Статья 21 конвенции о правах ребенка

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан

Конвенция о правах ребенка для детей

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО.
Краткое содержание Конвенции о правах ребенка
Конвенция — это международный юридический
документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет.
Конвенция принята 20 ноября 1989 года.

На территории нашей страны
Конвенция о правах ребенка
вступила в законную силу
15 сентября 1990 года.
Это значит, что наше государство
должно соблюдать все положения данной Конвенции.

Статья 1
Определение ребенка

Каждый человек до 18 лет считается, в соответствии с законом своей страны, ребенком и обладает всеми правами, заключенными в данной Конвенции.

Статья 2
Предотвращение дискриминации

Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3
Наилучшее обеспечение интересов ребенка

Государство, при принятии решений, должно наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка и предоставлять детям особую защиту и заботу.

Статья 4
Осуществление прав

Государство должно делать все возможное, чтобы осуществлять все права ребенка, признанные данной
Конвенцией

Статья 5
Воспитание в семье и развитие способностей ребенка

Государство должно уважать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребенка с учетом его развития.

Статья 6
Право на жизнь, выживание и развитие

Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Статья 7
Имя и гражданство

Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.

Статья 8
Сохранение индивидуальности

Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи, и должно помогать ребенку в случае их лишения.

Статья 9
Разлучение с родителями

Ребенок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах.
Например, когда родители не заботятся о ребенке или жестоко обращаются с ним. Если ребенок разлучается с одним или обоими родителями, он имеет право регулярно встречаться с ними (Кроме тех случаев, когда это противоречит его интересам). Если. в результате государственного решения ребенок разлучается с одними или обоими родителями, то государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребенку).

Статья 10
Воссоединение семьи

Если ребенок и его родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения

Статья 11
Незаконное перемещение и возвращение

Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12
Взгляды ребенка

Ребенок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью, имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам. С этой целью он может быть заслушан на любом судебном или административном заседании.

Статья 13
Свобода выражения мнения

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14
Свобода мысли, совести и религии

Государство должно уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Родители или опекуны ребенка должны разъяснить ему это право.

Статья 15
Свобода Ассоциации

Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16
Защита права на личную жизнь

Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения. Ребенок имеет право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 17
Доступ к соответствующей информации

Каждый ребенок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.

Статья 18
Ответственность родителей

Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19
Защита от злоупотреблений и небрежного отношения

Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы
и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку,
подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20
Защита ребенка, лишенного семьи

Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту и помощь
со стороны государства. Государство может передать ребенка на воспитание тем людям,
которые уважают его родные язык, религию и культуру.

Статья 21
Усыновление

Государство должно следить за тем чтобы при усыновлении ребенка неукоснительно
соблюдались его наилучшие интересы и обеспечивались гарантии его законных прав.
При усыновлении ребенка как внутри страны, так и за рубежом должны применяться
одинаковые правила, гарантии и нормы.

Статья 22
Дети-беженцы

Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам — оказывать
им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать
воссоединению с семьей.

Статья 23
Дети-инвалиды

Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении,
имеет право на особую заботу и достойную жизнь.
Государство должно предоставлять такому ребенку возможность учиться, лечиться,
готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельным, то есть жить полноценной жизнью

Статья 24
Здоровье и здравоохранение

Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи,
чистой питьевой воды и полноценного питания.
Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности
и проводить информационные кампании по распространению знаний о здоровье.

Статья 25
Периодическая оценка при попечении

Государство должно регулярно проверять условия жизни ребенка, находящегося на попечении.

Статья 26
Социальное обеспечение

Каждый ребенок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе и социальным страхованием.

Статья 27
Уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического,
умственного, и духовного и нравственного развития.
Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить
своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28
Образование

Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование
должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее — доступным для всех детей.
В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение
к его человеческому достоинству.
Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29
Цели образования

Образовательные учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты,
умственные и физические способности, а также воспитывать его в духе понимания,
мира, терпимости, культурных традиций, уважения к своим родителям.

Статья 30
Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению

Если ребенок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству,
он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи,
исповедовать свою религию

Статья 31
Отдых, досуг и культурная жизнь

Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной
и творческой жизни.

Статья 32
Детский труд

Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы.
Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому
развитию ребенка.

