Ст 29 4 коап рф

Оглавление:

Статья 29.4 КоАП РФ. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Комментарии к ст. 29.4 КОАП РФ

1. При подготовке к рассмотрению дела судья, орган, должностное лицо обязаны выяснить ряд вопросов (см. комментарий к ст. 29.1) и в необходимых случаях разрешить имеющиеся вопросы, оформив принятые решения в предусмотренной Кодексом процессуальной форме.

2. В виде определения принимаются решения, носящие процессуальный характер и не затрагивающие существа дела. Процедура принятия определения и содержание этого процессуального документа специально регламентированы Кодексом (см. комментарий к ст. 29.12).

3. Если представленные материалы по делу с достаточной полнотой отражают обстоятельства совершения правонарушения и содержат необходимые сведения о лице, его совершившем, то выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела.

4. Если результаты изучения представленных материалов по делу свидетельствуют о неполноте содержащихся в указанных материалах сведений, которая тем не менее может быть восполнена при рассмотрении дела, то принимается решение о дополнительном формировании доказательственной базы.

В этом случае выносятся следующие определения: о вызове необходимых участников производства по делу (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.10); об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу (см. комментарий к ст. 26.10); о назначении экспертизы (см. комментарий к ст. 26.4).

5. Изложенные выше обстоятельства могут привести к необходимости отложения рассмотрения дела. Следует также учесть, что некоторые участники производства по делу об административных правонарушениях имеют право заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4). В таких случаях выносится соответствующее определение.

6. Может выноситься определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

Это происходит при составлении протокола и оформлении других материалов дела неправомочными лицами; при неправильном составлении протокола и оформлении других материалов дела; при неполноте представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (см. комментарий к ст. ст. 26.2 — 26.8, 27.2 — 27.4, 27.12 — 27.14, 28.2, 28.3, 29.1).

Важно обратить внимание на разъяснение, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) относительно существенных и несущественных недостатков протокола об административном правонарушении.

К существенным недостаткам отнесены отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 статьи 28.2, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам можно отнести те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных в ст. ст. 28.5 и 28.8 Кодекса сроков составления протокола и его направления на рассмотрение, поскольку они не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

В соответствии с упомянутым Постановлением определение о возвращении протокола, а также других материалов дела должно быть мотивированным и содержать указание на выявленные недостатки, требующие устранения.

7. В некоторых случаях выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности.

Такое решение принимается, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым поступили на рассмотрение протокол об административном правонарушении и другие материалы дела (см. комментарий к ст. ст. 23.1 — 23.69, 29.1, 29.5). Аналогичное решение принимается и тогда, когда вынесено определение об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица (см. комментарий к ст. ст. 29.1 — 29.3).

8. В виде постановления принимаются решения по существу дела. Процедура принятия постановления и содержание этого процессуального документа регламентированы Кодексом (см. комментарий к ст. 29.10).

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса.

9. Кодексом предусмотрено обязательное присутствие привлекаемого к ответственности физического лица при рассмотрении некоторых категорий дел. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности (см. комментарий к ст. ст. 25.1, 25.3, 25.4).

Когда отсутствие указанных лиц, а также свидетеля препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом и это вызывает необходимость отложения рассмотрения дела в связи с неявкой без уважительной причины указанных лиц, то применяется их привод.

В этом случае судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, уполномочены принять решение о приводе указанных лиц (см. комментарий к ст. 27.15), которое выносится в форме определения.

Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Комментарий к Ст. 29.4 КоАП РФ

1. При подготовке к рассмотрению дела судья, орган, должностное лицо в результате разрешения имеющихся на данной стадии вопросов принимает решения, оформленные в установленной процессуальной форме.

Решения, носящие процессуальный характер и не затрагивающие существа дела, принимаются в форме определения.

При установлении на стадии подготовки дела к рассмотрению достаточности представленных материалов для полного и всестороннего изучения обстоятельств совершения правонарушения и установления сведений о совершившем его лице выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела.

