективных прав и таким образом ограничивает дееспособность индивида в соответствующей сфере правоотношений.

Статья 60. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором

Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к Ст. 60 ТК РФ

Устанавливая запрет работодателю требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, ТК в то же время предусматривает возможность поручения работнику иной работы, но только в предусмотренных законом случаях (см. комментарий к гл. 12 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 60 Трудового кодекса

1. Законодатель гарантирует работнику те условия договора, которые были оговорены при его заключении, и, как правило, не допускает их одностороннего изменения. Следовательно, работодатель не вправе требовать от работника выполнения такой работы, которая не обусловлена трудовым договором.

Охраняя свободу выбора рода работы или профессии, принцип определенности выполняемой работником трудовой функции вместе с тем направлен на повышение эффективности общественного производства и качества работы, а также отражает стабильность трудовых отношений.

2. В заключенный трудовой договор могут быть внесены изменения, касающиеся трудовой функции работника, увеличения круга его обязанностей либо установления совмещения профессий (должностей), лишь по взаимному согласованию сторон.

3. Если у работника изменилась его трудовая функция (специальность, должность, квалификация), то это связано с переводом на другую работу. А перевод на другую постоянную работу может иметь место только с предварительного письменного согласия работника (см. ст. 72 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Следовательно, общее правило таково, что законодатель запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

В тех случаях, когда изменения продиктованы организационными или технологическими условиями труда, появляется необходимость выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Прежние существенные условия трудового договора могут быть изменены по инициативе работодателя (см. ст. 74 Кодекса и комментарий к ней). В данном случае работодатель может предложить работнику пересмотреть условия заключенного договора в той части, где речь идет об объеме выполняемых им обязанностей по конкретной трудовой функции. В случае несогласия работника с предложениями работодателя он может быть уволен по п. 7 ст. 77 Кодекса, а именно за отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора, с учетом положений, установленных ст. 73 ТК РФ.

Статья 60 ТК РФ. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором

Текст статьи.

Комментарии к статье

Отстранение от работы

В ст 76 ТК РФ приведены случаи, когда сотрудник может быть отстранён от выполнения рабочих обязанностей. Такие как:

  • появление на работе в нетрезвом виде;
  • не пройденный мед. осмотр;
  • не сданный квалификационный экзамен;
  • прочие причины.

Перечень не закрытый и может быть дополнен другими основаниями, содержащимися в Кодексе или Федеральных законах.

Руководство не может допустить к работе отстраненного сотрудника вплоть до ликвидации обстоятельств, ставших причиной отстранения. За весь период времени, на который сотрудник отстранён от обязанностей, ЗП ему не начисляется, если иное не установлено законом.

Законодательство не содержат указания на то, где именно должен находиться сотрудник во время отстранения, и что он должен делать в этот период. Но, анализируя нормы, можно сделать выводы об этом.

Отстранение предполагает лишение сотрудника возможности выполнять свои рабочие обязанности и функции. Также он лишается права получать зарплату за этот период. Значит, рабочим временем период отстранения признать нельзя.

Рабочее время — это время, в течение которого сотрудник исполняет обязанности согласно труд. договору, соблюдая его условия. Статья 60 ТК РФ запрещает работодателям требовать от сотрудников исполнения обязанностей, не прописанных в трудовом договоре.То есть привлечь отстраненного сотрудника к выполнению других функций, возложив на него выполнение чужих обязанностей, работодатель не вправе. Это будет прямым нарушением нормы ст 60 ТК РФ. На своём же рабочем месте в период отстранения работник находиться не должен. По смыслу ст 76 ТК РФ работодатель должен, напротив, сделать всё, чтобы его туда не допустить.

Так как ТК РФ не содержит требования о том, чтобы сотрудник находился на работе во время отстранения, то, следовательно, он не обязан являться в этот период в рабочую организацию.

