Оперативное управление имуществом рб

Глава 19 право хозяйственного ведения, право оперативного управления

Статья 276. Право хозяйственного ведения

1. Унитарное предприятие или государственное объединение, а в случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь, иное юридическое лицо, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 20.07.2006 N 160-З, от 20.06.2008N 347-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Собственник имущества в соответствии с законодательством решает вопросы создания унитарного предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя унитарного предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.

(в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 20.06.2008 N 347-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью этого имущества, а также имеет право на получение части прибыли от его использования.

(часть вторая п. 2 статьи 276 в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 20.06.2008 N 347-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Юридические лица не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 20.07.2006 N 160-З, от 20.06.2008N 347-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Остальным имуществом, принадлежащим юридическим лицам на праве хозяйственного ведения, они распоряжаются самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 20.07.2006 N 160-З, от 20.06.2008N 347-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 277. Право оперативного управления

1. Казенное предприятие, учреждение или государственное объединение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

(в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 20.07.2006 N 160-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, учреждением или государственным объединением на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

(в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 20.07.2006 N 160-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Имущество республиканского государственно-общественного объединения, закрепленное за его организационными структурами в виде юридического лица, принадлежит им на праве оперативного управления, если иное не предусмотрено уставом республиканского государственно-общественного объединения.

На организационные структуры республиканского государственно-общественного объединения в виде юридического лица, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, распространяются правила, предусмотренные настоящей статьей, статьями 279,280ипунктом 2 статьи 281настоящего Кодекса.

(п. 3 статьи 277 введен ЗакономРеспублики Беларусь от 19.07.2006 N 150-З)

Статья 278. Распоряжение имуществом казенного предприятия и государственного объединения, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления

(в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 20.07.2006 N 160-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует товары (работы, услуги), если иное не установлено законодательством.

(в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 28.12.2009 N 97-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

3. Правила, предусмотренные пунктами 1и2настоящей статьи, применяются к государственному объединению, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, если иное не определено актами Президента Республики Беларусь.

(п. 3 статьи 278 введен ЗакономРеспублики Беларусь от 20.07.2006 N 160-З)

Статья 279. Распоряжение имуществом учреждения

1. Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему, если иное не установлено законодательными актами.

(в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 20.06.2008 N 347-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (отдельно в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), если иное не предусмотрено законодательством.

(в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 28.12.2009 N 97-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 280. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, учреждением или государственным объединением, возникает у этого предприятия, учреждения или государственного объединения с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством.

(в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 20.07.2006 N 160-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием, учреждением или государственным объединением по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия, учреждения или государственного объединения в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности. Право собственности на эти плоды, продукцию, доходы и имущество приобретает собственник имущества указанных юридических лиц.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 20.07.2006 N 160-З, от 28.12.2009N 97-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательными актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия, учреждения или государственного объединения по решению собственника.

(в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 20.07.2006 N 160-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 281. Сохранение права на имущество при переходе предприятия или имущества учреждения к другому собственнику

1. При переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику юридическое лицо, которому это предприятие принадлежит на праве хозяйственного ведения, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или договором, сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему предприятие.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 20.06.2008 N 347-З, от 28.12.2009N 97-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При переходе права собственности на имущество учреждения к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Существование товарно-денежных отношений обусловливает необходимость участия в гражданском обороте предприятий и организаций, имеющих статус юридического лица, но не являющихся собственниками закрепленного за ними имущества. Для осуществления деятельности этих юридических лиц собственник передает им обособленные комплексы своего имущества и наделяет их определенными правами на него. Законодательными актами Республики Беларусь предусматривается два вида таких прав: а) право хозяйственного ведения и б) право оперативного управления. Все они выступают как правовая форма имущественной обособленности юридических лиц. Выбор названных прав для указанной цели сформировался не сразу, еще в рамках СССР.

Первоначально единственной правовой формой выражения имущественной обособленности юридических лиц – несобственников закрепленного за ними имущества было признано право оперативного управления – сначала в отношении имущества государственных юридических лиц, а впоследствии – и имущества межхозяйственных и государственно-кооперативных организаций (ст.26¹ Основ гражданского законодательства Союза и союзных республик 1961 г.[790])

Однако понятие, юридическая природа и отраслевая принадлежность права оперативного управления трактовалась в литературе неоднозначно[791].

Последующее развитие экономических отношений, сказавшихся на правовом положении предприятий, привело некоторых ученых к выводу о том, что концепция оперативного управления в отношении государственных предприятий и объединений утратила свое значение и права предприятий на закрепленное за ними имущество следует квалифицировать как право собственности. В частности Ю.Х. Калмыков считал, что государственные предприятия должны признаваться собственниками предоставленных им материальных ценностей[792].

Однако, указанный подход не был воспринят законодателем. В Основах гражданского законодательства 1991 г. предусмотрены два вида вещных прав юридических лиц – несобственников закрепленного за ними имущества: право полного хозяйственного ведения и право оперативного управления. Они были представлены в ГК БССР 1964 г. в редакции от 3.03.1994 г. (статья 87 и 88). И, как уже указывалось, действующий ГК устанавливает право хозяйственного ведения и право оперативного управления, определяющие степень обособленности имущества юридических лиц – несобственников имущества.

В литературе обсуждается и такой аспект сложной проблемы ограниченных вещных прав, как перспективы существования права хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом. Прежде всего констатируется, что появление, существование и сохранение этих прав в законодательстве России (как и Беларуси) связано с планово-регулируемой, государственной экономикой[793], что приведенные два вещных права больше свойственны административно-плановой системе и в условиях рыночной экономики неприменимы, поэтому от них следует отказаться[794]. И вместе с тем анализ ситуации в экономике России, проведенный некоторыми исследователями, послужил основанием для вывода о том, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления «могут быть эффективным орудием управления государственным и муниципальным имуществом»[795]. С возрастанием профессионализма в гражданском обороте они «будут все ближе восприниматься как обязательные спутники права собственности, выполняющие полезные социально-экономические функции»[796]. С этим следует согласиться. Надо полагать, применительно к состоянию экономики Республики Беларусь едва ли целесообразно было бы отказываться от этих прав.

В связи с общностью рассматриваемых прав имеется возможность вначале дать им общую характеристику.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с непосредственным воздействием юридических лиц — несобственников на закрепленное за ними имущество и определяющих объем владения, пользования и распоряжения им. В таком качестве право хозяйственного ведения и право оперативного управления можно признать институтом гражданского права, входящим подотрасль Право собственности и иные вещные права.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как субъективные гражданские права есть мера дозволенного поведения юридического лица-несобственника в отношении закрепленного за ним имущества, выражающаяся в возможности владения, пользования и распоряжения этим имуществом в установленном в нормативном порядке объеме. По своей правовой природе эти права однотипны с субъективным правом собственности. Они абсолютные и вещные. Но право хозяйственного ведения и право оперативного управления основаны на праве собственности, производны от него и при отсутствии права собственности на имущество они вообще не могут возникнуть и существовать. Вместе с тем, право хозяйственного ведения и право оперативного управления способствуют реализации права собственности

Совпадают и моменты их возникновения и прекращения. Согласно ст. 280 ГК указанные права появляются у их носителей с момента передачи им имущества собственником, если иное не предусмотрено законодательством, и прекращаются по основаниям и в порядке, установленном законодательством для прекращения права собственности. Таким основанием может служить и правомерное изъятие имущества у юридического лица по решению собственника. Прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления не ставится в зависимость от перехода права собственности на имущество к другому собственнику. Согласно ст.281 ГК при переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику это предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество. Если к другому лицу переходит право собственности на имущество учреждения, оно сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество. При этаких обстоятельствах происходит лишь смена собственника, но не носителя права хозяйственного ведения и права оперативного управления (ст.218 ГК).

Имущество, полученное субъектами права хозяйственного ведения или оперативного управления по допускаемым законодательством основаниям, поступает к ним в порядке, установленном для приобретения права собственности.