Статья 33
Незаконное употребление наркотических средств

Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного
употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей
в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34
Сексуальная эксплуатация

Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35
Торговля, контрабанда и похищение

Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36
Другие формы эксплуатации

Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37
Пытки и лишение свободы

Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам,
жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей
семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38
Вооруженные конфликты

Государство не должно позволять детям до 1 5 лет вступать в армию или напрямую
участвовать в военных действиях.
Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.

Статья 39
Восстановительный уход

Если ребенок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации,
то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство
собственного достоинства.

Статья 40
Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей

Каждый ребенок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии,
правовую и другую помощь.

Статья 41
Применение наивысших норм

Если законодательство отдельной страны защищает права ребенка лучше,
чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42
Соблюдение и вступление в силу

Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология >> Приложение 1. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей.

Приложение 1. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, была принята Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. и вступила в силу 2 сентября 1990г. после ратификации ее двадцатью государствами. К настоящему моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого будет осуществлять в государствах — участниках комитет в составе десяти экспертов.

Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с действующими международными документами. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции и в ряде случаев впервые поднимаемых в рамках международного документа, отметим такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (Статья 22), защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (Статьи 34 и 36), наркомания (Статья 33), детская преступность (Статья 40), межгосударственная практика усыновления (Статья 21), дети в вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39), потребности детей — инвалидов (Статья 23), а также дети меньшинств и коренных народов (Статья 30).

Образование является предметом рассмотрения двух важных статей (27 и 28), значимость которых вновь подчеркивалась на Всемирной конференции по образованию для всех, проходившей 5 — 9 марта 1990 г. в Джомтьене (Таиланд). Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Особый акцент делается на равенстве образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

Органичная сила новой Конвенции состоит в ее гибкости, способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов государств к решению общих задач. Не оставляя в стороне наиболее деликатные проблемы, она ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предлагающие свои пути решения общих для всех детей проблем

Ниже приводится сокращенное изложение основных положений Конвенции

В Преамбуле указываются основополагающие принципы Организации Объединенных Наций и отдельные положения соответствующих договоров и заявлений. В ней подтверждается тот факт, что дети, вследствие своей уязвимости, нуждаются в особом уходе и защите, и подчеркивается ответственность семьи в деле защиты ребенка и заботе о нем. В ней также подтверждается необходимость юридической и другой защиты ребенка до и после рождения, подчеркивается значение традиционных культурных ценностей, а также роль международного сотрудничества в охране прав ребенка.

ЧТО ТАКОВ РЕБЕНОК (Статья 1)

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 — летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

ОТСУТСТВИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ (Статья 2)

Государства — участники уважают и обеспечивают права. . . за каждым ребенком без какой — либо дискриминации. Государства — участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА (Статья 3)

Во всех действиях в отношении детей. . . первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государс1ва — участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ (Статья 4

Государства — участники принимают все необходимые. . . меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (Статья 5)

Государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и. . . членов расширенной семьи. . . должным образом управлять и руководить ребенком. . . и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ (Статья 6)

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства — участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка

ИМЯ И ГРАЖДАНСТВО (Статья 7)

Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

СОХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (Статья 8)

Государства — участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

РАЗЛУЧЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (Статья 9)

Государства — участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями. . . за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют. . . что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка Государства — участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать. . . личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

ВОССОЕДИНЕНИЕ СЕМЬИ (Статья 10)

Государства — участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. . . с целью воссоединения семьи. . . поддерживать. . . личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И НЕВОЗВРАЩЕНИЕ (Статья 11)

Государства — участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из — за границы.

МНЕНИЕ РЕБЕНКА (Статья 12)

Государства — участники обеспечивают ребенку. . . право свободно выражать. . . взгляды. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого. . . разбирательства, затрагивающего ребенка.

СВОБОДА ВЫРАЖЕНИЯ ВЗГЛЯДОВ (Статья 13)

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. . . получать и передавать информацию и идеи. . . независимо от границ.

СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ И РЕЛИГИИ (Статья 14)

Государства — участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии. . . права и обязанности родителей. . руководить ребенком в осуществлении его права.

