Ст42 коап рф комментарии

Оглавление:

Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков

СТ 42 ЗК РФ

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Комментарий к Статье 42 Земельного кодекса РФ

Если права собственников земельных участков и лиц, не являющихся их собственниками, разведены по разным статьям настоящего Кодекса (ст. ст. 40 и 41), хотя по сути своей они почти полностью совпадают, то обязанности всех (любых) правообладателей земельных участков предусмотрены в одной (комментируемой) статье.

Ранее отмечались некоторые особенности прав сервитуариев по использованию земельного участка. То же можно сказать и об их обязанностях, основная из которых — соблюдать условия договора об установлении сервитута (либо нормативного правового акта об установлении публичного сервитута).

И на первый взгляд обязанности, перечисленные в ст. 42 ЗК РФ, возлагаются лишь на собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, но не сервитуариев. Однако это не совсем так, поскольку и обладатели сервитутов при осуществлении пользования земельным участком не должны наносить вред земле и окружающей среде в целом, сохранять межевые знаки, не допускать загрязнения и захламления земель и т.п. Следует отметить, что по действующей редакции абзац 2 комментируемой статьи предписывает правообладателям, что они должны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Однако с 1 марта 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому из данного положения исключается упоминание о категориях земель и разрешенном использовании, и у собственника (иного правообладателя) остается обязанность использовать земельный участок только в соответствии с его целевым назначением.

Аналогичным образом будет изменена и редакция абзаца 8 комментируемой статьи, которая в настоящее время говорит о недопущении загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Появление таких изменений в комментируемой статье, на наш взгляд, несколько преждевременно, поскольку законопроект, предполагающий отмену деления земель на категории, еще находится в стадии обсуждения, а в самом ЗК РФ в редакции, которая будет действовать с 1 марта 2015 г., в неизменном виде сохраняется и формулировка принципа деления земель по целевому назначению на категории, и нормы ст. ст. 7, 8, конкретизирующие этот принцип, и многие другие статьи, где есть упоминание о категориях земель.

Невыполнение любой из названных обязанностей влечет для правонарушителя неблагоприятные последствия в виде привлечения его к различным видам ответственности. Так, в ходе плановой проверки Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве выявило, что ОАО «Кондитерско-булочный комбинат «Черемушки» часть предоставленного ему земельного участка использует не в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, под возведение пристройки (склада), без разрешения на строительство.

Государственный инспектор г. Москвы по использованию и охране земель вынес в адрес общества предписание об устранении нарушений земельного законодательства. Попытки общества оспорить данное предписание не увенчались успехом, поскольку суды посчитали факт правонарушения доказанным .
———————————
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2011 г. N 09АП-4492/2011 по делу N А40-127446/10-139-783.

Для арендаторов земельных участков несоблюдение обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, может повлечь за собой в качестве санкции досрочное расторжение договора аренды. Так, департамент земельных ресурсов г. Москвы и региональная общественная организация инвалидов Вооруженных Сил, МВД, ФСБ «Воля» заключили договор долгосрочной аренды земельного участка, предоставленного для проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса медико-профессиональной реабилитации и социальной адаптации инвалидов.

По договору арендатор обязан в течение года разработать и согласовать проект на строительство указанного комплекса и в недельный срок после утверждения проекта представить в департамент чертеж генерального плана и раздел проекта организации строительства для внесения необходимых изменений в договор аренды.

Арендатор обязан также завершить строительство объекта в сроки, предусмотренные проектом организации строительства, а после завершения строительства и регистрации строения (сооружения) представить в департамент документы, подтверждающие оформленные имущественные права, для внесения необходимых изменений в договор аренды.

В случае неосвоения и неиспользования участка арендатором в течение 3 лет или иных сроков, установленных градостроительной документацией, арендодатель имеет право расторгнуть договор досрочно.

Поскольку эти условия не были выполнены, арендодатель уведомил арендатора о неисполнении им своих обязанностей по договору и предложил досрочно расторгнуть договор. Однако ответа на это уведомление не последовало, в связи с чем департамент обратился с соответствующим требованием в суд.

Возражая против иска, ответчик ссылался на то, что он регулярно вносил арендную плату, а неосвоение земельного участка в установленные сроки нельзя считать существенным нарушением договора, поскольку это не повлекло такой ущерб, что департамент в значительной степени лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

Однако все судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что требование о досрочном расторжении договора аренды является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению, так как исполнение ответчиком обязанности по внесению арендной платы не освобождает его от исполнения им иных существенных условий договора, в том числе и целевого использования земельного участка с учетом социальной значимости .
———————————
Постановление ФАС Московского округа от 14 июля 2011 г. N КГ-А40/6998-11 по делу N А40-107697/10-135-605.

