Правовая защита молодой семьи

Название книги

Комплексная поддержка молодой семьи: учебное пособие

Рожков Михаил Иосифович

Коряковцева Ольга Алексеевна

3. Государственно-правовые основы комплексной поддержки молодой семьи

Вопросы правового обеспечения комплексной поддержки молодой семьи в России весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семьи и детей.

В 1992–1997 гг. произошли количественные и качественные изменения в становлении системы социального обслуживания, в разработке и практике применения современных нормативных правовых актов, регулирующих социальное обслуживание. Тем не менее значение вопросов правового регулирования работы с молодой семьей не только не уменьшилось, но и возросло. В силу объективной необходимости встал вопрос о разработке проектов федерального закона «О социальном обслуживании семьи и детей» и других законодательных актов.

Утвержденные вначале правительством Российской Федерации, а затем указом президента федеральные целевые программы «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997–1998 гг. предусматривают дальнейшую разработку правового обеспечения организации функционирования и развития системы учреждений социального обслуживания семьи и детей.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и обязательства государственной поддержки граждан. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.

Право в виде законов и подзаконных актов имеет общее социальное значение для становления системы работы с молодежью и играет обеспечительно-организационную роль в функционировании молодежных служб:

• во-первых, в обеспечении социальных гарантий, развитии социального обслуживания от минимальной необходимости к оптимальной достаточности;

• во-вторых, в воспроизводстве различных социальных услуг, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей молодых семей;

• в-третьих, в регламентации технологий работы с молодой семьей, видов и форм предоставления социальных услуг;

• в-четвертых, в определении основополагающих принципов организации обратной связи и обмена информации внутри системы работы с молодежью.

Правовое обеспечение имеет большое значение как для создания и развития организационно-управленческих систем поддержки молодых семей, так и для обеспечения гарантий качественного обслуживания клиентов молодежных служб, высокого качества социальной работы в целом.

Основные признаки правового обеспечения можно сгруппировать в пять блоков:

• согласованный единый комплекс федеральных законов, касающихся социального обслуживания населения в целом и молодой семьи в частности;

• правовые акты субъектов Российской Федерации, выражающие нормы правообеспечения поддержки молодых семей;

• подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системами и подсистемами работы с молодежью;

• нормативная регламентация деятельности отдельных учреждений и категорий специалистов молодежных служб;

• определенный уровень правосознания населения и работников социальных служб.

Государственным органам управления в субъектах Российской Федерации чрезвычайно важно учитывать, что правовое обеспечение социальной поддержки молодых семей должно представлять собой, с одной стороны, комплекс средств правового воздействия на общественные отношения в регионе, а с другой – упорядоченную совокупность правовых норм на уровне субъекта Российской Федерации, регламентирующих прежде всего систему управления социальным обслуживанием молодежи и обеспечивающих упорядоченность деятельности молодежных служб, а в конечном счете, гарантирующих право молодых семей на получение высококачественных социальных услуг.

При всем многообразии подходов к управлению социальными службами работы с молодежью в их основе должны лежать нормативно-правовые акты, которые обеспечивают законность принятия решений, согласованность всех звеньев системы социального обслуживания, а значит, ее упорядоченность и организованность. Нарушение юридических норм ведет к рассогласованию организационного механизма и увеличению ресурсных затрат, необходимых для получения запланированных результатов.

В период становления системы социальной поддержки молодых семей отступление от юридических норм особенно недопустимо, поскольку оно, как правило, ведет к рассогласованию деятельности комплекса учреждений на одной территории и дезорганизации в целом по стране, так как нормативно-правовая регламентация на федеральном уровне обладает большей силой по сравнению с аналогичными актами субъектов Российской Федерации и направлена на обеспечение единого правового поля социального обслуживания населения в стране.

Нормативно-правовые основы комплексной поддержки молодой семьи отражают три уровня правовой системы : международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации (схема 2).

Международные нормативно-правовые документы законодательной базы государственной молодежной политики.

1. Всеобщая декларация прав человека.

2. Декларация прав ребенка.

3. Конвенция о правах ребенка.

4. Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей.

Федеральные нормативно-правовые документы законодательной и программной базы государственной молодежной политики.

1. Конституция РФ.

2. Кодексы РФ (гражданский, трудовой, семейный).

3. Федеральная программа патриотического воспитания молодежи.

4. Федеральная программа содействия занятости населения.

5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.07.2007) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 22.04.2005) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят ГД ФС РФ 21.05.1999).

7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 ФЗ (ред. от 21.07.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003).

8. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (принят ГД ФС РФ 26.05.1995).

9. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 (ред. от 11.08.2007) «О федеральной целевой программе “Жилище” на 2002–2010 годы».

Схема 2 Уровни правового регулирования вопросов поддержки молодой семьи

Вопросы 1. Какие уровни нормативно-правового обеспечения поддержки молодых семей в РФ вы можете назвать?2. В чем состоит значение Конституции РФ в деле оказания поддержки молодым семьям?3. Какие документы, принятые в вашем регионе и направленные на поддержку семьи, материнства и детства, вы знаете?Задания для самостоятельной работы1. Ознакомьтесь с содержанием Семейного кодекса Российской Федерации. Проанализируйте его общие положения. Выпишите в тетрадь его разделы и составляющие их главы.2. Выпишите номера и названия статей, касающихся прав ребенка.3. Перечислите формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены данным кодексом.4. Проанализируйте приведенную ситуацию и найдите решение на основании Семейного кодекса:Несовершеннолетняя мать оставила ребенка в родильном отделении, не написав при этом официального отказа.1) Какие организации в этом случае должны принять участие в судьбе ребенка?2) Может ли этот ребенок быть усыновлен? Если да, то на каких условиях?3) Как регулируются личные имущественные права усыновленного ребенка?

Поддержка молодых семей

Программы поддержки и защиты молодых семей

1. Размер выплат

  • 29 839 руб. 00 коп. — при рождении первого ребенка;
  • 39 788 руб. 00 коп. — при рождении второго ребенка;
  • 49 733 руб.00 коп. — при рождении третьего и последующих детей.

Жительницы Санкт-Петербурга в феврале подали первые заявления на единовременную выплату в размере 50 тысяч рублей.
Напомним, что единовременная выплата за рождение первого ребенка молодой мамой (от 20 до 24 лет включительно) была введена правительством Санкт-Петербурга с 1 января 2018 года.

На получение средств из бюджета имеют право все жительницы Санкт-Петербурга установленного возраста, родившие первого ребенка с 1 января 2018 года, вне зависимости от семейного положения, уровня дохода и др.

2. Компенсация затрат на содержание детей в государственных образовательных учреждениях (детского сада)

На первого ребенка государство компенсирует 20% от общей стоимости всех затрат. 50 % на второго ребенка, и 70% — на третьего.

3. Городские выплаты

• ежемесячное пособие на детей до 16 лет при условии, что среднемесячный доход семьи ниже допустимой нормы. При этом выплата пособия может быть продлена до окончания обучения ребенка в школе или в другом среднеобразовательном учреждении. Но не может продолжаться после достижения ребенком 18-летнего возраста.