СВОБОДА СОБРАНИЯ (Статья 15)

Государства — участники признают право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

ЗАЩИТА ПРАВА НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ (Статья 16)

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ (Статья 17)

Государства — участники. . . обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (Статья 18)

Государства — участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка . Государства — участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

ЗАЩИТА ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ (Статья 19)

Государства — участники принимают все необходимые . . меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия. . . со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты. . . включают. . разработку социальных программ с целью. . . предупреждения. . . жестокого обращения с ребенком.

ЗАЩИТА РЕБЕНКА БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ (Статья 20)

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства — участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

УСЫНОВЛЕНИЕ (Статья 21)

Государства — участники, которые признают или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы . . интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке и они обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями

ДЕТИ — БЕЖЕНЦЫ (Статья 22)

Государства — участники принимают необходимые меры, с тем чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем. . . защиту и гуманитарную помощь. С этой целью государства — участники оказывают содействие любым усилиям компетентных. . . организаций. . по защите такого ребенка и оказанию ему помощи.

НЕПОЛНОЦЕННЫЕ ДЕТИ (Статья 23)

Государства — участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества

ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ (Статья 24)

Государства — участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья Государства — участники принимают необходимые меры для снижения уровнен смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико — санитарной помощи Государства — участники обязуются поощрять международное сотрудничество и. . . стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОПЕЧЕНИЯ (Статья 25)

Государства — участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (Статья 26)

Государства — участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ (Статья 27)

Государства — участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, духовного, нравственного и социального развития ребенка Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за » обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка Государства — участники принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей

ОБРАЗОВАНИЕ (Статья 28)

Государства — участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; б) поощряют развитие различных форм среднего образования обеспечивают его доступность для всех детей; в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого Государства — участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка . . Государства — участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ (Статья 29)

Государства — участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе; воспитания уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной

РЕБЕНОК, ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ К МЕНЬШИНСТВАМ ИЛИ КОРЕННОМУ НАСЕЛЕНИЮ (Статья 30)

Ребенку, принадлежащему к меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой родным языком.

ОТДЫХ, ДОСУГ И КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (Статья 31)

Государства — участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и . в культурной жизни и заниматься искусством

ДЕТСКИЙ ТРУД (Статья 32)

Государства — участники признают право ребенка на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умет венному, духовному, моральному и социальному развитию Государства — участники устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу; определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда.

УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ (Статья 32)

Государства — участники принимают все необходимые меры с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и не допустить использование детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

СЕКСУАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ (Статья 33)

Государства — участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства — участники принимают. . все необходимые меры для предотвращения использования в целях эксплуатации детей в проституции или в порнографии и порнографических материалах

ПОХИЩЕНИЕ И ТОРГОВЛЯ ДЕТЬМИ (Статья 35)

Государства — участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

ДРУГИЕ ФОРМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ (Статья 36)

Государства — участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка

ПЫТКИ И ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ (Статья 37)

Государства — участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам . . не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. . . Каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей Каждый лишенный свободы ребенок имеет право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ (Статья 38)

Государства — участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15 — летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. . . Государства — участники воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15 — летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. Согласно своим обязательствам по международному гуманитарному праву, связанным с защитой гражданского населения во время вооруженных конфликтов, государства — участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения защиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними.

МЕРЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ (Статья 39)

Государства — участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов.

ОТПРАВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (Статья 40)

Государства — участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе. Каждый ребенок имеет право на основные гарантии . . и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты . Государства — участники стремятся содействовать . принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства

УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (Статья 41)

Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и могут содержаться, а) в законе государстваучастника; б) в нормах международного права, действующих в отношении данного государства

ВЫПОЛНЕНИЕ И ВХОЖДЕНИЕ В СИЛУ (Статьи 42 — 54)

Положения Статей 425 — 4 предусматривают следующее:

Государства — участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.

Учреждается Комитет по правам ребенка, который состоит из десяти экспертов . . Государства — участники обязуются представлять Комитету. . доклады. . в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государстваучастника; впоследствии через каждые пять лет . Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Государства — участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в своих собственных странах

Комитет может рекомендовать Генеральной Ассамблее предложить Генеральному секретарю провести от ее имени исследования по отдельным вопросам, касающимся прав ребенка.

С целью способствовать эффективному осуществлению Конвенции и поощрять международное сотрудничество в области, охватываемой настоящей Конвенцией: а) специализированные учреждения. Детский фонд Организации Объединенных Наций и другие органы Организации Объединенных Наций вправе быть представленными при рассмотрении вопросов об осуществлении таких положений настоящей Конвенции, которые входят в сферу их полномочий. . .

Комитет препровождает, когда он считает это целесообразным, в специализированные учреждения. Детский фонд Организации Объединенных Наций и другие компетентные органы любые доклады государств — участников, в которых содержится просьба о технической консультации, или помощи, или указывается на потребность в этом, а также замечания и предложения Комитета, если таковые имеются, относительно таких просьб и указаний.

Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

«Конвенция ООН о правах ребенка» в стихах и картинках

Что такое конвенция ООН о правах ребёнка?
«Конвенция» — это международный Договор. Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны. Так что, в любой момент, тебе есть кому заявить о нарушении твоих законных прав!

Статья 1. Ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.

Статья 3. Все взрослые всегда должны поступать так, чтобы обеспечить наилучшие интересы детей.

Статья 4. Государство несёт ответственность за соблюдение всех детей.

Статья 5 и статья 18. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.

Статья 6. Все дети имеют право на жизнь.

Статья 7 и статья 8. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.

Статья 9. Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.

Статья 10 и статья 22. Всем детям-беженцам должна быть предоставлена защита, гуманитарная помощь и помощь в воссоединении с семьёй. Дети-беженцы имеют право на особую защиту.

Статья 11. Вывозить детей из страны нелегально запрещено.

Статья 13 и статья 17. Все дети имеют право высказывать своё мнение и получать информацию.

Статья 14 и статья 15. Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях.

Статья 12. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание.

Статья 16. Все дети имеют право на частную жизнь.

Статья 19. Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребёнке.

Статья 20. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями.

Статья 21. В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу.

Статья 23. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.

Статья 24. Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.

Статья 25. Дети, находящиеся в больницах, детских домах и других учреждениях для детей, имеют право на то, чтобы соблюдать наилучшие условия их содержания и лечения. Государство обязано проводить регулярные проверки этих условий.

Статья 26. Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности.

Статья 27. Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответвующий установленным стандартам. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.

Статья 28 и статья 29. Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка.

Статья 30. Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным язык.

Статья 31. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.

Статья 32. Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования.

Статья 33. Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств.

Статья 34, статья 35 и статья 36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.

Статья 37. Все дети имеют право не быть подвергнутыми жестоким или болезненным наказаниям.

Статья 38. Все дети имеют право на защиту в военное время. Военная служба или участие в военных действиях не допустимы для детей в возрасте до 18 лет.

Статья 39. Все дети имеют право на помощь в случаях оскорблений, отсутствия заботы или грубого обращения.

Статья 40. Все дети, которые обвиняются в нарушении закона или были признаны виновными в нарушении закона, имеют право на предоставление защиты, а также на гуманное и справедливое отношение к ним.

Статья 41. Все дети имеют право на соблюдение любых других прав, закреплённых в государственных или международных законах, если они в большей степени способствуют обеспечению прав ребёнка, чем Конвенция о правах ребёнка.

Статья 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.

Сургут – город без жестокости к детям!

Ты нуждаешься в помощи?

1. Детская общественная приемная при Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г. Сургута: тел.: 8/3462/36-38-58, 35-18-11

2. Отдел по выявлению и учету детей, права которых нарушены Комитета по опеке и попечительству Администрации г. Сургута: 8/3462/52-28-57,52-28-33,52-28-52

3. Консультант отдела по восстановлению нарушенных прав ребенка Управления – аппарата Уполномоченного по правам человека в Югре: 8/3462/ 52-80-00

4. Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122

БУ «Сургутская клиническая травматологическая больница»

© 2018
Все права защищены.
Информация, которая размещена на данном сайте, не может и не должна использоваться для самостоятельной диагностики, лечения и не может служить заменой очной консультации врача.

20 ноября – всемирный день детей

В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам, начиная с 1956 года, ввести в практику празднование Всемирного дня детей (англ. Universal Children’s Day, исп. Día Universal del Niño , фр. Journée mondiale de l’enfance) как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Праздник должен быть направлен на улучшение благополучия детей, а также на укрепление работы, проводимой ООН в интересах детей всего мира.

