О порядке надзора за осужденными

О порядке надзора за осужденными

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Надзор за осужденными в исправительных колониях :

Ткаченко, Н. И.
Надзор за осужденными в исправительных колониях : Правовой и организационный аспекты : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования.

Начавшийся процесс реформирования уголовно-исполнительной системы происходит в условиях спада промышленного производства, углубления социально-экономического кризиса, криминализации общества. В 2000 г . по сравнению с 1999 г . количество осужденных в исправительных колониях Российской Федерации возросло на 36973 чел.

Криминальные процессы, происходящие в среде осужденных, приобретают структурно-организованные формы. Существование группировок «воров в законе», распространенность воровских традиций, доминирование криминальной идеологии, насилие со стороны осужденных отрицательной направленности над другими осужденными, грубое и открытое противодействие персоналу колонии дестабилизируют оперативную обстановку, процесс исполнения наказания.

Каждый четвертый осужденный отбывает наказание за умышленное убийство или причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый за разбойные нападения, грабеж или изнасилование.

Число осужденных, состоявших на профилактическом учете в исправительных колониях, в первом полугодии 2001 г . составляло 96667. Из них лидеров и активных участников групп отрицательной направленности — 4263, склонных к употреблению наркотических средств — 23179, систематически употребляющих спиртные напитки-9957, склонных к гомосексуализму и лесбиянству-16553, осужденных, склонных к побегу, -12560 чел. За период с 1998 по 2000 год в исправительных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации допущено 3296 преступлений, в том числе: убийств — 109: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 182; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ-698; незаконное приобретение, передача, хранение, перевозка ил и ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств — 38.

Доля побегов из исправительных колоний составляет около 40% от общего количества всех совершенных преступлений. Кроме того, преступные действия осужденных направлены не только против лиц, лишенных свободы, но и против работников исправительных колоний. Не уменьшается агрессивность спецконтингента в отношении сотрудников исправительных колоний, продолжают иметь место факты нападений на сотрудников службы безопасности. Медленно снижается уровень действий, дезорганизующих работу исправительных учреждений. Но особо тревожная тенденция проявляется в том, что за период с 1994 по 2000 год у осужденных изъято 266 единиц огнестрельного оружия.

Преступность в стране за последние годы отличает дерзкий и циничный характер, что в определенной мере влияет и на отношение осужденных к персоналу исправительных колоний, осуществляющему надзор за осужденными.

В настоящее время идет процесс омоложения среды осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы, ее криминализации. За период с 1 января 1995 по 2000 год удельный вес лиц в возрасте до 25 лет увеличился с 28 до 30,7%. Возросло число лиц, осужденных за убийства, — с 10,6 до 12,3%, за разбой, грабеж-с 14,8 до 18,8%, более половины (51,5%) всех осужденных отбывают наказания за насильственные преступления. После исполнения акта амнистии в 2001/2002 гг. предполагается рост преступлений в исправительных колониях на 10-12%о, а уровень преступности может увеличиться с 1,31 до 1,5[1].

Все это свидетельствует о тенденциях осложнения криминогенной обстановки в исправительных колониях и предполагает совершенствование системы надзора за поведением осужденных. Его организация должна осуществляться на комплексной основе и координироваться отделами безопасности центральных и территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы. Они призваны не только организовывать надзор за осужденными, но и обеспечивать предупредительную функцию.

Научная актуальность и практическая значимость темы диссертационного исследования обусловлена тем, что в нем впервые раскрыт правовой и организационный механизм разрешения проблем обеспечения надзора в исправительных колониях.

Степень разработанности темы исследования. В трудах ученых пенитенциарного профиля проблемы надзора за осужденными исследованы не полно. Реформы в сфере экономики, социально-политической системе Российского государства, повлекшие изменения в пенитенциарной системе, требуют изменения правовых и функциональных основ, совершенствования теоретических и прикладных аспектов различных видов профессиональной деятельности по исполнению наказания в виде лишения свободы.

В уголовно-исполнительном законодательстве функции надзора в процессе исполнении наказания в виде лишения свободы не придавалось значения как одной из основных в обеспечении достижения целей уголовно-исполнительной деятельности. Отдельные вопросы, соприкасающиеся с предметной областью данного исследования, нашли отражение в работах В.М.Анисимкова, В.П.Артамонова, В.В.Базунова, Н.П.Барабанова, К.Ш. Бахтиарова, Н.И.Брезгина, А.И.Васильева, Э.А.Говорухина, М.А.Громова, Н.С.Глазунова, Н.К.Дорофеева, В.С.Епанешникова, В.А.Елеонского, А.И.Зубкова, Ю.И.Калинина, Б.Б.Казака, Ф:Г.Канцарина, И.И.Королева, Н.А.Линенко, В.А.Машнина, М.С. Назаркина, А.Е. Наташева, В.Б.Первозванского. А.Г.Перегудова, С.Н.Пономарева, В.И.Селиверстова, В.И.Старкова, Н.А.Стручкова, С.Э. Тимошенко, О.В.Филимонова, А.В.Чепелева, В.Н.Чорного, Т.А.Шмаевой, И.В.Шмарова, В.Е.Южанина, В.У. Ялунина; проблемы обеспечения организации надзора за осужденными рассматривались М.Г Детковым, Г.А.Радовым.

Все это обусловило необходимость выбора данной темы, предмета, объекта, целей и задач, диссертационного исследования, положений, выносимых на защиту.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления надзора за осужденными в исправительных колониях уголовно-

исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Предметом — правовые и организационные основы надзора за осужденными в исправительных колониях.

Гипотеза исследования. Уровень правового регулирования и результативность реализации мер и средств обеспечения надзора за осужденными в исправительных колониях находятся в опосредованной зависимости от степени разработанности данного правового института в общетеоретическом и отраслевом плане, обусловливаются значительным рядом факторов исторического, социального, экономического и иного характера, учет которых предполагает возможность его законодательного совершенствования и повышения эффективности в деятельности исправительных колоний.

Цель исследования — разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования организации и осуществления надзора за осужденными в исправительных колониях. Достижение цели осуществлялось путем постановки и решения следующих задач:

-уточнение понятия, содержание и роль надзора за осужденными в исправительных колониях;

— выявление предпосылок создания новой системы надзора за осужденными;

— определение субъектов осуществления и организации надзора и их роли в обеспечении процесса исполнения наказания в исправительных колониях;

— разработка примерных должностных инструкций сотрудников отдела безопасности;

— выявление и исследование основных факторов, оказывающих влияние на организацию и осуществление надзора за осужденными в исправительных колониях;

— анализ системы организации надзора за осужденными, выявление недостатков и положительного опыта при его осуществлении;

— обоснование цели надзора за осужденными;

— исследование правовых основ, регламентирующих организацию и осуществление надзора за осужденными, внесение пред-

ложений по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства, ведомственных нормативно-правовых актов;

— разработка системы средств осуществления надзора в исправительных колониях в современных условиях.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляет диалектический метод познания. Для получения достоверных и научно обоснованных результатов использовались методы исторического, системного и сравнительного анализов, методы конкретно-социологических исследований, статистический метод. При подготовке диссертации использовались международно-правовые документы по вопросам обращения с лицами, отбывающими наказания, положения Конституции Российской Федерации и других законодательных актов России, ведомственных нормативно-правовых актов.

При обосновании теоретических положений и практических рекомендаций автор проанализировал труды ученых в области общей теории права, науки государственного, административного, уголовного, уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и психологии, криминологии, а также социологии. Исследовал деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в виде лишения свободы, практику организации и осуществления надзора за осужденными в исправительных колониях.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором впервые исследованы правовые и организационные основы надзора за осужденными в исправительных колониях в период глубоких и качественных изменений социально-экономической и правовой жизни, в условиях трансформации общества, реформирования уголовно-исполнительной системы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит также в том, что оно представляет собой первое монографическое исследование данной проблемы, проведенное после принятия нового уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства.

В работе сформулирован новый подход к пониманию цели

осуществления надзора за осужденными, его сущности, а также предложена система мер по совершенствованию правового регулирования и организации осуществления надзора в исправительных колониях в современных условиях. В диссертации конкретизированы такие понятия, как надзор, система надзора, непрерывный надзор, субъекты надзора, применительно к новым социально-правовым реалиям.

Основные положения, выносимые на защиту:

— понятие надзора как правового института — это урегулированная нормами права деятельность субъектов осуществления надзора по реализации комплекса мер различного назначения в целях обеспечения правопорядка и безопасности в исправительных колониях;

— обоснование предпосылок создания новой системы надзора за осужденными в исправительных колониях;

— классификация субъектов организации и осуществления надзора;

— факторы, оказывающие влияние на организацию и осуществление надзора за осужденными в исправительных колониях;

— система надзора за осужденными, проблемы правового и организационного порядка;

— классификационная характеристика средств осуществления надзора в исправительных колониях;

— обоснование предложений о внесении изменений и дополнений в уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что собранный, обобщенный и систематизированный материал дает возможность объективно оценить состояние правового регулирования и организации надзора за осужденными в исправительных колониях ранее и на современном этапе, определить его наиболее уязвимые места, наметить перспективные направления его совершенствования. Эта позволит внести определенный вклад в развитие теоретических аспектов данной проблемы, в правоприменитель-

ную практику обеспечения надзора; а также в деятельность по реализации правовых предписаний.

Выводы и предложения диссертации могут послужить основой при проведении дальнейших научных исследований по проблеме обеспечения надзора за осужденными в исправительных колониях, внесении изменений и дополнений в нормативно-правовые акты и при разработке новых правовых основ, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы; при преподавании учебных дисциплин «Уголовно-исполнительное право» и «Организация режима в исправительных учреждениях» в образовательных» учреждениях Министерства юстиции и Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также использованы на занятиях в системе повышения квалификации и служебной подготовки с сотрудниками исправительных колоний и территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется комплексным характером исследования. Автором были Применены различные методы исследования, соблюдался принцип сопоставления и анализа сведений, взятых из независимых источников. Достоверность полученных в ходе диссертационного исследования результатов основывается на статистических данных деятельности Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции России, территориальных органов уголовно-исполнительной системы и отдельных учреждений и подразделений за последние десять лет, а также на результатах конкретно-социологического исследования, в ходе которого было опрошено 450 практических работников различных категорий по должностям из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов, колоний-поселений территориальных органов управления УИС Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской, Владимирской, Липецкой, Рязанской, Тамбовской, Ульяновской областям. Использовался личный опыт практической работы диссертанта в исправительных учреждениях на разных должностях в течение 11 лет.

Апробациям внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию в опубликованных четырех статьях, учебно-методических материалах для проведения комплексных учений «Итог» со слушателями выпускных курсов Академии права и управления Министерства юстиции Российской Федерации. Результаты исследования докладывались на учебно-методических сборах профессорско-преподавательского состава по теме «Актуальные проблемы подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», проводившихся в городе Рязани 1999 году.

Положения диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, путем использования их в разработке ведомственных нормативно-правовых актов: по совершенствованию надзора за осужденными в исправительных колониях; примерной должностной инструкции сотрудников отдела безопасности исправительной колонии, которые были использованы при подготовке Инструкции о надзоре за осужденными, объявленной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 марта 2000 года № 83; предложений в программу профессионального обучения сотрудников отделов безопасности исправительных колоний.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, раскрываются методы исследования, характеризуется новизна работы, формируются положения, выносимые на защиту, обосновывается теоретическое и практическое значение результатов исследования, приводятся сведения об их апробации и внедрении.

В первой главе «Правовые основы осуществления надзора за осужденными в исправительных колониях» дается ретроспективный анализ процесса осуществления надзора за осужденными как института уголовно-исполнительного права, характеристика современного правового регулирования отношений, возникающих в связи и по поводу осуществления надзора за осужденными.

В первом параграфе «Понятие и содержание осуществления надзора за осужденными в исправительных колониях» показывается, что надзор за осужденными рассматривается как деятельность сотрудников исправительных колоний по управлению процессом поведения осужденных в условиях лишения свободы. Реализация этой деятельности в рамках уголовно-исполнительных правоотношений является специфической обязанностью сотрудников исправительных колоний.

По мнению диссертанта, надзор как институт уголовно-исполнительного права является видом деятельности исправительной колонии по реализации требований ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года, а также ведомственных нормативных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации в части обеспечения правопорядка в местах лишения свободы.

Автор рассматривает определение надзора и делает вывод, что основное его назначение — обеспечение правопорядка в исправительных колониях и безопасности осужденных и персонала, но в то же время он обладает специфическими признаками. В современном понимании надзор в исправительных колоний определяется, прежде всего, как вид профессиональной деятельности сотрудников исправительной колонии в целях обеспечения установленного правопорядка, безопасности осужденных и персонала.

Надзор как сложный правовой институт состоит из совокупности элементов, составляющих системное образование, и отсутствие хотя бы одного из элементов не позволяет говорить о надзоре как целостном социально-правовом явлении.

В то же время следует иметь в виду, что в правовой действительности надзор представляет не механическую совокупность составных частей, а сложное образование взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов (систему), поэтому требует к себе системного подхода.

Надзор как социально-правовой феномен в уголовно-исполнительном праве имеет сложное строение, а это, в свою очередь, приводит к выводу о том, что надзор в уголовно-исполнительном праве является самостоятельным правовым институтом.

Однако законодатель не уделил ему должного внимания в федеральных законах, за исключением ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, где в порядке перечисления отнес его к одному из средств режима. Надзор за осужденными в исправительных колониях является самостоятельным институтом уголовно-исполнительного права, но недостаточно отраженным в законе.

Надзор как специфический вид профессиональной деятельности, урегулированный социальными и, прежде всего, правовыми нормами, необходимое условие нормального функционирования каждого общественного и государственного учреждения. В главе I исследуются все специфические элементы надзора, определяющие в совокупности сущность, а значит, понятие надзора.

Анализ состояния надзора за осужденными в исправительных колониях в современных условиях и выделение из его содержания составных частей с наиболее существенными признаками и особенностями позволили сформулировать определение (дефиницию) надзора за осужденными в исправительных колониях и побудили автора внести предложение о введении отдельной статьи в УИК РФ (ст. 82-1) «Надзор за осужденными».

Надзор за осужденными в исправительных колонияхэто специфический вид профессиональной деятельности, которая заключается в осуществлении предназначенными непосредственно для этого субъектами непрерывного наблюдения за осужденными на всех объектах их нахождения, а также в проведении других мероприятий с использованием предусмот-

ренных законом средств в целях обеспечения установленного правопорядка, безопасности осужденных и персонала.

Изложенное и сформулированное понятие надзора в исправительных колониях и его определение позволяет усвоить социально-правовое назначение этого важного института.

Большое социальное значение надзора в исправительных колониях состоит в том, что он способствует предупреждению преступной деятельности наиболее общественно опасной категории граждан, не позволяя продолжать ее при отбывании наказания, изолируя таких осужденных от преступной среды и обеспечивая установленный порядок и безопасность самих осужденных.

Надзор дисциплинирует поведение осужденных, тем самым способствует их исправлению.

Надзор за осужденными рассматривается как деятельность персонала исправительных колоний по управлению процессом поведения осужденных в условиях лишения свободы. Реализация этой деятельности в рамках уголовно-исполнительных правоотношений является специфической обязанностью сотрудников исправительных колоний.

Таким образом, надзор за осужденными есть институт уголовно-исполнительного права и является видом деятельности исправительной колонии по реализации требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года, а также ведомственных нормативных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации в части обеспечения правопорядка и безопасности осужденных и персонала в местах лишения свободы.

Далее автор констатирует, что режим и надзор за осужденными относятся к видам деятельности и эти виды деятельности образуют единую систему, являются взаимопроникающими и относительно самостоятельными, стоящими на одном правовом уровне. Не может быть хорошо поставленным надзор и неудов-

летворительным режим. Когда речь идет о неудовлетворительном режиме, подразумевается такой же уровень надзора.

Во втором параграфе «Средства обеспечения надзора и правовое регулирование их применения» рассматриваются средства осуществления надзора за осужденными в исправительных колониях. Уточняется место каждого из них в общей системе, их взаимосвязь с другими средствами, раскрыт механизм их реализации для достижения цели исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Автор разделяет мнение А.Г. Перегудова относительно классификации средств надзора за осужденными на две группы: совокупность последовательных действий и влияний (наблюдения, обследования, осмотр, досмотр и т.д.); совокупность орудий, предметов, приспособлений (металлоискатели, щупы, приборы для поиска пустот и неоднородностей и т.д.).

Анализируя правовые основы регулирования средств надзора за осужденными, содержащиеся в законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также в инструкции, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 июля 2001 г . № 224, диссертант делает обоснованные выводы о том, что уголовно-исполнительное законодательство нуждается в совершенствовании. Автором предложены варианты дополнений в уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

В третьем параграфе «Правовое регулирование осуществления надзора в исправительных колониях» проводится ретроспективный анализ процесса становления правового регулирования надзора за осужденными в местах лишения свободы России с конца XVIII века.

Регламентация надзора за осужденными в пенитенциарных учреждениях Российского государства была подчинена цели — предотвращению фактов отклонения поведения осужденных от установленного порядка отбывания наказания.

Автор констатирует, что правовой основой надзора всегда

являлись ведомственные нормативные акты (инструкции, приказы, наставления), не отражающие научного подхода к его правовой регламентации и значения в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Глава вторая «Организационные основы осуществления надзора за осужденными в исправительных колониях» последовательно раскрывает сущность организационной структуры надзора, под которым понимается внутреннее строение органа (системы) в составе его взаимосвязанных элементов (структурных подразделений), между которыми в определенном порядке распределены задачи, полномочия и ответственность. Такой подход позволяет выделить в организационной структуре надзора три уровня осуществления надзора. Различаются они не только по месту служебной иерархии, но и по набору надзорных полномочий.

Субъекты первого и второго уровней не осуществляют напрямую свои надзорные полномочия, а как бы реализуют их извне.

Это положение дает диссертанту основание различать1эти уровни по системе воздействия на осужденных на внешние и внутренние. Организационная система надзора должна соответствовать назначению всех элементов, относящихся к процессу исполнения наказания, обеспечивать безопасность персонала и осужденных.

Диссертантом детально рассмотрены алгоритмы деятельности начальника исправительной колонии, его заместителя по безопасности и оперативной работе, начальника отдела безопасности, оперативного дежурного. Но основная роль по обеспечению надзора в колониях лежит на личном составе дежурных смен, на которые возлагается выполнение задач по обеспечению правопорядка в исправительной колонии. В то же время отмечается, что существующее структурное построение надзорной службы не в состоянии обеспечить требуемый уровень функционирования других подразделений исправительной колонии.

Особое место диссертант отводит проблемам отбора персонала, осуществляющего надзор за осужденными, отсутствия профессионального ядра, обеспечивающего предупредительную функцию.

Реализация надзорных требований в исправительных колони-

ях всегда сопряжена со значительной психологической нагрузкой на сотрудников и зачастую, проходит в атмосфере внутреннего и внешнего конфликта. На некоторых постах надзора это происходит постоянно, на других — реже, но каждый сотрудник, задействованный в надзоре, так или иначе, сталкивается с давлением осужденных. Профессиональная деформация этой категории сотрудников наступает гораздо быстрее, нежели у других, вследствие несовершенства системы их отбора и обучения.

В диссертации сделаны выводы о том, что на эффективность надзора влияют и такие факторы, как место дислокации исправительной колонии; не отвечающая современным требованиям типовых проектов ее архитектоника; конфигурация строений на объектах исправительной колонии; отсутствие четкого правового механизма по регулированию деятельности служб, обеспечивающих надзор в исправительной колонии; неквалифицированная организация надзора; недостаточная организация информационного обеспечения; слабое взаимодействие отделов, служб исправительной колонии между собой и с другими правоохранительными органами, а также с иными организациями; нарушение служебной дисциплины в процессе несения службы по надзору за осужденными; низкое качество проведения досмотров и обысков; низкий уровень профессиональной подготовки вследствие некачественного подбора, расстановки и обучения кадров; невыполнение субъектами осуществления надзора своих функциональных обязанностей; неудовлетворительная организация служебной подготовки личного состава и проведения инструктажей при расстановке исполнителей; неудовлетворительное состояние технической оснащенности службы надзора; плохая организация быта и досуга осужденных; перебои в материально-техническом обеспечении; низкое качество медико-санитарного обслуживания осужденных.

Автор исходит из того, что многообразие и сложность функций по осуществлению надзора предполагает совместную деятельность всех частей и служб исправительной колонии, проведение комплексных и профилактических, режимных, оперативно-розыскных, воспитательных и инженерно-технических мероприятий,

направленных на обеспечение правопорядка и безопасности осужденных и персонала. Только такой подход будет отвечать потребностям практики исполнения наказания и гарантирует обеспечение надлежащего надзора за осужденными.

В диссертации показана роль начальника исправительной колонии в организации надзора.

В работе подвергаются анализу данные о штатной численности службы безопасности, степени профессиональной подготовки и текучести кадров. Определяются современные тенденции, связанные с персоналом этой службы, приводятся цифры, иллюстрирующие кадровую «текучесть», вскрываются причины этих явлений.

Во втором параграфе «Организационное обеспечение надзора за осужденными в исправительных колониях» рассматривается организация надзора. Автор подчеркивает, что организация надзора — это целенаправленная деятельность всех субъектов уголовно-исполнительной системы и она не может выходить за рамки действующего уголовно-исполнительного законодательства.

Качество непрерывного надзора за осужденными является следствием определенного уровня организационной деятельности по выполнению предписаний закона и зависит от этого уровня. Детально рассматриваются два исходных понятия «организовать надзор» и «обеспечить надзор».

Понятие «обеспечить надзор» означает, как сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. Оно шире понятия «организовать надзор», так как охватывает организационную, управленческую, оперативно-тактическую деятельность, включающую в себя механизмы реализации юридических норм. В этом смысле понятие «обеспечить» тождественно понятию «осуществлять». Таким образом, организационное обеспечение надзора — это комплекс действий организационного, управленческого и оперативно-тактического порядка, повседневно осуществляемых в исправительных учреждениях.

В третьем параграфе «Осуществление надзора за осужденными на различных объектах исправительных колоний и при установлении режима особых условий» рассматриваются про-

блемы осуществления надзора за осужденными в жилой и производственной зонах, а также объектах специального назначения (штрафной изолятор, помещение камерного типа, единое помещение камерного типа).

Особое внимание уделяется вопросам осуществления надзора за осужденными при установлении режима особых условий. В частности, отмечается, что в разделе 8 Инструкции о надзоре за осужденными определены действия администрации исправительной колонии и дежурной смены при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах. Вместе с тем мероприятия, проводимые при введении режима особых условий, в Инструкции не определены.

В законодательстве указано лишь одно обстоятельство введения режима особых условий — в случаях возникновения в местах лишения свободы массовых беспорядков, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью осужденных и персонала.

Меры, принимаемые при введении режима особых условий, гораздо шире, чем при осуществлении надзора по усиленному варианту несения службы, и включают в себя, в частности, ограничения или приостановку работы производства, профессиональных училищ, школ, магазинов, клубов и т.д.

Обострение обстановки, различного рода происшествия в исправительных колониях возникают не стихийно. В подавляющем большинстве случаев в основе их развития лежат недостатки в деятельности сотрудников исправительной колонии, прежде всего связанные с просчетами в организации надзора за осужденными.

Основными выводами и предложениями диссертационного исследования являются:

1. Надзор в исправительных колониях является наиболее значимым элементом, обеспечивающим применение средств исправления осужденных, недопущение совершения ими нарушений установленного порядка отбывания наказания, совершения преступлений.

Деятельность, связанная с организацией и осуществлением над-

зона в исправительных, колониях, испытывает трудности, обусловленные недостаточным научным, правовым и организационным обеспечением. Это негативно сказывается на состоянии правопорядка, создает угрозу риска безопасности осужденных и персонала.

2. До конца XVIII века надзор за лицами, лишенными свободы, в тюрьмах России не имел достаточной правовой регламентации. Наиболее конструктивными правовыми актами, определяющими права и обязанности тюремной администрации, были Инструкция для Петербургской тюрьмы (1799) и Положение о должности смотрителя тюремного замка в Москве и должности караульного офицера (1804).

Следует также подчеркнуть, что в истории развития пенитенциарной системы правовой основой надзора были нормативные акты ведомственного уровня (инструкции, приказы, наставления и т.д.) вследствие чего сложилась парадоксальная ситуация: надзору в качестве средства обеспечения исполнения наказания в виде лишения свободы не уделялось внимания как таковому, в связи с чем он выпадал из сферы законодательного регулирования.

2. Состояние надзора за осужденными в исправительной колонии, динамика правонарушений, влияющих на правопорядок в колониях, зависят от множества причин и условий, факторов социального, экономического, политического, криминологического и морально-этического плана.

Ввиду того, что значительная часть осужденных деятельность по обеспечению надзора воспринимает как явно несправедливую и причиняющую незаслуженное страдание, их агрессия по отношению к персоналу исправительной колонии и государству в целом растет. Нельзя ожидать уменьшения напряженности в ближайшее время, однако если не произойдет каких-либо существенных изменений в положительную сторону в данной сфере, возможен новый и весьма значительный всплеск агрессивности В исправительных колониях и за их пределами.

Концентрация в исправительных колониях различных социально-криминологических сообществ со своей ярко выраженной субкультурой и индивидуально-групповой психологичес-

кой направленностью влияет на эффективность надзора за осужденными, противодействует нормальной деятельности администрации исправительных колоний;

3. Надзору за осужденными в исправительной колонии — всеобъемлющему самостоятельному институту уголовно-исполнительных правоотношений, не уступающему по своему значению другим средствам исправления осужденных, законодатель не уделил внимания в федеральных законах, за исключением от. 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, где в порядке перечисления отнес его к одному из средств режима и определения такому универсальному средству не дал. Это обстоятельство обусловливает внесение в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации отдельной статьи «Надзор за осужденными» (ст. 82-1) и дополнение ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по всему тексту словами «за осужденными» после слов «средства надзора и контроля».

4. Объективное изучение опыта обеспечения надзора за осужденными выступает в качестве дополнительного источника укрепления правопорядка и безопасности осужденных и персонала исправительных колоний уголовно-исполнительной системы в настоящее время.

5. Предлагается классификация средств надзора за осужденными: 1) наблюдение, обследование, осмотр, обыск, досмотр и т.д.; 2) инженерно-технические средства надзора; 3) специальные средства; 4) физическая сила; 5) огнестрельное оружие.

6. Передача надзорной функции от внутренних войск в введение субъекта управления уголовно-исполнительной системой, то есть соединение надзорной деятельности воедино, создание новой службы безопасности — отделов безопасности, фактически полное изменение правовой основы надзора за осужденными в колонии свидетельствует о том, что образуется новая система надзора за осужденными. Это, безусловно, прогрессивный шаг в сторону совершенствования не только надзора за осужденными, но и всей уголовно-исполнительной системы.

7. Сотрудник исправительной колонии (субъект осуществ-

ления надзора) должен обладать высокими интеллектуальными, волевыми, физическими, нравственными качествами, благодаря которым он с высокой степенью вероятности способен успешно выполнять задачи, возложенные на него законом.

Однако слабая социальная защищенность сотрудников исправительных колоний, недостаточное материальное обеспечение, отсутствие перспектив на жилье, интенсификация труда сотрудников, снижение притока молодых специалистов пенитенциарного профиля вследствие вышеуказанных факторов, резкое падение престижности службы приводит к ослаблению надзора, предательству интересов службы, гибели сотрудников, другим тяжким последствиям и даже нарушениям законности. Проблема квалифицированных кадров в российской пенитенциарной системе в настоящее время — одна из острейших проблем.

8. Особую актуальность в плане организации надзора за осужденными приобретает психологическая подготовка работников учреждения, направленная на формирование, совершенствование и поддержание профессионально-психологической ориентации личности сотрудника исправительной колонии, выработка наблюдательности, памяти, мышления, умения учитывать психологические аспекты при выполнении своих профессиональных действий. Сотрудники, осуществляющие надзор за осужденными, должны постоянно помнить, что осужденные обладают индивидуальными психологическими и криминогенными особенностями. Непонимание настроений, эмоциональных состояний, интересов осужденных приводит к таким нежелательным последствиям, как оскорбление чести и достоинства личности, захват осужденными в качестве заложников сотрудников исправительной колонии либо других лиц, и иным преступлениям.

В целях улучшения психологической подготовки сотрудников нами разработан и предложен тематический план подготовки младших инспекторов и сотрудников отдела безопасности исправительной колонии «Основы аутогенной тренировки», который был апробирован при проведении оперативно-штабных учений и внедрен в учебный процесс факультета управле-

ния Академий права и управления Министерства юстиции Российской Федерации (г. Рязань).

9. Рациональная расстановка субъектов и использование средств надзора является непременным условием его эффективности в обеспечении правопорядка. В настоящее время места лишения свободы располагают недостаточным кадровым потенциалом и техническими возможностями для достижения указанной цели.

Проведенные нами исследования показали, что в отдельных регионах Российской Федерации некомплект младшего инспекторского состава составляет 40-50%, что отрицательно сказывается на эффективности организации и осуществления надзора за осужденными в исправительной колонии.

10. Состояние организации надзора начальником исправительной колонии оценивается по информации, полученной от оперативных дежурных. Если по информации оперативного дежурного в учреждении не было происшествий, то руководителем состояние надзора воспринимается как нормальное. Этот недостаток, к сожалению, присущ всей системе, выполняющей контрольные функции. Как правило, поиск недостатков в деятельности субъектов надзора начинается при ухудшении показателей оперативно-служебной деятельности: росте нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания; совершении противозаконных действий персонала, а также при совершении таких преступлений со стороны осужденных, как побег, убийство, захват заложников, массовые беспорядки и др.

11. В подавляющем большинстве исправительных колоний (77%) наблюдается устойчивая тенденция разобщенности деятельности структурных подразделений. Это связано с тем, что в процессе управления ИК начальник колонии выделяет не приоритет цели, стоящей перед учреждением, а отдельные виды деятельности, в основном производственные. При такой организации надзора за осужденными, на наш взгляд, функция координации нивелируется, нарушаются системы профессиональных отношений между персоналом различных служб, разрыв оперативно-служебных связей. Координация обеспечивает согласованность дей-

ствии органов управления и должностных лиц во времени и пространстве, а также между системой в целом и внешней средой.

12. Общей проблемой для исправительных учреждений является расчет сил, необходимых для осуществления надзора, и их оптимальная расстановка по объектам. Как правило, расчет и расстановка сил осуществляются традиционно по укрупненной объектовой системе — в жилой и производственной зонах. В профессиональной деятельности не реализуются такие качественные элементы надзора, как плотность, интенсивность и оперативность на всех объектах исправительного учреждения. Применяемая на практике система надзора организована по принципу периодического его осуществления (т.е. по графику) нарядами, обходящими объекты нахождения осужденных, что не обеспечивает профилактику криминогенных и криминальных явлений и процессов в среде осужденных.

13. Важной предпосылкой, характеризующей состояние надзора за осужденными в исправительной колонии, является анализ причин и условий, снижающих его эффективность.

14. Эффективным средством профилактики криминогенных и криминальных явлений и процессов, происходящих в среде осужденных, является организация надзора по объектовой системе, которая, к сожалению, не нашла общего признания из-за неправильной методики ее организации. В исправительных колониях распространена система организации надзора, задействующая для его осуществления практически всех сотрудников посредством их участия в так называемых оперативных группах, патрулирующих на территории учреждения. По нашему мнению, такая система не приемлема.

15. Передача уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации может создать предпосылки для изменения положения персонала исправительных колоний (субъектов надзора за осужденными) прежде всего за счет изменения отношения к ним со стороны государства. Это потребует изменения психологии сотрудников исправительных колоний, серьезной работы по надзору, обучению, воспитанию кадров.

Эти и другие содержащиеся в диссертации выводы и предложения будут способствовать дальнейшей разработке теоретических основ деятельности исправительных колоний в сфере обеспечения непрерывного надзора за осужденными в исправительной колонии; совершенствованию правового и организационного регулирования форм и методов этого вида деятельности.

Основные положения диссертации опубликованы в четырех научных статьях общим объемом 1,2 п.л., в том числе 1 в соавторстве (соавторство не разделено).

1. Барабанов Н.П., Ткаченко Н.И. Понятие и содержание надзора за осужденными в исправительных колониях // Человек: преступление и наказание: Вестн. Ряз. ин-та права и экономики МВД России. — 1999. — № 1 (соавторство не разделено). (0,3 п.л.).

2. Ткаченко Н.И. Историко-правовая характеристика надзора в дореволюционных пенитенциарных учреждениях России // Человек: преступление и наказание: Вестн. Ряз. ин-та права и экономики Минюста России. — 1999. — № 1. С.10-15 (0,3 п.л.).

3. Ткаченко Н.И. Надзор в советских исправительных учреждениях (историко-правовой обзор) // Человек: преступление и наказание: Вестн. Ряз. ин-та права и экономики Минюста России.-2000.-№1 (0,4п.л.).

4. Ткаченко Н.И. Правовое регулирование организации надзора за осужденными в местах лишения свободы (исторический аспект) // Вопросы теории и практики управления в условиях реформирования УИС: Сб. науч. тр. — Рязань, 2001. — С. 184-188 (0,2 п.л.).

[1] См.: Прогноз развития ситуации в УИС МЮ РФ в 2001 г . // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. № 2. С. 62-70.

Еще по теме:

  • Бандитский петербург адвокат актеры и роли Наталья Круглова фотографии >> Круглова Наталья Владимировна Natalya Kruglova Родилась 23 ноября 1973 года в посёлке Новинка Гатчинского района Ленинградской области. В 1990-1995 […]
  • Закон от 11031992 о коллективных договорах и соглашениях Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I "О коллективных договорах и соглашениях" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ настоящий Закон […]
  • Губернаторские за второго ребенка в краснодарском крае Геленджик: от Кабардинки до Тешебса Новости и достопримечательности Геленджика и Краснодарского края Губернаторская выплата при рождении ребенка, 2016 год, Краснодарский край В […]
  • Заявка на участие в аукционе на право пользования недрами Заявка на участие в аукционе на право пользования недрами распоряжением МПР России от 14 ноября 2002 г. N 457-р МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УСЛОВИЙ И ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ […]
  • Нк рф часть 1 налоговая база Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Налоговый кодекс Российской федерации состоит из двух частей: часть первая (общая часть) и часть вторая (специальная или особенная […]
  • Как написать макарову письмо Макаров Андрей Михайлович Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам Родился 22 июля 1954 года в Москве В 1976 г. окончил […]