• повышенная выплата на одного ребенка для матерей или отцов одиночек.

• ежемесячная компенсация государством затрат семьи, связанных с ростом стоимости продуктов питания.

• льготы и натуральная помощь предоставляются семьям, состоящим из студентов. Им предоставляется бесплатное посещение детьми дошкольных образовательных учреждений. Новорожденным в родильных домах дают бесплатно комплекты детского белья.

• молодым семьям с детьми до 2 лет бесплатно предоставляются продукты молочного детского питания, а также молочных смесей.

• бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей в возрасте до трех лет. В случае хронических заболеваний, которые входят в перечень, утвержденный Правительством Москвы, бесплатное лечение и обеспечение лекарствами может быть продлено до 15 лет.

• бесплатный проезд во всех видах городского пассажирского транспорта за исключением такси до достижения детьми 7-летнего возраста.

• бесплатное посещение таких государственных учреждений как музеи, выставочные залы, зоопарки, парки культуры и отдыха.

4. Жилищные программы для молодых семей — «Молодежи — доступное жилье»

Программа ориентирована на граждан, проживающих в Санкт-Петербурге и стоящих в городской очереди на жилье.

• молодые граждане в возрасте от 18 до 35 лет;

• одинокие родители или семьи, в которых хотя бы один из супругов не достиг 35-летия.

Желающие стать участниками программы, могут выбрать один из видов государственного содействия:

• получение социальной выплаты- субсидии;

• получение беспроцентной рассрочки на покупку жилья; получение целевого жилищного займа для покупки жилья.

5. Программа — «Материнский капитал»

Семьям с детьми Пенсионный фонд выдает государственные сертификаты в размере 453026 руб. в 2017 году. Эту сумму полностью или по частям можно направить по нескольким разрешенных законом направлений, среди которых — улучшение жилищных условий (приобретение или строительство жилья).

Финансирование этой программы в законе о бюджете сейчас осуществляется в виде следующей системы:

название госпрограммы — Социальная поддержка граждан (действует на период 2013-2020 гг.);

подпрограмма № 3 — Совершенствование социальной поддержки семьи и детей;

основное мероприятие 3.8 — Предоставление материнского (семейного) капитала.

6. Программа жилищная

ФЦП «Жилище» и программа «Молодая семья» на 2015-2020 годы

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» — одна из наиболее долгоживущих и имеет очень длительную историю. Всего действовало несколько ее редакций:

на 2002-2010 годы — завершена;

на 2011-2015 годы — пришла на замену завершенной;

на 2015-2020 годы — принята и продлена в новой редакции от 25 августа 2015 г. № 889.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», в соответствии с которой государство субсидирует гражданам приобретение жилья в размере не менее 30 или 35% от его стоимости, присутствовала в составе ФЦП «Жилище» с самой первой ее редакции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. № 638.

общие федеральные правила, утвержденные Правительством РФ;

7. Программа ЖРС

«Жилье для российской семьи» на 2014-2017 годы

Постановлением Правительства от 15.04.2014 г. № 323 Дмитрий Медведев утвердил жилищную госпрограмму, в составе которой на период 2014-2017 годов запланирована реализация новой программы «Жилье для российской семьи» (ЖРС).

Ниже приводятся особенности новой программы и ее отличие от «Молодой семьи»:

программа нацелена на обеспечение семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, квартирами эконом-класса стоимостью до 80% от средней рыночной цены на недвижимость в новостройках региона, которую семьи будут должны оплатить самостоятельно;

новое экономичное жилье должно быть построено и введено в эксплуатацию застройщиками до конца 2017 года (всего не менее 25 млн. кв. метра квартир по всей стране) на специальных условиях программы;

Правительство субсидирует застройщикам цену на жилье, прошедшим конкурс и утвержденным Минстроем РФ в качестве участников программы, до его рыночной стоимости.

Финансирование программы «Жилье для российской семьи» на период 2014-2017 годов осуществляется по следующей системе:

название госпрограммы — Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации (на 2013 — 2020 годы);

подпрограмма № 1 — Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России;

основное мероприятие 1.8 — реализация программы «Жилье для российской семьи».

8. По приобретению автомобиля

Молодые семьи попадают под действие программы льготного авто кредитования: Они могут оформить кредит на покупку авто на сумму до 1 450 000 рублей, сроком на 3 года. 2/3 ставки оплачивает государство. Действует только при покупке автомобиля у официальных представителей производителя, причём и на отечественные, так и зарубежные модели. Если в семье воспитывается 2 и более ребёнка младше 18 лет, такой покупатель получает 10%-ю скидку на авто. Предварительный взнос равен 20% от цены автомобиля.

Социальная защита молодой семьи в современной России

В современных социально-экономических условиях молодая семья выступает наиболее уязвимой категорией населения Российской Федерации. Она сталкивается с целым рядом проблем, которые осложняют и ухудшают ее жизнедеятельность. Такие семьи наиболее рискуют оказаться за чертой бедности, так как социальные программы, распространяемые на данную категорию семей, в общем, не велики. Молодым семьям приходится рассчитывать на свои собственные силы и на помощь государства.

Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, физическую, социальную безопасность условия для социализации детей, молодежи, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими чувство радости и горести [1].

Слово «Семья» несмотря на столь привычность понятия, является многогранным и с научной точки зрения, однозначное его определение затруднительно.

Следует разобраться какое же понятие столь точно и близко может охарактеризовать семью, как полноценную ячейку современного общества.

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова под семьей подразумевается группа живущих вместе близких родственников.

По определению А.Г. Харчева «Семья» это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, дети и другие близкие родственники) на современном ведении общественного хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Тырнова Н.А. определяет молодую семью как субъект воспроизводства населения и объект социальной политики – это супруги активного репродуктивного возраста (до 28 лет), проживающие совместно с момента фактического образования супружеского союза не менее двух лет, с родственниками или без них, с любыми ориентация на детность [4].

Если же рассматривать понятие семьи с юридической точки зрения семья – это группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности. Отношения между членами семьи регулируются нормами семейного права, они называются семейно-правовые и базируются на конституционных нормах.

Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми мать или отец, которого не достигли 30-летнего возраста.

Государственное регулирование социальной защиты молодых семей – это комплексная система взаимодействия различных ведомств, государственных структур, социальных компонентов, которые выполняют деятельность по укреплению семьи как социального института.

Для наглядности выделим следующие проблемы молодых семей, требующие помощи со стороны государства:

Материальные проблемы, – с которыми сталкиваются молодые семьи имеют двоякий характер. С одной стороны супруги имеют реальные финансовые трудности – часто молодые люди еще продолжают учиться, возможности устроиться на высокооплачиваемую работу нет, с рождением ребенка увеличиваются денежные траты и уменьшается доход, в связи с отпуском по уходу за ребенком. Большинство семей имеет одного ребенка, а желание завести второго сковывается боязнью финансовой нестабильности. С другой стороны, многие современные люди имеют завышенные финансовые притязания, диктуемые современным обществом, навязываемым рекламой и средствами массовой информации образом жизни потребительских стандартов.

Жилищная проблема – наиболее острая проблема становления ячейки общества. Цены на недвижимость растут с каждым годом, в связи с чем молодая семья вынуждена снимать временное жилье, что не приносит супругам никакой выгоды и пользы. Квартирный вопрос притягивает и другие конфликты недопонимание между супругами, неудовлетворенность браком. Здесь становится вопрос в планировании своего будущего — возможности рождения детей, у многих этот вопрос уходит на дальний план в ожидании «лучших времен»

Достаточно часто единственным выходом из сложившейся ситуации молодые люди видят – развод.

Проблема трудоустройства – низкая заработная плата и доход, общая материальная необеспеченность. Является немаловажной, так как именно от того как устроятся представители молодой семьи, будет зависеть благополучие их жизни. Неудовлетворенность заработком иногда влечет за собой желание легкого зарабатывания денег, которые могут быть не всегда законными, а также возможность переезда в другой город или даже страну, что весьма не положительно сказывается на взаимоотношениях между супругами.

Психологические проблемы – построение взаимоотношений молодой семьи в современном обществе происходит без основания на какие-либо законы, науку, учения. В начале семейной жизни у супругов происходит формирование стереотипов общения, принятие системы ценности партнера. Молодые люди неосознанно стремятся найти такой тип взаимоотношений, который в будущем удовлетворял бы их обоих.

Медицинские проблемы – несмотря на то что, государство ведет активную работу, в данной области существуют свои недочеты. Всем известно, что болеть в наше время дорого. Так как стоимость медицинских анализов и лекарств является весьма высокой и порой молодые люди пытаются самостоятельно лечится или вовсе не лечится, что позже может иметь плачевные результаты. Молодая семья ассоциируется, прежде всего, с появлением на свет детей, что требует огромных затрат, так как в нашей стране имеется жалкий перечень бесплатных медицинских услуг

Отметим тот факт, что после Указа Президента РФ от 14 мая 1996 г. №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» впервые в Российской Федерации государственная семейная политика получила государственный статус и официальное определение.

В настоящее время государство ведет активную политику в области социальной защиты молодых семей, в основном касаемо жилищных вопросов. В частности, существуют программы федерального уровня, направленные на стабилизацию социальных вопросов у молодых семей. К таким программам можно отнести:

  • «Молодая семья». Эта программа была разработана в 2010 году. Она подразумевает государственную поддержку в виде 30% субсидии при покупке квартиры семьей. Для реализации федеральной программы разработаны региональные подпрограммы «Молодая семья».
  • «Жилище». Федеральная программа, нацеленная на то, чтобы в России сформировался рынок жилья эконом-класса, был устранен недостаток комфортного жилья и повысилось качество жилищного фонда. Данная программа реализует национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам РФ».
  • «Обеспечение жильем молодых семей». Данная программа является частью федеральной программы жилище. Она позволяет семейным парам получить льготы на приобретение комфортного жилья (не обязательно квартир; в рамках данной программы можно построить дом, погасить жилищный кредит, внести взнос в жилищно-строительный или жилищно-накопительный кооператив). Субсидия от государства составляет от 30% до 35%.
  • «Губернаторская программа». Например, в Новосибирске с 2011 года действует губернаторская программа «Молодая семья». Она позволяет покупать жилье в новостройках по льготной цене. Субсидия от области составляет 30-35% от стоимости квартиры [3].

Помощь семьям от государства будет оказана лишь в том случае, если будут соблюдены следующие условия:

  • Каждый из супругов не должен быть старше 35 лет (по действующим правилам «молодой семьей», имеющей право на господдержку, считаются супруги, возраст которых не превышает 35 лет);
  • Семья должна иметь статус нуждающейся в улучшении жилищных условий;
  • У семьи должен быть постоянный доход, чтобы оплачивать ипотеку, либо купить собственную квартиру;
  • В семье должен быть хотя бы один ребенок, хотя данное условие необходимо не для всех программ;

Немаловажным так же является нормативно-правовая база. Перечислим следующие нормативно-правовые документы, регулирующие права молодой семьи:

-Жилищный кодекс РФ;

-Федеральная программа Жилище на 2015-2020гг.;

Конституционно-правовые основы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации Лазарева Елена Витальевна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Лазарева Елена Витальевна. Конституционно-правовые основы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.02 / Лазарева Елена Витальевна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2010.- 240 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/658

Содержание к диссертации

Глава 1. Конституционно-правовое регулирование социальной защиты молодых семей

1.1. Конституционно-правовое положение молодых семей: общая характеристика 17

1.2. Социальная защита и социальное обеспечение как конституционно-правовые категории 43

1.3. Опыт зарубежных стран в области социальной защиты молодых семей конституционный аспект 64

1.4. Правовое регулирование социальной защиты молодых семей в Российской Федерации через призму реализации государственных программ (при* оритетных национальных проектов) 85

Глава 2. Конституционно-правовой механизм социальной защиты молодых семей в Российской Федерации

2.1. Конституционно-правовые гарантии в области социальной защиты молодых семей в Российской Федерации 108

2.2. Государственное регулирование социальной защиты молодых семей в Российской Федерации 128

2.3. Социальная защита молодых семей в Российской Федерации в рамках реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов): региональный опыт 150

2.4. Актуальные проблемы и пути совершенствования законодательства в сфере социальной защиты молодых семей в Российской Федерации 177

Библиографический список 201

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Защита государством семьи, материнства и детства, провозглашенная в ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, носит комплексный социально-экономический и правовой характер и осуществляется путем принятия государством самых разнообразных мер в данном направлении. Установление на конституционном уровне принципа государственной охраны, поддержки и защиты семьи означает, безусловно, правовую охрану, поддержку и защиту всех категорий семей, из которых состоит общество. А это значит, что данные положения напрямую касаются исследуемой категории — молодых семей.

Конституционно-правовое положение молодой семьи проявляется в содержании правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законодательных актах, конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, международных правовых актах, регулирующих и охраняющих общественные отношения по поводу семьи.

В Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был сделан акцент на то, что по-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на непрерывное обновление, на постоянные эволюционные преобразования социальных практик, демократических институтов, представлений о будущем, оценок настоящего, на постепенные, но необратимые перемены в различных областях, на неуклонное повышение качества жизни 1 . Цель любого государства -повышение качества жизни населения. Воспроизводящая ячейка общества — это семья, поэтому тема качества жизни молодой семьи исключительно современна и своевременна. О молодой семье общество и государство должны проявлять особую заботу, ведь именно с этим типом семьи связано улучшение демографической ситуации в современной России.

1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. 13 нояб.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно серьезная проблема дальнейшего развития государственной поддержки семьи, в том числе и молодой семьи. В России на современном этапе именно от государства зависят успешное проведение реформ в социально-экономической сфере и реализация приоритетных национальных проектов, которые с 2009 г. приняли статус государственных программ. Предпринимаемые меры должны иметь прямое отношение к повышению качества жизни населения в целом и молодой семьи в частности.

Приоритетные национальные проекты, трансформированные в государственные программы, — это реализация конституционных целей и задач в социальной сфере (ст. 7, 37-43 Конституции Российской Федерации). Необходимо отметить, что существует тесная связь между конституционными нормами и национальными проектами, поскольку конституционный принцип высшей ценности человека, его прав и свобод обеспечивается принятой концепцией, согласно которой основные инновационные вложения должны совершаться для человека и его блага.

В современной России, как никогда ранее, актуальна проблема социализации молодых семей. Не секрет, что именно молодая семья находится в затруднительном положении по многим причинам как экономического, так и (по большей части) именно социально-правового характера. Одним из условий успешного функционирования молодой семьи является развитие сферы социальной защиты данной категории. Поэтому Конституция Российской Федерации будучи Основным Законом должна закреплять данный принцип па самом высоком законодательном уровне. Обязанность социально защищать молодые семьи предусматривает активную деятельность самого государства. В этой связи требуется более детальная проработка вопросов государственного регулирования социальной защиты молодых семей в Российской Федерации.

Проявление многоуровневой защиты семьи государством подчёркивает взаимосвязь социальных процессов, а также подтверждает тезис о том, что со-

циальная защита молодых семей может рассматриваться как один из реальных механизмов действия конституционного принципа социальной защиты семьи государством.

Эти и другие обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость диссертационного исследования, определяют необходимость изучения широкого круга источников с целью выработки эффективных научно-практических предложений и рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в сфере социальной защиты молодых семей в Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы. Изучение конституционно-правовых основ социальной защиты молодых семей представляет собой одно из неразработанных и малоисследованных направлений в отечественной юридической науке, в частности, в конституционном праве. Актуальность проблем, связанных с социальной защитой молодых семьей в Российской Федерации, несомненна, и наука конституционного права должна выработать и предложить пути их разрешения.

В отечественной юридической науке вопросы правового положения молодой семьи до недавнего времени разрабатывались только в рамках отраслевых дисциплин. Системного анализа конституционно-правовых основ социальной защиты рассматриваемой категории не проводилось. Если данная тема и исследовалась, то в большинстве случаев лишь фрагментарно, освещались частные вопросы, в основном в учебной литературе и отдельных научных статьях. К примеру, в российском законодательстве до сих пор не существует общепризнанного определения «молодая семья». Дискуссионными остаются и вопросы содержания правовых категорий «социальная защита» и «социальное обеспечение». Процессы, которые происходят в сфере государственного регулирования социальной защиты молодых семей, недостаточно исследованы. К сожалению, несмотря на высокую актуальность рассматриваемой проблемы, в

6 настоящее время число теоретических и практических исследований в этой области остается низким.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения в сфере конституционного регулирования вопросов социальной защиты семей в Российской Федерации, в том числе и молодых семей.

Предметом диссертационного исследования послужили законодательные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, международные нормативные правовые акты, практика регулирования и реализации социальной защиты молодых семей в Российской Федерации.

В диссертации решена научная задача исследования конституционно-правовых основ социальной защиты молодых семей в Российской Федерации и практика их реализации.

Цель исследования состоит в раскрытии содержания конституционно-правовых основ социальной защиты молодых семей в Российской Федерации, выявлении актуальных проблем в данной сфере, а также обосновании предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства в исследуемой сфере.

Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:

выявить существенные признаки и особенности правового положения молодой семьи;

провести анализ правовых категорий «социальная защита» и «социальное обеспечение»;

исследовать конституционное законодательство зарубежных стран в области социальной защиты молодых семей;

провести системный анализ правового регулирования социальной защиты молодых семей в Российской Федерации через призму реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов);

обозначить конституционно-правовые гарантии социальной защиты молодых семей в Российской Федерации;

определить структуру и основные функции органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления в сфере социальной защиты молодых семей;

рассмотреть виды социальной защиты молодых семей в Российской Федерации в рамках реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов) путем изучения регионального опыта;

предложить основные направления совершенствования законодательства в сфере социальной защиты молодых семей в Российской Федерации.

Методологическая основа диссертации. В процессе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы. Общенаучным методом исследования стал диалектический метод, предполагающий изучение правовых отношений с точки зрения законов диалектики, позволяющий понять сущность социального государства, его политику и феномен социальной защиты такой категории, как «молодая семья». Системный метод позволил применить комплексный подход к анализу конституционно-правовых основ социальной защиты молодых семей, вопросов формирования федерального законодательства в исследуемой сфере и законодательства субъектов Российской Федерации. Исторический метод познания обусловил необходимость обращения к недействующим нормативным правовым актам и проведения анализа нормативных правовых документов различных исторических периодов. Анализируя существующее законодательство и практику его применения, автор применял частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический. С помощью формально-юридического метода проанализирован и обобщен обширный правовой материал, дано авторское определение специальных понятий и терминов, их интерпретация, например, таких как «молодая семья», «социальная защита», «социальное обеспечение» и др. Сравнительно-правовой метод дал возможность диссертанту провести анализ норм конституций, начиная с первого Основного Закона РСФСР, принятого в 1918 г. В рамках данного исследования предпринят сравнительно-правовой анализ конституций

зарубежных государств. Статистический метод позволил использовать и обобщить данные, содержащиеся в статистических сборниках, публикациях, докладах государственных органов, на официальных сайтах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и др.

Применение этих методов в совокупности дало возможность диссертанту проанализировать конституционные нормы, закрепляющие основы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации, раскрыть предмет диссертационного исследования и разнообразными способами решить поставленные задачи, а также выявить актуальные проблемы и предложить пути совершенствования законодательства в исследуемой сфере.

Теоретическую основу исследования составили труды правоведов, философов, историков, политологов, социологов и представителей других наук.

В процессе диссертационного исследования при выработке обобщений, выводов и рекомендаций диссертантом использовались труды ученых в области общей теории государства и права: М.В. Баглая, М.И. Байтина, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Н.И. Матузова, А.В. Малько, А.С. Мордовца и др.

Раскрыть тему исследования было бы невозможно без анализа конститу
ционных норм, уяснения сущности Конституции Российской Федерации и ме
ханизма ее реализации. В этом диссертанту неоценимую помощь оказали рабо
ты ученых в области конституционного права: С.А. Авакьяна,
А.С. Автономова, Н.С. Бондаря, В.В. Гошуляка, В.Д. Зорькина, В.Т. Кабышева,
Е.И. Козловой, Г.Н. Комковой, О.Е. Кутафина, Л.В. Лазарева, В.О. Лучина,
Г.Б. Романовского, О.А. Снежко, К.Б. Толкачева, И.Е. Фарбера,

Т.Я. Хабриевой, B.C. Хижняк, В.Е. Чиркина, В.М. Чихквадзе, Е.С. Шугриной, Т.А. Шумиловой, Б.С. Эбзеева.

Специфика предмета исследования потребовала обращения к трудам уе-ных в области семейного права: М.В. Антокольской, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой; в области права социального обеспечения -Н.В. Апросичевой, К.Н. Гусова, Е.А. Исайчевой, М.И. Либоракиной,

В.Ш. Шайхатдинова; в области социологии: Н.А. Волгина, Э. Дюркгейма, В.Н. Лавриненко, Л.П. Храпылиной, Е.М. Черняк и др.

Анализируя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты семьи и молодой семьи в частности, диссертант обращался к работам ученых-административистов: С.Н. Братановского, П.П. Сергуна, СЕ. Чаянова, К.В. Черкасова.

Кроме того, автором настоящего исследования изучались вопросы социальной защиты населения, которые рассматривались в работах (в том числе и диссертационных) Е.П. Агапова, П.П. Глущенко, Т.С. Дымнич, Б.С. Ибраевой, А.В. Крестова, М.И. Либоракиной, Е.А. Морозовой, В.Г. Попова, О.А. Снежко, СВ. Солосина, СД. Соловьевой, В.П. Юдина, С.А. Юшковой и др.

Вопросы развития конституционных основ социальной защиты населения исследовались в следующих диссертационных работах: Б.С. Ибраева «Конституционно-правовые основы организации и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации» (М., 2007) — проводится комплексный анализ развития механизма реализации конституционно-правовых основ развития системы управления социальной защитой населения; Е.В. Аристов «Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации: Конституционное исследование» (М., 2005) — раскрывается конституционно-правовая природа социальных прав, а также проблемы реализации и защиты основных социальных прав; У.А. Стартова «Конституционные основы социального государства в Российской Федерации» — проводится комплексное исследование конституционных основ и сущности социального государства (Саратов, 2004); СВ. Солосин «Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации» (Казань, 2002) — анализируется сущность правового феномена «социальная защита», его конституционно-правовые основы, рассматривается указанный феномен как институт права; О.А. Снежко «Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации» (Саратов, 1999) — исследуются сущность и

содержание государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, механизм и гарантии государственной защиты.

Работы названных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, однако в них рассматриваются вопросы развития конституционных основ социальной защиты населения в целом. В представленном диссертационном исследовании анализируются конституционно-правовые основы социальной защиты молодых семей в Российской Федерации как элемента политики социального государства с позиций конституционного права и правоприменительной практики. Такой подход позволил выявить актуальные проблемы и пути совершенствования законодательства в исследуемой сфере.

При всем многообразии исследований в области социальной защиты населения или граждан следует отметить, что в науке конституционного права отсутствуют работы, специально посвященные изучению конституционно-правовых основ социальной защиты молодых семей. Несмотря на очевидную важность их научного осмысления, степень разработанности данной проблемы на сегодняшний день остается явно недостаточной.

Нормативную базу исследования составили: Конституция РСФСР 1918 г., Конституция СССР 1924 г., Конституция СССР 1936 г., Конституция СССР 1977 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законодательные акты, законы (уставы) субъектов Российской Федерации, конституции ряда зарубежных государств, международные правовые акты. Кроме этого, исследовались отдельные решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, некоторые государственные программы.

Эмпирическую основу исследования составили: законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие социальную защиту молодых семей; правоприменительная практика Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; статистические данные, приводимые в официальных изданиях, работах российских и зарубеж-

11 ных ученых; региональный опыт реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов); доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также информация сети Интернет, затрагивающая различные аспекты исследуемой проблематики.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что это первая работа, посвященная комплексному и всестороннему исследованию социальной защиты молодых семей в Российской Федерации в рамках конституционно-правового регулирования с учетом зарубежного опыта и международных стандартов. Автором проведен анализ правовых категорий и выявлены особенности конституционно-правового регулирования в сфере социальной защиты молодых семей в Российской Федерации в ходе реализации в России государственных программ (приоритетных национальных проектов), напрямую касающихся исследуемой категории. Соответственно при проведении диссертационного исследования были рассмотрены виды социальной защиты молодых семей в Российской Федерации в рамках реализации государственных программ (приоритетных национальных проектов) с учетом анализа опыта субъектов Российской Федерации. Элементы новизны проявились и в самом подходе к исследованию, выявлении проблем, а также в предлагаемых решениях ряда конкретных вопросов, что нашло выражение в следующих основных положениях и выводах, выносимых на защиту:

Отмечается, что социальная политика является неотъемлемой частью государственной политики и находит свое выражение в стратегии, направленной на создание благоприятных условий жизни и развития человека, и охватывает такие важные сферы государственного регулирования, как: образование, здравоохранение, жилище, труд и социальное обеспечение. Наличие в государстве целостной социальной политики служит определяющим фактором самого социального государства.

Предлагается на законодательном уровне принять следующее определение понятия «молодая семья»: «Молодой семьей считается семья с детьми, в

которой оба супруга (в случае неполной семьи — мать или,отец) не достигли 35-летнего возраста, а также семья без детей, в которой оба супруга не достигли 35-летнего возраста и состоят в зарегистрированном браке не менее трех лет.

Все члены молодой семьи должны быть гражданами Российской Федерации и

постоянно проживать на территории Российской Федерации». Исходя из этого, следует внести коррективы в существующие программы как на федеральном, так и региональном уровнях, касающиеся предоставления льгот молодым семьям.

В действующем законодательстве не проводится четкого разграничения понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», в работе предлагаются следующие их определения:

Социальное обеспечение — это установленная, контролируемая и гарантированная государством система поддержки за счет средств государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов, осуществляемая путем предоставления определенной категории граждан и семей материальных благ в целях выравнивания их индивидуальных доходов в случаях наступления социальных рисков при помощи средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых государством и обществом для полноценного развития их социального статуса.

Социальная защита — это система гарантированных государством экономических, социальных, правовых и организационных мер, реализуемая путем деятельности соответствующих органов, уполномоченных государством на создание надлежащих условий, обеспечивающих соблюдение базовых социальных прав в целях достижения социально приемлемого уровня жизни и свободного развития граждан и семей.

3. Отмечается, что исходя из положений Конституции Российской Федерации, социальная защита в Российской Федерации обладает единством целей совместно с политикой, проводимой социальным государством, поскольку со-

циальная защита включает в себя комплекс мер, непрерывно связанных с существованием самого социального государства.

Обосновывается предложение о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в части целенаправленного использования материнского капитала — предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго или последующего ребенка, права на дополнительные меры государственной поддержки в виде возможности предоставления материнского (семейного) капитала в сумме, установленной законом и проиндексированной с учетом уровня инфляции по достижении ребенком трех лет, на получение медицинских услуг матери и ребенка, на приобретение жилья, получение образования.

Отмечается, что многие отрасли законодательства России включают нормативные правовые акты, регламентирующие гарантии социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и молодых семей. При этом нередко отсутствует внутреннее единство таких норм. В связи с этим предлагается объединить данные нормативные акты в единый кодифицированный акт, например — Социальный кодекс Российской Федерации.

Предлагается структуру права на социальную защиту молодой семьи в Российской Федерации, согласно нормам Конституции Российской Федерации, представить следующим образом:

право на материальную поддержку молодой семьи (различные семейные пособия при рождении (усыновлении) ребенка; при рождении (усыновлении) второго и последующих детей и т. д.);

право на охрану здоровья (путем оказания помощи молодым семьям на основе сочетания бесплатных и платных форм медицинского обслуживания; профилактики различных заболеваний; выплаты материнского (семейного) капитала; предоставления родовых сертификатов и др.);

право на труд (обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; государственная поддержка развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства для молодых семей; установление гарантии занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, создание для них рабочих мест и др.);

право на образование (дополнительная поддержка членов молодых семей, обучающихся в различных образовательных учреждениях; развитие сети дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности и т.д.);

право на жилище (кредитование и частичное субсидирование молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья; предоставление различных льгот при оплате жилья и др.).

Обосновывается предложение о создании на уровне муниципальных органов власти Общественных комиссий по социальной защите такой важной категории, как молодые семьи. Их создание обусловлено необходимостью участия в выявлении кризисных ситуаций, развитии общественного наставничества в отношении молодых семей и молодых семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, для дальнейшего «выравнивания» и стабилизации их отношений, социальной защиты как необходимого фактора улучшения демографической ситуации в стране.

Уточняется, что конституционные социальные права — это права, закрепленные в нормах Конституции Российской Федерации и реализующиеся в социальной сфере. Несмотря на то, что вопрос о юридической природе конституционных социальных прав в юридической науке является дискуссионным, констатируется, что социальные права наряду с другими, обладают качеством субъективных прав. Они гарантируют достаточный уровень жизни, отражают статус различных социальных групп, в том числе и молодых семей, обеспечивают социальную свободу и социальную безопасность. Реализация закрепленных в Конституции Российской Федерации социальных прав человека и граж-

данина осуществляется через их признание, соблюдение и защиту всеми государственными и муниципальными структурами.

9. Аргументируется позиция автора о том, что в сфере социальной защиты молодых семей требуется формирование цельной законодательной базы, в частности, необходимость разработки специального федерального закона «Об основах социальной защиты молодых семей в Российской Федерации», который явился бы организационно-правовой основой для привлечения к социальной защите данной категории всех ресурсов и где должны быть сформулированы основные юридические понятия в данной сфере.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в развитии теоретического представления о конституционно-правовых основах социальной защиты молодых семей в Российской Федерации.

Выводы и предложения, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при совершенствовании действующего законодательства и правоприменительной практики, а также в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по конституционному (государственному) праву России, конституционному (государственному) праву зарубежных стран и соответствующим спецкурсам.

Материалы диссертационного исследования расширяют конституционно-правовые основания для дальнейших теоретических разработок в сфере социальной защиты молодых семей в Российской Федерации и могут послужить базой для последующих научных изысканий в этой области.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин ФГОУ ВПО «Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», где прошла рецензирование, обсуждение и была одобрена.

Материалы исследования использовались в учебном процессе в Поволжском (г. Саратов) юридическом институте (филиале) ГОУ ВПО «Российская

16 правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» при проведении лекционных и семинарских занятий со студентами по дисциплинам «Конституционное (государственное) право России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», а также со слушателями факультета повышения квалификации.

Отдельные теоретические положения и выводы диссертации были изложены в докладах автора на научных конференциях различного уровня: VII Всероссийской научно-практической конференции «Институт Президента и современная государственность» (г. Саратов, ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина», 15-16 декабря 2006 г.); международной научно-практической конференции «Трансформационное общество: проблемы, их решения и перспективы развития» (г. Саратов, Институт социального образования (филиал) РГСУ в г. Саратове, 7 декабря 2007 г.); международной научно-практической конференции «Конституционные принципы: понятие, содержание, механизм реализации» (г. Саратов, ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина», 12 декабря 2007 г.); межрегиональной научно-практической конференции «Международная правовая помощь: тенденции и перспективы развития» (г. Саратов, Министерство юстиции Российской Федерации, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, Российская правовая академия, Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал), 24 апреля 2008 г.) и отражены в 14 научных публикациях.

Структура диссертации подчинена логике исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Конституционно-правовое положение молодых семей: общая характеристика

Конец XX — начало XXI вв. ознаменовались глобальными социальными изменениями, которые повлекли необходимость переосмысления жизненных ценностей, толкуя их с социальных позиций. На первый план выдвинулось множество практических вопросов во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в социальной сфере.

Проблема обеспечения достойного уровня жизни всех слоев населения является в настоящее время актуальной как для России, так и для зарубежных стран, и «приоритетом современных конституций являются не только и может быть не столько права человека, а достойное человека существование, определенный уровень жизни, который обеспечивается каждому его члену обществом и государством» .

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека , констатируя тем самым, что «конституция решает не только чисто юридические, но и более широкие социальные задачи» .

Принцип социального государства входит в число основ конституционного строя Российской Федерации, и «он является гарантией от экономической незащищенности и реализуется, прежде всего, в области социальных прав, как неотъемлемой составной части системы прав человека и гражданина, гарантируемых Конституцией Российской Федерации»1. Этим предопределяется социальная политика в России на современном этапе. Обусловленность конституционных приоритетов — общечеловеческие и социальные ценности. Сами же нормы Конституции Российской Федерации являются формами выражения социальных ценностей, поскольку содержание конституционных норм всегда на-прямую связано с ценностями, которые существуют в обществе». То есть в нормах Основного Закона заложен ценностный смысл. Поэтому отражение тех или иных социальных ценностей в Конституции Российской Федерации имеют огромное значение, поскольку предопределяются значимостью этого акта, обладающего верховенством и высшей юридической силой.

За последние годы было немало сделано в социальной сфере и опубликовано довольно много работ, касающихся различных аспектов социального государства . В данной сфере исследователями-правоведами проводятся исследования, для выявления путей совершенствования законодательства4.

Понятие социального государства впервые было выдвинуто в XIX в. (1850) немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном. Большое влияние на его творчество оказала философия Гегеля. Л. Штейн определял социальное государство как государство, которое обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу своих граждан, поскольку развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве1. Но понятие социального государства настолько многогранно, что специалистам так и не удалось прийти к единому мнению. Анализ имеющихся в юридической литературе определений социального государства позволяет выявить концептуальные различия в подходе у юристов-конституционалистов к данному понятию. Во многом это возможно объяснить тем фактом, что понятие «социальное государство» внутренне противоречиво и выражает разные интересы отдельных лиц, групп и социальных слоев общества.

Многие исследователи приходят к единой точке зрения и определяют социальное государство как «государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности»», и считают, что «главная задача социального государства — достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности»3. Также стоит учитывать, что «социальное государство» — конституционно-правовое понятие, означающее, что это «государство, служащее обществу; организационно-правовой статус государства, конституционно гарантирующего экономические и социальные свободы и права граждан, а также социальные обязанности государства» .

Идеи социального государства получили широкое признание во многих странах мира, что нашло отражение в их конституциях, и имеют серьезное научное обоснование (Д. Кейнс, А. Пигу, Д. Мордаль, К. Боулдинг и др.)1- Большинство зарубежных конституций, как и российская Конституция — социальные. В историю в качестве самой первой социальной конституции вошла Вей-мерская конституция Германии 1919 г. Но необходимо отметить тот факт, что еще до Веймерской конституции в Европе в 1918 г. была принята первая Конституция советской России. Она была в высокой степени социальной конституцией «государства диктатуры и пролетариата». Ее подход был воспринят и развит в последующих конституциях Советского Союза, России, а также других союзных республик. Именно эти конституции впервые стали закреплять социальные положения. Далее социальные положения стали подниматься на конституционный уровень и включаться в конституции». Само же понятие «социальное государство» впервые появилось в конституциях «второго поколения», отражая возросшие экономические возможности развитого индустриального общества. Закрепление социального характера государства — константа современных зарубежных конституций (например, в соответствии с абз. 1 ст. 20 Основного Закона ФРГ 1949 г. «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством»3; в ст.1 Конституции Франции 1958 г. закреплено, что «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой»4; в Конституции Испании 1978 г. в статье 1 зафиксировано, что «Испания конституируется в правовое демократическое социальное государство» ).

Социальная защита и социальное обеспечение как конституционно-правовые категории

В науке устоявшиеся идеи облекаются в форму категорий. Э. Дюркгейм определил значение категорий исходя из того, что «они выражают собой наиболее общие из отношений, существующие между вещами»1. Правовые категории, как известно, способствуют объединению правовых знаний, которые рассредоточены в специальных юридических науках. Они позволяют рассматривать правовую форму общественной жизни с единой позиции, теоретически воссоздать ее общую картину и тем самым содействовать целостности познавательной деятельности во всех отраслях юридической науки. Наука обязана разрабатывать не только базовые научные категории, но и методологию работы с ними. В этой связи, относительно категорий конституционного права, А.С. Автономовым отмечается, что «в категории раскрытие содержания объекта не является самоцелью, а подчинено решению задачи выявления и исследования законов существования конкретной действительности или обширной области этой действительности, в постоянном взаимодействии со средой, в которой эта задача существует, и, значит, с необходимостью требует определения места и роли данного объекта среди явлений и отношений конкретной действительности»».

В настоящее время в отечественной правовой науке происходит осмысление известных правовых понятий и категорий, которые вполне устоялись. Также выявляются нетрадиционные подходы в исследовании различных базовых и отраслевых аспектов права. В период научных исканий актуализируются и обретают современное звучание даже давно забытые или невостребованные достижения правовой мысли.

Следует обратить внимание на тот факт, что любое правовое исследование может «вписаться» в контекст развития науки только в том случае, когда в ходе рассмотрения правовых проблем не остаются без внимания острые, спорные и неоднозначно воспринимаемые научные идеи. Все сказанное касается и верного восприятия конституционно-правовых категорий «социальная защита» и «социальное обеспечение».

В юридической литературе встречается неодинаковое понимание, а соответственно и различное толкование данных понятий, поскольку в российском законодательстве отсутствуют дефиниции этих терминов. И все это несмотря на то, что законодатель использует их довольно часто . Именно поэтому происходит смешение одного правового термина с другим или появляется абсолютно новая категория, которая отличается по существу от всех предшествующих.

В настоящее время очень актуальна потребность в научном исследовании заданной проблематики. Такая необходимость обусловлена тем, что Россия как часть мирового сообщества активно включилась в работу по реформированию социальной сферы, взяв курс на принципиально новый тип экономических отношений, а следовательно, и на концептуально иную систему социальной защиты населения, его социального обеспечения, систему, гарантирующую каждому конституционное право на достойную жизнь.

Провозглашенные в ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, цели политики России как социального государства, определяют обязанность государства при помощи различных мер (гарантий) заботиться о благополучии всех своих граждан, семей, молодых семей, их социальной защищенности. Гарантии, провозглашаемые Конституцией Российской Федерации, основываются на положениях ч. 1 ст. 15 Основного Закона, констатирующего, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». Основной Закон связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением государственного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Иные гарантии социальной защиты означают, что перечень, указанный в ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, не является исчерпывающим и может быть дополнен и расширен . Любая гарантия, провозглашаемая Конституцией Российской Федерацией, имеет, прежде всего, нормативную форму и возможность непосредственного применения. Она обладает высшей юридической силой. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, которые устанавливаются законом. Но данная статья не устанавливает исчерпывающего перечня оснований предоставления обеспечения, в ч. I ст. 39 названы лишь основные случаи (социальные риски), с которыми связывается обязанность государства по социальному обеспечению. Иные случаи могут устанавливаться законом. К ним в настоящее время закон относит: приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, вынужденное переселение, бедность и др.

Следовательно, развитие системы социального обеспечения, как составной части социальной защиты населения, является необходимым условием осуществления социального государства. Поэтому так важно понимать смысловое различие и правильно применять правовые категории «социальная защита» и «социальное обеспечение».

Учеными давно исследуются проблемы правильного применения категорий «социальная защита» и «социальное обеспечение», проводится соотношение данных правовых понятий, их сравнительный анализ. Все эти вопросы освещаются в научных работах с различных позиций.

Среди авторов, которые занимались и продолжают заниматься исследованиями в данной области, можно выделить Е.П. Агапова1, Н.В. Витрука2, К.Н. Гусова3, Т.С. Дымнич4, Б.С. Ибраеву5, М.И. Либоракину6, Н.И. Матузова7, С.А. Юшкову1 и др.

Прежде чем анализировать категории «социальная защита» и «социальное обеспечение» с правовой точки зрения, обратимся к толковым словарям, где увидим, что под обеспечением понимается создание условий, в которых что-либо действительно имеет место или в которых что-либо действительно можно осуществить. Обеспечить — сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым ; защита же рассматривается как заступничество, покровительство. Защита- это то, что защищает, служит обороной10.

Конституционно-правовые гарантии в области социальной защиты молодых семей в Российской Федерации

Любому гражданину в любой сфере общественных отношений может быть необходима поддержка, это понимается и принимается всем цивилизованным обществом. Такое понимание соответствует смыслу ст. 7 Конституции Российской Федерации, поскольку создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляется посредством реализации всех его прав и законных интересов.

Для обеспечения возможности реализации каждым гражданином принадлежащих ему прав государством устанавливаются гарантии для их реального осуществления. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-либо обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности это и есть обязанности. Применительно к конституционным правам и свободам -это обязанность государства.

Часть 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации признает и гарантирует права и свободы гражданина и человека в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в силу ч. 4 ст. 15 Основного Закона являются составной частью российской правовой системы. Мы согласны с позицией B.C. Хижняк, что «в этом положении подчеркивается то, что обязательными для России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации» . Конституция Российской Федерации также возлагает на государство, его органы и должностных лиц обязанность уважать, защищать и гарантировать неотъемлемые права личности. Именно Основному Закону в полной мере присуща общая цель нормативного регулирования — упорядочение общественных отношений, внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь путем установления общих правил1 и закрепления гарантий.

Традиционно и не без оснований считалось, что подлинное равенство может быть обеспечено при всей совокупности политических, экономических, социальных и правовых средств, имеющихся на вооружении у государства, а их укрепление — это необходимый элемент развития любого общества. Обязанности государства, возникающие в связи с реализацией прав и свобод своим гражданам, находят свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, то есть тех условий, возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить своим гражданам для практического осуществления своих прав и свобод».

На состояние прав человека и гражданина большое воздействие оказывают общемировые достижения, и Россия также признала необходимость придерживаться общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)3; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) ; Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 r.f; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)6 и др. В настоящее время увеличение масштабов усыновления, вывоз усыновленных детей из страны, поставили на повестку дня решение проблем, связанных с более тщательной правовой регламентацией усыновления детей иностранцами и оказания международной правовой помощи такой категории, как молодая семья. Международная помощь молодым семьям строится исходя из основных положений, касающихся международного усыновления, которые закреплены в ряде международных документов1. В данных документах закрепляется отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. Говорится о необходимости того, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении.

Необходимо отметить, что в рамках Совета Европы правовой основой защиты социальных прав является Европейская социальная хартия». Данный документ был принят в 1961 году, а затем пересмотрен в 1999 году. В 2000 году Россия подписала пересмотренную Хартию, но только в 2009 году ее ратифи-цировала . Этот документ содержит основополагающие начала социальной защиты прав, в отношении же семей и молодых семей это, в частности, ст. 8 «Право работающих женщин на охрану материнства»; ст. 16 «Право на социальную, юридическую и экономическую защиту семьи»; ст. 27 «Право работников с семейными обязанностями на равные возможности и на равное обращение» и др.

Подтверждением приверженности российской демократии основным международным документом служит принятая в ноябре 1991 года Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью ныне действующей Конституции Российской Федерации и базой всего текущего законодательства, касающегося личности и закрепленных законодательно для нее гарантий.

Конституция Российской Федерации, учитывая международный опыт, создала систему гарантий. Данный термин используется в Основном Законе в девятнадцати статьях1.

Необходимо отметить, что в Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина закреплены в различных формулировках. Одни права закреплены декларативно («каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»), другие — как гарантия («каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»), третьи — как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («материнство и детства, семья находятся под защитой государства»). Однако «различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможность его отрицания»».

Само слово «гарантия» имеет несколько значений, например: «ручательство в чем либо»; «защита и обеспечение»3, «обязанность защищать», «средства защиты» .

Государственное регулирование социальной защиты молодых семей в Российской Федерации

Реализация задач и функций государства происходит посредством деятельности его механизма. Государство функционирует через свой механизм, через входящие в него государственные органы, обладающие определенной компетенцией в сфере охраны и защиты прав и свобод.

Под термином «механизм», как правило, подразумевают модельную логическую схему специально-юридического воздействия на социальные отношения (например, механизм правового регулирования)1 или он используется для характеристики инструментально-процедурных конструкций (например, механизм реализации права или механизм правоприменения) .

С позиций юридической науки «любой правовой механизм — это комплекс юридических средств, последовательно организованных и действующих поэтапно по определенной нормативно заданной схеме. Все элементы правового механизма находятся в логической взаимосвязи»3.

В юридической литературе категория «механизм» рассматривается с самых различных точек зрения: «механизм государства», «механизм правового регулирования», «механизм правотворчества», «юридический механизм управления», «механизм реализации личных конституционных прав и свобод граждан»4 и т.д.

Если обратиться к понятию «механизм государства», то становится очевидным, что по-разному в литературе дается данное определение: это и «система специальных органов государственной власти и учреждений, посредством которых осуществляется управление обществом, и защита его основных интересов» , и «единая, централизованная иерархическая система органов, через которую государство реализует свои функции, осуществляет государственную власть»», а также «система органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства»3.

Все эти понятия очень схожи между собой. Мы же, в свою очередь, согласны с общепризнанным определением, данным М.И. Байтиным, которое наиболее полно раскрывает сущность механизма современного Российского государства: «это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства»4, в том числе и функции в области социальной защиты молодых семей.

В учебной и научной литературе довольно часто можно встретить анализ соотношения понятий «аппарат государства» и «механизм государства». Распространенной считается следующая точка зрения: механизм государства состоит из аппарата с входящими в него органами государственной власти (законодательными, исполнительными, судебными, контрольно-надзорными) и государственными организациями (учебными, научными, лечебными и др.)3. Присутствует в юридической науке и мнение, что под государственным аппаратом следует понимать систему органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность, а в понятие «механизм государства» включается еще и «аппарат принуждения» (вооруженные силы, полиция и др.)1.

Подобное разделение, по мнению многих исследователей в данной сфере, можно осуществить лишь в научных или учебных целях, поскольку в каждодневной государственной деятельности невозможно искусственно расчленять государственные органы на аппарат принуждения и аппарат управления. Именно поэтому ряд авторов считают понятия «аппарат государства» и «механизм государства» примерно равнозначными. И хотя понятие «механизм государства» теснейшим образом взаимосвязано с категорией «государственный аппарат», на наш взгляд, их не следует отождествлять между собой. Механизм государства является материальным выражением государства, а государственный аппарат (система государственных органов) составляет основу механизма государства.

В любой стране имеющийся и функционирующий государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система, которая в свою очередь состоит из ряда частных систем. Наиболее важными системами любого современного государственного аппарата являются следующие: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры . Каждая вышеназванных систем является носителем соответствующей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной (ст. 10 Конституции Российской Федерации).

Еще по теме:

  • Сумма госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНАЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО2018 год Налоговый кодекс РФ (часть вторая), Глава 25.3 Государственная пошлина (текст по состоянию на […]
  • Статьи семейного кодекса при разделе имущества Семейный кодекс о разделе имущества Процедура и порядок раздела имущества между супругами зависит от того, какой режим собственности ими установлен. Семейный кодекс Российской Федерации […]
  • Мировой суд 117 судебного участка Мировой суд 117 судебного участка Люберецкий городской суд 140005, г. Люберцы, ул. Калараш, д. 19Тел.: (498) 642-99-68, 642-99-05 Люберецкий районный отдел судебных приставов УФССП РФ по […]
  • Кузякин адвокат Кузякин Валентин Владимирович Реестровый номер: 57/546 Адвокат, Орловская область Подразделение(адрес): не указан Телефон: не указан Страница на портале об Адвокате сделана в […]
  • Порядок расчета процентов за пользование чужими средствами Проценты за пользование чужими денежными средствами Проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию с субъекта, несоответствующим образом выполнившего денежное […]
  • Замена прав в связи с порчей Замена водительского удостоверения - что делать, если срок ВУ истек Водительское удостоверение нужно обязательно менять если: истек срок действия водительских прав; изменились […]