Возложение на совместителя функций кассира

По указанию ЦБ РФ от 11.03.2014 N 3210-У кассовые операции осуществляются кассовым или иным работником, которого определяет руководитель. Прежде чем допустить сотрудника к работе с кассой, руководитель должен ознакомить его с должностными правами и обязанностями под роспись.

Работник по ст 20 ТК РФ — это физ. лицо, находящееся в трудовых отношениях с работодателем.Работа по совместительству — это вторая регулярная работа в свободное от первой время на основе труд. договора (ст 282 ТК РФ). Совмещать можно работу в разных организациях, или оформить совместительство на основном месте работы, выполняя разные трудовые функции. Совместитель — такой же работник, как и все остальные.

По ст 60 ТК РФ запрещено требовать от сотрудника выполнения обязанностей, не обусловленных трудовым договором. Поэтому на совместителя могут быть возложены обязанности кассира, только если стороны заключат соответствующее соглашение. Необходимо получить письменное согласие работника и ознакомить его с должностной инструкцией.

От выполнения дополнительных обязанностей кассира работник имеет право отказаться досрочно, предупредив руководство за 3 дня письменно (ст 60.2 ТК РФ).

Отказ от командировки при несоответствии её цели трудовой функции

Командировка — это служебная поездка по распоряжению руководителя на определённый срок для выполнения должностного поручения вне постоянного места работы.

Отказ от командировки трудовым законодательством предусмотрен только в исключительных, указанных в законе случаях. Причём он обусловлен скорее статусом работника. Так, не направляются в командировки:

  • беременные женщины;
  • родители-одиночки;
  • лица до 18 лет (за исключением творческих работников);
  • лица во время учебы.

Граждане, находящиеся в одном из перечисленных статусов, могут без последствий отказаться от поездки в любую командировку.

Однако возможен ли отказ работника, не относящегося к перечисленным льготникам, от поездки в командировку, если поставленная служебная задача не соответствует его трудовой функции?

Статья 60 ТК РФ запрещает руководству требовать от сотрудника выполнения той работы, которая не прописана в его трудовом договоре. Формулировка нормы вполне конкретная и распространяется на все категории работников.

Независимо от статуса и льготного положения, работник, который направляется руководством в командировку для осуществления нетрудовых функций, может отказаться от поездки. Так как по ст 60 ТК РФ действия руководства заведомо неправомерны. Сотрудник не может быть отправлен в командировку для выполнения задания, не связанного с его работой.

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы, определяющие вопросы, касающиеся документов об образовании, регламентировала ст. 27 Закона N 3266-1, а в части высшего профессионального образования — ст. 7 Закона N 125-ФЗ.

Однако в рамках комментируемой статьи данные вопросы значительно систематизированы и отражают современный нормотворческий опыт и перспективы развития образовательного законодательства в этой части.

Однако, как следует из названия статьи, речь идет как о документах, подтверждающих образование или квалификацию, так и подтверждающих завершение обучение по конкретной образовательной программе, что значительным образом расширяет представление об образовательных документах.

В статье перечислены конкретные документы, подтверждающие соответствующий образовательный уровень.

Существенным уточнением является то, что документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом конкретно дается название документов, подтверждающих завершение обучения по определенной образовательной программе.

Исходя из особого, автономного статуса МГУ и СПбГУ, указанным образовательным организациям представляется право самостоятельно определять образцы документов об образовании, выдаваемых лицам, успешно выдержавшим итоговую государственную аттестацию.

Кроме того, в статье отдельно дается классификация и характеристика документов, подтверждающих освоение определенной образовательной программы (в частности, общего образования, профессионального образования соответствующего уровня, повышения квалификации и т.п.).

В качестве документа, подтверждающего факт обучения лиц в образовательной организации, не прошедших итоговой аттестации или получивших на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лиц, освоивших часть образовательной программы, является справка соответствующего образца. Образец справки определяется образовательной организацией самостоятельно.

Если образовательной программой не предусмотрено проведение итоговой аттестации, образовательная организация вправе выдавать документы об обучении по форме и в порядке, определенным данной организацией.

