Дознание в упк россии

Статья 223. Порядок и сроки дознания

СТ 223 УПК РФ

1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 — 29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса.

3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

3.1. Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 настоящего Кодекса.

3.2. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет начальнику органа дознания. При этом в случае истечения срока дознания прокурор устанавливает срок дополнительного дознания не более 10 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

3.3. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу необоснованным, начальник подразделения дознания выносит мотивированное постановление о его отмене и возобновлении производства дознания, а в случае возникновения оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 211 настоящего Кодекса, — о его возобновлении. При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается прокурором до 10 суток на основании ходатайства начальника подразделения дознания. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

5. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

6. Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в порядке, установленном частями третьей-пятой настоящей статьи.

Комментарий к Статье 223 Уголовно-процессуального кодекса

1. Дознание — это упрощенная и ускоренная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по менее опасным преступлениям подготовка дела к судебному производству была более оперативной.

2. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в ч. 3 ст. 150 УПК. Основанием для производства дознания в соответствии с ч. 2 ст. 223 является небольшая общественная опасность преступлений, определяемая с помощью подследственности. Исключение из подследственности дознания предусмотрено ч. 1 ст. 434, подп. «б», «в» и «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК.

3. При производстве дознания, как правило: а) отсутствует процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) обвиняемый обычно появляется после вынесения обвинительного акта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 47, ст. 225 УПК; в) не осуществляются наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185), контроль и запись переговоров (ст. 186), получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1); г) не заключается досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.1).

4. По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 150 УПК), орган дознания или дознаватель в ходе производства неотложных следственных действий вправе произвести задержание подозреваемого в совершении преступления.

5. Производство дознания осуществляют дознаватели органов дознания, которые указаны в ч. 3 ст. 151 УПК, а также следователи Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

6. В связи с принятием Федерального закона от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» были внесены изменения и в уголовно-процессуальное законодательство.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, относятся начальники органов военной полиции Вооруженных Сил, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов. В связи с этим Приказом заместителя Генерального прокурора РФ — Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. N 150 утверждена Инструкция «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

В соответствии с ней командир воинской части (начальник органа военной полиции) уполномочен давать поручения о приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях и принятии по ним процессуальных решений, выполнении неотложных следственных действий. В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ и указанной Инструкцией дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, но совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, производится следователями военных следственных органов. В отношении остальных лиц предварительное расследование проводится в форме дознания.

7. Производство по делу в форме дознания осуществляется в более короткие сроки, чем те, которые предусмотрены для предварительного следствия. Установленный срок дознания в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела может быть продлен прокурором еще на 30 суток, т.е. до 60 суток. Ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток представляются прокурору за 5 дней до истечения срока. Ходатайства о продлении срока дознания свыше 60 суток представляются прокурору за 10 дней до истечения срока. Ходатайства о продлении срока свыше 6 месяцев — за 15 дней до истечения срока (см. п. 19 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»).

8. Продление срока до 12 месяцев возможно только в одном исключительном случае — при исполнении запроса о правовой помощи. Обращает на себя внимание тот факт, что вместо продления сроков дознания до 12 месяцев прокурор даже районного уровня вправе передать данное уголовное дело для производства предварительного следствия (п. 11 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150, п. 19 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137).

9. Часть 6 комментируемой статьи имеет в виду уголовные дела, дознание по которым на основании п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК производится следователями Следственного комитета РФ.

Статья 40. Орган дознания

СТ 40 УПК РФ

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Комментарий к Статье 40 Уголовно-процессуального кодекса

1. Положения комментируемой статьи детально регламентируют виды органов дознания в уголовном судопроизводстве, а также полномочия, осуществляемые органами дознания при реализации уголовно-процессуальной деятельности, связанной с осуществлением уголовного преследования по уголовным делам. Само же понятие органа дознания дано в п. 24 ст. 5 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к п. 24 ст. 5 УПК РФ.) Орган дознания по своей сущности представляет собой определенное объединение (организацию), в которое с уголовно-процессуальной стороны организационно входят начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель.

2. Все виды органов дознания при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам действуют строго в пределах своей компетенции, которая определяется уголовно-процессуальным законодательством. Прежде всего это связано с подследственностью уголовных дел (ст. 151 УПК РФ). (Более подробно см. комментарий к ст. 151 УПК РФ.)

3. Наиболее распространенным видом органов дознания являются ОВД. В свою очередь, ОВД образуют свою систему органов дознания. Так, в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 комментируемой статьи и п. 4 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» система органов дознания внутренних органов представлена : а) на окружном уровне — в виде Главного управления МВД РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте МВД РФ по федеральным округам; б) на межрегиональном уровне — в виде оперативных бюро МВД РФ, центров специального назначения МВД РФ, линейных управлений МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; в) на региональном уровне — в виде МВД по республикам, главных управлений, управлений МВД РФ по субъектам России; г) на районном уровне — в виде управлений, отделов, отделений, пунктов МВД РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлениям, отделам, отделениям МВД РФ по закрытым административно-территориальным образованиям на особо важных и режимных объектах. Сюда относятся и линейные отделы, отделения МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД РФ по г. Москве, Управление МВД РФ на комплексе «Байконур». Кроме того, в системе ОВД в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 комментируемой статьи и ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами дознания могут быть и оперативные подразделения ОВД, которые вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия. При этом в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» министр МВД РФ вправе определить перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-разыскную деятельность. Так, в соответствии с Приказом МВД РФ от 19 июня 2012 г. N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» в качестве органов дознания, которые проводят оперативно-разыскные мероприятия, выступают следующие оперативные подразделения системы ОВД: уголовного розыска; экономической безопасности и противодействия коррупции; собственной безопасности; по противодействию экстремизму; по борьбе с преступными посягательствами на грузы; по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; оперативно-поисковые подразделения; специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения); подразделения оперативно-разыскной информации; межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне; подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.
———————————
Более подробно см.: Приказ МВД РФ от 17 октября 2013 г. N 850 «Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также Приказ МВД РФ от 10 июля 2013 г. N 535 // СПС «Гарант».

4. В системе ФСКН РФ в соответствии с п. 1 ч. 1 комментируемой статьи и Указа Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976, регламентирующего Положение о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, в качестве органов дознания выступают: управления (отделы) ФСКН РФ по субъектам РФ; межрайонные, городские (районные) органы наркоконтроля. Кроме того, в системе ФСКН РФ в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 комментируемой статьи и ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами дознания, которые вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия, могут быть и оперативные подразделения ФСКН.

5. В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 комментируемой статьи и ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами дознания, которые вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия, являются: оперативные подразделения ФСБ, оперативные подразделения ФСО РФ, оперативные подразделения ФТС РФ, оперативные подразделения СВР РФ, оперативные подразделения ФСИН РФ, оперативное подразделение органа внешней разведки МО РФ (ГРУ ГШ МО РФ) . Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы. Так, в системе ФТС РФ Приказом ФТС РФ от 12 октября 2012 г. N 2066 «Об утверждении перечня подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, время службы в которых засчитывается на льготных условиях при участии в оперативно-розыскной деятельности» определен весь перечень оперативных подразделений таможенных органов, которые выступают в качестве органов дознания. Такие же приказы имеются и в других правоохранительных органах исполнительной власти РФ.
———————————
Данное оперативное подразделение проводит оперативно-разыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других органов, осуществляющих ОРМ.

6. Следующим органом дознания является ФССП РФ. В качестве органов дознания системы ФССП РФ выступают соответствующее управление организации дознания в центральном аппарате ФССП , а также соответствующие отделы дознания в ее территориальных органах ФССП. Речь в данном случае идет об отделах дознания в управлениях ФССП по субъектам РФ.
———————————
См.: Приказ ФССП РФ от 26 марта 2015 г. N 209 // .

7. В вооруженных формированиях РФ в качестве органа дознания выступает не определенное объединение (организация), с уголовно-процессуальной стороны организационно состоящая из начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, а только соответствующее должностное лицо, которое с уголовно-процессуальной стороны выступает только в качестве начальника органа дознания. Так, в системе Вооруженных Сил РФ в качестве органов дознания с полномочиями начальника органа дознания выступают начальники органов военной полиции, командиры воинских частей, командиры соединений, начальники военных учреждений, начальники гарнизонов.

8. Для начальников органов военной полиции как начальников органов дознания правовую основу для осуществления уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовному делу составляют п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, а также Указ Президента РФ от 25 марта 2015 г. N 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ» , Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» . Кроме того, положения начальника органов военной полиции регламентированы Приказом заместителя Генерального прокурора — Главным военным прокурором от 23 октября 2014 г. N 150 «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов». При этом в соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 2015 г. N 161 в системе органов военной полиции в качестве начальников органов дознания при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам в соответствии с п. п. 8, 15 выступают начальник центрального органа военной полиции, начальник регионального органа военной полиции, начальник территориального органа военной полиции, а на низшем уровне — начальник отдела военной полиции.
———————————
.

9. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61 «Об обороне» понятие таких органов дознания, как командиры воинских частей, соединений, являющихся в уголовно-процессуальном смысле начальниками органов дознания, распространяется не только на воинские части, соединения, но и на руководителей центральных органов военного управления , командующих объединений, соединений, командиров воинских частей, руководителей организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ и войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ .
———————————
Более подробно см.: Приказ МО РФ от 11 февраля 2010 г. N 70 «Об утверждении Положения об органах информационного обеспечения Вооруженных Сил РФ» // СПС «Гарант».

Более подробно см.: Приказ МО РФ от 29 июля 2011 г. N 1290 «Об утверждении типового положения о федеральном казенном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил РФ» и Типового положения о филиале «Воинская часть 00000» федерального казенного учреждения «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) ВС РФ» // СПС «Гарант».

10. Начальники военных учреждений, в уголовно-процессуальном смысле представляющие собой начальников органа дознания, будут являться ими и для филиалов военных учреждений. Дело в том что в соответствии со ст. 55 ГК РФ филиал, являясь обособленным подразделением юридического лица, осуществляет функции юридического лица, т.е. военного учреждения, входит в структуру самого военного учреждения, а руководитель назначается юридическим лицом, т.е. военным учреждением. Кроме того, положения п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, исходя из буквального толкования, свидетельствуют о том, что органами дознания выступают не руководители филиалов, а начальники военных учреждений, которые и могут создавать соответствующие филиалы. При этом уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает наличие каких-либо воинских званий, которые должны иметь начальники военных учреждений как начальники органа дознания. Одним из обязательных требований является то, что военное учреждение должно входить в систему ВС РФ либо в систему другого воинского формирования. Речь в данном случае идет и о военно-медицинских учреждениях, военно-учебных учреждениях МО РФ, главного командования внутренних войск МВД РФ, пограничных войск ФСБ и т.д.

11. Своеобразным органом дознания, а в уголовно-процессуальном смысле — начальником органа дознания выступают военные комиссариаты. Дело в том что в соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военные комиссариаты являются территориальными органами МО РФ и входят в состав военных округов, являются юридическими лицами. При этом в соответствии с п. 2 вышеназванного Указа Президента РФ военный комиссариат создается только в субъекте РФ, и поэтому военный комиссар субъекта, в уголовно-процессуальном смысле, является начальником органа дознания. Созданные в структуре военных комиссаров командования, руководители основных подразделений, отделов по муниципальным образованиям, руководители подразделений обеспечения и центров (отделов) социального обеспечения не являются начальниками органов дознания при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам.

12. Следующим органом дознания выступают органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (органы ФПН ФПС МЧС РФ). Органы дознания в системе органов ФПН ФПС МЧС РФ по своей сущности представляют объединение, в которое с уголовно-процессуальной стороны организационно входят начальник подразделения дознания, дознаватель. Должность начальника органа дознания совмещается с должностью начальника подразделения дознания.

13. Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания связана с реализацией функции уголовного преследования, а именно: с возбуждением уголовного дела; производством дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно; выполнением неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Кроме того, на органы дознания возлагается осуществление иных полномочий, которые предусмотрены УПК РФ. Речь идет о производстве следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых по поручению следователя (дознавателя) в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ, задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ и т.д. Кроме того, органы дознания осуществляют оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ, осуществляют охрану места происшествия и т.д. Но не все виды органов дознания производят в одинаковой степени уголовно-процессуальную деятельность при производстве по уголовному делу. Производство уголовно-процессуальной деятельности, которую осуществляют те или иные виды органов дознания, зависит от процессуальных полномочий, а также выполняемых функций в государстве органов исполнительной власти, которыми и являются соответствующие виды органов дознания. Кроме того, регламентация производства уголовно-процессуальной деятельности, которую осуществляют соответствующие виды органов дознания, определена статьями Особенной части УПК РФ.