За нарушение обязанностей соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв собственники и иные правообладатели земельных участков могут быть привлечены к ответственности по ряду статей КоАП РФ (в первую очередь это нормы главы 8 Кодекса «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

Так, например, по результатам проверки департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу установил несоблюдение открытым акционерным обществом «Горьковский автомобильный завод» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке, арендуемом обществом.

Установлено, что участок захламлен остатками строительных материалов, рекламными щитами, выведенными из эксплуатации телевизорами, компьютерами и ртутными лампами, а также бытовым мусором.

Департамент составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ («Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами»), и принял постановление о назначении обществу наказания в виде 250 тысяч рублей штрафа.

Департамент выдал обществу предписание, в котором указал на необходимость провести очистку земельного участка от хлама. Общество не согласилось с принятыми постановлением и предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и об отмене.

Суды посчитали факт правонарушения доказанным и отказали обществу в удовлетворении заявленных требований. Вместе с тем суд не усмотрел в деле обстоятельств, отягчающих ответственность, и снизил размер наложенного штрафа до 100 тысяч рублей .
———————————
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 октября 2010 г. по делу N А43-38836/2009.

Статья 42 ГК РФ. Признание гражданина безвестно отсутствующим (действующая редакция)

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 42 ГК РФ

1. Безвестно отсутствующим может быть признан гражданин, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Признание гражданина безвестно отсутствующим осуществляется в судебном порядке в соответствии с гл. 30 ГПК РФ. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

В заявлении необходимо указать:

— для какой цели заявитель желает признать гражданина безвестно отсутствующим;

— обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина.

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине. Суд также делает запрос в соответствующие организации (органы внутренних дел, воинские части) по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего гражданина об имеющихся о нем сведениях. Дела рассматриваются с участием прокурора.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи определен порядок установления дня получения последних сведений об отсутствующем гражданине, если такой день точно неизвестен. Указанным днем признается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем гражданине. Если же невозможно установить месяц, то таким днем признается первое января следующего года.

Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны

СТ 8.42 КоАП РФ. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

2. Использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 8.42 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области использования и охраны территорий, предназначенных для защиты водных объектов и обеспечения правомерных видов пользования ими.

Предмет правонарушения определяется как в наименовании, так и в тексте статьи. Подробно он раскрывается в ст. ст. 55, 67 ВК РФ (см. комментарий к ст. 8.13 КоАП РФ).

Правовое регулирование охраны прибрежной защитной полосы водных объектов, их водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется на основе норм ВК РФ, Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подзаконными нормативными актами и др.

Статья включает два формальных состава и является специальной по отношению к ст. ст. 8.1, 8.13 и другим статьям комментируемого Кодекса.

2. Объективная сторона составов правонарушений выражается:

— в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности (ч. 1 комментируемой статьи);

— в использовании зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 комментируемой статьи).

3. Субъекты правонарушения перечислены в тексте анализируемой статьи.

4. Субъективная сторона — умышленная вина.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают должностные лица органов, осуществляющих в пределах их компетенции федеральный и региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (ст. ст. 23.23 и 23.23.1 КоАП РФ), органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (ст. 23.27 КоАП РФ); по ч. 2 комментируемой статьи дела рассматривают также должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13 КоАП РФ).

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

СТ 1.4 КоАП РФ

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 1.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Закрепленные в ч. 1 комментируемой статьи общие положения, раскрывающие содержание принципа равенства перед законом, распространяются на все категории физических и юридических лиц, совершивших административное правонарушение.

2. Категорией «физические лица» охватываются:

— граждане РФ, в том числе лица, имеющие двойное гражданство;

— лица без гражданства;

— беженцы, в случае предоставления им убежища в Российской Федерации;

В ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» раскрываются понятия «гражданство Российской Федерации», «двойное гражданство», «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства».

Гражданство РФ — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерации, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Двойное гражданство — наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Беженец — лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах»).

3. Содержание ч. 1 комментируемой статьи прямо вытекает из положений ст. 19 Конституции РФ, провозгласивших принцип равенства всех перед законом и судом (ч. 1), государственные гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2); закрепивших, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3).

В точном соответствии с положениями ст. 19 Конституции РФ в ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ, регламентирующей равенство перед законом физических лиц, определено, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

4. Категорией «юридические лица» охватываются как российские, так и иностранные юридические лица, юридические лица с участием российского и иностранного капитала, а также международные организации и объединения, обладающие статусом юридических лиц.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету (ст. 48 ГК РФ).

Согласно положениям ч. 1 комментируемой статьи юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

5. В ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ законодателем установлены особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), которые устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Для правильного применения положений ч. 2 комментируемой статьи необходимо исходить из того, что особые условия:

— относятся к случаям совершения административных правонарушений должностными лицами, выполняющими определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц);

— устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами;

— касаются применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности указанной категории субъектов административных правонарушений.

