Как налоговая считает ндс

Налоговая нагрузка по НДС: от чего зависит и как рассчитать?

Для чего используется налоговая нагрузка по НДС

Понятие «Налоговая нагрузка по НДС» упоминается в письме ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected], посвященном рекомендуемым методикам анализа показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 было отменено письмом ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/[email protected] В настоящее время работу комиссий по легализации налоговой базы регламентирует письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] Однако понятие и расчет налоговой нагрузки по НДС в нем не прописаны. Полагаем, что и сейчас считать нагрузку по НДС можно по правилам из отмененного письма № АС-4-2/12722. Этот порядок и рассмотрим далее.

Итак, в отношении НДС в письме № АС-4-2/[email protected] рассматриваются 2 расчетных показателя:

  • удельный вес вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы. Напомним, ФНС ежеквартально выкладывает на своем сайте показатели для расчета безопасной доли вычета по регионам;

Оценить безопасную долю вычетов для вашей компании поможет статья «Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2017-2018 годах?».

  • налоговая нагрузка по НДС, представляющая собой отношение налога, начисленного к уплате по декларации, к налоговой базе.

В приложении 4 к этому документу приводятся алгоритмы расчета обоих показателей.

Показатель налоговой нагрузки по НДС, наряду с показателем удельного веса вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы, является одним из основных критериев для отбора кандидатов на проведение углубленной проверки их отчетных документов, учетных данных, представления дополнительных пояснений и для вызова налогоплательщика на комиссию налогового органа по легализации налоговой базы.

Критерии отнесения показателей налоговой нагрузки по НДС к понятию «низкая налоговая нагрузка» в документе не указываются. По аналогии с цифрами, приведенными для налога на прибыль, низкой налоговой нагрузкой по НДС могут считаться показатели: менее 3% для производителей продукции (товаров, работ, услуг) и менее 1% для торговых организаций.

Расчет налоговой нагрузки по НДС

В приведенном ниже алгоритме расчета налоговой нагрузки по НДС мы приводим ссылки на строки декларации применительно к действующей с 2015 г. форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected]

Алгоритм расчета налоговой нагрузки по НДС базируется на использовании следующих показателей из декларации по НДС.

1. БВ – налоговая база по внутреннему рынку – сумма строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3.

2. БЭ – налоговая база по операциям со ставкой 0% – сумма строк 020 по всем кодам операций раздела 4.

3. НУ – сумма НДС к уплате в бюджет – сумма по строке 040 раздела 1.

Налоговая нагрузка имеет две формулы расчета.

1. Относительно налоговой базы по внутреннему рынку – как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе по внутреннему рынку (в процентах).

Формула расчета в вышеприведенных условных обозначениях:

2. Относительно общей налоговой базы по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку – как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе, рассчитанной как сумма налоговых баз по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку (в процентах).

Формула расчета в вышеприведенных условных обозначениях:

Соответственно, если показатель по строке 040 раздела 1 декларации по НДС (сумма налога к уплате в бюджет) отсутствует, то показатель налоговой нагрузки по НДС будет равен 0.

Расчет налоговой нагрузки может быть произведен как за один налоговый период, так и за отрезок времени, охватывающий несколько налоговых периодов (обычно год). В последнем случае соответствующие данные по налоговым декларациям суммируются.

Показатели, влияющие на налоговую нагрузку по НДС

Исходя из формулы расчета, показателями, влияющими на величину налоговой нагрузки по НДС, являются величина налоговой базы и сумма НДС, начисленная к уплате по декларации.

Величина налоговой базы по НДС определяется следующими факторами:

1. Величиной оборота от реализации. Чем больше оборот от реализации, тем больше величина налоговой базы.

2. Наличием операций по реализации, не являющихся объектом обложения НДС (п. 2 ст. 146, ст. 147 и 148 НК РФ) или освобождаемых от налогообложения НДС (ст. 149 и 150 НК РФ). Наличие таких операций уменьшает величину налоговой базы.

3. Наличием операций по реализации с применением налоговой ставки НДС 0%. Наличие таких операций влияет на величину налоговой базы в конкретном налоговом периоде за счет отсутствия абсолютного соответствия периодов отгрузки и подтверждения права на применение организацией ставки 0%. Наличие этого несоответствия, кроме того, приводит к несоответствию налоговой базы по НДС налоговой базе по налогу на прибыль за один и тот же налоговый период.

4. Наличием операций по строительно-монтажным работам, выполняемым для собственных нужд организации. Наличие данных операций увеличивает размер налоговой базы.

5. Наличием оборотов по поступившим от покупателей авансам. Авансы полученные увеличивают величину налоговой базы.

См. также материалы:

Факторы, влияющие на сумму НДС, подлежащего уплате

Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет и отражаемая по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, появляется в этой строке, если в результате арифметических операций с итоговыми суммами НДС, образовавшимися в разделах 3, 4, 5, 6 декларации, конечная сумма этих операций отражает обязательство по уплате в бюджет, а не по возмещению из него.

При этом НДС, попадающий в разделы 4, 5, 6 декларации, связан с операциями реализации по ставке 0%, и в итоговой сумме каждого раздела чаще всего представляет собой сумму налога к возмещению. Итоговая сумма раздела 3 декларации является разницей между суммой налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и суммой налоговых вычетов и чаще всего представляет собой сумму, подлежащую уплате в бюджет.

Соответственно, на сумму, начисленную к уплате в бюджет и отражаемую по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, влияют следующие факторы:

1. Величина налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и, в свою очередь, величина налогооблагаемой базы увеличивают сумму уплачиваемого налога.

2. Объем налоговых вычетов по полученным от поставщиков товаров (работ, услуг) документам, оформленным надлежащим образом, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

3. Объем НДС с авансов, перечисленных поставщикам товаров (работ, услуг), при соблюдении всех условий для применения такого вычета и принятии организацией решения об использовании права на его применение, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

4. Объем НДС, начисленного при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежащий вычету, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

5. Объем НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

6. Объем НДС, уплаченного налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов ЕАЭС, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

7. Объем НДС по закрытым за период авансам покупателей уменьшает сумму уплачиваемого налога.

8. Объем НДС, уплаченного налогоплательщиком за период в качестве налогового агента, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

9. Особенности алгоритма расчета распределения сумм налоговых вычетов между операциями, подлежащими налогообложению НДС (с учетом разбивки по разным ставкам), и операциями, не облагаемыми НДС. Распределению подлежат не только суммы вычетов по документам поставщиков, но и суммы, уплаченные таможенным и налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

При создании алгоритма такого расчета следует учитывать, что НДС с авансов (как полученных, так и уплаченных), НДС налогового агента, и НДС, начисленный при выполнении строительно-монтажных работ, в распределении не участвуют. Они должны быть приняты к вычету полностью в том периоде, когда появилось право на применение такого вычета. Это позволит обоснованно уменьшить сумму уплачиваемого в бюджет налога.

Кроме того, расчет распределения сумм НДС должен вестись с учетом остатков НДС, относящихся к реализации по ставке 0%, право на применение которой не подтверждено на начало расчетного периода. Остатки этого НДС должны быть отражены в бухгалтерском учете на отдельном субсчете счета 19. Полученный по расчету НДС, относящийся к операциям, не являющимся объектом налогообложения или освобождаемым от налогообложения НДС, должен быть включен в затраты по правилам ст. 170 НК РФ.

Все перечисленные факторы оказывают достаточно сложное влияние на формулу расчета налоговой нагрузки по НДС. Правильное понимание механизма этого влияния позволит организации привести обоснованные доводы в поддержку правильности данных, содержащихся в декларации по НДС, и еще на этапе дачи дополнительных письменных пояснений снять вопросы, возникшие у налоговых органов из-за несоответствия показателей налоговой нагрузки, рассчитанной по формуле, приведенной в приложении 4 к письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected], критериям благополучной в отношении налоговой нагрузки организации. И хотя вышеуказанное письмо ФНС было отменено, вряд ли налоговые органы откажутся от инструмента анализа, который оно им предоставляет. Налогоплательщикам остается только ожидать новых документов налоговой службы, которые дадут представление о том, по каким критериям будет оцениваться их благонадежность.

Расчет налоговой нагрузки в 2018-2019 году (формула)

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/[email protected], его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/[email protected] и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected]).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected], регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/[email protected] добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/[email protected] в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/[email protected] ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/[email protected]), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/[email protected] это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/[email protected], обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/[email protected] — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/[email protected] — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/[email protected] приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/[email protected] ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/[email protected] в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/[email protected]

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/[email protected]

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

Как добиться от налоговой возмещения НДС

И не попасть в тюрьму за мошенничество. Инструкция

Согласно Налоговому кодексу РФ, если сумма налоговых вычетов («входного» НДС) превышает сумму НДС от реализации, разница подлежит возмещению из бюджета. Многие компании пытаются использовать эту норму для сокращения расходов, но налоговая служба удовлетворяет далеко не все заявки. А в последние годы следственные органы часто заводят дела на предпринимателей за попытку мошенничества после того, как налоговая отказывается возмещать НДС, сообщил «Секрету» глава секретариата ЦОП «Бизнес против коррупции» Сергей Таут. Вместе с юристами мы составили инструкцию, как защититься в случае отказа налоговой возместить НДС.

1. Проверить свою декларацию

Мария Морозова

Юрист и налоговый консультант «Туров и партнёры»

Регламент по возмещению НДС определяет статья 176 Налогового кодекса. Стандартно процедура начинается с оформления декларации по окончании отчётного периода и подготовки пакета документов, подтверждающих факт переплаты. Если сумма налогов, рассчитанная по операциям, являющимся объектом налогообложения, превышает произведённые выплаты, разница причитается к возврату или зачёту. Чтобы претендовать на получение налогового вычета, организация должна соблюсти несколько условий: оприходовать полученные товары и услуги, оплатить приобретённые ценности и использовать их для осуществления деятельности, облагаемой НДС, правильно оформить документы на товар (счета-фактуры и прочие) и предоставить их на проверку по первому требованию. Сама подача декларации не является достаточным основанием для начала органом ФНС процедуры компенсации НДС. С недавнего времени обязательным условием для рассмотрения вопроса является соответствующее заявление.

2. Предоставить налоговой дополнительные данные

Эдуард Гюльбасаров

Одна из возможных причин отказа налоговой от возмещения — в ведомстве не нашли декларацию вашего контрагента или корреспондирующие счета-фактуры. В таком случае предоставьте налоговой все сведения, подтверждающие вашу осмотрительность при принятии решения о сотрудничестве с контрагентом. Это могут быть, например, выписка из ЕГРЮЛ, предоставленная контрагентом, копии свидетельства о регистрации и свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе, копии налоговых деклараций и бухгалтерской отчётности контрагента. Одним словом, необходимо доказать, что вы совершили все действия, направленные на выяснение факта существования юридического лица контрагента и ведения им хозяйственной деятельности.

3. Возразить

Мария Морозова

Юрист и налоговый консультант «Туров и партнёры»

Порядок возмещения НДС из бюджета предусматривает подачу апелляции в вышестоящие налоговые органы (региональное управление ФНС) в случае разногласий с инспекцией по поводу результатов проверки, а также обращение в арбитраж, если организация считает, что отказ в возврате неправомерен. В случае решения суда в пользу налогоплательщика возврат присуждённых средств производится по исполнительному листу — как правило, с компенсацией задержки вычета и понесённых судебных издержек.

4. Обжаловать в вышестоящей налоговой

Руслан Маннапов

Юрист «Ильяшев и партнёры»

Принятое не в пользу компании решение нужно обжаловать в вышестоящем налоговом органе. Оно независимо от результата даст компании преимущество во времени, так как отказ в возмещении НДС вступит в силу только со дня принятия решения вышестоящим налоговым органом.

Татьяна Евдокимова

Эксперт сервиса «Контур.Бухгалтерия»

Если вы сразу отправитесь в суд, судья может отклонить иск, так как не были применены досудебные способы урегулирования спора. Подать жалобу можно в течение года после того, как налоговая примет решение, с которым не согласен налогоплательщик. Своё несогласие можно оформить в виде жалобы в письменном виде. В ней должны содержаться: наименование и юридический адрес компании, направляющей жалобу; реквизиты решения налогового органа, с которым налогоплательщик не согласен; наименование налогового органа, чьё решение обжалуется; ссылки на законы и акты, подтверждающие, что решение об отказе в возмещении НДС неправомерно; требования налогоплательщика о пересмотре вынесенного решения; телефон и электронная почта налогоплательщика.

При оформлении жалобы обратите внимание, что просто указать несогласие с вынесенным решением недостаточно. Важно детально изложить обстоятельства, ставшие поводом для оформления жалобы. Причины несогласия необходимо обосновать, ссылаясь на авторитетные источники: нормативные акты, разъяснительные письма Минфина или налоговой службы. Можно привести примеры из судебной практики.

5. Доказать свою добросовестность

Евгений Артамонов

Главный юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ

При обращении в суд налогоплательщику стоит комплексно защищать свои интересы: укреплять тыл и готовить наступление. Во-первых, докажите добросовестность своих действий. Начните с обоснования мотива выбора именно этого контрагента. Например, укажите, что вы выбрали его, проанализировав коммерческие предложения большого количества потенциальных контрагентов. Да, вам придётся собрать и представить службе все документы, на которые вы планируете ссылаться в качестве обоснования своих слов. Также будьте готовы показать преддоговорную переписку, протоколы встреч и совещаний.

6. Обжаловать в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции

Ведущий юрисконсульт ГК «Юриспруденция финансы кадры»

Если в суде вам тоже отказали, у вас есть право обжаловать это решение. Государственная пошлина за подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалоб по делам о признании недействительным ненормативного акта налогового органа для организаций составляет 1500 рублей, для индивидуальных предпринимателей — 150 рублей.

7. Не ликвидироваться

Диана Маклозян

Руководитель правового департамента Heads Consulting

С налогового периода, в котором вы возместили НДС, в течение трёх последующих лет не стоит менять налоговую инспекцию по месту учёта, проводить реорганизацию или начинать процесс ликвидации, поскольку это основание для проведения проверки вашей компании.

Эдуард Гюльбасаров

Мы обжаловали в суде решение налоговой о привлечении нашего клиента к ответственности за совершение налогового правонарушения. ФНС посчитала полученный клиентом вычет необоснованным, так как контрагент заявителя по своему юридическому адресу не располагался, не сдавал налоговую и бухгалтерскую отчётности, не выплачивал налоги, не имел имущества и штата сотрудников.

В суде мы доказали, что отсутствие контрагента по адресу, указанному в учредительных документах, на момент проведения проверки не означает, что контрагент отсутствовал по этим адресам на соответствующие даты выставления спорных счетов-фактур, что для осуществления деятельности контрагенту не обязательно иметь в собственности имущество, которое он может свободно взять в аренду, а сотрудников, в свою очередь, можно нанять по гражданско-правовым договорам. Кроме того, мы доказали сам факт хозяйственной деятельности контрагента — с помощью первичных учётных документов: договоров, актов выполненных работ с указанием маршрута доставки товарно-материальных ценностей, путевых листов, платёжных поручений и выписок банка, подтверждающих оплату услуг.

Дмитрий Мануйлов

Главный юрисконсульт по налоговому праву IPT Group

Пример первый. Налоговая инспекция доначислила обществу НДС, предъявленный к возмещению по договорам с фирмой-поставщиком, которую служба сочла однодневкой. Общество обратилось в суд. Хотя генеральный директор и главный бухгалтер предприятия-поставщика в ходе налоговой проверки дали показания, что должностными лицами и сотрудниками указанной компании они не являются и никаких документов от её имени не подписывали, суды всех инстанций заняли сторону общества.

У нас было несколько аргументов, которые помогли защитить нашего клиента. Во-первых, налоговый орган не смог доказать наличие задолженности у предприятия-поставщика перед бюджетом. Во-вторых, общество проявило осторожность и осмотрительность при выборе контрагента. В-третьих, налоговая инспекция не доказала участия налогоплательщика в действиях его контрагента — предприятия-поставщика по перечислению денежных средств «фирмам-однодневкам». В-четвёртых, общество доказало факт реальной поставки товара от фирмы-поставщика.

Второй пример. Налоговый орган предъявил налогоплательщику претензии о неправомерном предъявлении к вычету НДС по причине непредставления в ходе налоговой проверки счетов-фактур. Суды приняли наши аргументы о том, что они отсутствовали по объективной причине — были уничтожены при пожаре. Поэтому их отсутствие не может свидетельствовать об отсутствии у налогоплательщика права на применение вычетов. Суд согласился и с тем, что налогоплательщик правомерно применил вычет, поскольку суммы НДС отражены в книге покупок, содержащей перечень полученных счетов-фактур. Также счета-фактуры отражены в книге учёта доходов и расходов и хозяйственных операций налогоплательщика.

Третий пример. Налогоплательщику отказали в применении налоговых вычетов по НДС, так как они были заявлены в налоговой декларации в период их получения от контрагента (в 2015 году), а не в период их фактического оформления (в 2014 году). Суды снова встали на нашу сторону, так как непредоставление уточнённой налоговой декларации не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на налоговый вычет. Нормы статей 171, 173, 176 Налогового кодекса не содержат ограничений и не запрещают налогоплательщику воспользоваться правом на налоговый вычет в более поздний налоговый период.

Как налоговая считает ндс

У государства нет денег. Чтобы наполнить бюджет, власти усиливают борьбу со схемами, с помощью которых предприниматели уходят от уплаты налогов. С 2018 г., после передачи ФНС функций администрирования страховых сборов, налоговики получили еще больше стимулов для выявления таких схем. Это означает, что ранее безопасные приемы оптимизации налогов могут привести к серьезным негативным последствиям для компании – не только уголовной ответственности, но и потере имущества. Больше всего претензий ФНС сейчас вызывают следующие схемы.

Фиктивные поставки. Например, компания закупает товары и услуги у фиктивного контрагента, но на самом деле сама производит эти товары или услуги (или закупает их у третьей фирмы). Затем компания заявляет к вычету якобы выплаченный НДС, а также завышает свои расходы, чтобы заплатить налог на прибыль не в полном объеме.

Риски: с 2017 г. реальность сделки – основной критерий для налоговиков (ст. 54.1 Налогового кодекса). Если инспектора докажут, что у контрагента не было возможности исполнить сделку (нет ресурсов, сотрудников, транспорта и т. д.), в вычетах вам откажут. Важно, что отказ может последовать и в том случае, если вы, на ваш взгляд, проявили должную осмотрительность. Последствия: доначисление НДС и налога на прибыль, пени, штрафы, привлечение к уголовной ответственности руководителей по ст. 199 УК (наказание – до 6 лет лишения свободы).

Формальное дробление бизнеса. Суть в том, что собственники делят крупную компанию на несколько юридических лиц, затем переводят на единый налог на вмененный доход либо упрощенную систему налогообложения (УСН) и платят меньше налогов.

Риски: даже если вы избежали явных признаков незаконного дробления (один и тот же директор у всех юрлиц, одинаковый адрес и т. д.), налоговики могут доказать ее незаконность по менее очевидным признакам: совпадающим IP-адресам, доверенностям, результатам допросов сотрудников и др. – и доначислят налоги. Более того, ФНС может также не засчитать уплаченные ранее налоги по УСН в счет погашения недоимки. В конечном счете вам придется заплатить налоги в двойном размере.

Перевод штатных сотрудников или руководителя в индивидуальные предприниматели (ИП). Работник фирмы регистрируется как ИП на УСН и выполняет ту же работу, но уже не за зарплату, а по договору оказания услуг. Он за свой счет платит 6%-ный налог с доходов и страховые взносы (27 990 руб. + 1% дохода). По трудовому договору с сотрудником вы из своего кармана платили бы страховые взносы, отчисляя 30% зарплат во внебюджетные фонды и еще 13% – как НДФЛ.

Риски: эта схема привлечет повышенное внимание, поскольку ФНС теперь администрирует и страховые взносы, с 2018 г. начнутся совместные проверки. Инспектора опросят сотрудников, проанализируют документы, переписку и докажут, что фактически работники состояли в трудовых отношениях с вашей организацией, а целью их перевода на ИП было уклонение от уплаты налогов и страховых взносов. Виновным грозит доначисление НДФЛ и страховых взносов, штрафы, а также уголовная ответственность для руководителей по ст. 199 и 199.1 УК.

Ведение бизнеса через офшоры. Многие компании используют офшорные фирмы в низконалоговых юрисдикциях для разных целей: экспорта и импорта; в качестве холдинга; для выплаты дивидендов; для владения авторскими правами, торговыми марками и получения лицензионных выплат (роялти); для выдачи кредитов и т. д.

Риски: налоговые органы активно используют правила о контролируемых иностранных компаниях, руководствуются концепциями налогового резидентства организаций и бенефициаров, а также задействуют международные инструменты обмена информацией, чтобы определить окончательного получателя необоснованной налоговой выгоды. Виновным грозит доначисление налогов, пени, штрафы, привлечение к уголовной ответственности руководителей по ст. 199 УК.

Незаконное использование льготных режимов, предназначенных для инновационных организаций. Суть схемы в том, что компания использует налоговые льготы для инновационных организаций (например, освобождение от НДС при выполнении научно-исследовательских работ и т. д.). Но компания является инновационной только на бумаге и не создает никаких новых продуктов.

Риски: сейчас ФНС очень тщательно изучает соответствие компаний критериям, установленным для претендентов на льготный режим. Она проверит, занимается ли компания реальной инновационной деятельностью. Скорее всего, схема будет раскрыта, а организации доначислят НДС и налог на прибыль, а также штрафы и пени.

Итак, схемы, которые работали раньше, теперь стали весьма опасными. И если раньше налоговая служба работала довольно шаблонно, расследуя банальные схемы вывода денег через фирмы-однодневки, то теперь она глубоко прорабатывает материалы во время налоговых проверок и находит гораздо больше уязвимых мест, чем прежде. Формальное наличие документов, подтверждающих, что вы проявили должную осмотрительность, и подготовленные показания сотрудников сейчас не гарантируют безопасности для бизнеса. Лазеек остается все меньше, и к этому бизнесу нужно привыкать.

Как налоговая считает ндс

Федеральная налоговая служба (ФНС) подготовила внутреннее письмо, сокращающее время проверки НДС для добросовестных налогоплательщиков с трех месяцев до двух. «Ведомости» ознакомились с документом. Представитель ФНС отказался от комментариев.

Чтобы претендовать на быстрое возмещение НДС, у компании должен быть низкий или средний уровень налоговых рисков (присваивается АСК НДС-2), она не должна заявлять слишком большую сумму к вычету (больше выплаченных налогов за три года), а все ее поставщики на 90% должны быть с низким налоговым риском. В декларациях компания не должна минимизировать налоги или завышать суммы к возмещению, у нее не должно быть признаков получения необоснованной налоговой выгоды.

По оценкам федерального чиновника, под критерии ускоренного возмещения подпадает около 10 000 компаний, или 37% всех налогоплательщиков, заявляющих возмещение.

«К нам приходили несырьевые экспортеры и жаловались, что длинные сроки проверки при возмещении надолго замораживают их оборотный капитал. Эксперты Всемирного банка говорили, что мы отстаем от других стран по этому показателю», – напомнил «Ведомостям» замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. На коллегии ФНС договорились об ускорении, вспоминает он, а налоговики сказали и сделали. Ускорение возмещения – один из элементов поддержки экспорта, а поддержка экспорта – часть плана ускорения экономического роста, этот план Минэкономразвития направило в правительство.

По Налоговому кодексу проверка должна занимать три месяца, но на практике она затягивается до полугода, вздыхает руководитель экспортной компании. А из-за серьезного разрыва по времени между подачей заявления и возмещением из оборота компании отвлекаются существенные суммы денег, говорит партнер EY Алексей Кузнецов.

Для крупнейших экспортеров (налоги за три года не меньше 7 млрд руб.) предусмотрен ускоренный порядок: НДС возмещают по заявлению, а проверка проводится потом. Но все остальные, если хотят быстрее вернуть деньги, должны предоставить банковскую гарантию. С 1 июля 2017 г. ее можно заменить поручительством взаимозависимой российской компании без долгов и с теми же 7 млрд руб. налоговых выплат за три года.

Долгий возврат НДС – настоящая проблема, жалуется руководитель крупного экспортера: «До сих пор ФНС при возврате НДС без всяких на то оснований, при превышении какого-то внутреннего их лимита, может вызвать на допрос половину сотрудников компании».

На практике в налоговую вызываются руководители вновь созданных компаний или впервые заявивших возмещение, объясняет чиновник, или если есть риск получения необоснованной налоговой выгоды.

Сам срок проверки можно сделать еще меньше, настаивает экспортер. На коллегии ФНС речь шла о сокращении сроков проверки до месяца, вспоминает участник встречи и приводит в пример Австрию, где срок возмещения всего три недели. Нужно минимизировать риски адаптации недобросовестных компаний под критерии и оценить сами критерии, нужно ли их оптимизировать, объясняет чиновник. Если эксперимент пройдет успешно, можно сократить проверки и до одного месяца, считает он, решение будет приниматься после второго полугодия 2017 г.

Месяц – это нереальный срок, спорит чиновник ФНС: уложиться даже в три месяца сложно, сокращение проверки до двух месяцев – очень большой прогресс. Воскресенский же обещает, что развитие IT-технологий позволит сократить сроки еще больше.

Сокращение на месяц уже прогресс, согласен управляющий партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Письмо касается всех компаний, платящих НДС, не только экспортеров, говорит партнер TaxAdvisor Дмитрий Костальгин. Мера актуальна, например, для строительных компаний, считает Щекин.

ФНС уже в который раз улучшает положение налогоплательщиков, самоограничиваясь в полномочиях на уровне писем, вспоминает Щекин. В апреле ФНС призвала территориальные инспекции ослабить давление на бизнес и перестать доначислять налоги за формальные нарушения – например, неверную подпись в документах.

За полгода 2017 г. поступления НДС выросли на 17,1% к тому же периоду 2016 г., импортный НДС – еще на 11,9%, следует из данных, с которыми ознакомились «Ведомости». Всего поступления в федеральный бюджет за полгода выросли на 36,9%, а в консолидированный – на 9,3%. Рост поступлений НДС в том числе связан с эффектом от АСК НДС-2, объясняет чиновник службы, за три года накопилось достаточно данных и ФНС теперь видит все цепочки. Согласно одобренным Госдумой поправкам в бюджет правительство ждет, что поступления НДС будут примерно на 60 млрд руб. больше, чем в прошлой версии закона.

Главное – реальность операции (например, получила ли компания товары или услуги), объясняет ФНС.

Ускорение возмещения НДС стало возможным, после того как система АСК НДС-2 заработала в полную мощь, объясняет Щекин, система позволяет в автоматическом режиме видеть разрыв между начислением НДС поставщиком и вычетами у налогоплательщика. Благодаря цифровым решениям ФНС может, не ослабляя налогового контроля, дать серьезные послабления бизнесу, приветствует он: и налоговые поступления растут не из-за драконовских мер, а из-за расширения бизнеса компаний.

Послабления давно напрашивались – иначе бы возник вопрос об эффективности работы АСК НДС-2, уверен Костальгин.

Условия, которые необходимы для сокращения сроков возврата, необременительны, считает Щекин, им соответствует подавляющее большинство компаний, которым нет смысла задерживать возврат.

Выполнимы они будут только для экспортеров, которые покупают продукцию у одних и тех же добросовестных поставщиков, более скептичен руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин. При этом налоговые претензии, основанные на использовании фирм-однодневок, остаются самой массовой категорией дел, предупреждает он.

Еще по теме:

  • Процедура увольнения по статье Порядок увольнения за прогул работника в 2018 году по ТК РФ Чтобы уволить работника по такому основанию, работодатель должен соблюсти порядок увольнения за прогул. В противном случае, […]
  • Система налогового законодательства рф курсовая работа Понятие налогового права Курсовая работа по финансовому праву Выполнена в 2013 г., 29 стр. ОГЛАВЛЕНИЕ Понятие налогового права. Предмет и метод налогового права 4 Налоговое право как […]
  • Ст 79 гпк украины Гражданский процессуальный кодекс Гражданский процессуальный кодекс Украины с изменениями от 13.07.2017 Гражданское судопроизводство осуществляется согласно Конституции Украины, […]
  • Расторжение договора участия долевого строительства Пошаговое руководство: расторжение договора долевого участия по инициативе дольщика, возврат средств за квартиру. Как и любое другое соглашение, договор долевого участия (ДДУ) можно при […]
  • Жилищная инспекция г усинска Государственная жилищная инспекция республики Коми Заместитель руководителя госжилинспекции Республики Коми -Паршакова Ольга Григорьевна Новые […]
  • Кража чужого имущества статья Кража чужого имущества: определение, признаки, ответственность. Статья 158 УК РФ Тайное похищение чужого имущества представляет собой противоправное обращение/изъятие ценностей, […]