14. ОВД, органы ФСКН, в том числе и их оперативные подразделения, как органы дознания производят всю уголовно-процессуальную деятельность, которая регламентирована действующим УПК РФ для органов дознания, но в пределах своей компетенции. Речь идет о производстве дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Но при этом дознание производят только отделы (подразделения) дознания ОВД либо ФСКН, но не оперативные подразделения. Кроме того, ОВД, в том числе и органы ФСКН, а также их оперативные подразделения, в пределах своей компетенции возбуждают уголовные дела, выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и т.д. При этом ОВД как органы дознания, в том числе и их оперативные подразделения, производят по поручению следователя (дознавателя) в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ следственные и иные процессуальные действия, осуществляют задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ, и т.д. Кроме того, оперативные подразделения ОВД и ФСКН как органы дознания производят оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ. В системе органов дознания, как ОВД и ФСКН, для реализации уголовно-процессуальной деятельности предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель.

15. Оперативные подразделения ФСБ как органы дознания, за исключением пограничных войск ФСБ, осуществляют уголовно-процессуальную деятельность в пределах своей компетенции, связанную с возбуждением уголовных дел, выполнением неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ; производят по поручению следователя в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ следственные и иные процессуальные действия; осуществляют задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ; производят оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ, и т.д. При этом в системе пограничных войск ФСБ создаются соответствующие отделы (подразделения) дознания, которые осуществляют производство дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), ч. ч. 1 и 2 ст. 323 УК РФ в соответствии с гл. 32, 32.1 УПК РФ. Кроме того, данные виды органов дознания вправе в пределах своей компетенции: возбуждать уголовные дела, осуществлять задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ. При этом с уголовно-процессуальной стороны в системе пограничных войск ФСБ предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник подразделения дознания, дознаватель, а в оперативных подразделениях ФСБ — начальник органа дознания.

16. Оперативные подразделения ФТС РФ как органы дознания, за исключением отделов (подразделений) дознания ФТС РФ, в пределах своей компетенции осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, связанную с возбуждением уголовных дел; выполнением неотложных следственных действий по уголовным делам, о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, ч. ч. 3 и 4 ст. 194, ч. 2 ст. 200.1, 226.1, 229.1 УК РФ, выявленных таможенными органами РФ; производят по поручению дознавателя либо следователя в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ следственные и иные процессуальные действия; осуществляют задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ; производят оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ, и т.д. Кроме того, в системе ФТС РФ имеются соответствующие отделы (подразделения) дознания, которые осуществляют производство дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 194, ч. 1 ст. 200.1 УК РФ в соответствии с гл. 32, 32.1 УПК РФ. Кроме того, данные виды органов дознания вправе в пределах своей компетенции возбуждать уголовные дела, осуществлять задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ, а также выполнять неотложные следственные действия (п. 1 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ). При этом с уголовно-процессуальной стороны в системе ФТС РФ предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник подразделения дознания, дознаватель, а в оперативных подразделениях ФТС — начальник органа дознания.

17. Оперативные подразделения ФСИН РФ как органы дознания в пределах своей компетенции осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, связанную с возбуждением уголовных дел; производят по поручению дознавателя либо следователя в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ следственные и иные процессуальные действия; осуществляют задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ; производят оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ, и т.д. Выполнение неотложных следственных действий в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами, должны осуществлять начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. По нашему мнению, соответствующие начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы выступают в качестве начальника органа дознания и, основываясь на п. 17 ст. 5 УПК РФ и п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, делегируют свои полномочия на производство неотложных следственных действий оперативным подразделениям ФСИН для их производства.

18. Оперативные подразделения ФСО РФ как органы дознания в пределах своей компетенции осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, связанную с возбуждением уголовных дел; производят по поручению дознавателя либо следователя в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ следственные и иные процессуальные действия; осуществляют задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ; производят оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ, и т.д. С уголовно-процессуальной стороны в оперативных подразделениях системы ФСО РФ могут быть предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник органа дознания.

19. Оперативные подразделения СВР РФ, а также оперативное подразделение органа внешней разведки МО РФ (ГРУ ГШ МО РФ) как органы дознания осуществляют уголовно-процессуальную деятельность по уголовным делам, которая связана с проведением оперативно-разыскных мероприятий, только в случаях, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других вышеперечисленных органов (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). При этом с уголовно-процессуальной стороны в оперативных подразделениях системы СВР РФ и ГРУ ГШ МО РФ могут быть предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальники органа дознания.

20. Отделы дознания в управлениях ФССП по субъектам РФ как органы дознания осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, связанную с производством дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. ст. 312 и 315 УК РФ в соответствии с гл. 32, 32.1 УПК РФ. Кроме того, данные виды органов дознания вправе в пределах своей компетенции возбуждать уголовные дела, осуществлять задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ. С уголовно-процессуальной стороны в системе ФССП РФ предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник подразделения дознания, дознаватель.

21. Противоречивым является процессуальный статус начальников органов военной полиции, командиров воинских частей, командиров соединений, начальников военных учреждений, начальников гарнизонов как органов дознания. В соответствии со ст. 157 УПК РФ данными должностными лицами может осуществляться производство неотложных следственных действий, они вправе возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции, производить задержание лиц в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ, производить следственные и иные процессуальные действия по поручению следователя, и т.д. При этом данные должностные лица, с уголовно-процессуальной стороны, выступают в качестве такого участника уголовного судопроизводства, как начальник органа дознания. Но для реализации своих уголовно-процессуальных полномочий они делегируют их, как правило, подчиненным должностным лицам. Такими должностными лицами являются, как правило, офицеры органов военной полиции либо воинской части (соединения), гарнизона, которые в соответствии с Приказом заместителя Генерального прокурора — Главного военного прокурора от 23 октября 2011 N 150 «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» приобретают статус дознавателей воинской части (соединения). Но в штате Вооруженных Сил РФ дознаватели не предусмотрены. Не предусмотрены в качестве участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и дознаватели в системе ВС РФ, других войск, воинских формирований, за исключением пограничных органов ФСБ РФ. В этой связи процесс делегирования уголовно-процессуальных полномочий, предусмотренный п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальника органа военной полиции, командира воинской части, соединения, учреждения и гарнизона на подчиненных ему офицеров (дознавателей) незаконен . Кроме того, дознание в соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК в ВС РФ возложено на следователей военно-следственных органов СК РФ. Таким образом, непосредственно только на начальников органов военной полиции, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов как на начальников органов дознания возлагается: выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; возбуждение уголовного дела в пределах своей компетенции; производство задержания лиц в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ; производство следственных и иных процессуальных действий по поручению следователя, и т.д. При этом делегировать свои процессуальные полномочия подчиненным им офицерам они не имеют права. Кроме того, положения п. 17 ст. 5 УПК РФ исходя из буквального толкования не позволяют данным участникам уголовного судопроизводства давать поручения на производство дознания, в связи с тем что производство дознания осуществляется другими участниками уголовного судопроизводства, а выполнение неотложных следственных действий в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ выполняют они сами.
———————————
Более подробно об этом см.: Актуальные вопросы применения уголовно-процессуального законодательства в современных условиях: Материалы научно-практической конференции, проводимой на прокурорско-следственном факультете Военного университета. М.: ЮРКНИГА, 2006. С. 5 — 10 (автор — В.И. Качалов).

22. Отделы дознания в управлениях органов ФПН ФПС МЧС РФ по субъектам РФ как органы дознания осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, связанную с производством дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. ч. 1 и 2 ст. 261 УК РФ в соответствии с гл. 32, 32.1 УПК РФ. Кроме того, данные виды органов дознания вправе в пределах своей компетенции возбуждать уголовные дела, осуществлять задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ. С уголовно-процессуальной стороны в системе органов ФПН ФПС МЧС РФ предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник подразделения дознания, дознаватель.

23. Положение капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации является особенным. С одной стороны, данные участники уголовного процесса не являются органами дознания, но с другой стороны, они имеют право, при наличии поводов и оснований, возбуждать уголовные дела по преступлениям, совершаемым на морских и речных судах, находящихся в дальнем плавании, по месту нахождения партий и зимовок, станций, сезонных полевых баз, а также в пределах территорий консульских и дипломатических представительств и учреждений. Кроме этого, данным органам и должностным лицам уголовно-процессуальный закон дает право производить ряд неотложных следственных действий.

Статья 223 УПК РФ. Порядок и сроки дознания

1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 — 29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса.

3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

3.1. Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 настоящего Кодекса.

3.2. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет начальнику органа дознания. При этом в случае истечения срока дознания прокурор устанавливает срок дополнительного дознания не более 10 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

3.3. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу необоснованным, начальник подразделения дознания выносит мотивированное постановление о его отмене и возобновлении производства дознания, а в случае возникновения оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 211 настоящего Кодекса, — о его возобновлении. При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается прокурором до 10 суток на основании ходатайства начальника подразделения дознания. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

5. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

6. Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в порядке, установленном частями третьей — пятой настоящей статьи.

Комментарии к ст. 223 УПК РФ

1. В настоящее время дознание осуществляется не только по очевидным преступлениям, то есть и в том случае когда не известно лицо, совершившее преступление. Дознание может быть осуществлено лишь в том случае, когда уголовное дело возбуждено по признакам одного или нескольких преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК. Если хотя бы одно из преступлений, по признакам которых возбуждено уголовное дело, подследственно следователям, предварительное расследование по делу осуществляется в форме предварительного следствия, а не дознания.

2. Деятельность органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, является одной из форм предварительного расследования и именуется дознанием в полном объеме.

3. Общее у дознания в полном объеме и предварительного следствия:

— момент начала и окончания;

— перечень, основания и порядок производства следственных действий;

— перечень, основания, процедура избрания, изменения и отмены основных (за исключением предусмотренной ст. 104 УПК) мер пресечения и применения иных мер процессуального принуждения;

— при производстве дознания так же, как во время предварительного следствия, участвует защитник;

— требования к составляемым в ходе расследования процессуальным документам и др.

4. Этот вид дознания во многом повторяет предварительное следствие, за следующими исключениями:

— орган дознания может в определенных законом случаях не составлять постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, по окончании дознания составить обвинительный акт;

— гражданский истец и гражданский ответчик, а также их представители не знакомятся с материалами уголовного дела;

— эту форму предварительного расследования может осуществлять дознаватель, который не обладает процессуальной самостоятельностью. Он вправе обжаловать любое указание прокурора, но обязан, несмотря на это обжалование, немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения (см. также о процессуальной самостоятельности следователя комментарий к ст. 38 УПК).

5. Есть и другие несущественные отличия, связанные с тем, что предварительное расследование, к примеру, по преступлениям, совершенным военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, осуществляется следователями.

6. При производстве дознания не может быть избрана такая мера пресечения, как наблюдение командования воинской части.

7. Дознание не может быть завершено направлением дела в суд для рассмотрения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

8. Есть и другие отличия.

9. См. также комментарий к ст. ст. 150, 162 — 170, 176 — 214 УПК.

Еще по теме:

  • Ст 25 фз рф о трудовых пенсиях Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Договор на оказание услуг беларусь образец +375 29 185 30 01+375 29 333 50 64+375 17 215 01 70 Введите ваш запрос для начала поиска. Договор возмездного оказания услуг г. _____________ "__" ________ ____ г. ______________, […]
  • Дача взятки минимальная сумма Минимальное наказание за получение и дачу взятки может быть снижено 25 февраля Госдума в окончательном, третьем чтении, приняла поправки 1 в УК, УПК и УИК РФ, которые могут существенно […]
  • Кодекс об административных правонарушениях рф коап 2018 Кодекс РФ об административных правонарушениях КоАП РФ Раздел I. Общие положения Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушенияхСтатья 1.2. Задачи законодательства об […]
  • Ст 19 закона рф о милиции Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I"О милиции" С изменениями и дополнениями от: 18 […]
  • Южный детский оздоровительный лагерь Детский оздоровительный копмлекс "Южный" (Луганское областное коммунальное учреждение) Отдых в Крыму Место расположения: ЛОКУ ДОК «Южный » находится на юго-западном курортном […]