В случае установления при изучении представленных материалов неполноты содержащихся в указанных материалах сведений, которая может быть восполнена при рассмотрении дела, принимается решение о дополнительном формировании доказательственной базы, выносятся определения о вызове необходимых участников производства по делу, истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, назначении экспертизы.

В случае выявления необходимости отложения рассмотрения дела, а также при поступлении от участников производства по делу ходатайства об отложении выносится соответствующее определение.

2. При составлении протокола и оформлении других материалов дела неправомочными лицами, неправильном составлении протокола и оформлении других материалов дела, неполноте представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

В случаях, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым поступили на рассмотрение протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, а также в случае, когда вынесено определение об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности.

В виде постановления принимаются решения по существу дела.

При наличии предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельств выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

КоАП РФ предусмотрено обязательное присутствие привлекаемого к ответственности физического лица при рассмотрении некоторых категорий дел.

Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

СТ 29.4 КоАП РФ

1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Комментарий к Ст. 29.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья регламентирует порядок вынесения определений и постановления по вопросам, разрешаемым при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении. Определения выносятся при разрешении вопросов, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи. Законом предусмотрен единственный случай вынесения постановления — о прекращении производства при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

2. Ввиду того что ведение протокола заседания возможно лишь при рассмотрении дела коллегиальным органом или судьей (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5), определения должны выноситься отдельно в письменной форме с соблюдением требований ст. 29.12 КоАП РФ.

3. Первый вид определений, который должен выноситься при подготовке к рассмотрению дела, — о назначении времени и места рассмотрения дела.

Такое определение выносится судьей, органом, должностным лицом после проверки всех поступивших материалов дела на соответствие их требованиям закона и установления, что данных материалов достаточно для рассмотрении дела по существу. В определении в обязательном порядке указываются число, месяц и год, в том числе часы и минуты, когда будет рассматриваться дело, а также точный адрес и телефон суда (судьи), органа, должностного лица, рассматривающих дело.

Судья, орган, должностное лицо должны довести содержание указанного определения до сведения участников производства по делам об административных правонарушениях.

4. В случае, когда при подготовке дела к рассмотрению будет установлено, что в материалах одного дела об административном правонарушении, переданного на рассмотрение судье, в орган или должностному лицу, имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, каждый протокол надлежит принимать для рассмотрения в отдельном производстве с вынесением постановления по каждому совершенному правонарушению в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ.

Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

5. Второй вид определений — определение о вызове участников производства, указанных в ст. ст. 25.1 — 25.10 КоАП РФ. В обязательном порядке вызываются лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического и юридического лица.

Если кто-то из участников производства не владеет языком производства по делу об административном правонарушении, в обязательном порядке должен быть приглашен переводчик.

Такие участники производства, как свидетель, специалист, эксперт, защитник (Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей), представитель и прокурор, вызываются либо по инициативе судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, для обеспечения законного, полного и всестороннего рассмотрения дела, либо лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо потерпевшим для подтверждения своих доводов.

В случае необходимости для участия в рассмотрении дела о привлечении к ответственности за административное правонарушение может быть вызвано лицо, составившее протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

6. В целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье, органу, должностному лицу необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством SMS-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки SMS-извещения адресату).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных Приказом ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 N 423-п.

Под почтовыми отправлениями разряда «Судебное» понимаются заказные письма и заказные бандероли, отправляемые федеральными судами и мировыми судьями.

В заказных письмах и бандеролях разряда «Судебное» пересылаются судебная повестка, судебные акты (определения, решения, постановления) суда. Заказные письма и бандероли разряда «Судебное» доставляются и вручаются лично адресату под расписку в извещении по предъявлении документов, удостоверяющих личность. При отсутствии адресата такие письма и бандероли могут вручаться совместно проживающим совершеннолетним членам семьи без доверенности по предъявлении документов, удостоверяющих личность, и документов, подтверждающих их отношение к адресату. При этом в уведомлении указывается лицо, которому вручено заказное письмо с соответствующими отметками.

При отсутствии адресата и совершеннолетних членов его семьи в ячейке абонентского почтового шкафа или в почтовом абонентском ящике оставляется извещение с приглашением адресата на объект почтовой связи для получения почтового отправления. При неявке адресатов за почтовыми отправлениями разряда «Судебное» в течение трех рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. В случае если адресат отказался получить заказное письмо или бандероль разряда «Судебное», доставляющий работник почтовой связи должен зафиксировать отказ путем отметки об этом на уведомлении о вручении.

Не врученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении семи дней со дня их поступления на объект почтовой связи.

7. В соответствии с ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденном по инициативе прокурора.

Исходя из смысла и содержания указанной нормы права, судья, орган или должностное лицо обязаны уведомить прокурора о месте и времени рассмотрения инициированного им дела об административном правонарушении. Такой порядок участия в производстве по делам об административных правонарушениях позволяет прокурору реализовывать полномочия в сфере административного наказания путем принятия мер прокурорского реагирования как средства обеспечения законности. Неизвещение прокурора о времени и месте рассмотрения дела, которое возбуждено по его инициативе, является безусловным основанием для отмены вынесенного решения, так как прокурор не сможет в должной мере воспользоваться своими правами и исполнить обязанности (представить необходимые доказательства, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела).

8. В п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ указаны еще два случая вынесения определения. Это определения об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу и о назначении экспертизы. Такие определения могут выноситься по инициативе как судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело, так и участников производства. В данных случаях выносится определение об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу либо с назначением экспертизы (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи).

9. Дело может быть отложено также из-за невозможности присутствия при его рассмотрении участников производства по уважительной причине или без таковой. При этом необходимо учитывать, что законом установлены случаи, когда рассмотрение дела невозможно в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ). Кроме этого, судья, орган, должностное лицо могут отложить дело, если придут к выводу, что рассмотрение дела по существу невозможно без какого-либо участника производства.

10. Определение о возвращении материалов в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, выносится в строгом соответствии с положениями ч. 1 ст. 28.3 и гл. 23 КоАП РФ с учетом компетенции органов и должностных лиц.

Проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в ст. 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).

В случае реорганизации федеральных органов исполнительной власти необходимо проверять, сохранено ли за соответствующими должностными лицами этих органов право на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении и не переданы ли эти функции должностным лицам других федеральных органов исполнительной власти.

В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или закон субъекта РФ подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 22.3 КоАП РФ).

В случае неправильного составления материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, в определении в обязательном порядке указываются обстоятельства, послужившие основанием для вынесения такого определения.

11. Необходимо иметь в виду, что возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

В связи с тем что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором. Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

12. Определение о передаче материалов дела на рассмотрение по подведомственности выносится с учетом всех выявленных обстоятельств в результате изучения дела. Это определение также должно быть мотивированным.

13. Постановление о прекращении производства выносится только исходя из требований ст. 24.5 КоАП РФ.

14. Для вынесения определения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, необходимо соблюдение ряда условий:

— привод может быть оформлен только в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, законного представителя несовершеннолетнего, а также свидетеля (ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ);

— дело уже было отложено в связи с неявкой без уважительной причины вышеуказанных лиц, отсутствие которых препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом;

— указаны наиболее полные данные о личности лица, подлежащего приводу, его место проживания или нахождения, а также место и время принудительного препровождения лица.

15. Привод осуществляется, во-первых, органом, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительских документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, на основании определения судьи или постановления должностного лица указанного органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. В данном случае ФССП России на основании Методических рекомендаций по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, подготовленных ФССП России.

Во-вторых, органом внутренних дел (полицией) на основании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Данный порядок утвержден Приказом МВД России от 21.06.2003 N 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода».

Необходимо учитывать, что ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ не предусматривает такого основания возвращения протокола об административном правонарушении в орган, должностному лицу, как неявка в судебное заседание лица, привлекаемого к административной ответственности, либо необеспечение его явки в суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

Системный анализ указанных норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, должен провести подготовку дела к судебному разбирательству и при отсутствии оснований для возвращения протокола, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, вынести определение об отложении рассмотрения дела, а также определение о приводе этого лица, который на основании ч. 2 ст. 27.15 КоАП РФ осуществляется ФССП России или полицией.

Следует также учитывать, что судья не может обязать орган, уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении, за исключением ФССП России и полиции, осуществить доставление или привод лица, привлекаемого к административной ответственности, на рассмотрение дела, поскольку указанным лицам КоАП РФ таких полномочий не предоставляет.

Статья 29.12 КоАП РФ. Определение по делу об административном правонарушении (действующая редакция)

1. В определении по делу об административном правонарушении указываются:

1) должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;

2) дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;

3) сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;

4) содержание заявления, ходатайства;

5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;

6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

2. Определение по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

3. Определение по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим определение.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 29.12 КоАП РФ

1. Частью 1 данной статьи определены реквизиты определения, выносимого судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29.9 КоАП. Определение, выносимое в указанных случаях, следует отличать от определения, выносимого при подготовке к рассмотрению дела: в случае назначения экспертизы (ч. 1 ст. 26.4 КоАП), по результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении (ч. 4 ст. 29.3 КоАП), а также в случаях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 29.4 КоАП.

2. Определение по делу об административном правонарушении выносится органом административной юрисдикции по результатам коллегиального рассмотрения дела либо должностным лицом на основе его единоначального рассмотрения (о различиях в статусе указанного органа, должностного лица см. п. 1 комментария к ст. 29.8).

О ходатайствах по делу см. комментарий к ст. 24.4. Об участниках производства по делу, которые вправе заявлять ходатайства, см. п. 2 комментария к ст. 29.6. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 25.8 КоАП специалист вправе делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол. Давать заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дела, вправе прокурор (п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП).

Статья 29.4 КоАП РФ. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 29.4 КоАП РФ

1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Комментарий к Статье 29.4 КоАП РФ

В целях решения вопросов, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении, субъекты, уполномоченные рассматривать данное дело, могут выносить определения.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Вышеназванным Постановлением также разъяснено, что если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к его компетенции, он должен вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП. Если рассмотрение дела относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, который вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении лица к административной ответственности.

При решении вопроса по существу дела, а именно о прекращении производства по делу об административных правонарушениях по основаниям, предусмотренным статьей 24.5, выносится постановление.

Определение о приводе лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 комментируемого Кодекса, возможно в том случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено в связи с неявкой без уважительной причины данных лиц и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Другой комментарий к Ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Вопросы, по которым на стадии подготовки к рассмотрению дела выносится определение, относятся к числу значимых. Их разрешение способствует реализации целей и задач, стоящих перед судьями, должностными лицами на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

2. По общему правилу при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости, выносится определение:

а) о назначении времени и места. Как правило, время для разбирательства определяется таким образом, чтобы обеспечить явку всех вызываемых лиц, а также способствовать созданию наиболее благоприятных условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Место рассмотрения дела об административном правонарушении определяется по правилам ст.29.5 КоАП РФ;

б) о вызове лиц в качестве представителей, потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста, прокурора, защитника и др. Судья, должностное лицо обязаны внимательно изучить список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. Список лиц, вызываемых в качестве свидетелей, в том числе и по ходатайству лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, или других лиц может быть дополнен. С несовершеннолетним свидетелем, не достигшим возраста четырнадцати лет, вызывается педагог, психолог, которые обязаны присутствовать при его опросе (ч.4 ст.25.6). Лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший во всех случаях подлежат вызову (ст.25.1, ст.25.2). Обязательному вызову подлежит законный представитель несовершеннолетнего (ст.25.3). Эксперт вызывается в случаях, когда по обстоятельствам дела была назначена экспертиза (ст.25.9). Специалист вызывается в тех случаях, когда необходимы специальные познания по вопросам, не требующим проведения экспертизы (25.8). Переводчик может быть вызван в тех случаях, когда возникает необходимость перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении (ст.25.10);

в) об отложении рассмотрения дела. Отложение рассмотрения дела возможно в случаях поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, если их отвод препятствует рассмотрению дела; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует расмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы (п.7 ч.1 ст.29.7);

г) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Основаниями возвращения являются: составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Возвращение протокола об административном правонарушении может иметь место, если допущенные нарушения носят существенный характер. Существенными следует считать те нарушения, которые привели к ограничению или стеснению гарантированных законом прав участников процесса или иным путем повлияли или могли повлиять на всесторонность, полноту и объективность исследования обстоятельств дела, например, административное расследование произведено лицом, не уполномоченным на то законом либо подлежащим отводу; лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, не предоставлен переводчик.

Как вытекает из смысла комментируемой статьи, должностное лицо, коллегиальный орган и прежде всего судья, осуществляющий функцию правосудия, не вправе возвращать дело для дополнительного административного расследования по собственной инициативе. Возвращение дела возможно при наличии об этом ходатайства стороны. В случае, когда заявленное ходатайство о направлении дела для дополнительного административного раследования недостаточно аргументировано, должны быть приняты меры к выяснению его мотивов. При этом судья, должностное лицо не обязаны удовлетворять заявленное ходатайство, а принимают решение исходя из интересов всесторонности и объективности исследования рассматриваемого дела.

Невосполнимой может быть признана такая неполнота административного раследования, для устранения которой требуется, в частности, проведение процессуальных действий, связанных с собиранием новых доказательств или установлением других лиц, причастных к совершению административного правонарушения, либо осуществления процессуальных действий в значительном объеме. В этой связи вызывают сомнение сроки (не более трех суток), в течение которых должны устраняться указанные недостатки (ст.28.8). Целесообразно в этом случае продлевать срок проведения административного расследования по правилам ст.28.7;

д) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности. Вынесение такого определения возможно в случаях, если: рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица (см. комментарий к ст.22.1); вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

3. В соответствии с ч.2 комментируемой статьи судья, должностное лицо, члены коллегиального органа обязаны изучить круг вопросов, с которыми связывается прекращение начатого производства по делу об административном правонарушении. Если будет установлено одно из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, то отпадает необходимость разрешать вопросы, связанные с назначением рассмотрения дела об административном правонарушении. В этом случае выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление выносится в соответствии с требованиями, предусмотренными в ст.29.10. В частности, в постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест.

4. При подготовке к расмотрению дела об административном правонарушении может быть разрешен вопрос о приводе. Как вытекает из содержания рассматриваемой статьи, определение выносится в исключительных случаях по отдельным категориям дел.

Еще по теме:

  • Ст 19 закона рф о милиции Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I"О милиции" С изменениями и дополнениями от: 18 […]
  • Расчёт ставки арендной платы Об утверждении Правил расчета ставки арендной платы при передаче республиканского имущества в имущественный наем (аренду) Приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - […]
  • Гск 6 купить гараж Продажа гаражей в Астрахани металл, этажей 1, потолок 2.3 м, ворота 1.95 м, освещение кирпичный, этажей 2, потолок 2.5 м, ворота 1.95 м, смотровая яма, освещение кирпичный, этажей 2, […]
  • Ст 25 фз рф о трудовых пенсиях Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Договор на оказание услуг беларусь образец +375 29 185 30 01+375 29 333 50 64+375 17 215 01 70 Введите ваш запрос для начала поиска. Договор возмездного оказания услуг г. _____________ "__" ________ ____ г. ______________, […]
  • Федеральный закон о рекламе от 2006 Федеральный закон "О рекламе" Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ"О рекламе" С изменениями и дополнениями от: 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 […]