Однако право хозяйственного ведения и право оперативного управления – не идентичные правовые категории и выражают неодинаковую степень имущественной самостоятельности юридических лиц-несобственников закрепленного за ними имущества. Эти права различаются по субъектам, объектам, объему правомочий, предоставленных их носителям, правам собственника в отношении переданного юридическим лицам имущества. Неодинаково решается и вопрос об ответственности собственника по долгам субъектов каждого из указанных прав.

3. Статья 276 ГК не содержит определения права хозяйственного ведения. В литературе применительно к ст.294 ГК РФ оно определяется как право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами[797]. В ранее действовавшем ГК Республики Беларусь определение применительно к категории права полного хозяйственного ведения содержалось в ст. 87 в отношении предприятий как единственных носителей этого права. При действующем законодательстве, опираясь на нормы ГК о юридических лицах, вещных правах и положениях, содержащихся в ст. 276 ГК, право хозяйственного ведения можно определить как производное и зависимое от права собственности вещное право юридического лица – несобственника владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним в установленном порядке имуществом в пределах, определяемых законодательством.

Субъектами рассматриваемого права выступают унитарные предприятия, основанные на государственной или частной собственности физического или юридического лица (об унитарных предприятиях см. ст.113 ГК), а также дочерние предприятия, созданные ими (см. п.7 ст. 114 ГК). Согласно ст. 123³ ГК, на праве хозяйственного ведения может принадлежать имущество, закрепленное за государственным объединением, если это определено государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о создании данного объединения, уполномоченным им органом, а также уставом указанного объединения.

Объектом права хозяйственного ведения является комплекс имущества, которое в установленном порядке закреплено за носителями этого права.

Содержание рассматриваемого права составляют правомочия владения, пользования и распоряжения указанным комплексом имущества.

В составе права хозяйственного ведения определенные ограничения установлены в осуществлении правомочия распоряжения. Они состоят в том, что без согласия собственника носитель права хозяйственного ведения не может распоряжаться недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставной фонд хозяйственных обществ и товариществ и т.п. (п.3 ст. 276 ГК)). Если собственником выступает Республика Беларусь или административно-территориальная единица, соответствующее разрешение дается уполномоченными органами. В ряде случаев ограничения устанавливаются и в отношении определенных видов движимого имущества (см. главу 20).

Определенные права в отношении переданного в хозяйственное ведение имущества имеет и собственник. Так, применительно к государственному имуществу собственник устанавливает порядок распоряжения этим имуществом (см. Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. №575 «О порядке распоряжения государственным имуществом»[798]; Положение о порядке осуществления сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров 29 сентября 2003 г. №1226[799]). В отношении коммунальной собственности см. Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. №677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности[800].

Собственник решает вопросы создания соответствующего юридического лица, определяет предмет, цели деятельности и способы прекращения его, назначения руководителя этого юридического лица, имеет право на получение части прибыли унитарного предприятия, государственного объединения, а также право контроля за сохранностью имущества и использованием его по назначению (ст.276 ГК).

Осуществляя право контролировать использование имущества, переданного в хозяйственное ведение, собственник вправе установить и применить негативные меры к субъекту этого права при использовании им имущества не по назначению или необеспечении его сохранности.

Субъект права хозяйственного ведения несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом и, как правило, самостоятельно, за исключением ситуаций, указанных в п.3 ст.52 ГК, о чем уже шла речь в главе о юридических лицах.

4. Право оперативного управления можно определить как производное и зависимое от права собственности вещное право юридического лица-несобственника владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъектами права оперативного управления выступают казенные предприятия, являющиеся видом унитарных и относящиеся к коммерческим организациям, и учреждения как вид некоммерческих юридических лиц. Они создаются на основе как государственной, так и частной собственности. Право оперативного управления может принадлежать и государственным объединениям, если это определено государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о создании указанного объединения, или уполномоченным им органом, а также уставом данного объединения. На праве оперативного управления закрепляется имущество за созданными с правами юридического лица организационными структурами республиканского государственно-общественного объединения, если иное не предусмотрено его уставом.

Право оперативного управления возникает у указанных выше субъектов также на доходы и на имущество, полученные ими в результате осуществления разрешенной им деятельности, приносящей доходы.

Объект рассматриваемого права составляет комплекс имущества, закрепленного за указанными юридическими лицами, но по структуре он не одинаков в зависимости от того, идет ли речь о коммерческих или некоммерческих организаций.

Содержание права оперативного управления состоит из правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Однако объем этих правомочий и их реализация обусловлены определенными пределами: а) предписаниями законодательства; б) целями деятельности соответствующего юридического лица; в) заданиями собственника; г) назначением имущества.

Таким образом, объем правомочий в составе права оперативного управления уже не только объема одноименных правомочий собственника, но и носителя права хозяйственного ведения. Особенно это сказывается на правомочии распоряжения. Субъекты права оперативного управления могут распоряжаться принадлежащим им как движимым, так и недвижимым имуществом только с согласия его собственника (ст.278, 279 ГК).

Узок объем самостоятельности казенного предприятия в распоряжении имуществом. Самостоятельно оно вправе только реализовать производимую продукцию. Иные субъекты права оперативного управления, которые в соответствии с учредительными документами получили право осуществлять деятельность, приносящую доходы, могут самостоятельно распоряжаться как этими доходами, так и приобретенным на них имуществом (п.3 ст.277 ГК). Это имущество учитывается на отдельном балансе (п.2 ст.279 ГК), если иное не предусмотрено законодательством. Аналогичное правило о праве учреждения самостоятельно распоряжаться указанным имуществом установлено и в п.2 ст.298 ГК России. Но поскольку в этой статье, так же как и в ст. 279 ГК Беларуси, не определен вид вещного права учреждения на данное имущество, в литературе выявились неоднозначные подходы к этому вопросу.

Так, некоторые ученые полагают, что здесь идет речь об особом вещном праве[801]. Другие авторы считают это право приближенным к праву хозяйственного ведения по объему и характеру правомочий, но одновременно подчеркивают его самостоятельный вещный характер[802]. Есть мнение о том, что данное право относится к праву хозяйственного ведения и к нему применяются регулирующие его правила[803]. При этом подчеркивается, что правовой режим имущества учреждения дифференцирован «в рамках двух прямо предусмотренных законом для таких ситуаций ограниченных вещных прав»[804].

Применительно в Республике Беларусь рассматриваемый вопрос решен нормативно. Согласно ч.2 п.14 Положения о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской, их реорганизации и ликвидации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 23 июня 2004 г. №313[805].

В ГК определен объем прав собственника в отношении имущества, переданного в оперативное управление юридическим лицам. Так, согласно п.2 ст.277 ГК, он может изъять у субъектов этого права излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п.2 ст. 277 ГК). (см. Порядок изъятия используемого или неэффективного используемого имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 июля 1995 г.[806]). Применительно к казенному предприятию собственник вправе определять порядок распределения его доходов. Это положение применяется и к государственному объединению, имущество, которое закреплено за ним на праве оперативного управления, если иное не определено актами Президента Республики Беларусь.

Субъект права оперативного управления несет ответственность по своим обязательствам. Но казенное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом, что вытекает из сопоставления п.5 ст.113 и ст.115 ГК, а учреждение – только денежными средствами (п.2 ст.120 ГК). При недостаточности имущества или соответственно денежных средств в обеих ситуациях предусмотрена субсидиарная ответственность собственника. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь разъяснил, что учреждение отвечает по своим обязательствам не только денежными средствами, но и имуществом, приобретенным в ходе осуществления приносящей доход деятельности, и при решении вопроса о привлечении к ответственности субсидиарного должника суд должен сравнить стоимость спорных обязательств учреждения, а также сумму денежных средств учреждения и стоимости имущества, полученного от указанной деятельности.[807]

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Право оперативного управления. — Курс лекций по дписциплине Гражданское право

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Субъектами ПОУ являются казенные предприятия (ст. 115 ГК) и финансируемые собственником учреждения (ст. 120 ГК).

Казенные предприятия образуются по решению СМ РБ на базе имущества, находящегося в республиканской собственности, и являются коммерческим юридическим лицом.

Учреждения могут быть созданы как на основе государственной собственности (республиканские, коммунальные), так и на основе частной собственности и являться некоммерческими организациями.

Объекты ПОУ-комплекс имущества, закрепленный за юридическим лицом, носителем ПОУ.

Содержание-правом владения, пользования и распоряжения, которые носят строго целевой характер.

Границы осуществления ПОУ: п. 1 ст. 277 ГК-4 границы:

ПОУ осуществляется в соответствии с законодательством (общее ограничение).

ПОУ осуществляется в соответствии с целями деятельности юридического лица, носителя ПОУ (специальные ограничения).

В соответствии с задачами собственника.

В соответствии с назначением имущества.

Круг правомочий собственника более широк по отношению к носителям ПОУ, чем ПХВ.

Собственник-учредитель вправе изъять у субъекта ПОУ: 1) излишнее, 2) неиспользуемое имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 277 ГК).

Казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, отличны от иных государственных унитарных предприятий, не вправе распоряжаться без согласия собственника не только недвижимым но и движимым имуществом. Производимая казенным предприятием продукция реализуется, по общему правилу, самостоятельно, но порядок распределения доходов определяется собственником, не согласуя его с самим предприятием.

Собственность казенного предприятия. Казенное предприятие несет самостоятельную ответственность по всем своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, но не отвечает по обязательствам собственника (п. 5 ст. 113 ГК). При недостатке имущества у казенного предприятия субсидиарную ответственность несет собственник (РБ).

Учреждения. Право учреждений является еще более узким, чем право оперативного управления казенного предприятия. В соответствии с ГК учреждения лишено самостоятельного права отчуждения любого закрепленного за ним имущества (за исключением денежных средств, выделенных ему по смете и расходуемых в строгом соответствии с их целевым назначением-ст. 279 ГК).

П.1 ст. 547 ГК: право дарения учреждений. Учреждения вправе осуществить предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено в их учредительных документах. Доходы от нее и приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения п. 3 ст. 46 ГК.

Ответственность: ГК устанавливает ограниченную ответственность учреждения, т.е. по своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами. На иное имущество обращение взыскания не производится. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник.

Оперативное управление имуществом рб

Главная

Законодательство РБ

Кодексы Беларуси

Законодательные и нормативные акты по дате принятия

Законодательные и нормативные акты принятые различными органами власти

Законодательные и нормативные акты по темам

Законодательные и нормативные акты по виду документы

Международное право в Беларуси

Законодательство СССР

Законы других стран

Кодексы

Законодательство РФ

Право Украины

Полезные ресурсы

Контакты

Новости сайта

Поиск документа

Гражданский кодекс Республики Беларусь

По состоянию на 26 июня 2008 года (обновление)

Статья 276. Право хозяйственного ведения

1. Унитарное предприятие или государственное объединение, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством.

2. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательством решает вопросы создания унитарного предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного объединения, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью этого имущества, а также имеет право на получение части прибыли от его использования.

3. Унитарное предприятие, государственное объединение не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию или государственному объединению, они распоряжаются самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества.

Статья 277. Право оперативного управления

1. Казенное предприятие, учреждение или государственное объединение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

2. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, учреждением или государственным объединением на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

3. Имущество республиканского государственно-общественного объединения, закрепленное за его организационными структурами в виде юридического лица, принадлежит им на праве оперативного управления, если иное не предусмотрено уставом республиканского государственно-общественного объединения.

На организационные структуры республиканского государственно-общественного объединения в виде юридического лица, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, распространяются правила, предусмотренные настоящей статьей, статьями 279, 280 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.

Статья 278. Распоряжение имуществом казенного предприятия и государственного объединения, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законодательством.

2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

3. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются к государственному объединению, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, если иное не определено актами Президента Республики Беларусь.

Статья 279. Распоряжение имуществом учреждения

1. Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

2. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 280. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, учреждением или государственным объединением, возникает у этого предприятия, учреждения или государственного объединения с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием, учреждением или государственным объединением по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия, учреждения или государственного объединения в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательными актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия, учреждения или государственного объединения по решению собственника.

Статья 281. Сохранение права на имущество при переходе предприятия или имущества учреждения к другому собственнику

1. При переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на имущество учреждения к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Кроме права собственности, в гражданских правоотношениях существуют и ограниченные вещные права – когда лицо имеет возможность пользоваться имуществом, принадлежащим другому лицу. К таким ограниченным правам относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления. В таких правоотношениях всегда два участника – пользователь недвижимого имущества (юридическое лицо) и собственник указанного имущества, который закрепил его за пользователем.

Возникли такие ограниченные вещные права в период Советского Союза, когда вся собственность была закреплена за публичным субъектом власти (государством), а управляли ей доверенные юридические лица. Поэтому субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления являются только юридические лица, образованные в форме учреждения или предприятия. Круг лиц, участвующих в правоотношениях, и принципы, на которых держатся права хозяйственного ведения и оперативного управления, очень схожи между собой, однако существуют фундаментальные отличия, разграничивающие между собой указанные ограниченные вещные права.

Право хозяйственного ведения – право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но только в пределах границ, установленных законодательством и нормативными актами. Например, унитарное предприятие не может распоряжаться недвижимым имуществом собственника, но не ограничена в плане движимых объектов. Также такие организации вправе распоряжаться полученной ими прибылью. Собственник имущества сохраняет за собой право на получение части прибыли, а так же на изменение формы созданного юридического лица, и контроля за использованием своего имущества.

Право оперативного управления – это право владения и пользования имуществом собственника только в пределах, установленных законом, а также только в целях деятельности и по его назначению. Распоряжаться таким имуществом можно только с согласия собственника, который может изъять доверенное имущество в случае его нецелевого использования.

Субъектами права хозяйственного ведения должны быть только государственные (муниципальные) предприятия, а оперативного управления – только учреждения и казенные предприятия. Различаются между собой указанные субъекты объемом прав, которым их наделило законодательство. Некоторые из них могут извлекать прибыль и распоряжаться ей по своему усмотрению.

Круг субъектов указанных правоотношений представлен ниже:

  • учреждение и казенное предприятие (распоряжаются с согласия собственника; владеют и пользуются в установленных пределах и в соответствии с целевым назначением);
  • частное учреждение (вправе заниматься деятельностью, приносящую прибыль и распоряжаться этой прибылью, но ограничены в отношении распоряжения имуществом собственника);
  • автономное учреждение (не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника);
  • бюджетное учреждение (также как и автономное учреждение, не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника).

Указанные ограничения вещных прав являются обременением недвижимого имущества. Но такие понятия, как хозяйственное ведение и оперативное управление касается юридических лиц и органов власти, а потому частные лица редко пересекаются с подобными обременениями.

Поселок современных и удобных таунхаусов со всеми необходимыми коммуникациями.

Еще по теме:

  • Сколько идет заказное письмо от нижнего новгорода до москвы Сколько идет заказное письмо от нижнего новгорода до москвы Из города в город идёт (без учёта дня приёма). А если города нет в списке? Вместо города (поселка), которого нет в списке, […]
  • Верховный суд ст 160 ук рф Верховный Суд РФ оправдал осуждённого гражданина по ч. 3 ст. 160 УК РФ. Приводится важное Определение Верховного Суда РФ, которое устанавливает по каким критериям гражданин может быть […]
  • Ст 160 ук рф с комментарием Ст 160 ук рф с комментарием (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) 1. Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, -наказываются штрафом в […]
  • Кража ук рф размер Коллегия адвокатов "ПремиУМ" В Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ законами 323-ФЗ и 326-ФЗ от 03.07.2016 года внесен ряд […]
  • Дтп с травмой наказание Дтп с травмой наказание Определением степени тяжести занимается судебно-медицинская экспертиза. - закрытое повреждение органов; - множественные, двухсторонние переломы; - повреждение […]
  • Устный договор оказания услуг гк рф Энциклопедия решений. Форма договора возмездного оказания услуг Форма договора возмездного оказания услуг См. Конструктор правовых документов (онлайн-сервис) Специальных требований к форме […]