Ск рф семейное право

Прокуратура Белгородской области

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

308024, г. Белгород,
ул. Горького, 56-а

Телефоны:
8 (4722) 52-20-40
8 (4722) 52-14-20
8 (4722) 52-55-08
8 (4722) 52-39-98

Внесены изменения в Семейном кодексе Российской Федерации

С 10 января 2016 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 457-ФЗ в Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).

Согласно изменениям положениями статьи 62 СК РФ установлено, что несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет.

До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

Назначение опекуна ребенку несовершеннолетних родителей во всех случаях является обязательным, ранее эта норма предусматривала лишь возможность назначения опекуна.

В новой редакции изложен абзац 7 статьи 69 СК РФ, предусматривающий основания для лишения родительских прав. Ранее среди оснований для лишения родительских прав предусматривалось совершение одним из родителей несовершеннолетнего умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

В настоящее время перечень таких лиц расширен, к ним относятся дети, другой родитель детей, супруг, в том числе не являющийся родителем детей, иные члены семьи.

В числе иных поправок в Семейный кодекс РФ следует отметить уточнение круга вопросов, регулируемых семейным законодательством. К ним отнесен порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы и порядок их устройства в семью, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

История развития и источники семейного права России

Семейное право России до Петра I

До принятия христианства на Руси семейные отношения регулировались обычным правом.

После принятия христианства, ставшего официальной религией после язычества, регулирование семейных отношений на Руси осуществлялось по модели византийского брачно-семейного законодательства Номоканона, который дополнялся постановлениями русских князей и получил название Кормчей книги. В 1551 г. на Руси был принят Свод канонического права. Брачно-семейными делами, как и в Византии, занималась церковь. Православная церковь ввела церковную форму заключения брака, устранила многоженство, установила пределы свободы расторжения брака.

Далее начинается процесс создания светского права, которое постепенно вытесняет византийское законодательство и русское церковное право.

Семейное право России периода Империи

Основные источники правового регулирования семейных отношений данного периода: Свод Законов Гражданских как составная часть Свода законов Российской Империи; Указы Петра I, Екатерины II, Александра I, Николая II, Александра II.

Характерные особенности семейного права Российской Империи:

  • при сохранении связи семейного права с церковными правилами усиливается роль светского законодательства;
  • сословный характер семейного законодательства;
  • усиление роли личности женщины в семейных отношениях;
  • усложняется процедура расторжения брака;
  • смягчается властьродителей над своими детьми;
  • существует различие в правовом положении детей, рожденных в браке, и внебрачных детей.

Семейное право России с 1917 по 1926 год

После Октябрьской революции 1917 года начался период становления так называемого «советского семейного права», первыми источниками которого были декреты ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака». На основании вышеназванных декретов 22 октября 1918 года был принят первый семейный кодекс — «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве».

Характерные черты семейного права России периода 1917-1926 годов:

  • утрачивает правовое значение церковный брак;
  • закрепляется свобода расторжения брака под контролемгосударства;
  • уравниваются в правах законные и незаконнорожденные дети;
  • вводится институт судебного установления отцовства;
  • еще более упрощается процедура развода;
  • вводится институт признания брака недействительным;
  • закрепляется принцип раздельности имущества супругов, а также родителей и детей;
  • вводится институт опеки;
  • не признается усыновление.

Семейное право России с 1926 по 1969 год

Новые социально-экономические условия потребовали разработки нового семейного кодекса, который был принят 19 ноября 1926 года и введен в действие, с 1 января 1927 года.

Основные новеллы Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 года:

  • кодекс предусматривал возможность признания юридической силы за фактическими брачными отношениями;
  • режим раздельности супружеского имущества был заменен на режим общности;
  • наряду с судебным был предусмотрен регистрационный порядок установления отцовства в загсе (по заявлению матери с последующим извещением лица, записанного отцом, если в течение года он не оспаривал отцовство в суде, то в дальнейшем право на опровержение отцовства утрачивалось);
  • был установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин — 18 лет;
  • было ограничено одним годом после расторжения брака право на получение содержания нетрудоспособного нуждающегося супруга;
  • из кодекса был исключен институт признания брака недействительным;
  • был отменен судебный порядок расторжения брака. Брак расторгался только в загсе, причем участие второго супруга было не обязательно, он лишь извещался о разводе;
  • был восстановлен институт усыновления.

Важным законодательным актом в истории семейного права рассматриваемого периода был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

Основные изменения, внесенные названным указом в семейное законодательство, состояли в следующем:

  • вновь юридическая сила признавалась лишь за браком, зарегистрированным в загсе;
  • было отменено правило об установлении отцовства в отношении детей, рожденных вне брака;
  • была усложнена процедура развода: суд первой инстанции лишь принимал меры к примирению супругов, в случае непримирения дело по существу рассматривал суд второй инстанции.

Семейное право России с 1969 по 1995 год

Третья послереволюционная кодификация семейного права была проведена в период с 1968 по 1970 годы. 27 июня I968 года были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Затем в их развитие были приняты кодексы о браке и семье во всех союзных республиках бывшего СССР. В РСФСР КоБС был принят 30 июля 1969 года и введен в действие с 1 ноября этого года.

Основные положения КоБС РСФСР:

  • было сохранено признание юридической силы только за зарегистрированным браком;
  • был сохранен режим общей совместной собственности супругов и закреплен принцип равенства долей супругов в общем имуществе;
  • появились отдельные нормы о личной собственности каждого из супругов;
  • было предоставлено право на получение алиментов жене в период беременности и в течение полутора лет после рождения ребенка;
  • КоБС предусмотрел два способа расторжения брака: судебный и административный (в загсе);
  • было предусмотрено добровольное и судебное установление отцовства.

Помимо КоБС РСФСР, следует обратить внимание и на другие источники правового регулирования семейных отношений в период с 1969 по 1995 годы. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 года «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» была предусмотрена возможность единоличного рассмотрения судьей без возбуждения гражданского дела бесспорных дел о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

Существенные изменения в семейное законодательство были внесены Законом СССР от 22 мая 1990г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства». Данный закон предоставлял детям право самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства. Была предусмотрена возможность исключения из общего имущества супругов имущества, нажитого после фактического прекращения брачных отношений без оформления развода. Был введен институт немедленного отобрания детей у родителей органами опеки и попечительства с последующим предъявлением иска в суд о лишении родительских прав.

18 ноября 1994 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнении в Кодекс о браке и семье РСФСР», направленный на изменение института алиментных обязательств.

Существенные изменения в институт усыновления были внесены Федеральным законом от 7 марта 1995 года «О внесении изменений и дополнений КоБС РСФСР, УК РСФСР, УПК РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

Современный период семейного права России

И, наконец, период с 1995 года, ознаменовавшийся принятием Семейного Кодекса Российской Федерации, по настоящее время, с учетом приведенной выше классификации, следует считать шестым периодом в развитии русского семейного права. Анализу этого периода посвящены все последующие разделы данной работы.

Понятие и виды источников семейного права

Источники права — это внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнителя.

По юридической силе источники семейного права подразделяются на две группы:

  • законы — Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ;
  • подзаконные нормативные акты — Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, подзаконные нормативные акты субъектов РФ.

Конституция РФ содержит отправные положения правового регулирования семейных отношений. Особое значение при этом имеют положения главы 2 Конституции РФ, посвященные правам и свободам человека и гражданина. В ряде статей данной главы Конституции РФ непосредственно говорится о правах и обязанностях участников семейных правоотношений: равенство Прав мужчины и женщины (ст. 19), право на семейную тайну (ст. 23), защита государством материнства и детства, право и обязанность родителей заботиться о детях, обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38) и др.

Ведущим федеральным актом семейного права, наиболее полно и подробно регламентирующим семейные отношения, является Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой Российской Федерации 8 декабря 1995 года и введенный в действие с 1 марта 1996 года.

В настоящее время Семейный кодекс РФ действует в редакции Федерального закона от 27 июня 1998 года «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации».

По структуре Семейный кодекс Российской Федерации состоит из восьми разделов, включающих двадцать одну главу и сто семьдесят статей. Разделы седьмой и восьмой деления на главы не имеют.

Нормы семейного права, помимо СК РФ, могут содержаться и в других федеральных законах. При этом положения этих законов не должны противоречить нормам СК РФ. Именно на таком принципе основано, в частности, применение норм Гражданского кодекса РФ для регулирования семейных отношений. Например, институт опеки и попечительства в гражданском праве применяется при регулировании опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми; институт недействительности сделок при признании недействительным брачного договора и соглашения об уплате алиментов и др.

Законы субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В отдельных статьях СК РФ отдельно оговаривается возможность решения конкретного вопроса субъектами РФ. Так, в соответствии со ст. 13 СК РФ субъекты РФ могут устанавливать в своих законах порядок и условия вступления в брак до достижения 16 лет при наличии особых обстоятельств.

Подзаконные нормативные акты принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и поэтому по юридической силе они стоят на втором месте после законов. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г- № 829 утверждено «Положение о приемной семье», которое дополняет и конкретизирует нормы главы 21 СК РФ.

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ имеют большое значение для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права. Вместе с тем они не могут рассматриваться в качестве источников семейного права, поскольку Верховный суд нормотворческими функциями не наделен, он лишь истолковывает и применяет нормы права.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

При применении международно-правовых норм действует правило: если международно-правовая норма противоречит нормам семейного права России, то применяется международно-правовая норма.

Действие семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие семейного законодательства во времени подчиняется общему правилу: новые нормативно-правовые акты обратной силы не имеют и распространяются только на те отношения, которые возникают после введения в действие новых актов.

Важное значение имеет также момент прекращения действия семейно-правовых актов. Он определяется по следующим правилам:

  • если в нормативном акте установлен срок его действия, то он утрачивает юридическую силу с наступлением указанного в нем срока;
  • если срок действия правового акта не указан, то он прекращает свое действие либо с принятием нового нормативного акта, регулирующего такие же общественные отношения, что и ранее действовавший, либо в результате его отмены.

Действие семейного законодательства в пространстве подчиняется следующим правилам:

  • законы Российской Федерации применяются на всей ее территории;
  • законодательные акты субъектов Российской Федерации действуют только на их территории (в республике, крае, области);
  • при несоответствии закона субъекта Российской Федерации федеральному закону, действует закон Российской Федерации.

Российское законодательство распространяется на всех граждан Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в семейных отношениях наравне с российскими гражданами, за отдельными исключениями, установленными федеральными законами или международными договорами.

Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Комментарии к ст. 3 СК РФ

1. Конституция РФ занимает особое место в иерархии нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения, — все положения семейного законодательства должны соответствовать Конституции РФ и не могут противоречить ей.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. К совместному ведению в силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ отнесена также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

2. К семейному законодательству комментируемая статья относит, во-первых, СК РФ; во-вторых, другие федеральные законы; в-третьих, законы субъектов РФ.

Действующий Семейный кодекс является четвертым кодифицированным актом российского семейного законодательства. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. Специального закона о введении в действие СК РФ принято не было. Порядок введения в действие СК РФ, его применения закреплен в заключительных положениях (разд. VIII, ст. ст. 168 — 170). Положения СК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после введения его действие (п. 1 ст. 169). По семейным отношениям, возникшим до введения его в действие, положения СК РФ подлежат применению к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. В структуре СК выделено 8 разделов, включающих 170 статей: разд. I «Общие положения»; разд. II «Заключение и прекращение брака»; разд. III «Права и обязанности супругов»; разд. IV «Права и обязанности родителей и детей»; разд. V «Алиментные обязательства членов семьи», разд. VI «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», разд. VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» и разд. VIII «Заключительные положения».

К числу других федеральных законов, содержащих нормы семейного законодательства, следует отнести: от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и др.

Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие семейные отношения, в двух случаях: во-первых, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов СК РФ; во-вторых, по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Безусловное требование — нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать СК РФ.

Иллюстрацией первого случая может служить ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ: порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ. Соответствующие законы приняты во многих субъектах РФ: во Владимирской, Вологодской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тамбовской, Тверской и других областях. Устанавливая порядок и условия вступления в брак до достижения возраста 16 лет, субъекты РФ должны учитывать, что такие случаи должны носить исключительный характер. Примером законов субъектов РФ по вопросам, которые непосредственно СК РФ не урегулированы, могут служить законы, принятые в целом ряде субъектов по реализации форм защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. На территории отдельных субъектов РФ предусмотрена такая форма защиты прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, как патронат, патронатное воспитание. Например, в Пермском крае действует Закон Пермской области от 6 октября 2000 г. N 1129-164 «О патронатном воспитании» (в ред. от 27 апреля 2007 г.).

Отдельные законы субъектов РФ посвящены деятельности Уполномоченного по правам ребенка, например Закон г. Москвы от 3 октября 2001 г. N 43 «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве».

В силу п. 2 ст. 121 СК РФ вопросы организации и органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются наряду с СК РФ и ГК РФ законами субъектов РФ. Примером может служить Закон Пермского края от 26 декабря 2007 г. N 171-ПК «О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц» (в ред. от 1 ноября 2008 г.).

3. Регулирование семейных отношений может осуществляться не только на уровне законов, но и подзаконными нормативными правовыми актами. Примерами тому могут служить постановления Правительства РФ. В целях реализации положений ст. 82 СК РФ принято Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в ред. от 15 августа 2008 г.). В силу прямого указания п. 1 ст. 127 СК Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (в ред. от 19 марта 2001 г.) утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью .

СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3743; 1998. N 21. Ст. 2240; 2003. N 3269; 2004. N 8. Ст. 663; 2008. N 29. Ст. 3515; N 34. Ст. 3922.

СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2304; 2001. N 13. Ст. 1251.

В целях реализации положений Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 (в ред. от 11 апреля 2006 г.) утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием .

СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1434; 2005. N 11. Ст. 950; 2006. N 16. Ст. 1748.

Система семейного права

Система семейного нрава — это последовательная совокупность правовых институтов, регулирующих определенную часть семейных отношений. Правовые институты семейного права — обособленный комплекс семейно-правовых норм, регулирующих определенные группы однородных семейных отношений, которые мы уже называли, по повторим еще раз: порядок и условия заключения и расторжения брака; личные и имущественные отношения между супругами; отношения между родителями и детьми; усыновление (удочерение); отношение к опеке и попечительству; приемная семья и т.д.

Система семейного права состоит из двух частей. Первая часть — Общая и вторая часть — Особенная. Общая часть содержит нормы, которые регулируют все институты Особенной части (рис. 9.3).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что правовые акты в области семейных отношений могут приниматься не только

Рис. 9.3. Система семейного права

на федеральном уровне, по и па уровне субъектов РФ, что, с одной стороны, позволяет обеспечить единообразие семейного законодательства, а с другой — учесть местные обычаи и особенности различных субъектов РФ.

Источники семейного права

Источники семейного права — согласно ст. 3 СК РФ нормативные акты, регулирующие семейные отношения, а именно Конституция РФ; СК РФ; ГК РФ; федеральные законы и законы субъектов РФ; указы и распоряжения Президента РФ; постановления Правительства РФ; международные договоры РФ.

Основным источником семейного права является СК РФ, который представляет собой систематизированный федеральный законодательный акт. В нем установлены основные начала семейного законодательства (ст. 1), определен круг регулируемых семейным законодательством отношений (ст. 2), общие положения, касающиеся осуществления и защиты семейных прав (ст. 7—9), а также вопросы брака и семьи и некоторые другие.

Помимо СК РФ некоторые нормы семейного права содержатся в ГК РФ (‘например, ст. 256 регулирует общую совместную собственность супругов).

Согласно ст. 3 СК РФ семейное законодательство включает федеральные законы, принимаемые в развитие СК РФ (например, федеральные законы об опеке и попечительстве; от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном байке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», об актах гражданского состояния и др.), а также законы субъектов РФ, которые регулируют семейные отношения, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ, а также по вопросам, непосредственно СК РФ неурегулированным. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать СК РФ.

К положениям семейного права, которые могут регулироваться законами, находящимся в ведении субъектов РФ, относятся:

• установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения 16 лет (п. 2 ст. 13 СК РФ);

• выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК РФ);

• присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК РФ);

• организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК РФ);

• определение дополнительных по сравнению с СК РФ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК РФ);

• установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК РФ).

В состав семейного законодательства входят также указы Президента РФ и нормативные акты Правительства РФ. При этом Правительство РФ уполномочено издавать акты, регулирующие семейные отношения только в случаях, прямо предусмотренных СК РФ, другими законами или указами Президента РФ.

Международные договоры также являются источниками семейного права, при этом, если данными нормативными актами установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством РФ, применяются правила международного договора (например, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Минская конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и др.).

Вопрос 1:Семейное право рф: понятие, предмет, метод, принципы, источники.

Семейное право — одна из отраслей права. Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами из брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание. Семейное право регулирует определенный вид общественных отношений – семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. Большая часть этих отношений носит неимущественный характер, но часто они переплетаются с имущественными отношениями. Любовь, брак, взаимное уважение, личная свобода, воспитание в семье, привязанность, доверие друг к другу, ответственность и тому подобные отношения относятся к категории неимущественных отношений. Однако вступление в брак порождает и имущественные отношения – появляется общее имущество, обязанность взаимной материальной поддержки, содержания детей. Личные неимущественные отношения в семье являются главными. В семейных отношениях находят свою реализацию существенные интересы человека.

Предмет регулирования семейного права– неимущественные и связанные с ними имущественные отношения в семье, т. е. брачно-семейные отношения в семье, которые включают в себя и регулируют:

порядок и условия заключения брака; прекращения брака и признания его недействительным;

личные отношения между супругами (например, отношения по поводу выбора рода занятий, места жительства, владения, пользования и распоряжения общим имуществом);

имущественные и неимущественные отношения между родителями и детьми (например, по воспитанию и образованию детей) и другими членами семьи (например, СК РФ устанавливает право ребенка на общение с бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи);

усыновление, опеку и попечительство (в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах и других случаях).

Источники семейного права

Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Семейное законодательство состоит из Семейного Кодекса РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с Семейным Кодексом РФ, а также законов субъектов РФ.

Источники семейного права:

Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права.

федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ.

Законы субъектов РФ:

регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ.

К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;

установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;

порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);

утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);

установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

Принципы семейного права – руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. К принципам семейного права ст. 1 СК относит:

принцип признания брака, заключенного только в органах ЗАГСа. Браки, заключенные иным способом (религиозные, церковные и иные обряды), не признаются и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство без государственной регистрации независимо от длительности;

принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины означает право каждого мужчины и женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего вмешательства при решении вопроса о заключении брака. Обязательное условие заключения брака – добровольное согласие мужчины и женщины. Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака как по желанию обоих супругов, так и по заявлению одного из них;

принцип единобрачия (моногамия). Одним из обстоятельств, препятствующих заключению брака, является нахождение одного из лиц в другом зарегистрированном браке. Нарушение этого принципа рассматривается как нарушение моральных правил, распущенность, влечет признание брака недействительным;

равноправие женщины и мужчины в решении всех вопросов семьи как личного, так и имущественного характера. Женщина и мужчина имеют равные права при вступлении в брак, после чего они приобретают равные личные права, равные права и обязанности в вопросах материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросах;

разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов, владение, пользование и распоряжение общим имуществом, заключение брачного договора и др.);

приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и законных интересов. Данный принцип вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка. В СК РФ закреплен комплекс прав несовершеннолетних детей, а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, содержанию и образованию детей. Право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, закреплено в ст. 54 СК РФ;

обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Аналогично трудоспособные совершеннолетние внуки обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи бабушек и дедушек. Если обязанные лица добровольно материальную помощь не оказывают – они могут быть понуждены к исполнению данной обязанности в судебном порядке;

защиту семьи государством. Охрана и поощрение материнства находится под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети родильных домов, детских садов и яслей, школ-интернатов и других детских учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий одиноким матерям и многодетным семьям, а также других пособий и помощи семье.

Метод правового регулирования, наряду с предметом, является основ­ным признаком, позволяющим отграничивать одну отрасль права от другой.

Метод выражает содержание отраслевых норм по способу их воздейст­вия на опосредуемые отношения.

Метод семейного права по содержанию воздействия на общественные отношения является диспозитивным, поскольку в большинстве случаев го­сударство предоставляет участникам семейных правоотношений самим выбирать модель поведения. Диспозитивные начала правового регулирова­ния семейных отношений усилены в новом Семейном Кодексе РФ: брач­ный договор, соглашение об уплате алиментов, что не умаляет значение императивных норм. В ряде институтов семейного права вообще возможно применение только императивных норм: признание брака недействитель­ным, лишение родительских прав, отмена усыновления.

Таким образом, метод семейного права является дозволительно-импе­ративным.

Распространенным способом регулирования семейных отношений яв­ляется применение запретов и дозволений.

Запреты обладают определенностью, четко выражены в правовых ак­тах, относятся к конкретным действиям и поступкам.

В зависимости от формы выражения запреты подразделяются на пря­мые и косвенные (см. схему 10), сформулированные в Семейном Кодексе РФ дозволения стимулируют желательное поведение участников семейных правоотношений.

Дозволения, в отличие от запретов, менее определены, помимо участни­ков семейных отношений адресуются юридическим лицам (органам загса, опеки и попечительства, суду), тесно связаны с процессуальными нормами.

По форме выражения дозволения также бывают прямые и косвенные (см. схему 11).

Наряду с запретами и дозволениями, нормы семейного права содержат предписания к совершению определенных действий. Так, в п. 5 ст. 25 СК РФ установлено, что суд обязан в течение трех дней со дня вступления в за­конную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту го­сударственной регистрации заключения брака.

К способам регулирования семейных отношений относятся правила-разъяснения. Например, в ст. 14 СК РФ поясняется кто входит в круг близ­ких родственников, между которыми не допускается заключение брака.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Семейное право представляет собой совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, возникающие между людьми в процессе создания и существования семьи, а также прекращения брака.

Семейное право – система правовых норм, регулирующих личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятие детей на воспитание в семью.

К тем имущественным и неимущественным отношениями между членами семьи, которые не урегулированы семейным законодательством, применяется гражданское законодательство поскольку, это не противоречит существу семейных отношений (ст. 4 СК).

Метод правового регулирования в семейном праве можно охарактеризовать как дозволительно-императивный.

К принципам семейного права относятся основные идеи, сформулированные в ст. 1 Семейного кодекса:

· государственная защита семьи, материнства, отцовства;

· недопустимость произвольного вмешательства в дела семьи;

· беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав;

· возможность судебной защиты этих прав;

· признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния;

· добровольность брачного союза;

· равенство супругов в семье;

· запрет дискриминации в семейных отношениях;

· разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

· приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии;

· приоритетная защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

· принцип единобрачия (моногамии);

· свобода расторжения брака под контролем государства.

Функции семейного права:

Предмет семейного права составляют отношения, регулируемые нормами семейного права. Нормы семейного права устанавливают порядок и условия вступления в брак; регулируют личные неимущественные и имущественные отношения между супругами; регулируют отношения между родителями и детьми; регулируют отношения, возникающие в связи с усыновлением, опекой и попечительством; устанавливают порядок и условия прекращения брака.

По своему содержанию семейные правоотношения подразделяются на несколько видов:

1) супружеские – отношения между супругами;

2) родительские – отношения между родителями и детьми;

3) отношения по воспитанию детей (приемная семья, опека и попечительство);

4) отношения по взаимному содержанию между членами семьи.

Субъектами семейных правоотношений могут быть только члены семьи. К этой категории лиц согласно семейному законодательству относятся супругу и бывшие супруги, родители и дети, алиментнообязанные лица: дедушка и бабушка, внуки, пасынки и падчерицы, отчимы и мачехи, братья и сестра, фактические воспитатели и воспитанника. Кроме принадлежности к категории членов семьи субъекты семейных правоотношений должны обладать семейной правосубъектностью, в состав которой входят семейная правоспособностью, в состав которой входят семейная правоспособность и семейная дееспособность. Правоспособность – это возможность иметь семейные права и нести семейные обязанности. Семейную правоспособность составляют право вступать в брак, быть родителями, осуществлять функции опекунов и попечителей, право на защиту своих прав в суде. Семейная дееспособность представляет собой способность субъекта самостоятельно осуществлять свои семейные права и обязанности.

Источниками семейного права являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ. К источникам семейного права относятся также ряд статей Гражданского кодекса РФ (ст.47 «Регистрация актов гражданского состояния»; ст.256 «Общая собственность супругов» и другие статьи).

Следует заметить, что принципы семейного, равно как и любой иной отрасли, права формируют остов составляющей ее совокупность норм и вместе с тем выражают наиболее важные особенности процесса регулирования семейных отношений.

В числе таких принципов в Семейном кодексе РФ называются и закрепляются следующие: 1) принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детство в Российской Федерации со стороны государства; 2) принцип последовательного укрепления семьи; 3) построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения; 4) принцип взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов; 5) принцип недопустимости непроизвольного вмешательства кого бы то ни было в дела семьи; 6) принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, а также равенства супругов в семье; 7) принцип разрешения семейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии; 8) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; 9) принцип обеспечения беспрепятственного осуществления всеми членами семьи своих прав, а также возможности судебной защиты этих прав.

В плане реализации данных принципов законодатель обращает особое внимание, во-первых, на недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

А во-вторых, акцентируется внимание на свободе граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими правами, вытекающими из семейных отношений, «в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено Семейным кодексом».

Условия заключения брака:

Брак – это заключенный в установленном законом порядке свободный союз мужчины и женщины, имеющий целью создания семьи, рождение и воспитание детей, ведение общего хозяйства. Брак заключается путем регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Только регистрированный брак порождает права и обязанности супругов.

1) достижение брачного возраста лиц, желающих заключить брак;

2) обоюдное согласие вступающих в брак.

Ст. 12 СК РФ не предусматривает никаких других условий заключения брака, помимо перечисленных. Все остальные условия (взаимные симпатии, чувства любви, привязанности и т.п.) носят моральный характер и являются юридически нейтральными, т.е. их наличие не обязательно для законодательного закрепления создания семьи.

Брачный возраст. В первую очередь лица, вступающие в брак, должны достигнуть определенного возраста. В российском законодательстве он определен в 18 лет и совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия (п. 1 ст. 13 СК РФ). Достижение брачного возраста должно иметь место на момент регистрации брака.

Допускается снижение брачного возраста при наличии уважительных причин (беременность женщины, призыв мужчины на действительную военную службу и т.д.) по просьбе лиц, желающих заключить между собой брак.

Решение вопросов о снижении брачного возраста отнесено к компетенции органов местного самоуправления по месту жительства вступающих в брак лиц.

Брачный возраст может быть снижен только применительно к каждой конкретной брачной паре и при условии, что они уже достигли 16 лет (ст. 13 СК РФ).

В настоящее время субъектами Российской Федерации в соответствии со ст.13 СК РФ представлено право своими законами устанавливать порядок и условия, при наличии которых в виде исключения с учетом особых обстоятельств вступление в брак возможно и до достижения 16 лет. В некоторых субъектах РФ такие законы были приняты. По общему правилу разрешения на вступление в брак дается лицам в возрасте 14 и 15 лет органами, наделенными соответствующими полномочиями (глава областных, городских, районных администраций) по заявлению самих несовершеннолетних и их родителей и при представлении документов, подтверждающих существование особых исключительных обстоятельств.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака:

1) брак запрещается между лицами, если хотя бы одно из них состоит в другом зарегистрированном браке;

2) брак не может быть зарегистрирован между близкими родственниками, полнородными и неполно родными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными;

3) не допускается заключение брака между лицами, если одно из них признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

С согласия лиц, вступивших в брак, может быть проведено их медицинское обследование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи. Обследование должно проводиться бесплатно, и его данные составляют медицинскую тайну.

Порядок заключения брака определено в ст.11 СК РФ. Лица, желающие вступить в брак, должны подать обоюдное заявление в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) с просьбой о регистрации их брачных отношений. Необходимо также представить справку об уплате государственной пошлины в сумме, равной одному минимальному размеру оплаты труда. По истечении одного месяца со дня подачи заявления в присутствии лиц, вступающих в брак, должна состояться государственная регистрация брака.

Прекращение брака происходит в силу различных юридических фактов:

3. Вследствие смерти одного из супругов или (в соответствии со ст.45 ГК РФ) вследствие объявления одного из супругов умерших.

4. В результате расторжения брака.

5. В результате признания брака недействительным.

Расторжение брака возможно двумя способами:

1. В органах записи актов гражданского состояния.

2. В судебном порядке.

Имущественные права и обязанности супругов регулируются ст.253, 256 Гражданского кодекса РФ и гл.7,8,9 Семейного кодекса РФ. Существуют два способа регуляции имущественных отношений супругов:

1) законный режим имущества супругов;

2) договорный режим имущества супругов.

Законный режим имущества супругов состоит в том, что супруги владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, нажитым в браке совместно, т.е. в соответствии с правилами, указанными в ст.253 Гражданского кодекса РФ.

Договорный режим имущества супругов оформляется заключением брачного договора. Брачный договор – это соглашение лиц, вступающих в брак (или уже состоящих в браке), определяющее права и обязанности супругов в браке, а также аналогичные права и обязанности в случае расторжения брака.

Содержание брачного договора устанавливает имущественные права и обязанности супругов. Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения между супругами, а также права и обязанности супругов в отношении детей (п.3 ст.42 СК РФ).

Алиментные обязательства в семейном праве

Под алиментами обстоятельства понимают урегулированные семейным законодательством имущественные правоотношения, возникающие на основе соглашения сторон или решения суда, содержание которых является обязанность предоставления и право требования денежных средств членами семьи для содержания друг от друга.

В гл. 13-15 Семейного кодекса определены следующие виды алиментных обязательств: родителей и детей; супругов и бывших супругов; других членов семьи.

Алиментные обязательства характеризуются следующими признаками:

· имеют личный характер;

· носят длящийся характер;

· основания возникновения определены в законе.

Алименты несовершеннолетних детей выплачиваются на основе нотариального заверенного соглашения родителей либо взыскиваются в судебном порядке в виде ежемесячных выплат. На одного ребенка взыскивается четверть, на двух детей – треть, на трех и более детей – половина заработка и (или) иного дохода родителей. В отдельных случаях может ежемесячно взыскиваться твердая денежная сумма.

Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. Согласно ст.89 СК, право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

· нетрудоспособный нуждающийся супруг;

· жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

· нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком инвалидом с детства I группы.

Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, согласно ст.90 СК, имеют:

· бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

· нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком инвалидом до достижения ребенка возраста восемнадцати лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы;

· нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;

· нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в брак длительное время.

1. Семейное право. Учебное пособие Москва 2003 г. Форум Инфа -М

2. Семейное право М.Б. Смоленский «Март» Москва 2004 г.

3. Правоведение. П.Н. Кириченко «ЮРКНИГА» Москва 2005г.

4. Правоведение М.Н. Марченко Издание «Проспект» 2004г.

Еще по теме:

  • Билеты пдд 2018 вопросы и ответы категории в ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы […]
  • Федеральный закон 171 статья 34 Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Материнский капитал в 2017 году изменения свежие новости на 3 ребенка Материнский капитал в 2017 году Что будет с программой материнского капитала в 2018 году? Продлят ли ее, каким будет размер сертификата? Читайте свежие новости и изменения в новом […]
  • Минимальная оплата труда в алтайском крае в 2018 году МРОТ в Алтайском крае Таблица изменения значения МРОТ в регионе 9489 (базовое значение, для всех) 9400 (для внебюджетных организаций, см. сноску) 7500 (для всех бюджетников) […]
  • Образец ст 62 тк рф ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ/ЗАПРОСА ПО СТ.62 ТК РФ О ВЫДАЧЕ ДОКУМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С РАБОТОЙ ООО НБА Северо-Запад От Хреновой Ольги Евгеньевны Адрес: Московская область, г. Дрезна ул. Мира д.30 […]
  • Проводки на аванс выданный работнику НДС с аванса: проводки Актуально на: 10 февраля 2017 г. Плательщик НДС при получении оплаты в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) должен исчислить к уплате […]