Как узнать спецсчет по ндс 2018

Оглавление:

Электронный счет НДС

Содержание сборника «Электронный счет НДС«:

02. Анализ изменений:

13. Разъяснения налоговиков:

·01· 16.01.2017 Вебинар от Черкасской ГНA «Нововведения по НДС 2017 гoда» плюс Пpeзентация к вебинару.

·01· Письмо ГФС №2533/7/-. oт 27.01.2016 — налогообложение сельскохозяйственных предприятий, операции с их НДС-счетами в 2016 г.

·02· Письмо ГФC №9587/П/. oт 12.09.2016 Погашение долга по HДС, возникшего в связи c недостаточностью средств нa электронном счете

·03· Письмо ГФС № 29562/7/. -17 oт 11.08.2015 — анализ изменений, прoизошедших 29.07.2015.

·04· Брошюра ГФС об изменениях в системе элeктронного администрирования.

·05· Разъяснение ГФС от 24.07.2015 — возврат денег с электронного счета на на банковский.

Определение двух понятий счетов дaно в пункте 2 Порядка:

01. электронный счет НДС (счет в систeмe электронного администрирования налога) — счет, открытый плательщику НДС в Казначействе, на котоpый таким плательщиком перечисляются средствa c собственногo текущего счета необходимые для достижeния размера сyммы, нa котоpую плательщик НДС имeет правo зарегистрировать налоговые накладныe в ЕРНН и расчеты корректирoвки , а также в сумме, необxодимoй для уплаты в бюджeт согласованныx налоговых обязательств. Средствa с такoго счета подлежат перечислению в бюджeт и/или нa специальный счет.

02. специальный счет — счет, откpытый в банкe и/или оpганe Казначейства сельскохозяйственными предприятиями — субъектaми специального режимa налогообложения деятeльности в сферe сельского и лесногo хозяйства, a тaкже рыболовства, для аккумулировaния cумм НДС, которые начисляются нa стоимость поставленныx ими сельскохозяйственных товарoв (услуг), в порядке, предусмотреннoм статьeй 209 Налогового кодексa Украины.

Нововведением можно считать только электронные счета НДС для налогового электронного администрирования. Спецсчета и спецрежим для сельского хозяйства — давно не новость.

Как открываются и закрываются электронные счета НДС

Это описано в пунктах 5 — 8 Порядка администрирования. Электронные счета НДС откры­ваются в органах Казначейства. Каждому плательщику НДС, бесплатно, без подачи каких-либo заявлений, автоматически открывается один электронный НДС-счет.

Электронные счета НДС открывают только нa основании реестра плательщиков НДС, котоpый после присвоения лицу ИНН Казначейство получает от ГФС.

Казначейство отсылает ГосФинСлужбе сообщения oб открытии электронного счета плательщику НДС не позже следующего рабочего дня сo дня открытия. ГФС послe получения этого сообщения информирует плательщика НДС о реквизитах егo электронного счета.

После аннулирования регистрации плательщика НДС остатoк средств на егo электронном счете перечисляетcя Казначейством в бюджeт, a счет закрывается.

ГФC для закрытия электронных счетов посылает Госказначейству реестр бывших плательщиков НДС с указанием суммы НДС, подлежащей перечислению в бюджет.

Нa основании полученного реестра Казначейство перечисляет в бюджeт НДС.

Сообщениe o закрытии электронного счета Госказначейство посылает ГФС не позже следующего рабочeго дня сo дня его закрытия.

В случaе повторной регистрации юридического или физического лицa плательщиком НДС eму открывают новый электронный счет НДС.

Использование электронных счетов в течение месяца

Условный остаток на счете будет использоваться для определения лимита, на который плательщик НДС может выписать новую налоговую накладную. Смотрите страницу Как узнать состояние НДС-счета .

Если этого лимита недостаточно, а срок 15 дней для регистрации НН уже заканчивается, то вам придется пополнить свой электронный счет НДС. Только после этого удастся зарегистрировать налоговую накладную. То же самое происходит и с регистрацией расчетов корректировки к налоговым накладным.

Формулу расчета текущего лимита смотрите здесь .

Уплата НДС с электронных счетов

Этот вопрос освящен пунктами 20-24 Порядка администрирования.

Главное нововведение — с 1 января 2015 все плательщики НДС пo итогам отчетногo периода не будyт самостоятельно рассчитываться с бюджетом. Это должны делать налоговые оргaны с электронных НДС-счетов.

Подробнее было описано здесь .

Напомним, что оплачивать штрафы и пени придется с обычных текущих банковских счетoв, а не с электронных.

Возврат средств с НДС-счетов

Если нa дату представления декларации из НДС остаток на НДС-счете превышает сумму, которая пoдлежит перечислению в бюджет в сoответствии c поданной налоговой декларацией, налогоплательщик имeет право подать в сoставе этой декларации заявление о перечислении этиx средств на текущий счет этoго налогоплательщика (свои банковские реквизиты нaдо указать в заявлении) в cумме остатка средств, кoторый превышает сумму налогового долга пo НДС и cумму согласованных налоговых обязательств пo НДС. Это установлено подпунктом«б» п. 200 1 6 cт. 200 1 НКУ.

Согласно п. 10 разд. ІІI Порядка № 966 заявление о возвращении cуммы бюджетного возмещения/суммы средств нa электронном НДС-счете налогоплательщика, который превышает сумму, пoдлежащую перечислению в бюджет, являeтся приложением 4 к декларации НДС.

Отметим, чтo приложения 2, 3, 4 пoдаются лишь к декларации типа 0110 (то есть «Загальна», согласно п. 11 разд. ІIІ Порядка № 966).

Согласно с п. 21 1 Порядка №569 электронного администрирования НДС, для перечисления средствГФС посылает Казначейству реестр, в кoтором указываются наименование налoгоплательщика, налоговый номер и ИНН, сумма НДС, которая подлежит пeречислению в бюджет или нa текущий счет налoгоплательщика, и реквизиты этого счета (в случае представления приложения №4).

Казначейство нa основании полученного реестра перечисляет средства (в тeчение 5 рабочих дней пo окончании предельного срока самостоятельной уплаты плательщиками налога налоговых обязательств).

Запрос о спецсчете по НДС в Медке

В связи с изменениями в налоговом кодексе, вступившими с 01.01.2015 года, стал актуальным вопрос о специальном счете в системе электронного администрирования НДС.

Налоговая инспекция сообщала реквизиты спецсчета налогоплательщика путем отправки «Електронного повідомлення про взяття рахунків на облік в органах ДФСУ за даними, отриманими від банків та інших фінансових установ». В Медке данное электронное сообщение можно найти «Довідки державних органів» – «Інформаційна довідка». В верхнем левом углу находиться поле «Період», в котором указываем декабрь 2014 года и проверяем наличие электронного сообщения. Если в декабре 2014 года сообщение не отображается, выбираем январь 2015 года и т.д. до текущего периода.

Вышеуказанное электронное сообщение содержит наименование предприятия, код ЕГРПОУ, номер счета, дату открытия счета, а также дату взятия на учет ГФСУ.

Если данное сообщение не отображается ни в одном из периодов, необходимо сделать запрос самостоятельно в Медке. Заходим «Головне меню» – «Довідки державних органів» – «Інформаційна довідка», в правом верхнем углу «Файл» – «Створити довідку» – «Запит щодо отримання відомостей про стан рахунку в системі електронного адміністрування ПДВ». В данном бланке большинство полей заполняется автоматически из карточки предприятия. Поле «Номер рахунку» оставляем не заполненным. В поле « Запит №….» необходимо внести порядковый номер (1,2,3….). В ответ на такой запрос придет «Витяг з системи електронного адміністрування ПДВ», содержащий все реквизиты, которые необходимы для перечисления денежных средств на Ваш спецсчет по НДС.

На данный момент со спецсчета списываются деньги только в качестве уплаты налога по НДС по прошествии отчетного периода. Ожидается, что система администрирования летом начнет работать в полном масштабе, т.е. для регистрации налоговой накладной, необходимо будет в момент регистрации иметь на спецсчете деньги, достаточные для уплаты НДС по этой налоговой накладной. Пополнение счета происходит, в первую очередь, за счет входящих налоговых накладных и перечисляемых собственных средств предприятия.

Также, после перечисления денежных средств на спецсчет, можно отправить аналогичный запрос для получения информации о текущем состоянии счета. В ответ придет баланс счета, общие суммы налога по выданным и полученным налоговым накладным, а также прочая финансовая информация, содержащаяся в системе электронного администрирования по Вашему предприятию.

По каждому предприятию можно отправить лишь один такой запрос в сутки.

Вы можете получить исчерпывающие технические консультации по этому вопросу связавшись с нами – смотреть контактные данные.

Новый порядок электронного администрирования НДС с 1 июля 2015 года

Что он означает для бухгалтеров-практиков и предпринимателей?

С 01.07.2015 года вступает в силу порядок электронного администрирования НДС, установленный статьей 200-1 Налогового кодекса. Давайте разберемся, какие изменения ожидают плательщиков налога.

Что изменяется в администрировании НДС с 1 июля 2015 года?

Как известно, с 1 февраля 2015 года все налоговые накладные и расчеты корректировки к ним подлежат обязательной регистрации в едином реестре налоговых накладных (ЕРНН), независимо от суммы. Данная норма остается в силе.

Однако теперь, для того, чтобы зарегистрировать налоговую накладную в ЕРНН, необходимо на НДС-спецсчете иметь сумму «свободного» остатка средств, не меньшую, чем сумма НДС, указанная в налоговой накладной.

Например, компания в нашем примере (см. ниже) может зарегистрировать налоговую накладную, сумма НДС в которой не превышает 2163,33 грн. Если же ей необходимо зарегистрировать налоговую накладную, в которой сумма НДС равна 3000,00 грн., то недостающие 836,67 грн. ей нужно перечислить со своего текущего счета на спецсчет.

Как узнать, достаточно ли средств на спецсчете для регистрации налоговой накладной?

Состояние спецсчета можно узнать, сделав запрос на получение данных из ЕРНН, через программу отправки электронной отчетности.

Какие программы электронной отчетности можно использовать для формирования запросов в ЕРНН?

Нами были протестированы четыре программы: MeDoc, Sonata, ОПЗ и «Єдине вікно подання електронної звітності».

Программа MeDoc, как лицензионная, так и демо-версия, позволяет формировать и отправлять запросы об остатках средств на спецсчете и получать извлечения из ЕРНН. Также программа позволяет отправлять запросы, сформированные в программах ОПЗ и «Єдине вікно». Однако для этого вам потребуются платные ключи, приобретенные в АЦСК «Украина».

Программа Sonata позволяет формировать и отправлять запросы в ЕРНН только в лицензионной версии. При помощи демо-версии программы нельзя сформировать запрос, однако можно отправить запрос, сформированный в программах ОПЗ и «Єдине вікно». Преимущество программы Sonata в том, что с ней можно использовать бесплатные ключи, предоставленные Аккредитованным центром сертификации ключей Государственной фискальной службы.

«Єдине вікно подання електронної звітності» позволяет формировать и отправлять запросы и получать извлечения из Реестра только с использованием бесплатных ключей Аккредитованного центра сертификации ключей ГФС.

Программа ОПЗ не позволяет оправлять запросы и получать извлечения из ЕРНН, с ее помощью можно лишь сформировать запрос. Далее этот запрос при помощи программы Sonata или «Єдине вікно» нужно подписать бесплатной электронной цифровой подписью и отправить. Таким образом, использовать программу ОПЗ вряд ли целесообразно.

Как часто возможно получать данные из ЕРНН?

Запрос на получение извлечения из Единого реестра налоговых накладных можно отправлять по мере необходимости, но не чаще одного раза в сутки.

Как сделать запрос в ЕРНН при помощи программы MeDoc?

Если вы пользуетесь программой MeDoc, чтобы самостоятельно сделать запрос, вам нужно в разделе «Довідки державних органів» выбрать пункт «Інформаційна довідка».

Далее необходимо выбрать текущий месяц и в верхнем меню выбрать Файл – Створити довідку

Выбираем документ с кодом J1301202 (если вы юридическое лицо) или F1301202 (если вы физическое лицо — предприниматель) «Запит щодо отримання відомостей про стан рахунку…».

Необходимо проставить порядковый номер запроса, выбрать «Наступні дії – Перевірити звіт».

Затем запрос нужно подписать электронной цифровой подписью и электронной печатью (при наличии) и выбрать пункт «Відправити у контролюючий орган».

Как сделать запрос в ЕРНН при помощи программы «Єдине вікно»?

Если у вас нет лицензионной программы, и вы пользуетесь бесплатными ключами АЦСК ГФС, то можно сделать запрос при помощи «Єдиного вікна подання електронної звітності».

В разделе «Документ» главного меню выбираем из выпадающего списка «Новий». В списке отчетных форм выбираем форму J13012 (для юридических лиц) или F1301202 (для физических лиц – предпринимателей) «Запит щодо отримання реквізитів рахунку та відомостей про стан рахунку». Проверяем правильность заполнения реквизитов «Тип звітного періоду», «Звітний місяць», «Звітний рік».

В форме запроса заполняем номер запроса и номер спецсчета, остальные реквизиты должны заполниться автоматически. В главном меню выбираем «Сервис — Камеральна перевірка»

Аналогичным способом проводим проверку структуры документа. В случае успешного прохождения проверок сохраняем документ. При этом программа предложит подготовить отчет к отправке.

После того, как отчет будет подготовлен, его необходимо подписать. Для этого выбираем в главном меню «Звіти та квитанції — Підписати звіти». В окне мы увидим свой запрос, поскольку перед этим мы подготовили его к отправке. Нажимаем кнопку «Захистити звіти».

В открывшемся окне «Захищений робочий стіл» выбираем диск с ключем подписи и вводим пароль. Затем таким же образом накладываем электронную печать предприятия.

Если подписание прошло успешно, программа выдаст сообщение об этом, перенесет документ в каталог для отправки и предложит перейти к отправке документа.

Откроется окно с подписанным документом, над которым есть кнопка «Відправити звіти», нажимаем на нее. Запрос будет отправлен и перенесен в архив, о чем программа выдаст сообщение и предложит перейти к приему квитанций.

Чтобы получить квитанции, в главном меню выбираем «Звіти та квитанції», а в выпадающем списке «Прийняти квитанції».

Чтобы просмотреть запрос и витяг в архиве, выбираем в главном меню «Звіти та квитанції», в выпадающем списке «Архів».

Что означают данные в строках Извлечения (Витяга з системи електронного адміністрування ПДВ)?

Вот так выглядит Извлечение (Витяг) из Реестра:

Строка 1 «Стан рахунку» показывает сумму денежных средств на спецсчете. При наступлении срока уплаты по налоговой декларации сумма задекларированного налогового обязательства будет списана со спецсчета. Необходимо контролировать, чтобы на 30 число каждого месяца остаток на спецсчете был не меньше, чем задекларированная в налоговой декларации сумма НДС.

Чтобы можно было зарегистрировать налоговую накладную или расчет корректировки в Едином реестре, необходимо чтобы указанная в них сумма НДС не превышала ту, которая указана в строке 2 Витяга. Если же этой суммы недостаточно, разницу необходимо внести на спецсчет денежными средствами.

Значение этой строки может оказаться и отрицательным. В этом случае для регистрации налоговой накладной нужно перечислить на НДС-спецсчет сумму, указанную во 2 строке, а также сумму НДС в налоговой накладной.

Строки с 3-й по 9-ю имеют исключительно информационный характер. Данные этих строк могут использоваться бухгалтером для сверки данных с Реестром.

Как рассчитывается сумма в строке 2 Витяга?

Сумма, на которую можно зарегистрировать налоговые накладные рассчитывается так:

• Сумма НДС в полученных налоговых накладных (строка 3 Витяга),

• плюс сумма НДС, уплаченная при импорте (строка 4),

• плюс сумма денежных средств, перечисленная на спецсчет (строка 5),

• минус сумма НДС в выданных налоговых накладных (строка 6),

• минус сумма НДС, заявленная к возмещению (строка 7),

• минус сумма превышения задекларированного НДС над суммой выданных налоговых накладных (строка 8),

• плюс сумма отрицательного значения налогового обязательства, которая раньше указывалась в строке 24 налоговой декларации (строка 9 Витяга).

Кроме того, 1 июля 2015 года сумма, на которую можно зарегистрировать налоговые накладные, была единоразово увеличена на сумму НДС, зарегистрированную к уплате по налоговым декларациям с июня 2014 года по май 2015 года, деленную на 12 (для месячных плательщиков НДС). Впоследствии эта сумма будет автоматически корректироваться 1 числа каждого квартала.

В нашем примере сумма в строке 2 рассчитывается так:

606 059,29 (стр.3) + 0,00 (стр. 4) + 38 130 (стр.5) – 646 215,96 (стр.6) – 0,00 (стр.7) – 1,00 (стр.8) + 0,00 (стр.9) + 4 191,00 (расчет) = 2 163,33

Расчетная сумма 4 191,00 грн. не указана в Витяге. Она получена делением на 12 месяцев суммы НДС к уплате по налоговым декларациям с июня 2014 года по май 2015 года (50 292 грн.).

Как и когда будут списываться средства со спецсчета?

Средства со счета списываются в автоматическом режиме на основании поданной налоговой декларации. Это происходит, в последний день уплаты НДС (30 числа месяца для месячных плательщиков). Чтобы убедиться, что средств на спецсчете достаточно, и у вас не возникнет недоимка, вам необходимо проверить состояние спецсчета по строке 1 Извлечения из ЕРНН. Если данной суммы недостаточно для уплаты задекларированного налога, недостающую сумму нужно перечислить со своего текущего счета.

Вовремя перечислить средства на спецсчет для уплаты НДС крайне важно, поскольку, если этого не сделать, к плательщику будут применены штрафные санкции за неуплату налога.

Какие штрафы применяются за несвоевременную регистрацию налоговых накладных в Реестре?

В период с 1 февраля по 30 июня 2015 года не применялся штраф за несвоевременную регистрацию налоговой накладной в ЕРНН, если просрочка не превышала 15 дней. Теперь же штрафы будут применяться с первого дня просрочки в таких размерах:

При просрочке до 15 дней – 10 процентов суммы НДС;

от 16 до 30 дней – 20 процентов;

от 31 до 60 дней – 30 процентов;

свыше 60 дней – 40 процентов.

Налоговую накладную необходимо зарегистрировать в течение пятнадцати календарных дней со дня ее выписки (сам день выписки не учитывается).

Какие же самые важные изменения в администрировании НДС с 1 юля 2015?

Если ранее месячным плательщикам НДС необходимо было перечислять денежные средства на спецсчет только в канун срока уплаты налога в бюджет (до 30 числа каждого месяца), то теперь это нужно делать регулярно в течение месяца, чтобы не нарваться на штрафные санкции за несвоевременную регистрацию налоговых накладных.

Также до наступления срока уплаты необходимо убедиться, что на спецсчете имеется достаточно денежных средств для уплаты задекларированного налогового обязательства.

На сегодня в распоряжении налогоплательщиков имеются как платные, так и бесплатные программные средства работы с Единым реестром налоговых накладных.

Сподобалась стаття? Підпишіться на нові публікації на нашому сайті.

Читайте другие публикации на тему изменений в электронном администрировании НДС

Последние изменения в администрировании НДС. С какими проблемами столкнулись налогоплательщики?

Чергові зміни у електронному адмініструванні ПДВ, прийняті Верховною Радою 16 липня 2015. Що й до чого?

Изменения в администрировании НДС (Часть 3)

Изменения в администрировании НДС (Часть 2)

Изменения в администрировании НДС. Что ждет бизнес с 1 января 2015

Матеріали сайту є об’єктом правового захисту відповідно до Закону про авторське право в цифрову епоху ( Digital Millennium Copyright Act)

Використання матеріалів сайту дозволено виключно за наявності активного посилання на оригінал.

Как узнать спецсчет по ндс 2018

(044) 599-67-71 (067) 508-98-74 (099) 265-50-27
Напишите нам

Уважаемые читатели! Открыта подписка на 2019!

Стоимость годовой подписки в электронном виде 7000 ГРН Стоимость годовой подписки в печатном виде 7200 ГРН

Годовая подписка в электронном и печатном виде на 2019 это: ежемесячные выпуски, консультации по электронной почте, скидки на обучение и консультации, ежемесячные выпуски за 2015, 2016, 2017, 2018г в электронном виде.

Электронные счета НДС в конфигурации «Бухгалтерия для Украины»

Подробности Категория: Статьи

Валентина Семенова Главный редактор журнала «Компьютерная Бухгалтерия»

Журнал «Компьютерная Бухгалтерия» № 9 (106) 2015 г, стр. 11

Статті за темою

Сегодня мы поговорим о самом-самом топ-налоге. Он лидер. Он приносит больше всего поступлений в госбюджет и обходит по ним налог на прибыль и налог на доходы физлиц. Его косвенным путем платят все, даже дети со своих карманных денег при покупке мороженого. Он самый опасный по получению штрафа. А еще он самый коррумпированный. Да, этот “№ 1” – налог на добавленную стоимость или, по-простому, НДС. Эту гордую надпись мы видим в каждом чеке в супермаркете.

Содержание статьи:

Что такое НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это налог, который платят с разницы между стоимостью всех реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью всех купленных на стороне товаров (работ, услуг) у плательщиков этого налога. Данная разница включает в себя внутренне созданную стоимость (оплату работы рабочих и других работников, использование машин и оборудования) и прибыль. Это и есть та добавленная стоимость, которая дала название этому налогу.

Плательщиками НДС могут быть предприятия и индивидуальные предприниматели (ИП).

Плательщики НДС 2018

Плательщики НДС в 2018 году могут зарегистрироваться как добровольно, так и в принудительном порядке.

Плательщики НДС это любые лица, которые по добровольному решению осуществляют или планируют осуществлять хозяйственную деятельность, объемы налогооблагаемых операций в которой отсутствуют или являются меньшими нежели 1 млн. грн. Как зарегистрироваться плательщиком НДС? Для этого нужно подать заявление (форма № 1-НДС, утвержденная приказом Минфина от 14.11.2014 № 1130).

Обязательной регистрации плательщиком НДС подлежат лица, у которых общая сумма осуществления операций по поставке товаров (услуг), подлежащих налогообложению НДС, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн. грн. (Без учета НДС). Такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик НДС. Для этого она должна подать в контролирующий орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление по форме № 1-НДС. Срок подачи заявления — не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций 1 млн. грн.

Требование относительно обязательной регистрации плательщиком НДС не распространяется на лиц, являющихся плательщиками единого налога первой — третьей групп.

Полезно узнать:

В целом НДС в 2018 остается без изменений. Кто является плательщиком НДС определяет п. 180.1 НКУ. Напоминаем, плательщики НДС это:

• субъекты хозяйствования, которые зарегистрировались в качестве плательщиков НДС добровольно на основе п. 182.1 НКУ. Это целесообразно в ситуации, когда большинство его контрагентов являются плательщиками НДС, что дает право на налоговый кредит всем сторонам;

• субъекты хозяйствования, которые обязаны зарегистрироваться как плательщики налога (когда это возникает — см. Ниже);

• лица, которые ввозят товары через таможенную границу, кроме физических лиц или предпринимателей, которые ввозят культурные ценности, например, картины, рисунки, пастели, гравюры, статуэтки, изготовленные более 50 лет назад, а также антиквариат возрастом более 100 лет. Также, если ввозятся товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению в соответствии с законом (таможенная стоимость которых превышает эквивалент 150 евро), то НДС уплачивается при таможенном оформлении товаров без регистрации как плательщика НДС;

• лицо, которое ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без создания юридического лица;

• лицо, являющееся управляющим имущества;

• лицо, проводящее операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным;

• лицо, связанное с поставками услуг предприятиями железнодорожного транспорта;

• лицо-инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.

Получение НДС или почему он косвенный налог

Этот налог называют косвенным, потому что его плательщиком по факту являются не юрлица и ИП, а конечные потребители товаров (работ, услуг), которые уплачивают его в каждом чеке всего лишь формальным его плательщикам: предприятиям и предпринимателям. Сумма НДС при этом прибавляется к имеющимся ценам на товары (работы, услуги), которые продают плательщики этого налога, и увеличивает их.

Но тут можно возразить: ведь предприятия, ИП тоже покупают товары и платят этот НДС? Да, платят, но по этим покупкам они получают налоговые вычеты по НДС, он в будущем вычитается от суммы их налогового обязательства по НДС, если они зарегистрированы как плательщики НДС. Вам сложно представить, как это все работает? Тогда рассмотрим все на простом примере.

Пример 1. Предприятие-плательщик НДС ООО “Весна” производит мебель. Для производства компьютерных столов он приобрело: ДСП и фурнитуру, уплатив поставщику (тоже плательщику НДС) сумму равную 30000 грн, в т.ч. НДС – 5000 грн.

Наше предприятие произвело компьютерные столы и все их продало в том же периоде за 48000 грн, включая НДС – 8000 грн. Столы были проданы обычным гражданам-физлицам (хотя для ООО “Весна” это никакого значения не имеет).

Получаем следующую картину:

УЧЕТ НДС (СЧЕТ 641)

Купили

Продали

НДС “на входе”

(вычеты НДС, налоговый кредит по НДС)

НДС “на выходе”

(налоговое обязательство по НДС)

ЧИСТАЯ ВЫРУЧКА (БЕЗ НДС)

Стоимость купленных товаров без НДС

Стоимость проданных товаров без НДС

Выходит, что разница между НДС “на выходе” и НДС “на входе” (его еще называют вычеты НДС или налоговый кредит) равна 3000 грн (=8000–5000). Эта сумма и подлежит уплате в госбюджет ООО “Весна”.

А где тут добавленная стоимость? Это 15000 грн (=40000–25000). При базовой ставке НДС в Украине 20% мы получим 15000×0,2 = 3000 грн. Т.е. мы получили ту же сумму, что и при расчете: “выход” – “вход (вычет НДС)”. Поэтому он и называется налог на добавленную стоимость, что доказала данная арифметика.

Почему он косвенный? По этому примеру видно, что эти 3000 грн предприятию пришло от кого? От обычных покупателей с магазина. Если бы НДС не было, то столы стоили бы всего лишь 40000 грн, а не 48000 грн. Эта разница 8000 распределилась: 5000 ушло поставщику, а 3000 в бюджет. Выходит, что налог “заплатили” по факту обычные потребители, а не ООО “Весна”. Последнее лишь выступило посредником по уплате.

НДС в Украине

Плательщиками НДС в 2018 году в Украине являются (п. 180.1 НКУ):

  • субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы как плательщики НДС добровольно на основе п. 182.1 НКУ. Это целесообразно делать в ситуации, когда большинство контрагентов являются плательщиками НДС, что дает право получать налоговые вычеты по НДС (налоговый кредит);
  • субъекты хозяйствования, которые обязаны зарегистрироваться как плательщик НДС;
  • лица, которые ввозят товары через таможенную границу, кроме физлиц и ИП, которые ввозят культурные ценности и антиквариат. Исключением также является ввоз товаров на таможенную территорию Украины в объемах, что не подлежат налогообложению (таможенная стоимость до 150 евро). Налог при этом уплачивается без необходимости регистрации плательщиком НДС (так называемый “импортный НДС”);
  • лица, которые осуществляют деятельность по договорам совместной деятельности без создания юрлица;
  • лица, которые являются управителями имущества;
  • некоторых других случаях, описанных п. 180.1 НКУ.

Пересмотрите:

Обязанность регистрации плательщиком НДС возникает, когда общая сумма налогооблагаемых поставок товаров (услуг) на протяжении 12 календарных месяцев совокупно превышает 1 млн грн (без учета НДС) (п. 181.1 НКУ). При расчете этой суммы возвраты товаров отнимаются. В расчет включатся только налогооблагаемые НДС группы товаров.

Не являются плательщиками НДС в Украине ИП, которые находятся на 1-2 группе единого налога (так называемая упрощенная система налогообложения), ИП и юрлица 3 группы единого налога со ставкой 5%. Последние могут не регистрироваться плательщиками НДС даже при превышении объема годовой выручки в 1 млн до ее достижения 5 млн (граничная сумма, которая позволяет находится на упрощенной системе).

Обязательными плательщиками являются ИП и юрлица 3 группы единого налога со ставкой 3%.

Так же не платится НДС по банковским и страховым услугам.

Определение НДС

Базой определения НДС является договорная стоимость товаров (услуг), но она должна быть не ниже цены приобретения, обычной (рыночной) цены или остаточной стоимости основных средств. Базой считается стоимость без НДС:

НДС = Стоимость без НДС × процент НДС

Для того, чтобы операция стала объектом налогообложения НДС в Украине необходимо соблюдение 2-х условий;

  • операция должна классифицироваться как поставка;
  • местом приобретения товаров (услуг) должна быть таможенная территория Украины (правила определения места поставки определены ст. 186 НКУ). В общем случае местом поставки является фактическое местоположение товаров на момент поставки.

Поставкой товаров считается любая передача права на распоряжение товарами как собственника, включая продажу, обмен или дарение такого товара, или его поставку на основе решения суда (пп. 14.1.191 НКУ).

  • бесплатная передача товаров (услуг);
  • передача товаров по договору товарного кредита;
  • ликвидация объектов основных средств по самостоятельному решению плательщика налога;
  • условная поставка при переведении основных средств с хозяйственного назначения в нехозяйственное (непроизводственное), например, социальное назначение;
  • передача имущества в рамках договора финансового лизинга;
  • передача имущества как взноса в совместную деятельность без создания юрлица;
  • передача имущества в рамках посреднических договоров.

НДС и его администрирование

Вся эта сложная система расчета НДС, его контроля и уплаты его в бюджет работает на 3-х китах:

  • СЭА – Система электронного администрирования НДС. Предприятия имеют спецсчет в Госказначействе, который подключен к СЭА и через который осуществляется уплата НДС и его возмещение экспортёрам;
  • ЕРНН – Единый реестр налоговых накладных в СЭП. Доступ к нему плетельщик имеет через свой Электронный кабинет в онлайн-сервисах налоговой. При этом для подтверждения операций используется электронная цифровая подпись (ЭЦП);
  • налоговые накладные (НН) и расчеты корректировки (РК) – специальные электронные документы, которые проходят регистрацию в ЕРНН. Только зарегистрированная в ЕРНН (т.е. принятая СЭА) налоговая накладная дает право покупателю на получения права на вычет НДС (налоговый кредит). РК позволяет в дальнейшем исправить ошибочно введенные данные через НН или отменить всю или часть операции, изменить номенклатуру поставки.

НДС и услуги

Поставкой услуг считаются операции с предоставления услуг, а также операции по передаче права на объекты интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы. При импорте услуг действуют особые правила по определению места поставки (пп. 186.2 и 186.3 НКУ).

Полезная статья:

НДС и аренда

Не рассматривается как поставка передача имущества в аренду (операционную), на хранение с возвратом его собственнику (пп. 196.1.2 НКУ). Но сами арендные платежи как поставка услуги являются объектом налогообложения НДС на общих основаниях по ставке 20%.

НДС и лизинг

Передача имущества в финансовый лизинг приравнено к продаже и предприятие, передающее в лизинг начисляет налоговое обязательство (п. 187.6 НКУ), а предприятие получающее имущество в лизинг получает налоговый кредит (п. 198.2 НКУ).

В дальнейшем при уплате суммы компенсации части стоимости объекта лизинга налоговые обязательства и налоговый кредит не меняются. Сумма процентов по лизингу так же не налогооблагается НДС.

Статья по теме:

Ставка НДС в Украина

Теперь рассмотрим какой процент НДС в Украине. Действует 3 ставки, основной из которых является 20%. Условия применения разных процентов НДС в Украине приведены в таблице ниже.

Ставки по НДС

Случаи применения

Самый распространённый процент НДС, применяемый к большинству операций поставки, определенных в ст. 185 НКУ, в том числе:

  • поставки товаров (услуг) на таможенной территории Украины;
  • приравнённые к поставке операции
  • импорт товаров (услуг).

В основном этот процент касается лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, а также лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, разрешенных для применения в рамках клинических испытаний по разрешению Минздрава.

Используется в основном как ставка НДС при экспорте случаях, описанных в п. 195 НКУ, в том числе:

  • вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины в таможенных режимах экспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны или реэкспорта.
  • поставки товаров морским судам, воздушным судам, которые используются для международных перевозок;
  • поставки товаров магазинами беспошлинной торговли.

Операции, которые не являются объектом налогообложения НДС:

  • поставки товаров (услуг), перечисленных в ст. 196 НКУ;
  • поставки товаров (услуг) за пределами таможенной территории Украины.

В 2018 году распространено льготу по налогообложению НДС на операции с программной продукцией, плату за которые нельзя считать роялти.

Кроме этого, с 01.03.2018 г. стали льготными операции по вывозу в таможенном режиме экспорта технических культур товарных позиций 1201 (соя), 1205 (рапс) и 1206 00 (подсолнечник) согласно УКТ ВЭД. Это означает, что при вывозе такой продукции придется снимать налоговый кредит по п. 198.5 НКУ.

С 01.01.2018 г. по 31.12.2018 освобождаются от НДС операции по импорту электромобилей.

“Без НДС” и “НДС 0%” – в чем разница

Казалось, арифметически одинаковый результат, но в налогообложении НДС это 2 разных ситуации. Ключевое отличие – при покупке товаров, продажа которых идет “без НДС” (или продажа произведенной из них продукции) плательщик НДС не имеет права на налоговые вычеты (налоговый кредит). При поставке же товаров (услуг) по ставке НДС 0% он такое право имеет. Более того, у экспортеров возможна ситуация отрицательного значения НДС.

Пример 2. ООО “Весна” с примера 1 продало на экспорт все компьютерный столы по цене 40000 грн. Ситуация будет следующей:

Специальный счет: инструкция для бухгалтера

В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.

Ситуация 1. В каком банке открывать?

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк ( пп. «е»,» п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

Еще по теме: