Международная защита прав и свобод человека м 1990

Международная защита прав человека (2)

Главная > Реферат >Политология

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

экономики и права»

Филиал в г. Красноярске

Юридический факультет

Специальность: Юриспруденция — 030501.65

Кафедра юридических дисциплин

по дисциплине: Политология

на тему: Международная защита прав человека

Студент очно-заочного отделения

Курс 1 группа 111

Романова Валерия Эдуардовна

Рублев Геннадий Викторович

Кандидат соц. наук, доцент

Юридический факультет 1

Международное сотрудничество в области прав человека 4

Международная защита прав человека. 4

Всеобщая декларация прав человека 1948 года 6

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года 6

Хартия прав человека. 10

Список литературы: 19

Государство в качестве субъекта международного права характеризуется наличием двух материальных компонентов, а именно, территории и населения. Физические лица, проживающие на территории государства и находящиеся под его юрисдикцией, в совокупности составляют население данного государства. В состав населения не входят лица, которые пользуются дипломатическим иммунитетом.

В современном международном праве, в отличие от классического международного права, имеется целая отрасль, посвященная нравам человека. Современное международное право содержит общепризнанные, и следовательно, обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола, расы я т.д. Кроме этих общепризнанных основных норм, имеется также большое число общих договоров по специальным вопросам прав человека, как, например. Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция о статусе беженцев, многочисленные конвенции Международной организации труда, а также региональные договоры о правах человека. 1

Международное сотрудничество в области прав человека


Международная защита прав человека.

Одна из особенностей современного международного права состоит в появлении в нем совокупности норм, регулирующих сотрудничество государств в области прав человека. На международном уровне разрабатываются стандарты прав и свобод человека, которые государства обязуются ввести в свои национальные правовые системы, а также устанавливается порядок контроля за соблюдением этих стандартов и рассмотрения споров, возникающих из-за несоблюдения государствами взятых на себя обязательств по международным договорам.

Правовой основой сотрудничества государств в области прав человека является Устав ООН. В нем закреплен принцип недискриминации по признаку расы, языка, пола и религии. А само международное сотрудничество в области прав человека, согласно Уставу ООН, состоит «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам» (п. 3 ст. 1).

Устав ООН содержит лишь одну конкретную норму о правах человека — равные права мужчин и женщин участвовать в главных и вспомогательных органах ООН (ст. 8). Но все сотрудничество государств в области прав человека должно строиться с учетом основных принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН. 2

Гражданские, политические, экономические, социальные права и права в области культуры содержатся во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских и политических правах и протоколах к нему. Эти акты иногда объединяются под общим названием «Хартия прав человека», хотя и не создают единого документа. Акты имеют различную юридическую силу, разное время принятия и неодинаковое пространственное распространение.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства», иными словами. Декларация содержит рекомендательные нормы. В Декларацию включен довольно широкий круг общедемократических прав и свобод человека. Хотя сама по себе Декларация и не содержит обязательных норм, но ее роль значительна. Прежде всего, она стала основой для разработки Пактов о правах человека, затем Конституции некоторых государств признали положения Декларации обязательными для них, наконец велико моральное воздействие Декларации на развитие прав человека в мире. Именно в этом плане следует понимать принятие Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 1950 г. резолюции, в которой она призвала все государства и заинтересованные организации день провозглашения Декларации — 10 декабря — отмечать ежегодно как День прав человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года

В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему, которые вступили в силу в 1976 году. 3

Часть 1 обоих Пактов, состоящая из одной статьи (ст. 1), провозглашает право всех народов на самоопределение. Часть II содержит общие положения, как-то: равноправие мужчин и женщин в пользовании провозглашенными в Пактах правами, недискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иных обстоятельств.

Обязательства государств по каждому из двух Пактов в отношении содержащихся в них прав и свобод различны.

Участники Пакта об экономических, социальных и культурных правах обязуются принимать меры с тем, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление прав, признаваемых в Пахте.

Участвующие же в Пакте о гражданских и политических правах государства обязуются уважать и обеспечивать всем права, признаваемые в нем.

Государства-участники Пакта об экономических, социальных и культурных правах могут устанавливать ограничения в пользовании правами. Ограничения должны быть предусмотрены в законе данного государства, совместимы с природой таких прав и предприниматься в целях общего благосостояния.

Более жесткие требования установлены в Пакте о гражданских и политических правах: государства-участники могут отступать от своих обязательств только в случае чрезвычайного положения, которое официально объявлено. Меры, предпринимаемые государством в таких ситуациях, не должны быть дискриминационными в отношении определенных групп индивидов, и они не могут затрагивать специально оговоренных в Пакте прав, как-то: права на жизнь, запрещения пыток, рабства и принудительного труда, долгового рабства и др. О принятых ограничениях государство-участник информирует через Генерального секретаря ООН всех других участников Пакта. В отношении некоторых прав, перечисленных в Пакте, государство может устанавливать ограничения в пользовании. Такие ограничения должны быть предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности и общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и быть совместимыми с другими правами, признаваемыми в Пакте. 4

Название каждого Пакта раскрывает круг прав и свобод, содержащихся в нем.

В рамках каждого Пакта создан и действует международный контрольный механизм.

Применительно к Пакту о гражданских и политических правах таковым является Комитет по правам человека, состоящий из 18 членов, избираемых на 4-летний срок с правом переизбрания государствами — участниками Пакта. Члены Комитета выступают в личном качестве.

Государства-участники в предусмотренном порядке представляют Комитету доклады, в которых сообщают о мерах, принятых для проведения в жизнь положений Пакта, о достижениях в этом деле и о трудностях, с которыми государства столкнулись. Доклады рассматриваются Комитетом, который может делать замечания общего порядка.

Кроме того, государства-участники специальным заявлением, которое депонируется у Генерального секретаря ООН, могут признать компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения государств о невыполнении обязательств по Пакту другим государством (ст. 41). Этот механизм действует только в отношении тех государств, которые сделали заявления о его признании. При рассмотрении таких сообщений Комитет проводит закрытые заседания. 5

Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жалоб о нарушении прав, признаваемых в Пакте о гражданских и политических правах, содержится в Факультативном протоколе к этому Пакту. Такие сообщения возможны только в .отношении тех государств, которые специальным заявлением, депонированным у Генерального секретаря ООН, признали компетенцию Комитета принимать и рассматривать жалобы лиц, находящихся под их юрисдикцией. СССР ратифицировал оба Пакта в 1973 году, а 5 июля 1991 г. сделал заявление о присоединении к Факультативному протоколу и о признании компетенции Комитета в соответствии со ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах.

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла второй Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, в котором предусматривается отказ от смертной казни. Протокол вступил в силу в июле 1991 года.

Система контроля по Пакту об экономических, социальных и культурных правах подключена к органам ООН. Государства — участники Пакта в установленном порядке представляют доклады Генеральному секретарю ООН, который направляет их Экономическому и Социальному Совету для рассмотрения. ЭКОСОС может передавать доклады в Комиссию по правам человека для рассмотрения и дачи общих рекомендаций. В мае 1986 года ЭКОСОС образовал Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в составе 18 членов, который в марте 1987 года приступил к работе.

Хартия прав человека.

Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным, что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Европейская социальная хартия 1961 года. Американская конвенция о правах человека 1969 года и Африканская хартия прав человека и народов 1981 года. 6

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 8 протоколов к ней, принятые в разное время и вступившие в силу, определяют объем гражданских и политических прав и основных свобод, который является минимальным для правового демократического государства. Участниками Конвенции (и протоколов) могут быть только члены Совета Европы.

Разработан и действует довольно сложный, но эффективный механизм контроля за соблюдением государствами-участниками положений Конвенции. Для этой цели создано два органа, а именно. Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Их члены избираются соответственно Комитетом министров и Консультативной ассамблеей , выступают они в личном качестве и их численный состав равен числу стран — членов Совета Европы.

Комиссия может принимать заявления государств о нарушении Конвенции другим государством, а также жалобы от индивида, группы лиц или неправительственной организации о нарушении их прав. Причем индивидуальные жалобы принимаются только в отношении тех государств, которые специальным заявлением признали компетенцию Комиссии получать и рассматривать такие жалобы. Комиссия предоставляет себя в распоряжение сторон для решения спора. В случае успешного мирного решения спора Комиссия составляет доклад, который направляется заинтересованным государствам и Генеральному секретарю Совета Европы для публикации.

Если усилия Комиссии не привели к решению спора, то тоже составляется доклад, в котором излагаются факты и мнение Комиссии о наличии нарушений прав, признаваемых Конвенцией. Доклад направляется Комитету министров и заинтересованным государствам. При этом Комиссия может делать Комитету такие предложения, какие сочтет подходящими. Если в течение трех месяцев со дня передачи Комитету доклада спор не передается в Суд, то Комитет решает вопрос по существу. Спор на разрешение Суда может передать Комиссия или заинтересованное государство. Суд решает спор по существу. 7

Европейская социальная хартия принята членами Совета Европы в 1961 году, вступила в силу в 1965 году. Это — своеобразный документ, в котором объединены декларация (ч. 1) и международный договор (ч. II). В первой части Хартии декларируются экономические и социальные права, которых государству следует добиваться, а во второй части эти же права получают обязательность с помощью процедуры, предусмотренной в третьей части. Согласно последней, государства из 19 статей второй части выбирают для себя обязательными не менее 10 статей, о чем сообщают Генеральному секретарю Совета Европы.

Международный контроль осуществляется через систему докладов, заключение по которым дает Комитет экспертов, члены которого избираются Комитетом министров из кандидатов, представляемых государствами — участниками Хартии. Доклады государств и заключение Комитета экспертов рассматривает подкомитет правительственного Социального комитета Совета Европы. Он представляет Комитету министров доклад и прилагает заключение экспертов. Комитет министров на основе этого доклада и после консультаций с Консультативной ассамблеей может дать соответствующему государству рекомендации.

В 1990 году принят Девятый протокол, в котором право обращения в Суд наряду с государством и Комиссией признается также за индивидами, группами индивидов и неправительственными организациями.

В 1988 году был принят Дополнительный протокол, который включает четыре новых права в перечень прав, содержащийся в Хартии. 8

Американская конвенция о правах человека принята в 1969 году и вступила в силу в 1978 году. Она предусматривает широкий круг гражданских и политических прав и свобод. Экономические, социальные и культурные права изложены в Дополнительном протоколе к Конвенции, который принят в 1988 году. Международный контроль за соблюдением обязательств государств по Конвенции осуществляют частично органы ОАГ, а также Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский Суд по правам человека. В деятельности последних много общего с соответствующими органами Европейской конвенции.

Африканская хартия прав человека и народов принята в 1981 году и вступила в силу в 1986 году. Хартия содержит гражданские, политические, экономические и социальные права. Особенностью Хартии по сравнению с приведенными аналогичными документами является то, что в ней содержатся и так называемые коллективные права (или права третьего поколения) — это право народов на их равенство, на самоопределение, на свободное распоряжение своими материальными и природными ресурсами, на экономическое, социальное и культурное развитие, на мир и безопасность, на удовлетворительную окружающую среду. Помимо прав в Хартии содержатся и обязанности каждого перед семьей, обществом, государством, международным сообществом.

Хартия предусматривает создание Африканской комиссии по правам человека и народов из 11 членов, выполняющих свои обязанности в личном качестве. Помимо рассмотрения споров между африканскими государствами, касающихся прав человека и народов, Комиссия проводит исследования и изучение африканских проблем в области прав человека и народов, организует семинары и конференции, распространяет информацию относительно прав человека, формулирует принципы и нормы, на базе которых развивается национальное законодательство африканских государств, сотрудничает с африканскими и международными институтами, занимающимися правами человека, дает толкование Хартии по просьбе государств — членов ОАЕ.

В 1975 году в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), содержащий Декларацию принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях. Среди этих принципов содержится принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений. В соответствии с этим принципом государства-участники заявляют, что они будут уважать права человека без различия расы, пола, языка и религии, а также будут поощрять осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав. Источник этих прав государства видят в достоинстве, которое присуще личности.

Заключительный акт рассматривает уважение прав и свобод человека как важный фактор сохранения мира и обеспечения международной безопасности. Сотрудничество в области прав человека включает и сотрудничество в рамках ООН, а основой такого сотрудничества являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и Пакты о правах человека.

Что касается конкретных прав и свобод, то государства будут признавать и уважать свободу личности исповедовать религию или веру, уважать права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом, подтверждают права лиц знать свои права и обязанности и поступать в соответствии с ними. 9

В Заключительном акте содержатся также положения, касающиеся сотрудничества государств в развитии контактов между людьми. Цель, которую ставят государства перед собой в этом деле, сводится к тому, чтобы облегчать более свободное передвижение людей и контакты между ними, предпринимая соответствующие меры внутри государства и заключая при необходимости международные соглашения. Предусмотрено, что государства будут благожелательно рассматривать все просьбы и упрощать процедуры в том, что касается семейных контактов и встреч, воссоединения семей, браков между гражданами различных государств, поездок по личным и профессиональным причинам, а также будут содействовать развитию туризма, встреч между молодежью, расширению спортивных связей. Подтверждено право религиозных культов, учреждений и организаций (и их представителей) на контакты, встречи и обмен информацией в сферах их деятельности.

Итоговый документ Мадридской встречи представителей государств — участников СБСЕ, состоявшейся в 1983 году, подтвердил положения Заключительного акта в том, что касается прав человека и контактов между людьми. Кроме того, в этом документе подчеркнута решимость государств совершенствовать свои законы и административные правила в области прав человека и обеспечивать эффективное осуществление прав человека и основных свобод. Подчеркивается также важность обеспечения равноправия мужчин и женщин. Государства будут обеспечивать права и свободы профсоюзов и поощрять контакты между профсоюзными организациями разных стран.

Дальнейшим развитием сотрудничества государств — участников СБСЕ явилась Венская встреча их представителей. 10 В принятом 15 января 1989 г. Итоговом документе этой встречи государства-участники подтвердили свои намерения, зафиксированные в ранее принятых документах, и значительно расширили круг вопросов, по которым намечалось сотрудничество. В частности, они согласились, что будут совершенствовать свое законодательство в области прав человека, публиковать и распространять международные документы о правах человека, а также национальные законодательные акты и административные правила и процедуры, поощрять обсуждение в школах и в других учебных заведениях вопросов развития и защиты прав человека,, вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека, обеспечивать надлежащие средства правовой защиты всем, чьи права нарушены, и не допускать отрицательных последствий для тех, кто выступает в защиту своих прав. Значительно по сравнению с предыдущими документами расширены основания, по которым не допускается дискриминация при обеспечении правами и свободами лиц в пределах юрисдикции государств.

Государства-участники согласились уважать право каждого свободно передвигаться и выбирать место жительства на территории страны, а также покидать любую страну, включая и собственную, и возвращаться в свою страну. Государства согласились с тем, что они будут создавать благоприятные условия для защиты и развития национальных меньшинств.

Решением Пражского совещания Совета СБСЕ, состоявшегося в январе 1992 года. Бюро по свободным выборам переименовано в Бюро по демократическим институтам и правам человека.В Хельсинкском документе 1992 года государства-участники подтвердили твердую решимость обеспечить полное уважение прав человека и основных свобод, действовать на основе законности, проводить в жизнь принципы демократии. В Документе подчеркивается, что права человека и основные свободы являются всеобщими. 11

Уточнены функции Бюро как главного института в области человеческого измерения. Бюро будет оказывать помощь в наблюдении за выполнением обязательств в области человеческого измерения, выступать в качестве центра информации, созывать совещания государств-участников на уровне экспертов для обзора того, как выполняются ими обязательства, организовывать семинары по вопросам человеческого измерения и т.д.

Ряд положений Хельсинкского документа 1992 года касается защиты национальных меньшинств, проблем беженцев и перемещенных лиц, рабочих-эмигрантов.

Необходимо отметить, что встречи и совещания в рамках СБСЕ являются механизмом как создания норм, так’ и контроля за их выполнением.

Международные органы по защите прав человека

Конституция РФ (ч. 3 ст. 46) гласит: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». О каких органах идет речь?

Международные органы по обеспечению и защите прав человека (далее комитеты по правам человека) создаются в соответствии с положениями соответствующих конвенций.

Комитеты по правам человека состоят из экспертов, действующих в личном качестве. В их состав входят граждане участвующих в договоре государств, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. При этом в составе комитета не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены комитетов избираются государствами-участниками договора (обычно на четыре года) на специально созываемом (как правило, Генеральным секретарем ООН) заседании.

В компетенцию международных органов по защите прав человека входит рассмотрение:

  1. докладов государств — участников договора о принимаемых ими законодательных, административных и иных мерах по претворению в жизнь обязательств, зафиксированных в договоре;
  2. сообщений государств — участников договора о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по данному договору;
  3. индивидуальных петиций лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, зафиксированное в соответствующем договоре, было нарушено, и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты. Данным правомочием наделены: Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и некоторые другие международные органы.

Процедура рассмотрения индивидуальных петиций в общем одинакова для большинства комитетов.

Получив сообщение о нарушении каким-либо государством прав индивида, предусмотренных в международном договоре, комитет должен убедится, что:

  • этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;
  • лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты (данное правило не действует, когда применение таких средств неоправдано затягивается).

Комитет вправе признать неприемлемым любое сообщение, которое является анонимным или несовместимо с положениями договора.

Признав петицию приемлемой, комитет уведомляет соответствующее государство, которое в течение определенного срока представляет письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и любые принятые им меры. Комитет в закрытом заседании исследует сообщение лица, объяснения государства и сообщает свои соображения обеим сторонам.

Решения комитетов по индивидуальным жалобам юридически необязательны, однако государства выполняют их добровольно, восстанавливают нарушенные права личности и приводят свое законодательство и правоприменительную практику в соответствие с международно-правовыми нормами.

Европейская комиссия по правам человека

В 1996 г. РФ стала членом Совета Европы. Участие в Совете предполагает присоединение к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В соответствии с Конвенцией создана Европейская комиссия по правам человека. Комиссия правомочна рассматривать петиции от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством изложенных в Конвенции прав. При этом должны быть исчерпаны внутренние средства правовой защиты. Комиссия изучает петицию и проводит расследование, по результатам которого составляется доклад. При неурегулированности вопроса Комиссия передает материалы в Комитет министров Совета Европы, решение которого является для государства обязательно.

Государство и лица, подавшие петицию, а также Комиссия вправе передать дело в Европейский суд по правам человека.

Комитет по правам человека

Комитет по правам человека создан в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и Факультативным протоколом к этому Пакту (вступил в силу для России с 1 января 1992 г.). Комитет состоит из восемнадцати экспертов, кворум образует присутствие двенадцати членов Комитета, а постановления Комитета принимаются большинством голосов присутствующих членов.

Согласно Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., государство — участник Пакта, которое становится и участником Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, перечисленное в Пакте, было нарушено и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты.

Получив сообщение, Комитет уведомляет соответствующее государство, которое в течение шести месяцев представляет Комитету письменные объяснения.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам учрежден в соответствии с решением Экономического и Социального Совета ООН в 1985 г. Комитет осуществляет наблюдение за выполнением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и состоит из 18 экспертов.

Комитет по ликвидации расовой дискриминации

Комитет образован в соответствии с нормами Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. Комитет состоит из 18 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и беспристрастностью и действующих в личном качестве. Комитет:

  • рассматривает регулярно предоставляемые государствами доклады о принятых ими законодательных, административных и иных мерах по выполнению положений Конвенции;
  • заявления государств-участников Конвенции, что другое государство не выполняет положений Конвенции.

Кроме того, любое государство — участник Конвенции может заявить, что оно признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником каких-либо прав, изложенных в Конвенции.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин создан на основе Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Комитет состоит из 23 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и действующих в личном качестве.

Комитет рассматривает регулярно предоставляемые государствами-участниками доклады о законодательных, административных и судебных мерах по выполнению положений Конвенции. Комитет не наделен полномочиями рассматривать индивидуальные петиции.

Комитет против пыток

Комитет против пыток учрежден в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Комитет состоит из десяти экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека и выступающих в личном качестве. Комитет правомочен получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений Конвенции, или сообщения такого рода, поступающие от их имени.

Комитет по правам ребенка

Комитет по правам ребенка учрежден в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Он состоит из десяти экспертов, действующих в личном качестве и обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетенцией в области прав человека.

Комитет рассматривает регулярно предоставляемые доклады государств — участников Конвенции о мерах по обеспечению прав детей и информирует об этом Экономический и Социальный Совет ООН. Комитет не рассматривает индивидуальные петиции.

Комиссия по правам человека

Комиссия по правам человека создана в соответствии с Уставом СНГ 1993 г. и Положением об этой комиссии 1993 г. Комиссия рассматривает письменные сообщения государств Содружества о нарушениях прав человека. Комиссия также правомочна рассматривать индивидуальные петиции (см. также Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.).

Давая согласие на юридическую обязательность договоров о правах человека, СССР, как правило, делал оговорки о непризнании компетенции международных органов рассматривать сообщения о нарушении нашим государством обязательств по соответствующим конвенциям. В 1991 г. наше государство сняло оговорки к некоторым договорам о правах человека.

  • Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.) // СДД СССР. Вып. XVII-XVIII. М., 1960. С. 274—276.
  • Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г. // Ведомости СССР. 1969. № 13. Ст. 279.
  • Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. // Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982.
  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Там же.
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. // Ведомости СССР. 1954. № 12. Ст. 244.
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // ГиП. 1993. № 4. С. 37—53.
  • Протоколы NN 1, 2, 4, 6, 7, 9,10,11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2.
  • Конвенция о политических правах женщин 1953 г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957. С. 290—294.
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1953 г. // СМД СССР. Вып. XXXVII. М., 1983. С. 26—36.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
  • Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 г. // Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
  • Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. // Права человека. Сборник документов. М., 1990.
  • Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сборник документов / Сост. П.Н. Бирюков и В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997.
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. // Ведомости СССР. 1969. № 25. Ст. 219.
  • Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXII. М., 1978. С. 58—63.
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. // Ведомости СССР. 1987. № 45. Ст. 747.
  • Конвенция о правах ребенка 1989 г. // Международная защита прав человека. Сборник документов. М.,1990.
  • Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчи-кова. Т. 2. С. 162—173.
  • Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 г. // Там же. С. 173—180.
  • Хельсинкские решения СБСЕ 1992 г. // Там же. С. 180—184.
  • Будапештское решение СБСЕ 1994 г. // Там же. С. 184—188.
  • Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. // СЗ. 1995. № 45.
  • Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств — участников СНГ 1996 г. // Российская газета. 1996.16 марта.
  • Закон Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 6 февраля 1995 г. // ВВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243; СЗ РФ. 1995. № 7. Ст. 496.
  • Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации // ВВС РФ. 1992. № 17. Ст. 952; САПП РФ. 1994. № 4. Ст. 302.
  • Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 1997 г. // СЗ. 1997. № 9. Ст. 1011.
  • Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Утверждено Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. // Российская газета. 1997. 29 июля.
  • Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 1996.
  • Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы (правовые проблемы) // ГиП. 1995. № 5. С. 39—47.
  • Бирюков П.Н. Роль международно-правовых и внутригосударственных норм в обеспечении «права на правовую защиту» // Правоведение. 1992. № 6.
  • Брусницын Л.В. Международно-правовые и конституционные основы обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию // ГиП. 1996. № 3. С. 100—110.
  • Галенская Л.Н. Право убежища. М., 1968.
  • Зенгер А. Права человека и контроль за их осуществлением в международной организации труда // СГиП. 1991. № 10.
  • Иванов С.А. МОТ: контроль за применением международных норм о труде и его проблемы // ГиП. 1997. № 7. С. 17—25.
  • Игитова И.В. Механизм реализации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // ГиП. 1997. № 1. С. 76—83.
  • Карташкин В.А. Международная защита прав человека. М., 1985.
  • Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.,1995.
  • Козулин А.И. Об источниках прав человека // ГиП. 1994. № 2.
  • Кочарян В.В. Национальные меньшинства и их защита в международном праве // Правоведение.1995.№ 2.
  • Курс международного права. В 7 т. Т. 3. М., 1990. Т. 4. М., 1991; Т. 6. М., 1993.
  • Кучин М.В. Вопросы гражданства: соотношение договорного и законодательного регулирования в рамках Содружества Независимых Государств//Правоведение. 1992. №5.
  • Малинин С.А. Человеческое измерение как обязательный компонент всеобъемлющего подхода к международной безопасности // Правоведение. 1994. № 3.
  • Манов Б.Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека. М., 1986.
  • Мелешников А.В. Права человека и международно-правовая ответственность за их нарушение // ГиП. 1992. № 3.
  • Мовчан АЛ. Права человека и международные отношения. М., 1982.
  • Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
  • Потапов В.И. Беженцы и международное право. М., 1986.
  • Пунжин С.М. Проблема защиты прав меньшинств в международном праве// ГиП. 1992. №8.
  • Рисдал Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе // ГиП. 1993. № 4. С.29—36.
  • Российское законодательство и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // ГиП. 1997. № 5. С. 92—100.
  • Тузмухамедов Р.А. Национальные меньшинства под защитой международного права // ГиП. 1996. № 2. С. 109—119.
  • Чеботарева А.С. Защита прав женщин в Европейском союзе // ГиП. 1995. № 2. С. 88—96.
  • Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М.,
  • 1992.

    Библиографический список

    Всеобщая декларация прав человека: Декларация от 10.12.1948 г. // Рос. газ. – 1995. – 5 апреля.

    Конвенция о защите прав человека и основных свобод: Конвенция от 04.11.1950 г.

    Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: Конвенция от 10.12.1984 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 109–125.

    Конвенция о правах ребёнка: Конвенция от 20.11.1989 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 388–409.

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16.12.1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юридическая литература, 1990. С. 20–32.

    Международный пакт о гражданских и политических правах (вместе с факультативным протоколом к международному пакту о гражданских и политических правах): Международный пакт от 16.12.1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 53–57.

    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6‑ФКЗ, от 30.12.2008 № 7‑ФКЗ, от 05.02.2014 № 2‑ФКЗ, от 21.07.2014 № 2‑ФКЗ) // Российская Газета. 2014. № 9. Ст. 851.

    О Конституционно Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. (ред. от 14.12.2015) // Рос. газ. – 1994. – 23 июля.

    О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2‑ФКЗ (ред. от 14.12.2015) // Рос. газ. – 1997. – 23 декабря.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51‑ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Рос. газ. – 1994. – 8 декабря.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14‑ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Рос. газ. – 1996. – 6, 7, 8, 10 февраля.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Федеральный закон от 26.11.2001 г. № 146‑ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Рос. газ. – 2001. – 28 ноября.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая): Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 230‑ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Рос. газ. – 2006. – 22 декабря.

    Гражданско‑процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 138‑ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Рос. газ. – 2002. – 20 ноября.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195‑ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Рос. газ. – 2001. – 31 декабря.

    Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 223‑ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Рос. газ. – 1996. – 27 января.

    Трудовой кодекс российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197‑ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Рос. газ. – 2001. 31 декабря.

    Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63‑ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Рос. газ. – 1996. – 18, 19, 20, 25 июня.

    Уголовно‑исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.01.1997 г. № 1‑ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Рос. газ. – 1997. – 16 января.

    Уголовно‑процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 г. № 174‑ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Рос. газ. – 2001. – 22 декабря.

    Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143‑ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Рос. газ. – 1997. – 20 ноября.

    О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390‑ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Рос. газ. – 2010. – 29 декабря.

    Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273‑ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Рос. газ. – 2012. – 31 декабря.

    Об общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 04.04.2005 г. № 32‑ФЗ (ред. от 20.04.2014) // Рос. газ. – 2005. – 7 апреля.

    Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Рос. газ. – 2003. – 8 октября.

    Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255‑ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Рос. газ. – 2006. – 31 декабря.

    Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48‑ФЗ (ред. 28.11.2015) // Рос. газ. – 2008. – 30 апреля.

    Об оперативно‑розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144‑ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Рос. газ. – 1995. – 18 августа.

    Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124‑ФЗ (ред. 28.11.2015) // Рос. газ. – 1998. – 5 июля.

    Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120‑ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Рос. газ. – 1999. – 30 июня.

    Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195‑ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Рос. газ. – 1995. – 19 декабря.

    О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53‑ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Рос. газ. – 1998. – 2 апреля.

    О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44‑ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Рос. газ. – 2001. – 20 апреля.

    О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98ФЗ // Рос. газ. – 1995. – 4 июля.

    О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81‑ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г. с изм. вступ. в силу с 29.12.2015 г.) // Рос. газ. – 1995. – 24 мая.

    О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62‑ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Рос. газ. – 2002. – 5 июня.

    О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159‑ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Рос. газ. – 1996. – 27 декабря.

    О дополнительных мерах по государственной поддержке семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256‑ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Рос. газ. – 2006. – 31 декабря.

    О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3‑ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Рос. газ. – 1998. – 15 января.

    Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323‑ФЗ (ред. от 26.04.2016) // Рос. газ. – 2011. – 23 ноября.

    О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114‑ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Рос. газ. – 1996. – 22 августа.

    О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202‑1 (ред. от 28.11.2015) // Рос. газ. – 1992. – 18 февраля.

    О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38‑ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)// Рос. газ. – 2006. – 15 марта.

    О свободе совести и религиозных объединений: Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125‑ФЗ (ред. от 30.03.2016) // Рос. газ. – 1997. – 1 октября.

    О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103‑ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Рос. газ. – 1995. – 20 июля.

    О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329‑ФЗ (в ред. от 02.06.2016 г.) // [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_73038/ Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2012 г. № 1199 // СЗ РФ. – 2012. – № 35. – Ст. 4774.

    О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи: Указ Президента Российской Федерации от 06.04.2006 г. № 325 // Рос. газ. – 2006. – 11 апреля.

    О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. № 431 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 19. – Ст. 1044.

    Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка: Указ Президента Российской Федерации от 01.09.2009 г. № 986 // Рос. газ. – 2009. – 4 сентября.

    Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (с изменениями и дополнениями): Указ Президента Российской Федерации от 9.10.2007 г. № 1351 // СЗ РФ. – 2007. – № 42. – Ст. 5009.

    О национальной стратегии действия в интересах детей на 20122017 годы: Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 // СЗ РФ. – 2012. – № 23. – Ст. 2994.

    Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423 (ред. от 10.09.2015) // Рос. газ. – 2009. – 27 мая.

    Об утверждении норм материального обеспечения детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 г. № 659 // Рос. газ. – 2005. – 12 ноября.

    Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 г. № 1441 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 481) // Рос. газ. – 2000. – 13 января.

    Об утверждении правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.2007 г. № 457 (в ред. от 12.10.2013 г.) // Рос. газ. – 2007. – 25 июля.

    Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 // Собрание законодательства РФ 11.11.2013. № 45. ст. 5829.

    О детском доме семейного типа (вместе с Правилами организации детского дома семейного типа): Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 195 (ред. от 24.12.2014) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_30781/ Дата доступа: 29.06.2016 г.

    Об утверждении норм материального обеспечения детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»»: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 659 // [Электронный ресурс] http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56383 / Дата доступа: 29.06.2016 г.

    О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» (вместе с «Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 432 (ред. от 10.02.2014) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_87945/ Дата доступа: 29.06.2016 г.

    Об утверждении Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ» (с изменениями и дополнениями): Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 457 // [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/12154715/#ixzz4CxkbsgOZ Дата доступа: 29.06.2016 г.

    Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 1441 (ред. от 24.12.2014) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_25592/ Дата доступа: 29.06.2016 г.

    О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760‑р // [Электронный ресурс] http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98451/ Дата доступа: 29.06.2016 г.

    Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 39ЗРК/2014 «О социальной поддержки многодетных семей в Республике Крым» (с доп. и изм. от 27.02.2015) // Ведомости Верховного Совета Республики Крым, 2014., № 6, ст. 604.

    Закон Республики Крым от 15 сентября 2014 года № 75‑ЗРК «Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике Крым» // (с доп. и изм. от 27.02.2015) // Ведомости Верховного Совета Республики Крым, 2014., № 3, ст. 221, № 5 ст. 534.

    Закон Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 58‑ЗРК «О комиссиях по делах несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым» (с доп. и изм. от 27.02.2015) // Ведомости Верховного Совета Республики Крым, 2014., № 3, ст. 204, № 5 ст. 534.

    Закон города Севастополя от 29 мая 2015 года № 151‑ЗС «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Севастополе» (с доп. и изм. от 30.03.2016) // [Электронный ресурс] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 9200201604010001Дата доступа: 29.06.2016 г.

    Закон города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 114‑ЗС «Об обеспечении прав детей, проживающих в городе Севастополе, на отдых и оздоровление» // Севастопольские известия, № 11–12 (1756), 11.02.2015.

    Закон города Севастополя от 25.07.2014 № 51‑ЗС «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Севастополе» // [Электронный ресурс] http://dszn. sev.gov.ru/zakon‑goroda‑sevastopolya‑ot‑25‑07‑2014‑51‑zs/ Дата доступа: 29.06.2016 г.

    Устав (Основной Закон) Тульской области от 12.11.2001 г. № 265‑ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2009 г. № 1349) // Тульские известия. – 2001. – 20 ноября.

    Пленумы Верховного Суда Российской Федерации

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерацииот 1 февраля 2011 г. № 1 г. Москва «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // [Электронный ресурс] https://rg.ru/2011/02/11/nesovershennoletnie‑dok. html Дата доступа: 30.06.2016 г.

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. № 1 г. Москва «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // [Электронный ресурс] https:// rg.ru/2014/02/07/trud‑dok.html Дата доступа: 30.06.2016 г.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 (ред. от 09.02.2012) «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // [Электронный ресурс] http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_78038/ Дата доступа: 30.06.2016 г.

    Анафьянова, Т.В. Особенности социально‑медицинской работы с лицами и группами девиантного поведения в регионе: монография. Академия Естествознания. 2011. http://www.monographies. ru/ru/book/view?id=132.

    Антонян, Ю.М. Криминология будущего: междисциплинарные научные связи // Юридическая наука и право‑охранительная практика. Выпуск № 4 (30) / 2014. http://cyberleninka.ru/article/n/ kriminologiya‑buduschego‑mezhdistsiplinarnye‑nauchnye‑svyazi.

    Абашин, Э.А. Семейное право: учебное пособие. М., 2008. Абдулаев, М.И… Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый кон‑троль, 410 с., 2004.http://lib.sale/uchebnik‑teoriya‑istoriya‑gosudarstva/struktura– vidyi‑pravosoznaniya.html.

    Административное право: учеб. для вузов // Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2006.

    Азарова, Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. – М.: Контракт, 2012.

    Алексеев, А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. // А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев. М., 2004.

    Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов // М.В. Баглай. – М.: НОРМА‑М, 2002.

    Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушения несовершеннолетних: учеб. пособие // А.А. Бакаев. – М.: Логос, 2004.

    Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений // А. Бандура, Р. Уолтерс. – М., 1999.

    Басова, Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие // Н.Ф. Басова. – М.: Издательско‑торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.

    Баранов, А.А. От нуля и старше // Российская газета. 2010. 29 янв.

    Башлачёв, В.А. Как губят русское будущее / В.А. Башлачёв. – М.: Самотека, 2007.

    Блохин, Ю.И. Уголовно‑исполнительное право // Ю.И. Блохин, В.А. Жабовский – Ростов‑на‑Дону, 2002.

    Борисова, Н.Е. Конституционно‑правовой статус ребенка в Российской Федерации // Н.Е. Борисова, Ю.А. Дмитриев. – М., 1998.

    Бутылин, В.Н. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: учеб. пособие // В.Н. Бутылин, И.В. Гончаров. – М., 2002.

    Бушков, А. Иван Грозный. Кровавый поэт // А. Бушков. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

    Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Бхагавад‑Гита как она есть // А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 1992.

    Валеев, Р.М. Контроль в современном международном праве // Р.М.

    Васильева, О.Н. Правовые основы деятельности и взаимодействия налоговых и иных государственных органов в сфере налогообложения: коллективная монография // Авторский коллектив под общ. ред. Васильевой О.Н., соавторы Копилян В.А., Литвин‑Жиркова Д.А., Морозов Н.И., Морозова А.Н., Сергеев С.В., Федотова И.Н. – М.: ООО «Научный консультант», 2015.

    Васильева, В.Н., Камилова, Т.Н. Беспризорность и безнадзорность в современной России: анализ причин, по‑следствий и эффективности решений проблемы // Ученые записки Российского государственного социального университета. Выпуск № 1 / 2009. http://cyberleninka.ru/article/n/besprizornost‑i‑beznadzornost– v‑sovremennoy‑rossii‑analiz‑prichin‑posledstviy‑i‑effektivnostiresheniy‑problemy.

    Ветошкин, С.А. Ювенальное право: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд‑во Рос. гос. проф. – пед. ун‑та, 2008. http://window.edu.ru/ resource/571/75571/files/vetoshkin_uvenal_pravo.pdf.

    Вольтер, О.В. Феномен идеологии в современной России // Вестник Волгоградского государственного уни‑верситета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. Выпуск № 1 / 2009. http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen‑ideologii‑v– sovremennoy‑rossii.

    Герасимов, М.В. Определение проституции в уголовном праве России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Выпуск № 72 / 2010. http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie– prostitutsii‑v‑ugolovnom‑prave‑rossii.

    Глоба, И.А. Нас умерщвляют, но нам надо выжить // Ведическая культура. – 2006. – № 11. – С. 13.

    Головкин, Е.В. Конституционное право России: курс лекций // Е.В. Головкин. – Тула: Папирус, 2008.

    Гражданское право: учеб. для вузов. Ч. 1. // Под ред. Т.Н. Илларионова, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. – М.: Норма‑М, 2001.

    Гражданское право: учеб. для вузов. Т. 1. // Под ред. Е.А. Суханова. – М., 1993.

    Григорьева, Н.В. Прокурорский надзор: учеб. пособие // Н.В. Григорьев. – М.: Риор, 2008.

    Гришко, А.Я., Захаров А.А. Российское уголовно‑исполнительное право: Курс лекций // А.Я. Гришко, А.А. Захаров. – М., 2000.

    Гумирова, Г.Ф. Преступность несовершеннолетних как социальная проблема // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

    Гусев, А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях // А.Н. Гусев. – М.: Контракт, 2006.

    Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка. Т. 4 // В.И. Даль. – М., 1882.

    Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка. Т. 3 // В.И. Даль. – М., 1882.

    Демин, А.В. Теория государства и права. Курс лекций // А.В. Демин. – М.: Инфра‑М, 2002.

    Дмитриев, Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник // Ю.А. Дмитриев, М.А. Шапкин. – М.: Издательство Эксмо, 2005.

    Дриль, Д.А. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с нею // Д.А. Дриль. – М.: ИНФРА‑М, 2006.

    Ермаков, В.Д. Несовершеннолетние преступники // В.Д Ермаков, Н.И. Крюкова. М., 1999.

    Защита прав ребенка в современной России. Материалы научно‑практической конференции // Под ред. А.М. Нечаевой. – М.: Институт государства и права РАН. 2005.

    Зеркалов, Д.В. Дегенерация и дегенераты: хрестоматия // Д.В. Зеркалов. – К.: Наук. свiт, 2008.

    Змановская, Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

    Зорин, К.В. Гены и семь смертных грехов / К.В. Зорин. – М.: Русский Хронографъ, 2009.

    Зыков, О.В. Ювенальные технологии // О.В. Зыков, Н.Л. Хананашвили, А.С. Автомонов. – М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2004.

    Иванцова, Н.В., Бельцов, Д.В. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего субъекта преступлений // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

    История фармакогнозии в лицах. http://pharmacognosy.com. ua/index.php/istoriya‑farmakognozii‑v‑litsakh/paratsels.

    Иустин (Попович), преподобный. Прогресс в мельнице смерти. О духе времени // Иустин (Попович). – Минск, 2001.

    Керимов, Д.А. Законодательная техника: Учебно‑научное пособие // Д.А. Керимов. – М.: Норма, Инфра‑М, 1998.

    Кирилловых, А.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1996 года № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – М. «Деловой двор», 2010.

    Кирилл Патриарх Московский и Всея Руси. О двусоставной природе человека. http://www.xpa‑spb.ru/libr/Kirill‑patr/o‑prirode– cheloveka.html.

    Клеймёнов, М.П. Криминология: учебник // М.П. Клеймёнов. – М.: Норма, 2008.

    Клушина, Н.И. Теория идеологем // Политическая лингвистика. Выпуск № 4 / 2014. http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya– ideologem.

    Козлов, С.С. Комментарий к ФЗ от 24.06.1999 г. № 120‑ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

    Козлова, Е.И. Конституционное право: учеб. для средних профессиональных учебных заведений // Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Норма, 2007.

    Козырев, А. Прилетят инопланетяне и наладят нашу жизнь // За русское дело. – 2008. – № 2. – С. 1.

    Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. // Под ред. В.В. Черникова, Ю.П. Соловья. – М.: Юрайт‑Издат. 2002.

    Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации // Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Инфра‑М, 1997.

    Комментарий к Гражданско‑процессуальному кодексу Российской Федерации // Под ред. Г.А. Жилина. – М.: Проспект, 2003.

    Комментарий к Гражданско‑процессуальному кодексу Российской Федерации // Под ред. М.С. Шакарян. – М.: Кодекс, 2003.

    Комментарий к Конституции Российской Федерации // Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазаревой. – М.: Эксмо, 2009.

    Коментарий к Семейному кодексу Российской Федерации // Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 1997.

    Комарницкий, А.В. Ретроспектива становления и развития системы профилактики безнадзорности и право‑нарушений несовершеннолетних в имперский период. САНКТ‑ПЕТЕРБУРГ. 2013. http://ppt‑online.org/1607.

    Копилян, В.А. Административная ответственность за жестокое обращение с животными в Республике Крым и на уровне федерального законодательства: проблемы и перспективы / В.А. Копилян // Развитие юридических наук: проблемы и перспективы. Матер. междун. научно‑практ. конф., посв. 20‑летию юр. фак. НГУ им. Я Мудрого и 10‑летию Общерос. обществ. организации «Ассоциация юристов России. – Великий Новгород: НГУ им. Я.Мудрого, 2015.

    Коршунов, Н.М.Гражданский процесс: учебник // Н.М. Коршунов, Ю.Л. Мареев. – М.: Омега, 2006.

    Краснова, О.В. Некоторые психологические аспекты стремительного роста детской преступности и пути их решения //Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

    Криминология: учеб. для вузов // Под общ. ред. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2005.

    Криминология: учеб. для вузов // Под ред. В.Д. Малкова. // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

    Криминология: учеб. пособие // Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. – М.: Изд‑во «Проспект», 2007.

    Кузьмин, В.П. Проблемы социальной работы с молодежью: учеб. пособие / В.П. Кузьмин, Н.С. Степашин, Ю.А. Блинков. Курск, 2006.

    Кулапов, В.Л. Теория государства и права // В.Л. Кулапов, А.В. Малько. – М.: Норма, 2009.

    Куликова, А.А. Защита прав ребенка: учеб. пособие // А.А. Куликова. – М.: Эксмо, 2005.

    Кудрявцева, Н.И. Ювенальная юстиция в России и Франции: Сравнительная характеристика. http://www.studmed.ru/docs/ document21051/content.

    Левина, Л.Н. Прокурорский надзор: учеб. пособие // Л.Н. Левина. – СПб.: Питер, 2006.

    Личные тайны ребенка: особенности правовой защиты: пособие. – Воронеж: ВНИИ МВД России, 2001.

    Лукичев, О.В., Скворцова, М.Б. Ювенальная политика, ювенальное право и ювенальная юстиция: проблемы становления и перспективы развития // Вестник Санкт‑Петербургского университета МВД России. Выпуск № 2 / 2006. http://cyberleninka.ru/article/n/ yuvenalnaya‑politika‑yuvenalnoe‑pravo‑i‑yuvenalnaya‑yustitsiyaproblemy‑stanovleniya‑i‑perspektivy‑razvitiya.

    Малько, А.В. Теория государства и права // А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2000.

    Марченко, М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учеб. пособие // М.Н. Марченко. – М.: Норма, 2009.

    Матузов, Н.И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания // Юридическая наука и правоохранительная практика. Выпуск № 2 (8) / 2009. http://cyberleninka. ru/article/n/pravovoy‑idealizm‑kak‑rodimoe‑pyatno‑rossiyskogoobschestvennogo‑soznaniya‑2.

    Медведева, И.Я. Спецмиссия антихриста // И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. – М.: Алгоритм, 2009.

    Мельникова, Э.Б. Ювенальная юстиция: учеб. пособие // Э.Б. Мельникова. – М.: Дело, 2001.

    Мелешко, Н. П… Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс». 2006.

    Морозова, А.Н. Культурные права и свободы: понятие, механизм реализации, значение для общества и личности // А.Н. Морозова. – Тула: Изд‑во ТулГУ, 2013.

    Морозова, А.Н. Конституционно‑правовые гарантии участия граждан в культурной жизни российского об‑щества: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. 12.00.02. Москва. 2004.

    Морозова, А.Н. Конституционно‑правовые гарантии участия граждан в культурной жизни российского об‑щества: дис. канд. юрид. наук. 12.00.02. Москва. 2004. http://www.dissercat.com.

    Морозова, А.Н. К вопросу об участии средств массовой информации в формировании культуры человека и реализации культурных прав и свобод // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014.

    Белобрагина, Н.А., Морозова. А.Н. Международно – правовые стандарты обеспечения и защиты права на жизнь // Известия тульского государственного университета. экономические и юридические науки. 2013.

    Мотылев, Л.С. Концепции современного естествознания // Л.С. Мотылев, В.А. Скоробогатов, А.М. Судариков. – СПб.: «Издательство Союз», 2000.

    Мочалова, И.В. Сварожий круг // И.В. Мочалова, В.В. Данилов. – М.: Изд‑во «Аспект», 1998.

    Наумов, А.В. Российское уголовное право. Общая часть: курс лекций // А.В. Наумов. М., 1996.

    Научно‑практический комментарий Федерального Закона «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32‑ФЗ // Под ред. В.В. Гриба // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

    Никитина, Е.М. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России, пути решения этих проблем // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

    Общая теория права: курс лекций // Под ред. В.К. Бабаева. – Н. Новгород, 1993.

    Общество: государственность и семья. СПб, 2004.

    О’Коннор Д. Аборт – это убийство // Америка. 1993. № 439. С. 42.

    О государственном геноциде в России. Материалы Круглого стола «Кризис нации» при Председателях Комитетов по обороне и безопасности Государственной Думы Российской Федерации. – М., 1998.

    Ожегов, С.И., Толковый словарь русского языка // С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2001.

    Олиференко, Л.Я. Социально‑педагогическая поддержка детей группы риска: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений // Л.Я. Олиференко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

    Организация работы горрайоргана внутренних дел по предупреждению преступлений // Под ред. Э.И. Петрова. – М.: Академия МВД России, 2004.

    Оружие геноцида: самоубийство людей и его механизмы // Прогнозно‑аналитический центр Академии Управления. – М.: Изд‑во «НОУ Академия Управления», 2008.

    Остапенко, Н.И. Ювенальная юриспруденция: учеб. пособие // Н.И. Остапенко, Н.И. Морозов. – Тула, 2009.

    Ощепков, А.Л. Некоторые дискуссионные вопросы преобразования воспитательных колоний в воспитательные центры для несовершеннолетних правонарушителей // Вестник Южно‑Уральского государственного университета. Серия: Право. Выпуск № 43 (302) / 2012. http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye‑diskussionnye‑voprosy– preobrazovaniya‑vospitatelnyh‑koloniy‑v‑vospitatelnye‑tsentry‑dlyanesovershennoletnih.

    Павленок, П.Д.Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб. пособие // П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: ИНФРА‑М, 2007.

    Павловский, И.В. Политика национальных интересов России / И.В. Павловский. – М., 2007.

    Перин, Р.Л. Психология национализма; Гильотина для бесов. Этнические и психогенетические аспекты кадровой политики 1934–2000 гг. // Р.Л. Перин. – СПб.: «ЛИО Редактор», 2003.

    Петров, К.П. Тайны управления человечеством или тайны глобализации. Кн. 1 // К.П. Петров. – М.: «Академия управления», 2008.

    Петрухин, И.Л. Личные тайны (человек и власть) // И.Л. Петрухин. – М.: Институт государства права РАН, 1998.

    Петухов, Ю.Д. Сверхэволюция и высший разум мироздания. Космогония, антропогенез, этногенез // Ю.Д. Петухов. – М.: Метагалактика, 2005.

    Пирожков, В.Ф. Криминальная психология // В.Ф. Пирожков. – М.: «Ось‑89», 2007.

    Платонов, О.А. Почему погибнет Америка: взгляд с Востока и с Запада // О.А. Платонов, Г. Райзеггер. – М.: Столица‑Принт, 2008. Поликарпов, В.С. Идеология современной России (эссе) // В.С. Поликарпов, В.А. Поликарпова. – Ростов‑на‑Дону: Изд‑во Северо‑Кавказского научного центра высшей школы, 2002.

    Правовые основы деятельности и взаимодействия налоговых и иных государственных органов в сфере налогообложения. Коллективная монография под общ. ред. О.Н. Васильевой. М.: «Научный консультатнт». 2015. http://elibrary.ru.

    Прокурорский надзор. Учебник // Под ред. О.Е. Винокурова – М.: Высшее образование. 2008.

    Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: Изд‑во «Самарский университет». 2002. 206 с.

    Путинихин, В.П. Место силы – город Аркаим: в поисках утраченного рая // В.П. Путинихин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

    Путинихин, В.П. Тайны Аркаима: наследие древних ариев // В.П. Путинихин. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

    Пушков, А.К. Гроссмейстеры Зазеркалья // А.К. Пушков. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2009.

    Пусько, В.С. Идеология в конститутционном поле современной России // Историческая и социально‑образовательная мысль. Вы‑пуск № 3 / том 7 / 2015. http://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya– v‑konstituttsionnom‑pole‑sovremennoy‑rossii.

    Рубачева. Е.Л., Мартиросян, М.В. Причины и условия, детерминирующие делинквентность и преступность не‑совершеннолетних // Общество и право. Выпуск № 1 (47) / 2014. http:// cyberleninka.ru/article/n/prichiny‑i‑usloviya‑determiniruyuschiedelinkventnost‑i‑prestupnost‑nesovershennoletnih.

    Рыжаков, С.С. Причины и условия преступности несовершеннолетних в фокусе психолого‑криминологического интереса // Психопедагогика в правоохранительных органах. Выпуск № 1 / 2009. http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny‑i‑usloviya‑prestupnosti– nesovershennoletnih‑v‑fokuse‑psihologo‑kriminologicheskogo‑interesa. Словарь иностранных слов / Под ред. А.Г. Спиркина. – М.: Русский язык. 1986.

    Слободский, С., прот. Закон Божий / С. Слободский. – М.: Яуза‑пресс, Лепта Книга, Эксмо, 2008.

    Смоленский, М.Б. Прокурорский надзор: учеб. пособие // М.Б. Смоленский, А.А. Новикова. – Ростов‑на‑Дону: Изд‑во Март, 2007.

    Старков, О.В. Предупреждение преступности: учеб. пособие // О.В. Старков. – М.: Юрист, 2008.

    Степанов, А.Г. Семейное право: учеб. пособие // А.Г. Степанов. – М.: Изд‑во «Экзамен», 2004.

    Титушкина, Е.Ю. О понятийном аппарате криминологии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Выпуск № 3–2 / 2014. http://cyberleninka.ru/article/n/o‑ponyatiynom– apparate‑kriminologii.

    Трехлебов, А.В. Кощуны Фениста Ясного Сокола России // А.В. Трехлебов. – Пермь, 2004.

    Толковый словарь живaго великорусского языка В. Даля. http://slovardalja.net.

    Уголовно‑исполнительное право: учеб. для вузов // Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Юриспруденция, 2006.

    Фомин, А.В. Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира // А.В. Фомин. – М.: «Новая мысль», 2005.

    Фомин, А.В. Доказательства существования жизни после смерти / А.В. Фомин. – М.: Изд‑во «Новая мысль», 2004.

    Фоницкий, И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.1, Т.2./ Под ред. А.В. Смирнова СПб.: Альфа, 1996. 607 с.

    Хомиченко, Ю.В. Особенности преступных групп несовершеннолетних // Историческая и социально‑образовательная мысль. Выпуск № 4 / 2011. http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti– prestupnyh‑grupp‑nesovershennoletnih.

    Шалагин, А.Е. Проституция как социально‑негативное явление и ее общественная опасность // Актуальные проблемы экономики и права. Выпуск № 1 (21) / 2012. http://cyberleninka. ru/article/n/prostitutsiya‑kak‑sotsialno‑negativnoe‑yavlenie‑i‑eeobschestvennaya‑opasnost.

    Шалагин, А. Е., Кабиров, Д. Э. Отечественная криминология: история, современное состояние, перспективы развития // Вестник Казанского юридического института МВД России. Выпуск № 14 / 2013. http://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya– kriminologiya‑istoriya‑sovremennoe‑sostoyanie‑perspektivy‑razvitiya.

    Шемшук, В.А. Этическое государство // В.А. Шемшук. – М.: Изд‑во Всемирного фонда планеты Земля, 2008.

    Щёголева, Е.В. Как воспитать ребёнка православным. 300 мудрых советов родителям // Е.В. Щёголева. – М.: «ДАРЪ», 2007.

    Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М., 2004.

    Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования // Под ред. Е.Г. Слуцкого. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004.

    Ювенальное право: учеб. для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. – М.: Юстицинформ, 2005.

    Юшин, В.П. Руководство по интенсивному развитию организаторских способностей руководителей // В.П. Юшин. – Луцк, 1998.

    Еще по теме:

    • Статья 131 пункт 3 а Статья 131 УК РФ часть 3 а - можно ли привлечь за преступление совершенное в 1990 году? Напишите пожалуйста можно ли привлечь к уголовной ответственности виновного в совершении […]
    • Материнский капитал в 2018 г Материнский капитал в 2018 году можно будет потратить на дошкольное образование Разрешается также оплатить товары и услуги для социальной адаптации детей-инвалидов Фото: ПГ / Геннадий […]
    • Входит ли в стаж отпуск за свой счет для пенсии Включение в северный стаж отпуска за свой счет После ответа на свой вопрос (№773). Сходила в ПФ, но в ответ получила пояснение, что в льготный стаж для получения "северной" пенсии отпуск […]
    • Статья 21 конвенции о правах ребенка Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Конвенция о правах ребенка для детей КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО. Краткое содержание Конвенции о правах ребенка Конвенция - это […]
    • Чиркин ве конституционное право россии учебник для вузов м 2008 5.3. Современное состояние науки и учебной дисциплины конституционного права Российской Федерации Современный этап в развитии пауки конституционного права так же, как и советский период […]
    • Исковое заявление о праве собственности на гараж образец Иск о праве собственности на гараж По закону собственность на любую недвижимость возникает с момента государственной регистрации. Иметь гараж и пользоваться им на протяжении многих лет без […]