6. Непосредственно в Конституции РФ закреплены следующие положения, имеющие отношение применительно к ч. 2 комментируемой статьи:

— Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91);

— члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ч. 1 ст. 98);

— судьи неприкосновенны (ч. 1 ст. 122).

Положений о неприкосновенности иных должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, например Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя и членов Правительства РФ, Председателя Счетной палаты РФ, прокуроров, Конституция РФ не содержит.

7. В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

8. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности прокуроров определены в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В ст. 42 «Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности» закреплено, в частности, что «проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры» (п. 1). Поскольку далее речь идет о порядке проверки сообщения о факте преступления, совершенного прокурором, то понятием «правонарушение» в данной статье охватывается именно административное правонарушение. В данном Законе нет запрета на привлечение прокуроров к административной ответственности, но, к сожалению, не регламентируется и то, каким образом и кто правомочен возбудить производство по делу об административном правонарушении.

Что касается особых условий применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении прокуроров, то они состоят в следующем: не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления (п. 2 ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Следовательно, в данном Законе нет запрета на применение в отношении прокуроров таких мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как, например, административное задержание, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Но на практике к работникам прокуратуры фактически не применяются никакие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

9. К иным должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которых установлены особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, могут быть отнесены, например, сотрудники органов внутренних дел (полиции) и иные лица, имеющие специальные звания (см. комментарий к ст. 2.5 КоАП РФ).

Комментарий к СТ 42 ЗК РФ

Статья 42 ЗК РФ. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков

Комментарий к статье 42 ЗК РФ:

Комментируемая норма определяет обязанности всех лиц, имеющих юридические права на земельный участок. Землепользователи, землевладельцы, арендаторы обязаны:

а) эффективно использовать земельный участок для получения прибыли, не нарушая при этом норм земельного и экологического законодательства, сохраняя ценность плодородного слоя почвы, с применением современных агрономических методик. Земельный участок должен использоваться по целевому назначению, поскольку правовой режим каждого из них зависит от отнесения его к той или иной категории разрешенного использования (см. комментарий к п. 1 ст. 40). По своему целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на семь категорий (подробно см. комментарий к ст. 7 Земельного кодекса РФ). Земельные участки предоставляются для строительства жилых и нежилых объектов, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сельского хозяйства, личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота. Разрешенный вид использования при предоставлении нельзя самостоятельно изменять: например, при предоставлении участка для строительства дома нельзя использовать его для сенокошения и др.;

б) сохранять межевые, геодезические и иные специальные знаки, определяющие местоположение границ земельных участков, устанавливаемые на поворотных точках границ, и места примыкания соседних участков. Умышленное уничтожение таких знаков влечет наложение административного штрафа в размере, указанном ст. 7.2 КоАП РФ. Межевые знаки способствуют не только установлению порядка использования земельных участков, но и выявлению фактов нарушения прав правообладателя земельного участка;

в) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном ЗК (управление земельным фондом, контроль за качеством земли, за рациональным использованием земельных ресурсов, меры по улучшению земли и др.). Для земель с особыми условиями землепользования устанавливается перечень запретов, которые обеспечивают сохранность земли по ее назначению. Комплекс мероприятий по охране земель лесного, водного фондов регулируются лесным, водным и земельным законодательством (подробнее см. ст. ст. 121, 122, 123, 124, 129 ЛК; ст. ст. 85 — 128 ВК; ст. ст. 12 — 14 ЗК);

г) соблюдать трехлетний срок освоения земельных участков, установленный ст. 284 ГК, или иной срок, установленный договором. Несоблюдение сроков может повлечь изъятие земельного участка, предоставленного для целей сельскохозяйственного производства (см. п. 5 ст. 13 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель), жилищного или иного строительства;

д) осуществлять плату выкупной цены за землю, форму оплаты (земельный налог), порядок расчетов (см. комментарий к ст. ст. 65, 66 ЗК);

е) соблюдать нормы и требования ГрК, регламентов для всех видов разрешенного использования земельных участков (см. комментарий к ст. 85);

ж) соблюдать чистоту на предоставленных им земельных участках, не создавать свалок бытового и промышленного мусора, отходов, не допускать снижение природно-хозяйственной ценности земли и ухудшение ее биологических свойств: порчи и уничтожения плодородного слоя почвы или ее ухудшения (деградации) путем воздействия природными, химическими и биологическими средствами, раскопками, складированием вторичного металла и т.д. (см. Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 830);

з) выполнять любые иные требования ЗК и других федеральных законов, регламентирующих использование земельных участков, как, например: предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ (см. ст. 16 ФЗ от 26.12.1995 N 209-ФЗ «О геодезии и картографии» // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 2), не препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд (ст. 12 ВК) и т.п.

Статья 42 ЗК РФ. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков (действующая редакция)

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 42 ЗК РФ

В комментируемой статье определяется перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков. Указанный перечень представлен в ЗК РФ открытым.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к юридической ответственности в соответствии с законодательством РФ. Согласно положениям ст. 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Показательным в данном случае является Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 августа 2003 г. N А38-1579-14/176-2003. Решением арбитражного суда кассационной инстанции было оставлено без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, которым было признано законным и обоснованным решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о привлечении к административной ответственности крестьянского хозяйства за использование земель по нецелевому назначению, выразившегося в строительстве жилого дома без разрешительных документов на земле сельскохозяйственного назначения.

Комментируемой статьей закрепляется обязанность собственников (владельцев, пользователей) земельных участков использовать эти участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде в целом. Данная норма корреспондирует с положениями ст. ст. 36 и 58 Конституции РФ. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля является одним из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни на Земле. Поскольку состояние земель во многом определяет состояние окружающей среды в целом, то нерациональное использование и загрязнение земель могут привести к негативным изменениям во всей биосфере.

В перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков комментируемая статья включает обязанность сохранять специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством РФ. К числу специальных знаков следует отнести межевые знаки, предназначенные для закрепления границ административно-территориальных образований и границ земельных участков; наземные знаки астрономо-геодезических, геодезических, нивелирных и гравиметрических пунктов; маркшейдерские, водохозяйственные или водоохранные информационные знаки; знаки, определяющие границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов; знаки санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий; лесоустроительные или лесохозяйственные знаки; другие знаки, установление которых предусматривается законодательством РФ.

В случае уничтожения специальных знаков собственник земельного участка, а также иное лицо, не являющееся собственником земельного участка, могут быть подвергнуты мерам административного взыскания. Так, уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 7.2 КоАП РФ).

К числу основных обязанностей собственников (лиц, не являющихся собственниками) земельных участков комментируемой статьей отнесена обязанность проведения мероприятий по охране земель. В рамках исполнения указанной обязанности собственником (лицом, не являющимся собственником) земельного участка могут проводиться следующие мероприятия по:

сохранению почв и их плодородия;

защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

сохранению достигнутого уровня мелиорации;

рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Одним из мероприятий по охране земель является рекультивация нарушенных земель, направленная на восстановление их сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей использования.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при проведении всех видов строительных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

В случае если требуется восстановление плодородия почв, то рекультивация предусматривает последовательно два этапа: технический и биологический.

Неисполнение обязанности по проведению мероприятий по охране земель может привести к тому, что правонарушитель будет привлечен к юридической ответственности. Так, согласно ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков, при использовании земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по охране лесов, водных объектов и других природных ресурсов. Порядок использования и охраны лесов устанавливается Лесным кодексом РФ, порядок использования и охраны водных объектов — Водным кодексом РФ, отношения по использованию и охране недр регулируются Федеральным законом «О недрах», условия охраны объектов животного мира определяются Федеральным законом «О животном мире».

Из содержания комментируемой статьи следует, что собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны выполнять требования, предусмотренные не только комментируемым Кодексом, но и иными федеральными законами. Так, п. 2 ст. 16 Федерального закона «О геодезии и картографии» устанавливается обязанность собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых размещены геодезические пункты, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии и его территориальные органы о всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ. Обязанности собственников земельных участков, а также лиц, не являющихся собственниками земельных участков, закреплены также и в других федеральных законах.

Еще по теме:

  • Материальная помощь на свадьбу образец заявления Оформление заявления на материальную помощь в связи с бракосочетанием (образец) Вступление в брак – важное событие в жизни любого человека. Это мероприятие нуждается в существенных […]
  • Обязательства по договору оказания услуг гк рф Статья 779. Договор возмездного оказания услуг 1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или […]
  • Коллективный договор и его роль в охране труда Понятие коллективного договора Понятие коллективного договора определено в Трудовом кодексе РФ. Ниже приводятся выдержки из главы 7 ТК РФ, дающие общее представление о коллективном […]
  • Возмещение расходов на телефон Компенсация мобильной связи сотрудникам Для оперативного решения производственных вопрос предприятиям как никогда необходима сотовая связь. Как и любой вид расходов, эти должны четко […]
  • Понятие содержание коллективного договора uristinfo.net Вопрос 7. Понятие и содержание коллективного договора Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального […]
  • Павловск земельный участок купить Земельные участки в Павловске Всего 42 объявления Всего 42 объявления Продам земельный участок, 8 соток. 4 октября 273 Агентство Пожаловаться Заметка Продать землю под ИЖС, […]