Важная гарантия получения документов об образовании содержится для лиц, с ограниченными возможностями (умственно отсталыми), которые не имеют основного общего и среднего общего образования, и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам. Таким лицам выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минобрнауки РФ.

Еще одной важной гарантией для обучающихся, успешно освоивших соответствующие образовательные программы, является право получить соответствующие документы об образовании бесплатно.

Комментарий к Ст. 60 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы, определяющие вопросы, касающиеся документов об образовании, регламентировала ст. 27 Закона N 3266-1, а в части высшего профессионального образования — ст. 7 Закона N 125-ФЗ.

Однако в рамках комментируемой статьи данные вопросы значительно систематизированы и отражают современный нормотворческий опыт и перспективы развития образовательного законодательства в этой части.

Однако, как следует из названия статьи, речь идет как о документах, подтверждающих образование или квалификацию, так и подтверждающих завершение обучение по конкретной образовательной программе, что значительным образом расширяет представление об образовательных документах.

В статье перечислены конкретные документы, подтверждающие соответствующий образовательный уровень.

Существенным уточнением является то, что документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом конкретно дается название документов, подтверждающих завершение обучения по определенной образовательной программе.

Исходя из особого, автономного статуса МГУ и СПбГУ, указанным образовательным организациям представляется право самостоятельно определять образцы документов об образовании, выдаваемых лицам, успешно выдержавшим итоговую государственную аттестацию.

Кроме того, в статье отдельно дается классификация и характеристика документов, подтверждающих освоение определенной образовательной программы (в частности, общего образования, профессионального образования соответствующего уровня, повышения квалификации и т.п.).

В качестве документа, подтверждающего факт обучения лиц в образовательной организации, не прошедших итоговой аттестации или получивших на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лиц, освоивших часть образовательной программы, является справка соответствующего образца. Образец справки определяется образовательной организацией самостоятельно.

Если образовательной программой не предусмотрено проведение итоговой аттестации, образовательная организация вправе выдавать документы об обучении по форме и в порядке, определенным данной организацией.

Важная гарантия получения документов об образовании содержится для лиц, с ограниченными возможностями (умственно отсталыми), которые не имеют основного общего и среднего общего образования, и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам. Таким лицам выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минобрнауки РФ.

Еще одной важной гарантией для обучающихся, успешно освоивших соответствующие образовательные программы, является право получить соответствующие документы об образовании бесплатно.

Статья 60. Общие начала назначения наказания

1. Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса. Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.

2. Более строгое наказание, чем предусмотрено соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершенное преступление, может быть назначено по совокупности преступлений и по совокупности приговоров в соответствии со статьями 69 и 70 настоящего Кодекса. Основания для назначения менее строгого наказания, чем предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса за совершенное преступление, определяются статьей 64 настоящего Кодекса.

3. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Комментарий к Ст. 60 УК РФ

Назначение наказания, наряду с признанием лица виновным в совершении преступления, является одной из основных, дискреционных функций правосудия. Только суд может сделать окончательный вывод о виновности или невиновности лица в предъявленном ему обвинении, и только суд может назначить за совершение преступления наказание. В соответствии с законом наказание должно быть справедливым. Справедливость — категория морально-этическая. Она содержит условие о соответствии между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Для того чтобы суд каждому виновному лицу назначал справедливое наказание, УК предусматривает общие начала их назначения, т.е. правила, которыми должен руководствоваться суд при решении вопроса о наказании за совершенное преступление. Основные разъяснения правил назначения уголовного наказания даны в Постановлениях Пленума ВС РФ от 11.01.2007 N 2 и от 29.10.2009 N 20.

2. Уголовное наказание должно служить решению задач, стоящих перед уголовным законом, — охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечению мира и безопасности человечества, а также предупреждению преступлений. Установленный законом порядок назначения уголовных наказаний является важной гарантией реализации всех принципов уголовной ответственности — законности, равенства граждан перед законом, справедливости, принципа вины, гуманизма. При этом на первое место выдвигается прямо предусмотренный уголовным законом принцип назначения справедливого наказания. Оно должно быть назначено в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК. В этой связи справедливость назначения наказания зависит от полного, объективного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела и правильного вывода о квалификации преступления с указанием пункта, части и статьи УК, по которым лицо признается виновным.

3. Большинство составов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК, имеют альтернативную санкцию. В силу этого большое значение имеет указание в законе о том, что более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания (восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения им новых преступлений). Общими началами назначения наказания, Минимальными стандартными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), от 14 декабря 1990 г., Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. , другими международно-правовыми актами закрепляется необходимость обсуждения судом вопроса о применении наказания, не связанного с лишением свободы, в случаях, когда санкцией статьи Особенной части УК, по которой лицо признается виновным, наряду с лишением свободы предусматриваются более мягкие виды наказания или имеется основанная на законе возможность применения принудительных мер воспитательного характера. Если в санкции уголовного закона наряду с лишением свободы предусмотрены другие виды наказания, решение суда о назначении лишения свободы должно быть обязательно мотивировано в приговоре.
———————————
Ведомости СССР. 1987. N 45. Ст. 747.

4. Назначая наказание в пределах, предусмотренных санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, суд в то же время обязан учитывать положения Общей части УК, например, стадии осуществления преступного намерения (ст. 66), ответственность соучастников преступления, которая определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления (ст. 34). Этими положениями предусмотрены также случаи назначения как более, так и менее строгого наказания, чем предусмотрено соответствующими статьями Особенной части УК. Более строгое наказание может быть назначено по совокупности преступлений и по совокупности приговоров в соответствии со ст. ст. 69 и 70. В пределах санкции статьи Особенной части УК сравнительно более строгое наказание может быть назначено при рецидиве преступлений. Основания для назначения менее строгого наказания определяются ст. 64 УК. Уголовным законом предусмотрено пять случаев назначения более мягкого размера наказания, который не может превышать определенной части максимальных размеров наиболее строгого наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК: при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами «и» и (или) «к» ч. 1 ст. 61 УК (ч. 1 ст. 62); в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве (ч. 2 ст. 62); при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65); при приготовлении (ч. 2 ст. 66) и покушении (ч. 3 ст. 66) на совершение преступления.

5. Кроме этого суд при назначении наказания должен учитывать и положения, касающиеся вопросов назначения наказания, закрепленные в других федеральных законах, правовые позиции, высказанные в решениях КС РФ, закрепленные в международно-правовых актах. Так, в соответствии с ч. 7 ст. 316 УПК по результатам особого порядка судебного разбирательства суд, постановляя обвинительный приговор, назначает подсудимому наказание, которое не может превышать 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Постановлением КС РФ от 02.02.1999 N 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» , а также Определением КС РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» фактически введен, а затем и пролонгирован мораторий на назначение наказания в виде смертной казни.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 867.

СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5867.

Важное значение для практики назначения наказания имеют правовые позиции, высказанные в Постановлениях КС РФ: а) от 19.03.2003 N 3-П «По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1 — 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан» ; б) от 20.04.2006 N 4-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающихся порядка приведения судебных решений в соответствие с новым уголовным законом, устраняющим или смягчающим ответственность за преступление» в связи с жалобами граждан А.К. Айжанова, Ю.Н. Александрова и других» .
———————————
СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1302.

СЗ РФ. 2006. N 18. Ст. 2058.

6. При индивидуализации уголовного наказания суды должны учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления. Характер общественной опасности преступления определяется в соответствии с законом с учетом объекта посягательства, формы вины и категории преступления (ст. 15 УК), а степень общественной опасности преступления — в зависимости от конкретных обстоятельств содеянного, в частности от размера вреда и тяжести наступивших последствий, степени осуществления преступного намерения, способа совершения преступления, роли подсудимого в преступлении, совершенном в соучастии, наличия в содеянном обстоятельств, влекущих более строгое наказание в соответствии с санкциями статей Особенной части УК (п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 N 2).

7. При назначении наказания учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. В соответствии с положениями ст. ст. 6 и 60 УК при назначении наказания необходимо также учитывать сведения о личности виновного, к которым относятся как данные, имеющие юридическое значение в зависимости от состава совершенного преступления или установленных законом особенностей уголовной ответственности и наказания отдельных категорий лиц, так и иные характеризующие личность подсудимого сведения, которыми располагает суд при вынесении приговора. К таковым могут, в частности, относиться данные о семейном и имущественном положении подсудимого, состоянии его здоровья, поведении в быту, наличии у него на иждивении несовершеннолетних детей, иных нетрудоспособных лиц (жены, родителей, близких родственников). В п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 29.10.2009 N 20 впервые дано разъяснение о том, что в соответствии с ч. 6 ст. 86 УК погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия. Исходя из этого, не должны учитываться в качестве отрицательно характеризующих личность подсудимого данные, свидетельствующие о наличии у него погашенных или снятых в установленном порядке судимостей.

8. В силу ч. 3 комментируемой статьи судам также надлежит учитывать влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (например, возможную утрату членами семьи осужденного средств к существованию в силу возраста, состояния здоровья), при этом могут быть приняты во внимание и фактические семейные отношения, не регламентированные СК.

9. Весьма важным является использование четких формулировок в резолютивной части приговора по вопросам, связанным с назначением наказания. Во всех случаях наказание должно быть определено таким образом, чтобы не возникало никаких сомнений при его исполнении. В резолютивной части приговора должны быть указаны: вид и размер основного и дополнительного наказаний, назначенных подсудимому за каждое из совершенных преступлений; окончательное наказание по совокупности преступлений или приговоров; вид и режим исправительного учреждения, в котором должен отбывать наказание осужденный к лишению свободы; длительность испытательного срока при условном осуждении и перечисление обязанностей, которые возлагаются на условно осужденного; решение о зачете времени содержания под стражей, если оно имело место в порядке задержания либо применения меры пресечения или если он помещался в медицинский либо психиатрический стационар; решение о порядке следования осужденного к месту отбывания наказания в случае назначения ему отбывания лишения свободы в колонии-поселении.

Статья 60. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором

СТ 60 ТК РФ

Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к Ст. 60 Трудового кодекса РФ

1. Принцип стабильности условий заключенного договора — важнейший принцип договорного права. Применительно к трудовому праву это общее положение трансформируется в принцип стабильности трудовых отношений. Действие указанного принципа распространяется на обе стороны трудового договора — работодателя и работника. Следовательно, работник и работодатель по общему правилу не могут в одностороннем порядке изменить ни одно условие трудового договора (см. гл. 12 ТК РФ и комментарий к ней).

2. Вместе с тем содержание комментируемой статьи отражает специфику трудового правоотношения, возникающего между работником и работодателем в связи со вступлением в силу трудового договора. Если в общегражданских отношениях стороны, заключившие договор, продолжают взаимодействовать на началах равенства, то по трудовому договору на работника распространяется хозяйская власть работодателя, предполагающая возможность осуществления управления трудом работника. Соответственно, законодатель, во-первых, упорядочивает власть работодателя и определяет ее границы, во-вторых, обеспечивает работнику дополнительные гарантии для сохранения стабильности условий трудового договора. Эту задачу решает комментируемая статья, которая, устанавливая адресованный работодателю общий запрет поручать работнику работу, связанную с изменением одного или нескольких условий трудового договора, в то же время обеспечивает для работодателя, осуществляющего хозяйственную деятельность, возможность одностороннего изменения условий договора, но в случаях, предусмотренных федеральным законом (см. ст. 72.2 ТК РФ и комментарий к ней).

Еще по теме: