Система транспортного договора

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Гражданское право

Договоры об организации перевозок заключаются на четырех видах общественного транспорта: автомобильном, воздушном, морском и речном. Содержание таких договоров, их особенности применительно к каждому из названных видов транспорта определены ст. 36 УАТ, ст. 85 ВК, ст. 107 КТМ и ст. 60 УВВТ. Устав железных дорог не содержит норм о договоре об организации перевозок.

Договор об организации перевозок носит долгосрочный (как правило, годовой) характер и заключается при наличии устойчивых хозяйственных связей между сторонами, вызванных необходимостью осуществления систематических перевозок. Он дает возможность согласования условий, которые не предусмотрены транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в их развитие правилами. Например, по соглашению сторон в договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки.

Договоры об организации перевозок являются консенсуальными. Их содержание составляют права и обязанности сторон, касающиеся организации предстоящей перевозки грузов. Они относятся к группе организационных гражданско-правовых договоров, определяющих не условия товарообмена сторон, а организацию их взаимоотношений на будущее время.

* Транспортная система объединяет не только железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и речной транспорт, но и специализированные виды транспорта. К ним относятся магистральные трубопроводы, эксплуатация которых признается транспортной деятельностью (газопроводы, нефтепроводы).

Законодательство не дает понятия транспортной системы. В литературе она рассматривается как комплексная технологическая система, в рамках которой взаимодействуют различные виды транспорта (см.: Лопатина Н.ф. Единая транспортная система. Хозяйственно-правовые аспекты. М., 1988. С. 26).

Представляется, что с организационно-правовой точки зрения транспортной системы не существует: отсутствует централизованное управление транспортом, нет единого законодательства, организация перевозок урегулирована ведомственным законодательством (см.: Савичев Г.П. Правовое регулирование перевозок народнохозяйственных грузов. М., 1986. С. 14-17).

Договором об организации перевозок на автомобильном транспорте является годовой договор, в соответствии с которым автотранспортное предприятие обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. При заключении такого договора стороны, кроме того, определяют порядок расчетов, рациональные маршруты и схемы грузопотоков.

Годовой договор на автомобильном транспорте может заключаться со снабженческо-сбытовой или иной посреднической организацией, не являющейся грузоотправителем или грузополучателем. В соответствии с годовым договором утверждаются месячные планы и определяются декадные плановые задания на перевозку грузов на первый месяц квартала. Декадные плановые задания на второй и третий месяцы квартала устанавливаются за 10 дней до начала соответствующего месяца. Таким образом, годовой договор об организации перевозок* определяет взаимоотношения сторон — перевозчика и грузоотправителя по выполнению плана перевозки грузов. Дело в том, что непосредственно из плана перевозки не вытекает обязанность автотранспортного предприятия по подаче автомобилей, а для клиентуры — по предъявлению груза (ст. 36 УАТ).

На воздушном транспорте договором об организации перевозок является специальный договор. В соответствии со ст. 85 Воздушного кодекса и Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях** такой договор заключается в случае систематического осуществления воздушной перевозки груза одного и того же отправителя в течение определенного периода.

В специальном договоре стороны определяют условия, вытекающие из особенностей данных перевозок. В договоре должны быть предусмотрены количество подлежащего перевозке груза, сроки его предъявления к перевозке и сроки отправки груза, ответственность каждой из сторон за невыполнение условий договора (в порядке и пределах, предусмотренных законодательством; ст. 5.1.1. Правил воздушной перевозки). Дело в том, что Воздушный кодекс (ст. 104) не допускает соглашений перевозчика с грузоотправителями или грузополучателями об уменьшении их ответственности, предусмотренной настоящим кодексом. Следовательно, стороны при заключении специального договора вправе лишь увеличить размер имущественной ответственности, изменить порядок возмещения причиненных убытков или какие-либо иные условия, касающиеся ответственности за нарушение условий специального договора.

На внутреннем водном транспорте договором об организации перевозок является навигационный договор на перевозку грузов (ст. 60 УВВТ). В навигационных договорах определяются условия перевозки, не предусмотренные УВВТ и изданными в его развитие Правилами, но вытекающие из местных условий и специфических особенностей грузов.

На морском транспорте договором об организации перевозок грузов является долгосрочный договор на перевозку грузов. Перевозчик и отправитель заключают такой договор при наличии между ними устойчивых связей, вызванных необходимостью систематических перевозок грузов (ст. 107 КТМ).

* Автотранспортное законодательство употребляет термин «Годовой договор на перевозку грузов».

** Утверждены приказом Министерства гражданской авиации от 16 января 1985 г.

К систематическим относятся связи, осуществляемые в течение навигации или более длительного срока.

В долгосрочном договоре стороны обычно заранее определяют и порядок взаимных расчетов как по фрахту, так и по дополнительным сборам*.

Договоры об организации перевозок не порождают прав и обязанностей сторон по перевозке конкретных партий грузов. Это — функция разового договора перевозки груза. Именно такой договор порождает права и обязанности по перемещению материальных ценностей.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомо-ченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату** (ст. 99 Основ, ст. 37 УЖД, ст. 45 УАТ, ст. 118 КТМ и ст. 86 ВК).

Договор перевозки грузов является реальным, поскольку для его заключения недостаточно соглашения между перевозчиком и грузоотправителем, необходима еще и реальная передача груза перевозчику. Он всегда имеет срочный характер, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке. Данный договор является возмездным, поскольку грузоотправитель оплачивает услуги транспорта в виде провозных платежей, а также взаимным, поскольку обе стороны — перевозчик и отправитель — принимают на себя соответствующие обязанности.

В качестве перевозчика обычно выступает специализированная транспортная организация (железная дорога, пароходство, автотранспортное предприятие и т.п.), а грузоотправителя — законный (титульный) владелец груза либо экспедитор или иное уполномоченное владельцем груза лицо.

Договор перевозки груза заключается между перевозчиком и отправителем. В случаях, когда в качестве грузополучателя по договору выступает грузоотправитель, число участников правоотношения, возникающего из договора, ограничивается этими двумя лицами. Однако на практике получатель и отправитель в одном лице, как правило, не совпадают. И в этом случае возникает вопрос о роли и месте грузополучателя в транспортных отношениях.

Не являясь стороной в договоре, грузополучатель в соответствии с транспортным законодательством приобретает право требования к пере-

* См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР. М., 1973. С. 112.

** Следует отметить, что влегальном определении договора перевозки грузов отсутствуют фактор времени, указание на сроки доставки груза. Между тем, в договоре перевозки как ни в каком другом договоре, фактор времени играет важнейшую роль. Поэтому данному фактору следовало бы придать «статус» существенного условия договора, что способствовало бы устранению диктата транспорта в этом вопросе, отвечало бы принципу равенства сторон в гражданских правоотношениях. 272

возчику о выдаче груза в пункте назначения. Более того, при ненадлежащем исполнении договора перевозки со стороны транспорта грузополучатель вправе предъявить к нему требования по поводу утраты, порчи груза, его недостачи, просрочки в доставке.

Специфика правового положения грузополучателя в транспортных отношениях вызвала неоднозначный подход к этому вопросу в юридической литературе. Одни авторы считают, что поскольку у грузоотправителя и грузополучателя общие интересы, то их и следует признать одной стороной в договоре*. Другие полагают, что правовое положение грузополучателя следует рассматривать с позиций договора в пользу третьего лица**. Третьи авторы считают, что в данном случае идет речь о договоре об исполнении третьему лицу — грузополучателю***. И наконец, некоторые специалисты транспортного права отстаивают концепцию, в соответствии с которой грузополучатель (не выступающий одновременно грузоотправителем) является особым субъектом, пользующимся самостоятельными правами и обязанностями, а договор перевозки становится в этом случае трехсторонним****. Этот последний подход представляется более предпочтительным*****.

Оплата перевозки груза, обычно следующего от грузоотправителя-продавца к грузополучателю-покупателю, входит в цену отчуждаемого товара в виде условия о «франко». «Франко» по-итальянски означает «свободен», т.е. это условие говорит о том, от какой части транспортных расходов освобождается покупатель (грузополучатель). Например, условие «франко-станция отправления» означает, что покупатель несет все расходы по перевозке от станции отправления, иначе говоря, оплачивает перевозку и выгрузку груза на станции назначения. Грузоотправитель за свой счет доставляет груз на станцию отправления и грузит в вагон (на трейлер) или оплачивает погрузочные работы.

Распространенным условием такого рода является условие «франко-за-вод» (ex works). Согласно этому условию, продавец-отправитель за свой счет помещает упакованный товар (груз) на территории завода-изготовителя в районе действия погрузочного средства в непосредственной близи от места погрузки на транспортное средство и извещает покупателя о готовности товара к отгрузке. Последний за свой счет выполняет все погрузочно-разгрузочные работы и полностью оплачивает перевозку.

Особенности договора перевозки груза на отдельных видах транспорта обусловлены спецификой их перевозочной деятельности, транспортных средств, объемом перевозок, а также неоднозначностью правового регулирования.

* См.: Александров-Дольник М.К. Споры, возникающие из отношений сторон в железнодорожных грузовых операциях. М., 1955. С. 22.

•* См.: Комментарий к Уставу железных дорог СССР. М., 1986. С. 76.

•** См.: Я и ч к о в К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому гражданскому праву. М., 1958. С. 144.

**** См.: Тарасов М.А. Договор перевозки. Ростов-на-Дону, 1965. С. 123.Л а а с и к Эндель. Советское гражданское право. Часть особенная. Таллинн, 1980. С. 251;

Гражданское право. Том 2. М., 1970. С. 258.

***** Заслуживает внимания и точка зрения по этому вопросу В.Т. Смирнова. Он признает 1рузополучателя субъектом обязательства перевозки, но не субъектом договора Перевозки груза. См.: Смирнов В.Т. Правовое регулирование грузовых перевозок в СССР. Л , 1970. С. 14.

По договору железнодорожной перевозки грузы перевозятся в местном и прямом сообщениях. Перевозки в местном сообщении осуществляются в пределах одной железной дороги, в прямом сообщении — с участием двух и более железных дорог. Железная дорога, заключившая договор перевозки в прямом сообщении,- законный представитель всех железных дорог, участвующих в прямом сообщении.

Основными документами, подтверждающими заключение договора перевозки, являются накладная, которая представляется грузоотправителем станции отправления при сдаче груза к перевозке, а также грузовая квитанция, выданная грузоотправителю в подтверждение приема груза к перевозке.

Накладная — и основной перевозочный документ, поскольку сопровождает груз до места назначения и выдается грузополучателю. Кроме того, накладная является и письменной формой заключения договора, имеет значение расчетного документа.

Значение накладной как основного* перевозочного документа обусловлено и тем обстоятельством, что грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных им в накладной (ст. 39 УЖД). Более того, железная дорога-перевозчик имеет право проверить правильность сведений, указанных в накладной. Что же касается ответственности, то она выражается во взыскании штрафа, уплачиваемого железной дороге, и в возмещении убытков (ст. 155 УЖД)**.

Грузоотправитель обязан предъявлять грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи или повреждения при перевозке, в исправной таре, соответствующей стандартам и техническим условиям. Перевозчик (железная дорога) обязан подавать под погрузку вагоны и контейнеры исправные, годные для перевозки груза***. Обязанности грузоотправителя предъявить груз в надлежащей таре и упаковке соответствует обязанность железной дороги отказать в приеме груза в таре или упаковке, не обеспечивающей его сохранность****.

Пригодность вагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем или дорогой в зависимости от того, чьими средствами проводится погрузка, а контейнеров, цистерн и бункеров — всегда грузоотправителем, так как именно его средствами всегда осуществляется погрузка.

* Кроме накладной представляются и другие документы: санитарные, карантинные.

** См.: Комментарий к Уставу железных дорог СССР. С. 81.

*** Исправность вагонов и контейнеров не имеет однозначного толкования. Существуют три понятия исправности вагонов и контейнеров: техническая и коммерческая, а также пригодность подвижного состава для перевозки данного груза в коммерческом отношении. Технически исправные вагоны и контейнеры должны удовлетворять требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог. Под коммерческой исправностью понимается такое состояние вагонов и контейнеров, которое обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Пригодность подвижного состава для перевозки данного груза в коммерческом отношении означает такую техническую и коммерческую исправность подвижного состава, от которой зависит обеспечение сохранности конкретного груза (см.: Комментарий к Уставу железных дорог СССР. М., 1986. С. 93).

***• См. инструктивные указания Госарбитража СССР от 29 марта 1968 г. № И-1-9 «О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной до)Х)ге».- В:

Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1983. № 9. С. 27.

Договор автомобильной перевозки грузов оформляется товарно-транспортной накладной, которая является основным документом при перевозке любых грузов товарного вида (характера). Под грузами товарного характера подразумеваются грузы, имеющие определенную денежную стоимость.

Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом взвешивания, например при перевозке грунта, снега и т.д. По этим грузам не ведется складского учета и по условиям договора автотранспортные предприятия могут быть освобождены от обязанности сдавать груз получателям (ч. 2 ст. 45 УАТ), т.е. предъявлять груз определенному лицу. Однако такая привилегия для перевозчика возможна лишь по усмотрению заказчика транспорта (грузоотправителя или грузополучателя) .

Спецификой договора перевозки грузов автомобильным транспортом является и то, что при перевозке груза с оплатой работы автомобиля по повременному тарифу письменной формой договора служит путевой лист, в котором фиксируются пробег и время нахождения автомобиля в распоряжении клиента.

Основным методом работы автотранспортных предприятий является централизованная перевозка грузов.

Имеется несколько видов централизованной перевозки: централизованная перевозка отдельных видов грузов; регулярные междугородные централизованные перевозки; централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани) и аэропорты*.

Сочетание перевозок с транспортно-экспедиционным обслуживанием и является одним из признаков централизованных перевозок грузов. Автотранспортные предприятия и организации в соответствии с договором своим подвижным составом выполняют одновременно перевозку и транс-портно-экспедиционное обслуживание (ст. 38 УАТ). При этом отпадает необходимость в выделении грузоотправителями и грузополучателями работников для сопровождения грузов в пути следования, в передаче груза с одного вида транспорта на другой. Эти и другие заботы берут на себя транспортно-экспедиционные службы автомобильного транспорта.

Особенность централизованных перевозок состоит в том, что они осуществляются по согласованным графикам, позволяющим учитывать интересы основного производства грузоотправителя и грузополучателя, ритмично и своевременно завозить грузы на промышленные предприятия, базы, склады, станции железных дорог, порты, пристани и аэропорты и вывозить из них.

Централизованные перевозки грузов выполняются, как правило, не за счет перемещения отдельных партий или видов грузов, не путем периодического обслуживания отдельных грузоотправителей или грузополучателей, а осуществляются при стабильных, постоянных хозяйственных связях сторон. Это выражается в том, что централизованные перевозки выполняются автотранспортным предприятием от одного грузоотправителя, как правило, всем грузополучателям или от всех грузоотправителей к одному грузополучателю.

* Комментарий к Уставу автомобильного транспорта РСФСР. М., 1973.

При централизованных перевозках грузов все расчеты, в том числе и за экспедирование и другие связанные с перевозкой операции и услуги, производятся грузоотправителем или грузополучателем, заключившим договор на перевозку грузов.

Договор воздушной перевозки грузов, его условия и принятие груза к перевозке удостоверяются грузовой накладной, которая выписывается на каждую отправку груза.

Груз к перевозке принимается в аэропортах и транспортно-экспедици-онных предприятиях, выполняющих посреднические функции между отправителем и перевозчиком.

На воздушном транспорте одним из видов договора перевозки грузов является договор чартера. По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, почты, иных грузов (ст. 134 ВК).

Основная обязанность фрахтовщика — своевременное предоставление вместимости воздушного судна, поддержание его в состоянии, пригодном для использования в определенных договором целях (ч. 1 ст. 135 ВК). Такое положение сближает договор чартера с договором имущественного найма. Однако именно фрахтовщик затем обеспечивает и перемещение груза, совершая полет и эксплуатируя воздушное судно. Он же выполняет и основные обязанности перевозчика. Поэтому договор чартера следует считать разновидностью договора перевозки, а не имущественного найма (аренды).

Договор морской перевозки груза — один из своеобразных видов транспортного договора. Своеобразность его заключается, в частности, в том, что по договору морской перевозки груза перевозчик, или фрахтовщик, обязуется перевезти вверенный ему груз в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель, или фрахтователь,- уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Приведенное определение договора морской перевозки груза дано в ст. 118 КТМ. Во второй части этой статьи указывается, что фрахтовщиком и фрахтователем признаются лица, заключившие друг с другом договор фрахтования судна (чартер). Следовательно, и здесь чартер является договором перевозки грузов, а не договором имущественного найма, как иногда утверждается в юридической литературе.

Правоотношения сторон по договору морской перевозки груза регулируются не только нормами законодательства или соглашением сторон, но и торговыми обычаями и обыкновениями*.

Так, в соответствии со ст. 149 КТМ перевозчик обязан доставить груз в срок, а если он не установлен,- в обычно принятые сроки. Возможность применения обычаев и обыкновений предусмотрена также ст. ст. 134, 135, 151, 156 КТМ.

* См.: Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. Понятие. Применение. Формирование. Применимое право. Типовые контракты. М., 1983. С. 15, 17 и др.

Признавая практическое значение обычного права, применяемого при морской перевозке груза, следует, однако, сказать, что оно не должно иметь приоритетного значения над законом или договором.

Обычное право, особенно в отношениях сторон по морской перевозке грузов, получило дальнейшее развитие при создании так называемого формулярного права. Оно способствовало выработке своеобразных торговых правил, представляющих собой неофициальную кодификацию общепринятых торговых обычаев, применяемых при заключении договоров морской перевозки, а затем и на иных видах транспорта. Такие правила закрепляются в виде стандартных обозначений типа ФОБ, ФАС, СИФ, КАФ. Такие обозначения произошли от сочетаний начальных букв определенных английских слов. Они применяются как при внутренних, так и при международных перевозках грузов, причем различными видами транспорта.

Так, термин «ФОБ» представляет собой соединение начальных букв трех английских слов — free on board, обозначающих в переводе «свободно на борту». Условие «ФОБ — порт отгрузки» означает, что все расходы по перевозке, включая фрахт судна, несет грузополучатель (покупатель), а грузоотправитель (продавец) за свой счет только доставляет товар в порт и грузит его на судно. Риск случайной гибели или порчи груза переходит к покупателю в момент перехода товара (груза) через поручни судна.

Разновидностью условия ФОБ является условие ФАС (free alongside ship — «свободно вдоль борта судна»). Согласно условию «ФАС — порт отгрузки», грузоотправитель (продавец) за свой счет доставляет груз в порт и располагает его на причале вдоль борта судна. Здесь, следовательно, грузополучатель (покупатель) оплачивает не только транспортировку и выгрузку, но и погрузку груза (товара). Такое условие соответствует интересам грузоотправителя-продавца, по сути освобождающегося от всех расходов по перевозке товара.

Интересам покупателя, обеспечивающим и расширение сбыта для изготовителя-продавца, служит «модель» отношений «СИФ — порт назначения» (по начальным буквам английских слов cost — цена товара, insurance — страхование и freiht — фрахт). В этом случае уже продавец-грузоотправитель за свой счет фрахтует судно (т.е. оплачивает перевозку до порта назначения), доставляет груз в порт отправления и грузит его на борт судна, а также страхует товар (груз) в пользу покупателя. Но риск он несет лишь до момента погрузки товара на борт судна, поскольку с этого момента груз считается переданным перевозчику, а право собственности на него — покупателю (грузополучателю). Последний несет лишь расходы по выгрузке в порту назначения, а также может быть обязан к оплате части фрахта (не оплаченной отправителем в порту отгрузки).

Условие «КАФ — порт назначения» (означает «стоимость и фрахт») представляет собой разновидность условия СИФ. Здесь отсутствует обязанность продавца (фрахтователя) оплачивать страховку груза.

В договоре морской перевозки груза, заключенном с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (договор фрахтования или чартер), контрагентом фрахтовщика (перевозчика) выступает фрахтователь. Его правовое положение не равнозначно положению отправителя.

Так, при купле-продаже товаров на условиях ФОБ или ФАС покупатель выступает как фрахтователь судна, т.е. как сторона по договору перевозки, но не становится при этом отправителем. Отправителем является продавец, заключивший сделку купли-продажи на условиях ФОБ или ФАС, а в качестве стороны в договоре перевозки выступает покупатель по этой сделке, зафрахтовавший судно под перевозку купленного товара и именуемый в Кодексе торгового мореплавания «фрахтователем»*.

Что же касается термина «получатель», то в этом качестве выступает лицо, которому по указанию отправителя должен быть выдан груз в порту назначения. В качестве получателя нередко выступает и сам фрахтователь, зафрахтовавший судно под перевозку определенного груза.

Усложненная специфика транспортных отношений в морском праве этим не ограничивается. Условия договора морской перевозки груза различаются в зависимости от вида и способа перевозки груза. Законодательство и практика различают морские перевозки в каботаже (фр. cabotage)-судоходство вблизи берегов, вдоль побережья (между портами одного государства)**; в заграничном сообщении (грузов российских внешнеторговых организаций на российских судах; в заграничном сообщении грузов иностранных фрахтователей на российских судах; в заграничном сообщении грузов российских организаций на зафрахтованных иностранных судах).

Особое место в транспортных отношениях по перевозке грузов морским путем занимают чартерные перевозки. Чартер как вид договора морской перевозки груза по содержанию имеет ряд особенностей.

По договору чартера для размещения груза предоставляется все судно, либо часть его, либо определенные судовые помещения. Чартер — особый договор морской перевозки, по которому одна сторона — фрахтовщик обязуется подать судно в порт погрузки и перевезти груз (с условием предоставления всего судна, части его или определенных судовых помещений) в порт назначения, где выдать груз получателю, а другая сторона — фрахтователь обязуется обеспечить предъявление груза и уплатить за его перевозку установленную плату.

Чартер — документ, имеющий двоякое правовое значение. Он является формой двустороннего договора перевозки грузов и в то же время документом, в котором сторонами излагаются необходимые условия для заключения и исполнения договора***.

Принимая груз к перевозке, морское пароходство выдает отправителю коносамент, который выполняет три функции: доказательства наличия договора морской перевозки грузов и его содержания; расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком; товарораспорядительного доку-

* См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР. М., 1973. С. 149.

*• В соответствии со ст. 2 КТМ различается перевозка между находящимися на территории одного государства портами одного и того же моря (малый каботаж) и разных морей (большой каботаж).

*** В международном торговом мореплавании широко применяются стандартные проформы чартерен. См.: К а л п и н А.Г. Основные условия договора фрахтования судна и практика их применения. М., 1984. 278

мента на груз, т.е. документа, распоряжение которым означает распоряжение самим грузом.

Наличие двух документов (чартера и коносамента), удостоверяющих заключение договора морской перевозки груза, обусловлено различными условиями, при которых чартер и коносамент составляются. Так, если чартер применяется для трампового* судоходства, то коносамент — для линейного. В торговом мореплавании их и называют линейными или чартерными коносаментами. Линейный коносамент, ввиду отсутствия чартера, регулирует взаимоотношения морского перевозчика не только с получателем, но и с отправителем груза. Что же касается коносамента, выданного на основании чартера, то в соответствии со ст. 121 КТМ он регулирует правоотношения между перевозчиком и получателем груза (держателем коносамента), поскольку правоотношения перевозчика (фрахтовщика) с отправителем (фрахтователем) урегулированы в самом чартере**.

Грузы могут перевозиться и на судне, зафрахтованном фрахтователем на определенное время и по особому договору — тайм-чартеру. Этот вид договора по действующему законодательству не является договором перевозки и регулируется гл. Х КТМ «Договор фрахтования судна на время».

По договору фрахтования судна на время судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) фрахтователю (арендатору) на определенный срок для перевозки грузов или для иных целей (ст. 178 КТМ). Под иными целями подразумевается перевозка пассажиров, багажа, почты, рыбный или иной морской промысел, добыча полезных ископаемых, спасение судов, терпящих бедствие, и т.д.***.

Договор перевозки грузов на внутреннем водном транспорте характеризуется теми же общими признаками, какие присущи любому другому договору перевозки груза: железнодорожному, автомобильному, воздушному. Договор заключается в письменной форме, является реальным, возмездным.

Договор перевозки оформляется соответствующими документами установленной формы, которые имеют юридическое значение для установления конкретного (индивидуального) договора перевозки, для определения взаимных прав и обязанностей сторон, участвующих в договоре, и обоснования требований друг к другу****.

* Трамп (англ. tramp)- грузовой пароход для перевозки грузов по любым направлениям, в отличие от лайнера, который осуществляет перевозку лишь на определенных линиях.

•* Разновидность чартера (англ. charter)- димайз-чартер, который является договором аренды судна, но без услуг экипажа. Подробнее о чартере, чартерных и линейных коносаментах см.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР. С. 152идр.

*** Правовая природа договора тайм-чартер в юридической литературе не получила однозначной оценки. Термины «аренда» и «арендная плата», используемые законодательством (ст. ст. 178, 184,185 КТМ), дают основания для отнесения тайм-чартера к категории отношений имущественного найма, аренды. Однако, по мнению В.Т. Смирнова, предметом договора тайм-чартер является оказание транспортных услуг в течение определенного времени, что не позволяет отнести его ни к договору перевозки, ни к договору имущественного найма. См.: Советское гражданское право. Т. 2. Л., 1982. С. 192.

**** См.: Аллахвердов М.А., Савичев Г.П. Договоры о перевозках грузов. М., 1967. С. 21-25.

К этим документам УВВТ относит накладную и квитанцию о приеме груза к перевозке (ст. 67). Накладная сопровождает груз на всем пути следования, и пароходство обязано выдать ее вместе с грузом получателю в порту (пристани) назначения (ст. ст. 67, 97 УВВТ). На основании накладной порт или пристань отправления составляют дорожную ведомость, которая также следует вместе с грузом и после выдачи груза в пункте назначения остается у пароходства.

Транспортное право

Понятие системы транспортных договоров

Как уже упоминалось, транспортные обязательства направлены на перемещение материальных объектов в пространстве. Однако не каждое такое перемещение можно назвать транспортировкой , а только то, которое должно осуществляться с помощью транспортных средств . Не будет считаться транспортировкой, например, перенос груза, перекатывание бочек, поднимание груза на высоту, сплав плотов по реке и т.п. 1 Разработчики Гражданского Уложения в конце XIX — начале XX вв. относили к перевозке, а следовательно, и к транспортировке все перечисленные способы доставки груза. См.: Гражданское Уложение: Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского Уложения / Под ред. М.М. Тютрюмова. СПб.. 1910. Т. 2. С 556-557. Более узким по отношению к транспортировке является понятие «перевозка», которая всегда осуществляется перевозчиком на эквивалентно-возмездных договорных началах в пользу грузоотправителя, грузополучателя либо пассажира. Если же перемещение с помощью транспортных средств осуществляется для собственных нужд, либо отсутствует признак возмездности договора, то налицо транспортировка груза или пассажира, но не перевозка. Так, нельзя рассматривать в качестве перевозки транспортировку груза юридическим лицом посредством собственных автомобилей с одного склада предприятия на другой, доставку своим транспортом в место жительства заготовленного колхозником сена или дров, транспортировку урана или боевого оружия. Перевозка осуществляется на основании договора перевозки и является одним из видов гражданско-правовых обязательств, которые в научной литературе иногда называют транспортными.

Понятие «транспортное обязательство» является собирательным и в некоторой степени условным. Оно объединяет в себе как частно-правовые, так и публично-правовые начала. Обязательство (obligatio) можно охарактеризовать как юридическое отношение между двумя лицами, в силу которого одно из них (creditor) имеет право требовать от другого (debitor) исполнения чего-либо в свою пользу: «obligatio est juris vinculum, quo necessitate adstringimur alicujus solvendae rei secundum nostrae civitatis jura» («обязательства суть оковы права, нерушимостью которых мы связываемся по праву нашего государства ради исполнения какого-либо дела»), — так гласит легальное определение в «Институциях» Юстиниана 2 Покровский И.А. История римского права. СПб.. 1999. С 371. . В основе публично-правовых обязательств лежат властно-организационные, принудительные начала, связанные с осуществлением государственных и общественных (публичных) интересов. В силу гражданско-правового обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Гражданско-правовые обязательства возникают из договора вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ (ст. 307 ГК РФ). Они основаны на юридическом равенстве, автономии воли и частных интересах их участников.

В научной литературе «транспортное обязательство» принято исследовать как гражданское правоотношение, в основании которого лежит договор. Так. Г.П. Савичев определяет транспортное обязательство, как «обязательство, в силу которого одно лицо — перевозчик (эксплуатант) — обязуется совершить в пользу другого лица — грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа — определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо — оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон»» 3 Гражданское право: Учебник. Т. 2. Полутом 2 / Отв. ред. Е.А. Суханов. М, 2000. С. 30 (автор главы — Г.П. Савичев). .

По мнению В.В. Витрянского, понятием «транспортные договоры» охватываются различные типы договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка, аренда (фрахтование на время) транспортных средств, строительного подряда (строительство железнодорожных подъездных путей) и т.п. Такой подход, по мнению автора, нельзя признать верным, поскольку традиционно понимаемая категория транспортных договоров, включающая в себя различные типы договорных обязательств, не вписывается в систему гражданско-правовых договоров, а единственный объединяющий их признак — участие в указанных договорах транспортных организаций — никак не может служить критерием для выделения соответствующей классификационной группы договоров 4 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах и сфере транспорта. М.. 2003. С 7. .

Каждая из приведенных позиций, с нашей точки зрения, имеет рациональное зерно, но в то же время не лишена недостатков. Представляется все же, что в настоящее время можно вести речь о системе транспортных договоров, которые в свою очередь образуют подсистемы. В.В. Витрянский совершенно прав, утверждая, что для признания категории «транспортного договора» недостаточно одного объединяющего критерия — участия в качестве стороны договора транспортных организации. Субъектный состав договорного правоотношения — это лишь один из критериев , позволяющих выделить транспортные договоры из системы договорных обязательств, направленных на возмездное оказание услуг. Причем в качестве субъектов транспортных договоров должны рассматриваться не транспортные организации, а перевозчики, фрахтователи. грузоотправители (грузополучатели) и пассажиры. Наличие одного из перечисленных субъектов в договорном правоотношении позволяет отнести такое правоотношение к разряду транспортных договоров. Особо следует обратить внимание на то. что наименование каждого из перечисленных субъектов характеризует его как сторону правоотношения по транспортировке, осуществляемой на возмездной основе. Без участия в договорном обязательстве хотя бы одного из обозначенных субъектов нельзя вести речь о транспортировке пассажира или иных материальных объектов.

В этой связи представляется логичным назвать второй критерий, являющийся системообразующим для категории транспортных договоров. Это направленность транспортных договорных обязательств . Договоры перевозки, буксировки и транспортной экспедиции направлены на перемещение пассажиров или материальных объектов в пространстве либо на обеспечение этого перемещения. Такое перемещение должно обладать двумя обязательными признаками: 1) производиться с помощью транспортных средств: 2) осуществляться на возмездной основе.

под транспортными договорами следует понимать такие соглашения сторон, согласно которым одна сторона обязуется оказать услуги, направленные на обеспечение или осуществление транспортировки материальных объектов из одного пункта в другой, а другая сторона обязуется уплатить за оказанные услуги установленную плату.

Что касается определения Г.П. Савичева, то в целом с ним можно согласиться, сделав при этом три оговорки. Во-первых, субъектом, обязанным предоставить услуги, может быть не только перевозчик или эксплуатант, но и экспедитор. Во-вторых, транспортное обязательство может содержать одновременно и юридические, и фактические действия. В-третьих, приведенное определение не охватывает собственно услуг по перемещению материальных ценностей в пространстве. Речь идет лишь об услугах, связанных с перевозкой.

В обозначенной нами системе транспортных договоров можно выделить подсистему договоров перевозки , которая включает в себя реальный договор перевозки груза, договор о подаче транспортных средств к перевозке и предъявлении груза к перевозке, договор перевозки пассажира, договор фрахтования, договор об организации перевозок, договоры между транспортными организациями.

Реальный договор перевозки грузов может осуществляться буксиром, т.е. путем тяги или толкания вверенного перевозчику буксируемого объекта с грузом, либо с использованием только собственного транспортного средства.

К договорам об организации перевозок относятся договоры на подачу и уборку вагонов и договоры на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей.

Система транспортных договоров

Система транспортных договоров включает в себя три группы договоров: договоры об организации перевозок, договоры перевозки грузов, вспомогательные транспортные договоры. Эта группа транспортных договоров способствует функционированию транспортной системы* государства, призванной обеспечить народное хозяйство перевозками грузов. Каждая из трех групп транспортных договоров выполняет самостоятельные задачи в процессе организации и осуществления перевозок.

Договоры об организации перевозок заключаются на четырех видах общественного транспорта: автомобильном, воздушном, морском и речном. Содержание таких договоров, их особенности применительно к каждому из названных видов транспорта определены ст. 36 УАТ, ст. 85 ВК, ст. 107 КТМ и ст. 60 УВВТ. Устав железных дорог не содержит норм о договоре, об организации перевозок.

Договор об организации перевозок носит долгосрочный (как правило, годовой) характер и заключается при наличии устойчивых хозяйственных связей между сторонами, вызванных необходимостью осуществления систематических перевозок.

Он дает возможность согласования условий, которые не предусмотрены транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в их развитие правилами. Например, по соглашению сторон в договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки.

Договоры об организации перевозок являются консенсуальными. Их содержание составляют права и обязанности сторон, касающиеся организации предстоящей перевозки грузов. Они относятся к группе организационных гражданско-правовых договоров, определяющих не условия товарообмена сторон, а организацию их взаимоотношений на будущее время.

Транспортная система объединяет не только железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и речной транспорт, но и специализированные виды транспорта. К ним относятся магистральные трубопроводы, эксплуатация которых признается транспортной деятельностью (газопроводы, нефтепроводы).

Договором об организации перевозок на автомобильном транспорте является годовой договор, в соответствии с которым автотранспортное предприятие обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. При заключении такого договора стороны, кроме того, определяют порядок расчетов, рациональные маршруты и схемы грузопотоков.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Еще по теме:

  • 113 ук рф умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное в состоянии внезапно […]
  • Подследственность ст 292 ук рф Подследственность Следственного комитета Российской Федерации Предварительное следствие следователями Следственного комитета Российской Федерации производится согласно подследственности, […]
  • Закон о страховании имущества юридических лиц Как осуществляется страхование имущества юридических лиц? Страхование имущества государственных и частных предприятий является одним из крупнейших сегментов страхового рынка – имеет около […]
  • Период за который можно взыскать алименты Можно ли взыскать алименты за прошлые годы? С женой разведены, сын 16 лет живет со мной, дочь 10 лет с матерью. Может ли жена подать на алименты, и взыскать за прошлые годы, с обоих детей? […]
  • Статья 107 ук рф судебная практика Приговор суда по ч. 1 ст. 107 УК РФ | Судебная практика П Р И Г О В О РИменем Российской Федерации 23 января 2016 года г. МоскваГоловинский районный суд г.Москвы в составе […]
  • Работа за компьютером тк рф Перерывы при работе за компьютером Обновление: 13 июля 2016 г. Спецификой работы за компьютером является длительное пребывание работника в одной позе – сидя у монитора. Этот фактор, наряду […]