Авторские и смежные права понятие объекты субъекты

Оглавление:

Субъекты и объекты смежных прав

Впервые на законодательном уровне субъекты и объекты смежных прав были определены в 1936 году в Австрии. Существующие сегодня нормативные акты касаются определенных результатов интеллектуальной и физической деятельности человека. Далее рассмотрим подробнее данную тему. Итак, смежные права: понятие, объекты, субъекты.

Общие сведения

В 1941 году в итальянском законодательстве впервые был использован термин «примыкающее право». С течением времени категория, на которое оно распространялось, расширилась. К примеру, смежные права в некоторых случаях могут быть связаны с произведениями, не охраняемыми авторским правом. В этом случае они считаются всеобщим достоянием. Так, фортепианный концерт, написанный Бетховеном, может исполняться в концертном зале либо быть записан на диск.

При этом лицензионные отчисления правообладателю не предусмотрены, поскольку композитор умер в 1827-м, а все его произведения считаются всеобщим достоянием. Тем не менее, исполнители (оркестр и пианист) или производитель диска, на котором будет запись, будут пользоваться смежным правом относительно своего воспроизведения. Другими словами, никто не может записать концерт без согласия исполнителей. Никому не разрешено также делать копии записей с диска без одобрения его производителя.

Объекты смежных прав: понятие

В эту категорию входят различные результаты интеллектуальной и физической активности, воплощенные в том или ином виде. К объектам смежных прав относится, например, фонограмма. Она представляет собой любую, но только звуковую запись исполнений либо иных звуков. Например, объектами смежных прав являются пение птиц, голоса людей, пение, природные шорохи, скрипы деревьев, шум моря, ветра, дождя и так далее. Исполнением считается представление фонограмм, произведений и прочего посредством пения, танца, декламации в контакте с аудиторией либо с использованием технических средств. Последними выступают, например, кабельное телевидение, радиовещание и так далее. Также исполнением считается показ кадров визуального произведения со звуком либо без него, в их последовательности. В целом, объекты смежных прав – это фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций кабельного и эфирного вещания вне зависимости от их назначения, достоинства и содержания, а также формы и способа их воплощения.

Постановки

Эти объекты смежных прав выступают в качестве одной из форм исполнения. Например, чтобы сыграть какую-либо театральную пьесу, актеры должны изобразить роли героев. Вместе с этим, если в ходе произведения в качестве действующих лиц будут выступать играющие актеры, то есть непосредственно театральные исполнители, то артистам нужно одновременно представить и их игру. Таким образом, понятие «исполнение» распространяется и на постановку тех или других произведений. Здесь следует сказать о том, что смежное право начинает действовать только в том случае, если выступление транслируется.

Кабельное и эфирное вещание

В данном случае трансляция осуществляется посредством передачи набора изобразительных и звуковых сигналов. Они посылаются в эфир прямо либо с помощью спутника или прочим способом. При кабельном вещании в качестве «передатчика» выступает оптическое волокно, провод, кабель и так далее. Объекты смежных прав в данном случае – это непосредственно передачи, созданные организациями самостоятельно либо за счет их средств другими по заказу.

Отличие их от театральных постановок, например, состоит в том, что они, выступая результатом не столько интеллектуальной, сколько физической деятельности, не выражают собой особой творческой оригинальности создателей. Однако, как показывает мировая практика, дополнительное поощрение таких организаций и частных лиц сегодня вполне оправдано. Благодаря ему отмечается значительное улучшение качества создаваемых продуктов. Ретрансляция и использование фонограмм передач вещательных организаций способствуют существенному расширению аудитории, которая воспринимает исполнителей. Вместе с этим отмечается и усиление эффекта на зрителей/слушателей.

Исполнители, производители и организации вещания

Они выступают в качестве субъектов смежных прав. Исполнителями, в первую очередь, являются артисты, танцоры, певцы, музыканты и прочие лица, воспроизводящие произведения искусства или литературы, в числе которых также кукольные, эстрадные или цирковые номера. В категорию этих субъектов также входят дирижеры и режиссеры-постановщики пьес. В качестве производителей фонограмм могут выступать как граждане, так и юрлица. Они берут на себя инициативу, а также ответственность за создание первой звукозаписи исполнения или других объектов смежных прав. Производителем фонограммы считается лицо, чье название или имя указано непосредственно на ней или футляре, в котором она находится, в том случае, если не доказано обратное. Организацией кабельного или эфирного вещания называют телекомпании (ОРТ, РТР, НТВ и так далее), радиостанции, а также разнообразные частные и государственные предприятия, которые ведут передачи по кабельным каналам за дополнительную плату (как правило).

Объекты авторского и смежного права

В первую очередь, следует отметить тесную взаимосвязь между этими категориями. Как выше было сказано, в ряде случаев объектами смежных прав являются произведения, считающиеся всеобщим достоянием. Однако, как правило, созданные продукты дополнительно охраняются законом. В частности, речь идет об авторском праве. Например, нельзя создать фонограмму песни, не используя ее слова и музыку. Последние, в свою очередь, сочиняются поэтом и композитором.

Также невозможно осуществить теле- или радиотрансляцию без участия хореографов, исполнителей, драматургов, декламаторов или другого лица, выступающего в качестве носителя смежного или авторского права. Данный момент регламентирован соответствующими законами. Определенные объекты смежных прав нельзя воспроизводить без разрешения на это создателей и исполнителей. Согласие должно быть при этом оформлено в соответствующем договоре. Закон достаточно жестко регламентирует данную сферу. Например, чтобы транслировать по кабелю или в эфир какой-нибудь спектакль, вещательная компания должна получить согласие не только режиссера-постановщика, но и участвующих в пьесе актеров, и непосредственно автора того литературного произведения, которое легло в его основу.

Возможности исполнителей

Этой категории принадлежат исключительные неимущественные и имущественные права на объект. Исполнителям гарантируется охрана имени и защита постановки либо исполнения от разного рода искажения и прочего посягательства, которое может нанести ущерб его достоинству и чести. Эти лица осуществляют свободное использование объектов смежных прав. Они могут, в том числе, получать вознаграждение за любую форму воспроизведения продукта.

Исключительное право позволяет исполнителям самостоятельно осуществлять или разрешать иным лицам передачу в эфир или по кабелю постановку или воспроизведение. Только с согласия этих субъектов возможна запись фонограмм, последующее их проигрывание, в случае если первоначальный продукт был создан не для коммерческих целей. Исполнитель может участвовать в создании аудиовизуальных воспроизведений на договорных началах. В этом случае все имущественные права, принадлежащие ему, переходят к изготовителю. Исполнитель может разрешать сдачу либо сам сдавать в прокат фонограммы с его непосредственным участием, опубликованные в коммерческих целях. Право передачи в прокат, как правило, переходит к создателю записи по заключенному договору. Вместе с этим у исполнителя сохраняется возможность получать вознаграждение.

Ограничения

Закон достаточно жестко охраняет права исполнителей. Однако вместе с этим он устанавливает и ряд ограничений. В частности, это касается права на воспроизведение записей постановки или исполнения. Ограничения имеют место в случае, когда первоначальная фонограмма была создана по согласию исполнителя или ее проигрывание осуществляется с той же целью, для которой было получено одобрение. Исключительное право передается пользователям постановок или исполнений, а также иным лицам по договору.

Возможности производителей фонограмм

Несмотря на то что создание звукозаписи не считается формой искусства, от ее качества будет зависеть провал либо успех исполнителя. Это особенно актуально для певцов. Для них важно, чтобы их голос не был на фонограмме хуже, чем при реальном исполнении. Производитель записи может сам или разрешать другим воспроизводить, переделывать, осуществлять прочую обработку, сдавать в прокат, продавать, импортировать ее экземпляры. В данном случае стоит отметить, что проданные и воспроизведенные с ведома создателя фонограммы далее распространяются без выплаты ему вознаграждения и без его ведома. Если говорить о прокате, то использование записи в данной форме всегда находится в ведении производителя, вне зависимости от того, кто будет выступать в качестве собственников экземпляров.

Воспроизведение без согласия создателя и исполнителя

Фонограмма может быть опубликована в коммерческих целях без ведома владельцев смежных прав. Однако в этом случае им должно выплачиваться вознаграждение. Если для продажи записи было получено согласие и производителя, и исполнителя, то основания для ее дальнейшего широкого воспроизведения в коммерческих целях отсутствуют. В этом порядке осуществляется передача ее по кабелю или в эфир. Также на этом основании выполняется и публичное ее исполнение в дальнейшем.

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Смежные права: основные положения

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе «Смежные права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав» .

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав«

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Смежные права: понятие, субъекты, объекты. Защита смежных прав;

Смежные права являются производными от первоначальных авторских прав. Закон об авторских правах подробно регламентирует круг субъектов смежных прав, к которым относятся исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Они имеют право на результаты своей творческой деятельности и исключительное право на использование этих результатов, на имя, на защиту исполнения или постановки от всякого искажения, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, на использование и получение соответствующего вознаграждения за использование всякого рода произведений.

Права исполнителяпризнаются законом, если:

1) исполнитель является гражданином Российской Федерации;

2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации;

3) исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с законом;

4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с законом.

Права производителя фонограммы признаются за ним в случаях, если:

1) производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;

2) фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

Смежные права иностранных физических и юридических лиц признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:

à латинской буквы “P” в окружности;

à имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

à года первого опубликования фонограммы.

Исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права:

Þ право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;

Þ право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

Исключительное правонаиспользование исполненияилипостановки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

2) записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

3) воспроизводить запись исполнения или постановки;

4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.

Исключительное право исполнителя не распространяется на случаи, когда:

¨ первоначальная запись исполнения или постановки была произведена с согласия исполнителя;

¨ воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки;

¨ воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых была произведена запись в соответствии с положениями статьи 42 Закона об авторском праве.

Исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) воспроизводить фонограмму;

2) переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;

3) распространять экземпляры фонограммы, то есть продавать, сдавать их в прокат и так далее;

4) импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

В изъятие из положений статей 37 и 38 Закона об Авторском праве допускается без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой вознаграждения:

1) публичное исполнение фонограммы;

2) передача фонограммы в эфир;

3) сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю.

Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации эфирного вещания разрешать осуществление следующих действий:

1) одновременно передавать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания;

2) сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;

3) записывать передачу;

4) воспроизводить запись передачи;

5) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Исключительное право организации эфирного вещания, не распространяется на случаи, когда:

· запись передачи была произведена с согласия организации эфирного вещания;

· воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии с положениями статьи 42 Закона об Авторском праве.

Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации кабельного вещания разрешать осуществление следующих действий:

1) одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю ее передачу другой организации кабельного вещания;

2) передавать передачу в эфир;

3) записывать передачу;

4) воспроизводить запись передачи;

5) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Исключительное право организации кабельного вещания, предусмотренное законом, не распространяется на случаи, когда:

· запись передачи была произведена с согласия организации кабельного вещания;

· воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии с положениями статьи 42 Закона об Авторском праве.

Права, предусмотренные законом в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки.

Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, установленные статьей 37 Закона об Авторском праве, охраняются бессрочно.

Права, предусмотренные в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

Права, предусмотренные в отношении организации эфирного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир.

Права, предусмотренные в отношении организации кабельного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю.

Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

В случае если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

В случае если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав увеличивается на 4 года.

§ 9. Основные положения о правах, смежных с авторскими в проекте части 4 ГК РФ.

Как уже было отмечено, на результаты исполнительской деятельности (результаты исполнения), на звукозаписи и записи изображения (видеозаписи), на передачи, транслируемые в эфир или по кабелю, признаются исключительные права. Эти исключительные права, а также личные неимущественные права исполнителей являются смежными с авторскими правами (смежные права). Имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов смежных прав, регулируются ГК РФ, законами о смежных правах и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, — иными правовыми актами.

Объектами смежных прав являются:

1. объекты права на результат исполнения — результаты исполнительской деятельности артистов-исполнителей, режиссеров-постановщиков спектаклей и иных театрально-зрелищных представлений, дирижеров, если эти результаты выражаются в форме, допускающей их распространение с помощью технических средств, в том числе с помощью звукозаписи или видеозаписи, путем трансляции по радио или телевидению;

2. объекты права на запись — звукозаписи, а также видеозаписи со звуком или без звука;

3. объекты права на передачу, транслируемую в эфир или по кабелю — передачи, транслируемые организациями эфирного или кабельного вещания посредством радио- или телевизионных сигналов.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Нарушитель смежных прав несет ответственность в соответствии с ГК РФ. По требованию правообладателя суд может обязать нарушителя вместо возмещения убытков, причиненных нарушением смежных прав, уплатить правообладателю компенсацию, определяемую по правилам, установленным законами о смежных правах.

9. Объекты и субъекты смежных прав

исполнение — представление произведений посредством игры,

декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью тех-

постановка — одна из форм исполнения;

фонограмма — любая исключительно звуковая запись исполне-

ний или иных звуков;

передача организации эфирного или кабельного вещания — пе-

редача, созданная самой этой организацией, а также по ее заказу за

счет ее средств другой организацией.

Субъектами смежных прав являются:

исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо,

которое играет роль, читает, поет, играет на музыкальном инстру-

менте или иным образом исполняет произведения литературы или

искусства, в том числе дирижер, режиссер-постановщик;

производитель фонограммы — физическое или юридическое

лицо, записавшее ее. Таким лицом признается, если не доказано об-

ратное, лицо, указанное на фонограмме;

организация эфирного или кабельного вещания — юридическое

лицо, создавшее передачу и осуществляющее ее по эфирному или ка-

бельному вещанию (радиостанции, телевизионные компании).

Субъекты смежных прав наделяются имущественными и личны-

ми неимущественными правами, осуществление которых возможно

при соблюдении прав автора исполняемого произведения.

Исполнитель имеет право:

на защиту исполнения от искажения или иного посягательства,

способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;

на использование исполнения в любой форме, включая пра-

во на получение вознаграждения за каждый вид использования

передавать в эфир или по кабелю исполнение;

записывать ранее не записанные исполнения;

воспроизводить запись исполнения;

сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фоно-

грамму, на которой записано исполнение с участием исполнителя.

При записи исполнения на фонограмму это право переходит к про-

изводителю фонограммы, за исполнителем сохраняется право на воз-

награждение за сдачу в прокат экземпляров фонограммы.

Данные права могут передаваться по соглашению другим

Производитель фонограммы имеет право использовать фонограм-

му в любой форме, включая право на получение вознаграждения за

каждый вид использования фонограммы, а именно:

переделывать или любым иным способом перерабатывать

распространять экземпляры фонограммы, т.е. продавать, сдавать

их в прокат и т.д.;

импортировать экземпляры фонограммы в целях распростра-

Ограничение смежных прав производителя фонограммы допус-

кается в виде ее использования без согласия производителя, но с вы-

платой вознаграждения для публичного исполнения, ее передачи в

эфир или сообщения по кабелю.

Организация эфирного и кабельного вещания имеет право использо-

вать передачу в любой форме и давать разрешение на такое исполь-

зование, включая право на получение вознаграждения за предостав-

ление этого разрешения, в частности:

одновременно передавать в эфире и по кабелю другой организа-

ции эфирного и кабельного вещания;

сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю (в эфире);

воспроизводить запись передачи;

сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным

Допускается ограничение смежных прав исполнителей, произво-

дителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания

в виде свободного использования без их согласия и без выплаты воз-

награждения объектов смежных прав в следующих случаях:

для включения в обзор о текущих событиях небольших отрыв-

в целях обучения или научного исследования;

60. Смежные права: понятие, состав, объекты.

Смежные права в соответствии с ч. 4 ГК выделены в отдельный правовой институт права интеллектуальной собственности.

Предметом правового регулирования данного правового института являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Смежные права охраняются в силу факта возникновения соответствующего объекта, без регистрации и соблюдения иных формальностей.

Смежные права производны от авторских прав; их обладатели обязаны соблюдать права авторов и пользоваться ими в рамках, установленных законом или договором.

Содержание смежных прав составляет исключительное (имущественное) право и личные неимущественные права в случаях, установленных законом.

Объектами смежных прав являются: 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; 2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права.

61. Патентное право: субъекты, объекты, патентные права.

Патентное право в объективном смысле — это гражданско-правовой институт, регулирующий исключительные и иные имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с признанием авторства и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, установлением режима их использования, материальным и моральным стимулированием и зашитой прав их авторов и патентообладателей.

Патентное право в субъективном смысле — это исключительное и иное имущественное или личное неимущественное право конкретного субъекта, связанное с определенным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом.

Объектами патентного права являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Изобретение как объект патентного права обладает следующими признаками (условия патентоспособности изобретения):

— новизна изобретения, то есть оно неизвестно с точки зрения мирового уровня развития техники (мировая новизна); по дате поступления заявки на изобретение в Патентное ведомство Российской Федерации устанавливается приоритет изобретения; приоритет также может быть установлен по дате подачи первой заявки в государстве- участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если заявка на изобретение поступила в Патентное ведомство Российской Федерации в течение 12 месяцев с момента указанной даты;

— изобретательский уровень, то есть изобретение для специалиста не следует явным образом из уровня техники;

— промышленная применимость, то есть изобретение может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, медицине или иных сферах деятельности.

Объектом изобретения может быть устройство, способ, вещ-во, штамм микроорганизмов, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

Не признаются изобретениями: научные теории и математические методы; методы организации и управления хоз-вом; условн. обозначения, расписания, правила; алгоритмы и программы для вычислительных машин; сорта растений и породы животных; некоторые другие достижения.

Полезная модель — это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.

Условия патентоспособности полезной модели: новизна; промышленная применимость.

Промышленный образец — художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид (например, дизайн автомобиля).

Условия патентоспособности промышленного образца: новизна; оригинальность, то есть его существенные признаки не просто новы, а обусловлены функциями изделия и облегчают его использование; промышленная применимость.

Не признаются промышленными образцами: решения, обусловленные исключительно технической функцией изделия (гайки, болты и пр.); объекты архитектуры; промышленные, гидротехнические и иные стационарные сооружения; печатная продукция; объекты неустойчивых форм из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ; изделия, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Субъекты патентного права: авторы (соавторы) изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; патентообладатели; иные лица, приобретающие определенные патентные права на основании закона или договора (наследники и иные правопреемники авторов и патентообладателей).

Право на получение патента на изобретение, промышленный образец или полезную модель, созданные работником в связи с выполнением им служебных обязанностей или получением от работодателя конкретного задания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное. В этом случае автор имеет право на получение вознаграждения.

Еще по теме:

  • Адвокатская консультация 11 спб Адвокатская консультация № 11 Метро: Автово, 145 м. Время работы: Ежедневно 09:30-19:00 Деятельность: Адвокатская консультация № 11 оказывает правовую помощь физическим и юридическим лицам […]
  • Страны где разрешено двойное гражданство С какими странами Россия имеет двойное гражданство Вопрос о двойном гражданстве остается одним из самых актуальных и востребованных даже в реалиях 21 века, когда все границы между странами […]
  • Закон о рекламе постановление 902 Постановление 902 – главный нормативный документ для изготовления и размещения наружной рекламы в Москве Наружная реклама в Москве – мощнейший инструмент воздействия на потребителя. Она […]
  • Какие нужны документы чтобы подать на алименты в браке Как подать на алименты на ребенка, рожденного вне брака Время чтения: 5 минут Традиционная ситуация: матери ребенка необходимо взыскать алименты с отца ребенка, с которым у нее не было […]
  • Дети могут подать в суд на родителей Что говорит закон о том, может ли сам ребенок подать на алименты на родителей, отца или мать, если он несовершеннолетний? Последние десятилетия растет количество разводов, и страдают от […]
  • Погашение льготного кредита при рождении третьего ребенка Льготные кредиты многодетным семьям в 2018 году Совершение крупных покупок, таких как жилье, автомобиль, мебель или бытовая техника, в кредит становится все более популярным. А иногда […]