В своих официальных документах ООН говорит о праздновании Всемирного дня ребенка 20 ноября. В этот день в 1959 году была принята Декларация прав ребенка, а в 1989-м – Конвенция прав ребенка. Однако Генеральная Ассамблея предложила правительствам стран отмечать этот праздник в той форме и в тот день, которые каждое из них признает для себя целесообразным.

Конвенция ООН о правах ребенка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

История создания

Вопросы, рассматривающие права детей возникли сравнительно недавно. Государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей только в результате демократических движений за реформы в XIX веке.

Дети и их права находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году. Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям.

Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой забот и помощи.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее из того, что имеет. В ней были провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и представлены возможности и условия, позволяющие развиваться здоровым и нормальным путем в условиях свобод и достоинства. Этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всем мире.

Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвенции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить не две большие группы: декларации и конвенции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющие обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

За 30 лет существования Декларации прав ребенка изменились многие представления, сложились новые понятия, поэтому Конвенция прав детей приобрела более широкий характер и отразила имевшуюся у международного сообщества потребность в придании правам детей силы нормы договорного права.

Проект Конвенции о правах детей разрабатывала Комиссия по правам человека, в работе которой принимали участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира.

Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей ООН были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

По сравнению с Декларацией о правах ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), конвенция состоит из статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ребенка не только развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребенка, но и идет дальше, утверждая, что государства, которые присоединяются к ней, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Говоря об истории Декларации и о Конвенции, нельзя не вспомнить имя видного отечественного педагога, страстного борца за права детей и свободное воспитание личности К.Н.Вентцеля. Опираясь на гуманистическую философскую мысль, он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребенка. Это своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную Декларацию ООН.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка) отмечать Всемирный день детей.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка, вступившая в силу в 2002 году.

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (158 стран-участниц на ноябрь 2014 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (169 стран-участников на ноябрь 2014 года).

Российская Федерация в 2012 году ратифицировала эти два факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка.

В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола. На ноябрь 2014 года в третьем протоколе участвуют 14 стран.

В настоящее время 96% детей в мире проживают в государствах, связанных юридическим обязательством защищать права детей.

Основные положения Конвенции о правах ребенка

Первая часть

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.

Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.

Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.

Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.

Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.

Вторая часть

Статьи 42-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.

Третья часть

Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.

О праве на образование

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.

О воспитании детей

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Ст.21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».

Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания: a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

На нашем сайте в разделе «Международное законодательство» — «ООН», в подразделе «Конвенция о правах ребенка и факультативные протоколы» размещен Доклад Генерального секретаря ООН от 19 августа 2014 года «О состоянии конвенции о правах ребенка», в котором анализируются достигнутый прогресс и сохраняющиеся проблемы и пробелы в деле реализации прав ребенка. Доклад содержит предложения Генерального секретаря ООН в отношении мобилизации ресурсов и внедрения инноваций в целях содействия в осуществлению прав детей.

Еще по теме:

  • Штрафы по 91 коап Штраф за неоплату проезда в системе "Платон" с 15 июля может возрасти в 4 раза Проект соответствующего закона 1 размещен Минтрансом России на Федеральном портале проектов нормативных […]
  • Поправки к статье 228 ук рф 2018 года УДО по 228 статье в 2018 году Вернуться назад на УДО 2018 Когда осужденные по статьям 228 и 228.1 имеют право на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания: 1. Ч. 2 ст. 228 и […]
  • Упк статья 5 пункт 4 Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. С изменениями и дополнениями от: 15 апреля, 10 сентября 1963 г., 14 […]
  • Если первый ребенок умер положен ли материнский капитал Положен ли материнский капитал если первый ребенок умер? Здравствуйте! Положен ли материнский капитал если ребенок умер? 4 года назад я потеряла ребенка, он прожил 4 часа, мне выдали […]
  • Отчет по практике юриста на заводе Отчет по практике В качестве юриста на предприятии из каталога готовых работ. Введение 3 1. Характеристика деятельности ЗАО 5 2. Нормативно-правовая база деятельности ЗАО 8 3. […]
  • Ч 5 ст 24 44-фз По какой статье Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществить […]